Методическая разработка урока Русского языка 4 класс "Школа России"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Урок Русского языка 4 класс тема: "Личные местоимения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.76 МБ |
Технологическая карта | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Местоимение - часть речи, которая указывает на лица, предметы, но не называет их.
Самопроверка В о р о бей – он, с о рока – она, м е дведь- он, за я ц – он, л и сица – она.
Читай через одну букву л в и п ч у н р ы а е к м м е с с й т в о к и г м р е р н а и т я
Постарайтесь вспомнить, что вам известно о местоимении? Это … Указывает …, но не … Отвечает … Употребляется в речи … Личные местоимения: …
Я, ты, он, она, Вместе — целая страна. Вместе — дружная семья, В слове «мы» — сто тысяч «Я». Р. Рождественский Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Выпишите из текста личные местоимения .
Распределите личные местоимения по числам. Ед.ч. Мн.ч. я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
Проведём наблюдение: какая часть речи пропущена в тексте? В воскресенье ___ пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое, ____ даже немного пригревало. Деревья стояли в красивом снежном уборе. ___ были украшены серебристым инеем. Вдруг ___ увидел дятла. Своим крепким клювом ___ долбил кору дерева. А вот и белка. ___ ловко прыгала по веткам сосны. Прочитайте текст без пропусков!
Самым интересным на уроке было …
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
к уроку «Русский язык» 4 класс.
Тема: «Личные местоимения»
УМК: «Школа России» В.П Канакина., В.Г Горецкий «Русский язык» 4 класс
Автор(ы) учебника/УМК: «Школа России» В.П Канакина., В.Г Горецкий «Русский язык» 4 класс, 2 часть.
Тема урока: «Личные местоимения».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Ознакомление с особенностями личных местоимений как части речи.
Планируемые достижения:
предметные:
- Распознавать местоимения среди других частей речи;
- Определять лицо и число местоимений.
метапредметные:
ЛУУД:
- Формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
ПУУД:
- Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- Поиск и выделение необходимой информации.
КУУД:
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
РУУД:
- Постановка учебной задачи;
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- Составление плана и последовательности действии;
- Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Задачи урока:
- Совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;
- Развивать умения распознавать личные местоимения в тексте, правильно употреблять их;
- Развивать память, каллиграфический навык письма, обогащать словарный запас.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.
Ресурсы:
- Учебник В.П Канакина., В.Г Горецкий «Русский язык» 4 класс, 2 часть;
- Презентация на тему «Личные местоимения»;
Этапы урока, содержание (задания) | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы и | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | 1 мин | «Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели.» - Здравствуйте ребята! - Проверьте все ли у вас готово к уроку? | Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу и проверяют все ли готово к уроку. | Словесный метод: беседа Фронтальная работа | ЛУУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. РУУД: целеполагание |
2. Актуализация знаний | 8 мин | - Ребята, как вы думаете, зачем нужно изучать русский язык? (чтобы быть грамотными) - Давайте откроем тетради и запишем число. . - На следующей строчке запишем слово классная работа. - Наш сегодняшний урок начнём с выборочного диктанта. - Запишите предложения: (Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! Не зря прилетают зимой снегири. Горят на снегу они, как фонари. Жил на свете один Хомячок, спать он ложился на левый бочок. Ты, рябинушка, раскудрявая, ты, когда взошла, когда выросла? Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. Стал он кликать золотую рыбку.) - Найдите и назовите местоимения в этих предложениях. (она, я, они, он, ты, оно) - Определите лицо у этих местоимений. - В каком лице стоит местоимение она? (3-е лицо) - В каком лице стоит местоимение я? (1-е лицо) - В каком лице стоит местоимение они? (3-е лицо) - В каком лице стоит местоимение он? (3-е лицо) - В каком лице стоит местоимение ты? (2-е лицо) - В каком лице стоит местоимение оно? (3-е лицо) - Теперь давайте определим число у этих местоимений. - Какое число у местоимения она? (единственное число) - Какое число у местоимения я? (единственное число) - Какое число у местоимения они? (множественное число) - Какое число у местоимения он? (единственное число) - Какое число у местоимения ты? (единственное число) - Какое число у местоимения оно? (единственное число) - Посмотрите на слайд. Для каждого слова из первого столбика найдите пару из второго столбика: гриб собака село Роза город Рыжик девочка Высокое птица Орёл фамилия Петров цветок - Какие слова остались без пары? (Гриб, птица, цветок) - Почему? (Их названия пишут с маленькой буквы) Какие слова пишут с заглавной буквы? (Имена, фамилии, названия городов, сел) | Внимательно слушают, отвечают на вопросы: - чтобы быть грамотными Открывают тетради, записывают число, классная работа Записывают предложения - она, я, они, он, ты, оно Определяют лицо у этих местоимений - 3-е лицо - 1-е лицо - 3-е лицо - 3-е лицо - 2-е лицо - 3-е лицо Определяют число - единственное число - единственное число -множественное число - единственное число - единственное число - единственное число Смотрят на слайд, выполняют задание - Гриб, птица, цветок - Их названия пишут с маленькой буквы - Имена, фамилии, названия городов, сел | Словесный метод: беседа, опрос. Практический метод: работа в тетради | КУУД: оформляют свою мысль в устной речи. ПУУД: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя и одноклассников, собственного опыта. |
3. Целепологание | 5 мин | - Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение: (Слайд 2) «Я, ты, он, она- Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове мы сто тысяч я, Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах!» Р. Рождественский - Назовите местоимения, которые встретились в тексте. (я, ты, он, она, мы) - Как называются такие местоимения? (личные) - Что вы о них знаете? (Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. У местоимений можно определять число, лицо и род.) -Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Личные местоимения) | Внимательно смотрят на слайд, читают стихотворение. - я, ты, он, она, мы - личные - Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. У местоимений можно определять число, лицо и род. - Личные местоимения | Словесный метод: беседа, опрос Наглядный метод: показ презентации | КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других ПУУД: развивать познавательный интерес |
4. Изучение нового материала. | 15 мин | - Я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена». В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: Пусть эти счастливчики забудут свои имена! И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена. - Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал. Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась, и слова стали - местоимениями. - В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8. (Слайд 3) 1 –е л. 2 – е л. 3 – е л. Ед.ч. я ты он она оно Мн.ч. мы вы они - Сейчас откройте учебник на странице 54. Давайте выполним упражнение 114. Читаем задание. Давайте разберем предложения под цифрой 3 и 4. Посмотрите внимательно в скобках даны грамматические признаки местоимений. - Прочитайте предложение под цифрой 3. - Определите какое местоимение у нас будет в третьем предложении: Мы (1-е л., мн.ч.) - Прочитайте предложение под цифрой 4. - Определите какое местоимение у нас будет в четвертом предложении: Она (3-е л., ед.ч., ж.р) - А теперь запишите эти предложения в тетрадь. - Сейчас давайте выполним упражнение 116 на странице 55. Читаем задание. - Прочитайте текст. - Какое местоимение у нас будет в первом предложении? (он) - Какое местоимение у нас будет во втором предложении? (она) - Какое местоимение у нас будет в третьем предложении? (оно) - Спишите текст, вставляя пропущенные местоимения. - А сейчас давайте определим род у этих местоимений. - Какой род у местоимения он? (м.р) - Какой род у местоимения она? (ж.р) - Какой род у местоимения оно? (ср.