Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Основной закон русского письма. Выведение общего способа проверки орфограмм слабых позиций, его моделирование». Системе РО "Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 5 имени Героя Советского Союза Г.А. Назарьева»

Тема урока:  «Основной закон русского письма.

Выведение общего способа проверки орфограмм слабых позиций, его моделирование»

(УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

2Б класс, русский язык (предмет)

Учитель: Паршина Елена Сергеевна


Технологическая карта урока «Основной закон русского письма. Выведение общего способа проверки орфограмм слабых позиций, его моделирование»

(УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Изучение нового (постановка и решение учебной задач)

Цели урока

Образовательная:

- вывести общий способ проверки орфограмм слабых позиций;

- создать модель для проверки слабой позиции в основе слова;

развивающая: совершенствовать умения строить высказывания в научном стиле; формировать

универсальные учебные действия;

воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,  уважительного отношения  и чувство гордости к родному языку.

Технологии, методы,

приемы

Метод решения учебных задач

 метод стимулирования интереса к учению;

-  технология создания ситуации успеха на уроке;

-  технология здоровьесберегающая

Основные понятия,

термины

Основной закон русского письма, орфограммы слабых позиций  в основе слова, форма слова, окончание.

Планируемый результат

Предметный

учебно-языковые умения:

– выявлять слова, которые требуют объяснения;

– определять гласных и парных согласных звуков

– изменять форму слова;

-  формулировать основной закон русского письма.

речевые умения:

– пользоваться научным стилем речи

Личностный:

– осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, сотрудничества и взаимопомощи, уважительного отношения к  родному  языку;

Метапредметный:

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу; контролировать выполняемые действия; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям.

Познавательные:

– формулировать учебную задачу; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства;

- преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; подводить под понятие.

Коммуникативные:

– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

 понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания; владеть диалогической формой речи.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  работа – диалог,

работа в малых группах;

Индивидуальная 

Книгопечатная продукция: С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко

 «Русский язык», 2 класс (ч. 1)

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, документкамера

Этап урока (в зависимости от типа урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Дидактическое обеспечение

1.Организацион-ный  этап.

Мотивация к учебной деятельности.

 Цель учителя: проверить готовность к уроку, настроить на работу на уроке.

 

Вспомните, какую тему мы с вами изучаем?

Как надо работать на уроке, чтобы было интересно и продуктивно?

Что самое главное при работе в группах, парах ?

Цель ученика: настроиться на работу на уроке

Личностные УУД: смыслообразование.

Регулятивные УУД: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Форма работы: фронтальная

Методы: словесные

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Цель учителя: совершенствовать знания о сильных и слабых позициях гласных и парных согласных.

Ребята, приходилось ли вам кому-нибудь писать сообщения? Легко ли вам было это сделать? Почему?

Вы, конечно же,  помните, что вместе с нами учатся ребята, герои нашего учебника: Таня, Даша, Антон и Коля.

Однажды Даша пришла к Коле и не застала его дома. Даша решила написать Коле записку и оставила её младшей Колиной сестре Ксюше.

Коля! Я пр_х_дила к т_бе, но н_   з_ _тала   дом_. Пр_х_ди   _   пар_, п_к_та_мся   н_  к_ньках.  Даша.

Ксюша посмотрела на записку и удивилась, что Даша учится во 2 классе, а в каждом слове пропустила по несколько букв. Ксюша – первоклассница, она знает все буквы  и умеет их писать.

Как вы думаете, кто из девочек  грамотнее напишет записку и почему?

Что можно посоветовать Ксюше?

Легко ли вам было прочитать записку Даши, почему?

 

Оцените свою работу.

Синий – “Я – молодец, справился сам/ помог своей группе”
Зеленый – “ Я молодец,  мне сегодня было трудно, но я справился/ справился с помощью группы”
Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся”.

Постановка цели урока.

Где нам пригодятся эти знания?

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

Вставлять их надо по правилу.

Сегодня нам предстоит  открыть основное орфографическое правило письма.

Цель ученика: определить границы своих знаний и настроиться на изучение нового материала.

Записку читать непросто, так как в ней пропущено много букв.

Необходимо научиться вставлять эти буквы.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.

Познавательные:

Общеучебные: рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие,

Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы:  создание     эмоционально-нравственных ситуаций, создание ситуации успеха.

3. Формирование новых знаний и умений

Запишите слова с пропуском орфограмм слабых позиций:

Трава,  коза,  поля, часы, леса

Какие слабые позиции вы пропустили и почему? Поставьте ударение, докажите, что вы пропустили слабую позицию.

Обозначьте, какие буквы борятся за право писаться на месте пропусков.

Рядом с каждым словом запишите его изменение, поставьте ударение. В какой части слова пропущена слабая позиция?

В какой теперь позиции ранее пропущенная буква?

Можете ли вы теперь записать слово без пропуска  слабой позиции?, почему?

Какие слова были особенно интересны?

Как вы их записали и почему?

Какой вывод мы можем сделать?

Как это можно  показать на модели?

        =

        

                        =

Прочитайте правило на стр.115

Каков же основной закон письма.

Какая схема более точная и почему?

Цель ученика: совершенствование  навыка.

Тр_ва,   к_за,  п_ля, ч_сы, л_са

Слабые позиции гласных.

Тр_ва – травы - трава

                  +

Если в сильной позиции пишем а, то и в слабой позиции будем писать а.

Часы, леса или лиса

Звуки в слабой позиции обозначаются на письме так же, как в сильной позиции.

Звуки в слабой позиции обозначаются по их сильной позиции.

Вторая схема более точная, так как прежде, чем писать, надо подумать, то есть определить  сильную позициию.

Личностные: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

Коммуникативные: учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Формы работы:  групповая работа

Методы: проблемный,  поисковый, практический, технология проблемного обучения

Физкультминутка

Цель учителя: сохранение здоровья учащихся.

Цель ученика: релаксация, отдых

Личностные: мотивация к сохранению здорового образа жизни как личностно- значимой.

4. Применение полученных знаний и умений в различных ситуациях

Цель учителя: закрепление изученного способа приведения к сильной позиции.

Упр.98

Цель ученика: закрепление изученного,

Личностные: мотивация учебной деятельности

Познавательные: подведение под понятие, структурирование знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Формы работы: фронтальная,  парная работа

Методы: практического контроля и самоконтроля

5. Первичное закрепление изученного материала

Цель учителя: закрепление основного закона русского письма.

Упр. 100

Попробуйте рассказать, как вы будете действовать при записи слов со слабой позицией.

Цель ученика: закрепление навыка

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи   на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

Познавательные логические:

Анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий;

знаково-символические: использование знаково-символических средств;

общеучебные: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего способа решения.

Формы работы: фронтальная

Методы: практического контроля и взаимоконтроля

6. Рефлексия

Итог урока, домашнее задание.

Цель учителя:  выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств

Какова была цель урока?

Что было самым важным на уроке?  Зачем мы сегодня на уроке повторяли позиции гласных звуков? 

Какая задача будет стоять перед нами на следующих уроках?

Ответьте устно на вопросы:

  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";

Теперь я умею…

Мне захотелось…

Мое настроение в конце урока.

Д.з., карточку выполнить по алгоритму.

Цель ученика:  самонаблюдение, самоанализ, осмысление, оценка условий и результатов собственной деятельности

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....