Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Данный урок по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова "Обозначение звука [й,] на письме. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_oboznachenie_zvuka_y.docx78.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5 имени Героя Советского Союза Г.А.Назарьева»

Конспект урока русского языка по теме:

«Способы обозначения звука [й,]

на письме»

   класс

предмет

Русский язык

учитель

Паршина Е.С..

категория

высшая

г.Рославль 2022 г.

Тип урока. Урок решения частных задач.

Цель: формирование понятия о разных способах обозначения звука [й'] на письме в зависимости от его позиции в слове.

Задачи.

Образовательные:

формировать понятие о разных способах обозначения звука [й'] на письме в зависимости от его позиции в слове,

учить определять позицию звука [й'] в слове,

упражнять в выборе буквы для обозначения звука [й'] в зависимости от его позиции в слове,

формировать навык практической деятельности работы по алгоритму.

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор.

развивать наблюдательность, внимание, грамотную речь,

развивать познавательную активность, потребность к знаниям, формировать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.

Воспитательные:

воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;

воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

-проявляют положительное отношение к языковой деятельности;

-проявляют мотивацию к учебной деятельности.

Предметные:

-знать обозначение звука [й] на письме;

-обобщить знания, связанные со звуком [й];

-научить различать разные способы обозначения этого звука буквами;

-применять теоретические знания в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умеют определять тему рока и формулировать цель учебной деятельности;

-умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий.

Познавательные:

-умеют ориентироваться на страницах учебника; 

-умеют работать с информацией, представленной в виде текста

Коммуникативные:

-участвуют в учебном диалоге;

-умеют взаимодействовать в парах.

Методы обучения: поисково-исследовательский, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, парной и индивидуальной работы.

Оборудование: учебники, тетради, карточки со слова для индивидуальной работы, карточки на доску: «Разные позиции звука[й']», «Буквы для обозначения

1. Мотивация

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

(Будем внимательны, активны. Будем работать вместе, дружно, помогать друг другу. Будем слушать учителя и одноклассников. Будем думать, задавать вопросы, исправлять ошибки.)

2. Минутка чистописания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких буквах можно встретить эти элементы?

Письмо заглавных Т и П

Прочитайте предложение. Найдите ошибки. Определите, какие орфограммы не знает ученик.

в саду петя и тамара собирают  яблоки.

Запишите предложение без ошибок.

2. Рефлексия изученного

Предлагаю вам поиграть и отдохнуть.

Я буду задавать вопросы, а вы, если соглашаетесь со мной, то хлопаете, если не согласны, топаете.

  • Звуки мы слышим и произносим   (+)
  • Буквы мы видим и пишем (+)
  • Согласные звуки все твердые (-)
  • Гласных букв в русском алфавите 6 (-)

А сколько, ребята? Правильно 10, назовите их.

  • Мягкость согласного звука обозначаем только с помощью гласных  (-)
  • Гласные буквы А,О,У,Ы,Э обозначают мягкость согласного звука (-)
  • Звук [й‘] всегда обозначается на письме буквой й.(-)

Это и есть тема нашего урока.

Что мы сегодня узнаем и чему должны научиться?

( как обозначить звук [й‘] на письме, какой буквой на письме обозначаем звук[й‘] )

3.Создание учебной ситуации.

- Слова написаны на доске. Вспомните, как называется такая запись. (Транскрипция)

[край'], [л'эй'ка], [й'ана], [мой'ут], [шй'от]).

Прочитайте слова, какой звук есть в каждом слове. Охарактеризуйте его.

.] согласный , звонкий, мягкий.

- Одинаковую ли позицию занимает звук [й'] в этих словах? (Разную.)

- Одинаково ли будет этот звук обозначен на письме? (Разные позиции – разные буквы.)

Давайте вспомним позиции звука й.

… [Й,]         [Й,]              [Й,]                [Й,]                         [Й,]

                                                                                   

               Й                             Е,Ё,Ю,Я                          Ь+Е,Ё,Ю,Я,И

           

                                                                                       Ъ+Е,Ё,Ю,Я

Как по-другому изобразить позицию звука [й‘]?

 [Й,]                                         [Й,]                                        [Й,]                                          

      Й                                   Е,Ё,Ю,Я                             Ь+Е,Ё,Ю,Я,И

                                                                                         Ъ+Е,Ё,Ю,Я

 Будем работать по алгоритму. Прочитайте алгоритм – порядок работы.

(На доске алгоритм работы:

Определить позицию звука в слове.

Выбрать букву.

Написать слово.)

4. Физкультминутка

5. Анализ условия решения задачи.

Найдите в предложении, записанном в минутке чистописания слова со звуком й. Обведите букву, которой обозначен звук й.

Упражнение 39.

Найдите в тексте слова, в которых есть звук й. Выпишите эти слова в таблицу. Какую ошибку можете допустить?

6. Итоговая рефлексия.

Чему сегодня мы научились?

Можете ли вы теперь ответить точно ответить на последнее игровое задание: Звук [й‘] всегда обозначается на письме буквой й.(-)

Какими буквами на письме может быть обозначен звук [й,] ?

7. Д.з. Рабочая тетрадь упр.12 с.12

Приложение к уроку.

 

              [Й,]      

              ( Й )

            [Й,]

       ( Е,Ё,Ю,Я )                  

             [Й,]

     (Ь+Е,Ё,Ю,Я,И )

     (Ъ+Е,Ё,Ю,Я )

              [Й,]      

              ( Й )

            [Й,]

       ( Е,Ё,Ю,Я )                  

             [Й,]

     (Ь+Е,Ё,Ю,Я,И )

     (Ъ+Е,Ё,Ю,Я )

              [Й,]      

              ( Й )

             [Й,]

       ( Е,Ё,Ю,Я )                  

             [Й,]

      (Ь+Е,Ё,Ю,Я,И )

      (Ъ+Е,Ё,Ю,Я )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....