Рабочие листы при изучении словарных слов в начальной школе
методическая разработка

Аверина Елена Владимировна

Рабочие листы при изучении словарных слов в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Рабочие листы при изучении  словарных слов в начальной школе»

Автор: Аверина Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Кодинская СОШ № 4»

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможность использования рабочих листов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Практически на каждом уроке младшие школьники встречаются со словами с непроверяемыми написаниями, традиционно именуемыми «словарными».  Научить детей писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Чтобы правильно писать словарные слова, их нужно выучить и запомнить. Механическое запоминание является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Как при запоминании избежать простой зубрёжки, как разнообразить процесс запоминания словарных слов?

Несомненно, у каждого учителя есть свой теоретический и практический опыт, свои оригинальные решения. Хочу поделиться своим опытом при работе со словарными словами. Я разработала рабочие листы, которые можно использовать как при знакомстве с новым словарным словом, так и при закреплении изученного слова. Каждый лист состоит из нескольких заданий. Первое задание направлено на  знакомство со словом и определение «опасного» места в слове. Здесь нужно отгадать ребус, загадку, расшифровать  слово или написать то, что изображено на картинке. Разгадав ребус или «шифровку»,  дети записывают отгадку, ставят ударение и определяют «опасное» место – букву, в написании которой можно ошибиться, потом проверяют по словарю. 

Если в задании нужно  написать то, что изображено на картинке,  внизу после картинки дан текст о происхождении слова. Дети читают, как образовалось слово, находят ассоциацию и легче запоминают написание орфограммы. Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова.

Дальше идут задания, которые направлены на запоминание слова. Задания могут быть такими:

- подбери и запиши однокоренные слова;

- прочитай текст и вставь пропущенные буквы в словах;

- составь из данных слов предложения и запиши их, вставляя пропущенные буквы;

-  образуй новые слова (например, Лисица – иц – а =);

- составь из букв слова новые слова;

- собери слова из букв.

Здесь  можно использовать упражнения с пословицами,  стихотворения,  кроссворды, игры «Замени одним словом», сказки, небольшие рассказы.

Внизу рабочего листа есть «Запоминалки»: картинка, где запечатлено слово-образ, которое легко запоминается, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Такое слово-образ создается чаще всего путем вписывания в него конкретного изображения предмета, по форме похожего на букву, правописание которой нужно знать (метод графических ассоциаций).  Картинки беру из пособия «Словарные слова в образах и картинках» О.Б. Иншакова.

     

Рядом с картинкой дано стихотворение, которое помогает запомнить непроверяемые написания. Например:

1. На уроках он помощник наш —

Разноцветный яркий карандаш.

Ты, дружок, запомни навсегда:

В слове «КАРАНДАШ» три буквы  «А».

Можно создавать рабочие листы для закрепления группы изученных слов. Я включаю такие задания:

1.Записать столбиком словарное слово. На каждую букву этого слова нужно записать  ранее изученные слова. Если ребёнок не знает слово на букву, то пропускает (приём «Чепушина»).

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

2. Запиши, кто  изображён на картинке. На какие группы можно разделить животных? Запиши.

3. Зашифруй (или расшифруй) слова. Проверь себя по словарю. Если нашёл ошибки – исправь.

4. Запиши словарные слова, в которых есть сочетание -оро- (-оло-).

С рабочими листами можно работать на уроке,  можно выдать как домашнее задание. Рабочие листы делаю на листах формата А5. Проработанные листы дети складывают в специальные папки с файлами. Эти папки всегда у детей с собой и можно в любой момент в них заглянуть.

Такая работа вызывает интерес у детей, облегчает запоминание слов с непроверяемыми написаниями.

При составлении рабочих листов использую следующую литературу:

1. Словарные слова в образах и картинках: пособие для логопеда: в 2 ч. 1-2кл./О.Б. Иншакова. Издательство: Владос, 2005.

2. Запоминаем словарные слова: 1 класс/А.М.Горохова.- Москва: Эксмо, (Светлячок) 2018.

3. Запоминаем словарные слова: 2 класс/А.М.Горохова.- Москва: Эксмо, (Светлячок) 2018.

4. Запоминаем словарные слова: 3 класс/А.М.Горохова.- Москва: Эксмо, (Светлячок) 2018.

5. Запоминаем словарные слова: 4 класс/А.М.Горохова.- Москва: Эксмо, (Светлячок) 2018.

6. Запоминаем словарные слова: 1-2 классы/О.Д. Полуянова.- Москва: Эксмо, 2011.

7. Запоминаем словарные слова: 3 класс/О.Д. Полуянова.- Москва: Эксмо, 2012.

8. Запоминаем словарные слова: 4 класс/О.Д. Полуянова.- Москва: Эксмо, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами в начальной школе.

Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....

моя работа над словарными словами в начальной школе.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Изучение словарных слов в начальной школе

Блочное (или тематическое) изучение словарных слов. Словарные слова поделены на тематические группы. Работа с каждой группой слов ведется на каждом уроке в течение 1-2 недель. Данная методика позволяе...

Взаимодействие русского и немецкого языков при изучении словарных слов в начальной школе

Взаимодействие русского и немецкого языков при изучении словарных слов в начальной школе. Знакомство и изучение другого языка, фактов из истории слов родного языка способствуют формированию навыка нап...

Изучение словарных слов в начальных классах

Данный метод разнообразит работу по заучиванию словарных слов....

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе...