Открытый урок по русскому языку по теме Имя прилагательное. Обобщение. 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Материалы к открытому уроку по русскому языку по теме Имя прилагательное. Обобщение. включают в себя карту урока, презентацию, раздаточный материал, тесты и самоанализ урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Учитель: Евсенёва Е.Г.
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) |
Обобщение знаний об имени прилагательном | 32 урок из 32 по разделу «Имя прилагательное» |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок обобщения и систематизации знаний | Урок-проект; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; метод проектов, эвристических, проблемных вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, создание текста, работа в паре и группе, работа с учебником, словарем. |
Цель урока | Задачи урока |
Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи, к совершенствованию навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных на основе обобщения в ходе совместной деятельности | Предметные: Ученик научится: - находить в тексте имена прилагательные; - определять грамматические признаки имен прилагательных; - устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным; - применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных; Ученик получит возможность научиться: - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать синонимы, антонимы Метапредметные: Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять анализ с выделением существенных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать; - строить алгоритм действий, работать по алгоритму; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения в сотрудничестве; - работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера; Личностные: - положительная мотивация к школе, к обучению; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Педагогические технологии | Оборудование |
Технология деятельностного подхода, формирующего оценивания | Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), презентация «Обобщение знаний об имени прилагательном», учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык 4 класс Часть 2 В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М: Просвещение 2022, карточки-тексты для индивидуальной работы, тесты. |
Структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты |
этап (1 мин) | Создает эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность к уроку. - Вот и прозвенел звонок. - Садитесь, проверьте готовность к уроку. | Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место. - Начнём наш урок! Садятся и проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. | Личностные: формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других |
| Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Хотелось бы начать урок со слов: «Делу время – потехе час». - Как вы понимаете эту пословицу? - Ребята, как вы думаете, почему с этой пословицы мы начинаем урок? | Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность. Объясняют смысл пословицы, отвечают на вопрос. | Личностные: - прививать интерес к познавательной деятельности; -создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; |
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений (5 мин) | Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта. - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Начнем урок со словарной работы. Вспомните и назовите мне два последних словарных слова, с которыми знакомились. Можете воспользоваться своими словариками. (Ботинки, богатство). - Назовите буквы, которые мы запоминали в этих словах. - Что объединяет эти два слова? - Каково лексическое значение слова богатство? - Каким может быть богатство? (Материальным, природным, духовным). - Подберите синонимы к слову «богатство» (Роскошь, изобилие, достаток). - Подберите антонимы (Бедность, нищета, убогость). | Демонстрируют знания, умения по теме. Отвечают на вопросы. Анализируют группу слов с выделением существенного признака. Отвечают на вопросы. | Личностные: - формировать адекватную самооценку; - использовать и обогащать личный опыт учеников; - развивать познавательную активность учащихся; Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отстаивать свою точку зрения; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - выполнять учебные действия; |
4. Постановка учебной задачи, цели деятельности (2 мин) | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации. - Обратимся к словам на доске. ( Духовный, природный, богатство, материальный). Какое слово лишнее? - Что нужно сделать, чтобы слово «богатство» перестало быть лишним? - По какому признаку слова образуют единую группу? (Часть речи). - Определим тему урока. (Обобщение знаний об имени прилагательном) - Для чего нам это нужно? - Ответим на вопросы слайда: - Что такое прилагательное? - На какие вопросы отвечает? - Что обозначает? - С какой частью речи употребляется? - Каким членом предложения является? - Как можно проверить безударное окончание прилагательного?
| Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. | Личностные: - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; Регулятивные УУД: - высказывать предположения на основе наблюдений; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - планировать реализацию целей и задач; |
5. Обощение и систематизация знаний (20 мин) | Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организовывает решение проблемной ситуации. Организует групповую работу. Подготовка к обобщенной деятельности (15 мин) - Прочитайте отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Русский лес». «В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.» - Какова тема текста? - Вы смогли ярко представить картину зимнего леса? Почему? - Выпишем из отрывка словосочетания с прилагательными. - Предлагаю вам немного отдохнуть. - Примите для себя удобную позу, расслабьтесь и представьте красоту зимнего пейзажа под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима». - Что себе представили? - Можно ли сказать, что сейчас мы «прикоснулись» к богатству? К какому? (живописи, колорита, слова, музыки) Воспроизведение на новом уровне (5 мин). Дети получают карточки с неполным текстом. (_____________ снег укрыл землю___________ одеялом. Деревья надели ________шапки. В воздухе кружатся ____________ снежинки. Мы любуемся _____________лесом.) - Прочитайте текст. - Понравился вам этот текст? - Чего не хватает? - Давайте отредактируем этот текст, чтобы он стал красивым, и запишем его к себе в тетрадь. - А теперь поработаем с прилагательными. Определим у них число, род, падеж. - Сделаем обобщение. Как определить число, род и падеж прилагательных? - Как определить род у прилагательных множественного числа? - Как правильно написать окончания у прилагательных? | Читают текст с доски. Отвечают на вопросы. Минутка отдыха. Отвечают на вопросы. Читают текст. Отвечают на вопросы. Работают с текстом. Систематизируют знания. Делают обобщающие выводы. | Личностные: - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения; - развивать познавательную активность учащихся; Познавательные УУД: - выдвигать предположения; - структурировать знания; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - работать по алгоритму Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; - строить монологическое высказывание; Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль; |
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону (5 мин) | Проводит работу по самостоятельному применению знания каждого учащегося. - Самостоятельно примените полученные знания и умения. - Выполните упр. № 2 на стр. 50. - Составьте и запишите словосочетания в заданных формах. - Выполним взаимопроверку: поменяйтесь тетрадями. - Сравните с эталоном и карандашом укажите количество ошибок соседа. - Верните тетрадь соседу. - Кто выполнил работу без ошибок? - У кого 1-2 ошибки? - У кого более двух? | Самостоятельно выполняют задание: составляют и записывают словосочетания в нужной форме, соблюдая орфографические нормы. Выполняют взаимопроверку по эталону. | Личностные: - формировать адекватную самооценку; - использовать и обогащать личный опыт учеников; Познавательные УУД: - использовать схемы для выполнения задач; Коммуникативные УУД: - строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - осуществлять взаимоконтроль, Регулятивные УУД: - включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; |
7. Контроль и коррекция ошибок (5 мин) | - Итогом вашей работы станет тест. - Запишите номер вопроса и выбранный вариант ответа. Тест. 1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает... а) предмет б) признак в) действие 2. Найди строку, в которой даны только имена прилагательные. а) медленный, вареное, синий б) верность, желтый, белый. В) медлительность, верный, белизна 3. Как изменяется имя прилагательное ? а) по лицам б) по числам в) по падежам г) по родам 4. У прилагательного нет следующего признака... а) рода б) времени в) числа 5. В каком имени прилагательном нужно писать окончание яя ? а) домашн... животное б) домашняя работа в) домашн... режим 6. Как проверить безударное окончание прилагательного? а) по окончанию вопроса, на который оно отвечает б) определить род и падеж по роду и падежу существительного, вспомнить, какое окончание пишется в) по спряжению глагола г) подобрать прилагательное с ударным окончанием в том же роде и падеж - За каждый правильный ответ напишите 1 балл. Проверьте и оцените себя по критериям.
| Читают вопросы теста со слайда и выбирают вариант ответа. Проставляют баллы. Оценивают себя по предложенным на слайде критериям. Без ошибок – 5. 1-2 ошибки – 4. 3-5 ошибок – 3. Более 5-ти – 2. | Личностные: - формировать адекватную самооценку; Познавательные УУД: - представлять информацию в виде схемы; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать других; - осуществлять самоконтроль, Регулятивные УУД: - выполнять задание и сравнивать результат с эталоном; - осуществлять самоконтроль; |
8. Домашнее задание (1 мин) | Организует работу по записи домашнего задания. - Дома вам нужно будет написать мини-сочинение «Красота зимнего леса» | Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: -создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; Коммуникативные УУД: - слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения; Регулятивные УУД: - включать способы действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; |
9. Итог урока. Рефлексия. (4 мин) | Подводит итог урока, организует рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся. Содержание учебного материала - Какой была цель урока? - Продолжите фразу: Я знаю, что имя прилагательное: - отвечает на вопросы … - обозначает … - связано с … - изменяется по … - в предложении … Я умею: - находить … - определять … - правильно писать … - Пригодятся данные знания и умения в жизни? Где? Учебная деятельность - Оцените свою деятельность на уроке. Эмоциональное состояние - Оцените свое эмоциональное состояние. - Вижу, что результатом своей работы вы довольны. - Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. Подводят итог своей деятельности на уроке. | Личностные: - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - понимать чувства других людей и сопереживать им; Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку; - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - давать самооценку. |
Приложение.
Тест.
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...
а) предмет
б) признак
в) действие
2. Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
а) медленный, вареное, синий
б) верность, желтый, белый.
в) медлительность, верный, белизна
3. Как изменяется имя прилагательное?
а) по лицам
б) по числам
в) по падежам
г) по родам
4. У прилагательного нет следующего признака...
а) рода
б) времени
в) числа
5. В каком имени прилагательном нужно писать окончание -яя?
а) домашн... животное
б) домашн… работа
в) домашн... режим
6. Как проверить безударное окончание прилагательного?
а) по окончанию вопроса, на который оно отвечает
б) определить род и падеж по роду и падежу существительного, вспомнить, какое окончание пишется
в) по спряжению глагола
г) подобрать прилагательное с ударным окончанием в том же роде и падеже
Карточка-текст для работы.
_____________ снег укрыл землю___________ одеялом. Деревья надели ________шапки. В воздухе кружатся ____________ снежинки. Мы любуемся _____________лесом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДУХОВНЫЙ ПРИРОДНЫЙ БОГАТСТВО МАТЕРИАЛЬНЫЙ
Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? С какой частью речи употребляется? Как изменяется? Каким членом предложения является? Как можно проверить безударное окончание имени прилагательного? Для чего нужны в речи имена прилагательные?
«В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов .»
Д.п . берёзовой роще П.п . о берёзовой роще Р.п . раннего утра Т.п. ранним утром Д.п . весенним гостям Р.п . весенних гостей Т.п. белоносым грачом Р.п . белоносого грача
Без ошибок – 5. 1-2 ошибки – 4. 3-5 ошибок – 3. Более 5-ти – 2.
Я знаю, что имя прилагательное: - отвечает на вопросы … - обозначает … - связано с … - изменяется по … - в предложении … Я умею: - находить … - определять … - правильно писать …
Спасибо!
Предварительный просмотр:
_____________ снег укрыл землю___________ одеялом. Деревья надели ________шапки. В воздухе кружатся ____________ снежинки. Мы любуемся _____________лесом.
_____________ снег укрыл землю___________ одеялом. Деревья надели ________шапки. В воздухе кружатся ____________ снежинки. Мы любуемся _____________лесом.
_____________ снег укрыл землю___________ одеялом. Деревья надели ________шапки. В воздухе кружатся ____________ снежинки. Мы любуемся _____________лесом.
_____________ снег укрыл землю___________ одеялом. Деревья надели ________шапки. В воздухе кружатся ____________ снежинки. Мы любуемся _____________лесом.
_____________ снег укрыл землю___________ одеялом. Деревья надели ________шапки. В воздухе кружатся ____________ снежинки. Мы любуемся _____________лесом.
Предварительный просмотр:
Тест.
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...
а) предмет
б) признак
в) действие
2. Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
а) медленный, вареное, синий
б) верность, желтый, белый.
в) медлительность, верный, белизна
3. Как изменяется имя прилагательное?
а) по лицам
б) по числам
в) по падежам
г) по родам
4. У прилагательного нет следующего признака...
а) рода
б) времени
в) числа
5. В каком имени прилагательном нужно писать окончание -яя?
а) домашн... животное
б) домашн… работа
в) домашн... режим
6. Как проверить безударное окончание прилагательного?
а) по окончанию вопроса, на который оно отвечает
б) определить род и падеж по роду и падежу существительного, вспомнить, какое окончание пишется
в) по спряжению глагола
г) подобрать прилагательное с ударным окончанием в том же роде и падеже
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Класс: 4
Урок: русский язык.
Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном, как части речи.»
Цели урока:
1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
2) практическая – закрепление умения распознавать прилагательные, закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;
3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.
Урок занимает одно из главных мест в разделе «Части речи» в теме «Имя прилагательное», тесно связан с предыдущими уроками, т.к. на уроке применялись З.У.Н, полученные на предыдущих занятиях.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний
Структура урока соответствует его типу.
1 этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Направлен на подготовку учащихся к работе.
2 этап. Актуализация знаний.
Нацелен на подведение к теме и целям урока. Подведение учеников к значимости имени прилагательного в речи.
Развитие эстетических чувств.
3 этап. Постановка целей и задач урока.
Учащиеся сами определяют цели урока.
4 этап. Обобщение и систематизация знаний.
Создание условий для применения полученных знаний на практике при решении учебных задач.
Знакомство с отрывком из творчества Соколова-Микитова.
Знакомство с творчеством П.И. Чайковского.
Физминутка. Отдых под расслабляющую музыку, воображение, представление, переход к следующему этапу работы.
Работа по восстановлению текста направлена на эстетическое воспитание и развитие чувства прекрасного.
5 этап. Самостоятельная работа.
Направлена на умение учеников самостоятельно применять полученные знания и умение выполнять взаимопроверку.
6 этап. Контроль.
Здесь ученики подводят итог полученным знаниям.
Самопроверка.
7 этап. Домашнее задание.
8 этап. Итог. Рефлексия.
Достигнута ли цель урока. Систематизация знаний о прилагательном.
Оценка деятельности учеников. Оценка всего урока в целом.
В целом я считаю, что поставленные цели и задачи на уроке были …………... На уроке использованы различные методы и приемы, основанные на принципах
- доступности и посильности
- систематичности и последовательности,
- сознательности и активности учащихся.
На разных этапах урока использовались различные методы: стимулирования (метод формирования интереса, метод поощрения.), репродуктивные методы (инструктаж, практическая тренировка…).
Методы работы и контроля тоже были различны: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная; самопроверка, взаимопроверка.
На уроке ребята работали ……….... Темп урока ………, соответствовал психологическому и физическому состоянию класса. Атмосфера на уроке – рабочая, доброжелательная, наблюдалась взаимозаинтересованность всех участников учебного процесса.
Все этапы были последовательны и направлены на достижение хорошего результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Парные согласные" 2 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка по теме "Парные согласные" 2 класс. УМК "Школа России", авторы учебников Зеленина, Хохлова...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы"
Наблюдение за изменениями формами слов. Выделение существенных признаков....
Открытый урок по русскому языку. на тему: Жи-ши 2 класс
Данный урок направлен на расширение и укрепление знаний обучающихся на данную орфограмму, умение находить орфограмму в словах и правильно употреблять при письме....
Разработка открытого урока по русскому языку на тему"Имя прилагательное"
Углублить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное", 3 класс
Цели деятельности: развитие умений находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм:Планируемые ...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"
Технологическая карта открытого урока в 3 классе по русскому языку по теме "Имя прилагательное"...