р) - Теперь давайте выполним упражнение 117. Читаем текст. - Читаем первое задание. - Подумайте к кому автор обращается с вопросом? (к читателю) - Как бы вы ответили на этот вопрос? - Спишите текст вставляя пропущенные буквы, зеленым цветом выделяем орфограммы. «Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики - цветы Очень вежливы… А ты?» Е. Серова - Как вы думаете, являются ли местоимениями выделенные слова? (Выделенные слова являются местоимениями) - Почему? (Потому что они не называют предмет, но указывают на него) - Назовите выделенные местоимения (Нам, тобой) - Что можно определить у этих местоимений? (падеж) - Какой падеж у слова нам? (Д.П) - Какой вопрос зададим? (Поклонился кому? Нам) - Какой падеж у слова тобой? (Т.П) - Какой вопрос зададим? (С кем? с тобой) | Внимательно слушают сказку. Смотрят на слайд. Открывают учебник на странице 54, выполняют упражнение 114. Читают предложение под цифрой 3 - Мы (1-е л., мн.ч.) Читают предложение под цифрой 4 - Она (3-е л., ед.ч., ж.р) Записывают в тетрадь Выполняют упражнение 116 на странице 55 Читают текст - он - она - оно Списывают текст Определяют род у местоимений - м.р - ж.р -ср.р Выполняют упражнение 117 Читают текст. - к читателю Ответы детей Списывают текст, вставляя пропущенные буквы - Выделенные слова являются местоимениями - Потому что они не называют предмет, но указывают на него - нам, тобой - падеж -Д.П - Поклонился кому? Нам - Т.П - С кем? с тобой | Словесный метод: объяснение, беседа Наглядный метод: дидактический материал Практический метод: работа с учебником | ПУУД: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. РУУД: организация работы на уроке, КУУД: излагать свою точку зрения |
5. Динамическая пауза | 1 мин | - Ребята, а давайте сейчас с вами немного отдохнем, я предлагаю вам всем встать и повторять движения за мной. Включаю видео с физминуткой. - Молодцы, теперь садитесь на свои места. | Внимательно слушают и выполняют все предложенные учителем упражнения | Словесный метод: беседа Практический метод: выполнение упражнений | РУУД: принимают инструкцию педагога и четко ей следуют |
6. Закрепление изученного материала | 7 мин | - Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшой тест самостоятельно на закрепление изученного материала. Раздаю тест.
«- Белая медведица! - Во льдах живет она? - Метель и гололедица Медведям не страшна?»
(1-2; 2-2; 3-3; 4-2; 5-2) | Внимательно смотрят, выполняют тест самостоятельно. | Словесный метод: беседа, объяснение Практический метод: выполнение самостоятельной работы Наглядный метод: карточки с самостоятельной работой | ПУУД: осуществлять поиск недостающей информации РУУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие. ЛУУД: выражать положительное отношение к процессу познания |
6. Подведение итогов | 1 мин | - Что мы сегодня определяли в предложении? (личные местоимения) - Подумайте, чему вы сегодня научились? (определять личные местоимения, число, лицо и падеж у местоимений) - Вы сегодня молодцы, внимательно меня слушали, активно работали на уроке и выполняли все мои задания. | Внимательно слушают и подводят итоги урока: - личные местоимения - определять личные местоимения, число, лицо и падеж у местоимений | Словесный метод: беседа, опрос | КУУД (уметь оформлять мысли в устной форме) РУУД: (осуществлять итоговый контроль оценивать результаты своей деятельности) ЛУУД: анализ собственной деятельности на уроке |
7.Рефлексия | 1 мин | - Закончите фразы: «Сегодня на уроке у меня получилось… Было трудно… Я узнал…» | Оценивают свою работу на уроке, заканчивают предложенные фразы | Фронтальная работа | РУУД: умение дать словесную оценку |
8. Домашнее задание | 1 мин | - А теперь давайте запишем домашнее задание. Вам нужно в учебнике на странице 54 выполнить упражнение 113 и на странице 55 выполнить упражнение 115. - Всем спасибо за отличную работу, урок окончен. |
- Карточки с самостоятельной работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)
Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".
Урок обучения распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....
Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.
Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»
Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.
Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").
Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....