Эффективны приёмы работы со словарными словами в начальной школе
статья по русскому языку на тему
Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivny_priyomy_raboty_so_slovarnymi_slovami_v_nachalnoy_shkole.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Янпольская Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СШ №8», г. Когалым
«Эффективны приёмы работы
со словарными словами в начальной школе»
Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.
Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.
Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.
При правильной организации словарно-орфографическая работа обогащает речь школьников, развивает умение объяснять значение слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи, правильно писать изучаемые слова. Работа со словарными словами дает возможность активизировать словарный запас ребенка, развивать связную речь. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист Алексей Васильевич Текучев.
При этом каждый учитель может превратить работу со словарными словами в творческую, интересную и разнообразную. В поисках эффективных приёмов формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся, изучала и изучаю методическую литературу;
выявляю наиболее продуктивные способы запоминания и правописания слов и применяю их в своей работе в зависимости от комплектации класса учащихся.
Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.
Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся. совершенствования словарной работы и повышения орфографической грамотности учащихся
Хороший результат даёт изучение словарных слов по методике учителя-новатора Софьи Николаевны Лысенковой, который не один год я применяю в своей работе. В начале учебного года словарные слова надо сгруппировать в блоки по темам. Например, блок «Огород» может содержать слова: корзина, овощи, картофель, капуста, яблоко, арбуз.
Каждый блок печатается на отдельном листе бумаги и вывешивается на доску. Работа над словарными словами ведётся в течении недели или дольше по алгоритму.
1 урок. Ознакомление со словами изучаемого блока. Орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм, расстановкой ударения, выяснением значения слов.
2 урок. Запись слов в тетрадях с проговариванием. Деление слов на слоги.
3 урок. Составление словосочетаний из словарных слов.
4урок.Составлениепредложений.
5-6-7урок. Закрепление правописания словарных слов блока. Работа с картинным словарём, отгадывание кроссвордов, дидактические игры.
8 урок. Проверка уровня обученности. Словарный диктант.
Я покажу несколько приёмов, которые помогают отрабатывать написание словарных слов, связывают работу со словарными словами со всеми разделами курса русского языка, формируют творческое мышление.
Один из них называется «Сканирование». Блок слов висит в классе на стене, ребята периодически подходят к ним, читают, иллюстрируют. Затем предложить ребятам «сфотографировать» слова за минуту, прочитать про себя, проговорить по слогам. Когда слова сняты, проводится словарный диктант. Во время проверки дети сверяют написанное. Если ошибок в словах никто не сделал, слова отправляются на «пенсию». При наличии ошибок слова возвращаются на стену. При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя.
«Диктант наоборот»
Прочитать лексическое значение слов, дети определяют и записывают слова. Для таких диктантов необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно определить значение слова. В первом классе можно применять карточки с изображением картинки словарного слова.
Большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной красиво изогнутой шеей (лебедь); мгновенный искровой разряд в воздухе (обычно во время дождя) (молния).
Ещё один эффективный приём, который поможет избежать простой зубрёжки слов – называется «Чепушина».
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
В - ветер
Д - девочка
Р - ребята
У - улица
Г – город
Для работы предложить учащимся словари.
Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас.
Приём «Ботанический сад» поможет провести работу по правописанию однокоренных слов.
Вывешивается корень слова, а дети придумывают однокоренные слова, записав их на листьях и прикрепляют к дереву. Дерево стоит неделю или две. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (слова с дерева снять). Учитель может добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.
«Мускульная память»
Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайер
в книге «Научи своего ребёнка читать». Вставьте букву в слово палисадник и терраса, пальчиком напишите на спине ученика. Убедитесь, что ребёнок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите написать на бумаге. Данная система работает благодаря «мускульной памяти»: способности запоминать информацию через действия тела.
Воспользовалась советами психологов, которые рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязанных слов составить яркий динамичный рассказ, который легко воспроизводился бы в воображении. А ведь при написании словарных слов как раз надо помочь детской памяти за что-то зацепиться, поэтому я использую в работе блоки трудных для написания слов, где они подобраны в рифму. Они близки по логике, по орфографическому признаку. Я воспользовалась веселыми, а порой и серьезными стихами – опорами и рифмовками – подсказками, которые можно озаглавить общим названием – «стихи - запоминалки». К примеру, в рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой б/у гласной «а».
Гараж.
Автобус, аллея, асфальт и трава.
В «опасные» снова играем слова.
Аптека, базар, магазин и народ,
Калитка, квартира, забор и завод,
Рабочий, работа, газета, багаж.
Приехали снова мы с папой в гараж.
Машина, вагон, пассажир и трамвай-
Пиши с буквой «а» их и не забывай!
Огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы.
Овощи собрались в путь.
С «о» писать их не забудь!
Пожалуйста
Опять повторяем мы снова и снова
Слово «пожалуйста», доброе слово.
Мы это слово не держим в секрете,
С буковкой «о» оно пишется, дети.
Простота и легкость запоминания позволили мне охватить стихами-опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в большинстве своем, не умея писать правильно. Поэтому я считаю нужным обогатить на грамотной основе словарный запас младших школьников этими словами. Стихи-опоры позволяют увеличить его втрое.
Самым простым способ, позволяющим организовать процесс запоминания слов, является ведение индивидуальных словариков, аналогичных тем, что ведут на уроках иностранного языка. Методику ведения индивидуальных словарей, в которых ребёнок будет записывать значение слова, его происхождение и родственные ему слова, предложил В.Д. Купров.
Индивидуальный словарик можно оформлять по-разному.
В 1-2 классе лучше вести картинный словарик. Слова записываются по мере изучения к ним рисуется или приклеивается небольшая картинка. На обратной стороне листа можно подбирать стихи, загадки, пословицы с изученными словами.
В 3-4 классах работа в словаре нацелена на развитие речи.
К словарным словам можно подобрать и записать однокоренные слова или дети подбирают синонимы только к тем словам, к которым это возможно.
К словам можно подбирать тексты, фразеологические обороты и другой занимательный материал.
Используя эти приемы, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, учатся анализировать, сравнивать, расширяют кругозор, развивают речь. А самое главное растёт мотивация к учению и сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со словарными словами в начальной школе.
Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....
моя работа над словарными словами в начальной школе.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...
Эффективные приёмы, используемые на уроках в начальной школе. Методическик разработки.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Проблема современно...
Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»
В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....
Эффективные приемы запоминания английских слов в начальной школе
Интересный и нужный материал как для педагогов так и для родителей учеников...
Эффективные приемы работы со словарными словами в начальной школе
Эффективные приемы работы со словарными словами в начальной школе...
Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе
Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе...