ДЭ род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку

Пьянкова Ольга Валентиновна

Русский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: 

Класс: 3

Урок:

Время:                  Кабинет:

Студент: Пьянкова О.В.

Группа: 46

Учитель:

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Род имен существительных»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока:

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

 

Предметные:

Развивающие:

1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.

2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле.

3.Развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.

2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

УМК:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, меня зовут Ольга Валентиновна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Кто скажет, что нужно делать, чтобы быть красивыми учениками?

-Верно, это так. Кто скажет, как правильно нужно сидеть за партой?

-Сегодня пока я шла в школу, по дороге встретила Алису с её другом кроликом и они мне сказали, что у них проблемы, но времени на то, чтобы рассказать, что у них случилось, совсем не было, поэтому обещали отправить мне сообщение.
Ой, а вот и оно.
Давайте прочитаем
(читают сообщение)

 1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

-Чтобы быть красивыми учениками, нужно правильно сидеть за партой.

-Сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке, туловище, голову, плечи держать ровно.

К: включение в коллективное обсуждение проблемы; умение точно выражать свои мысли.

Презентация, слайд 1

(Приветствие)

Презентация, слайд 2

(Правильная посадка)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

Письмо:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам Алиса и кролик. Нас пригласили в Страну Чудес, но для того чтобы туда попасть нужны билеты, а их получить непросто, нужно выполнить задания, поможете нам?

С уважением Алиса и кролик
Ребята, вы готовы помочь?

-Итак, на партах у вас сигнальные карточки, которыми мы будем пользоваться на протяжении всего урока. Зелёный кружок со знаком «+» - обозначает согласие, а красный кружок со знаком «-» - несогласие. Поднимите зелёный кружок, если вы готовы помочь Алисе и ее другу кролику.

-Отлично!

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

- Да, поможем

-поднимают сигнальную карточку

 П: осознанное строение  речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р: оценивание правильности выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем

К:формулиование ответа на вопросы.

Презентация, слайд 4

(схема)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

А вот уже и первое задание от Алисы.
Прочитайте.
Почитайте слова.
(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )
- Что вы можете сказать об этих словах?

- Давайте вспомним, что же такое имя существительное, а в этом нам поможет схема.
                        Существительное - это..




 
                                 Обозначает



                         Отвечает на вопросы


                               Изменяется











-Ребята, а как же еще изменяются имена существительные? Вы можете сказать?
-  Давайте обратимся к знакомым уже словам.
(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )

- На какие группы вы сможете разделить эти слова?

- По какому признаку вы разделили?

- Назовите все одушевленные существительные?
- Назовите все неодушевленные существительные?
- Молодцы!
- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.
- Вы можете выполнить это задание?

- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной речи.

А в помощь я расскажу вам сказку.
-В одном королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.Слов много, а жизнь коротка. Делили они, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода». Вот так у существительных род появился. 
- Так как же разделить данные слова на 3 группы?

- В каком слове заключается тайна нашего урока? 
Кролик предлагает определить тему и цель урока
Какая же тема урока?
Какая цель?

Для того, чтобы достичь цель, нам необходимо выполнить ряд задач, но задачи стоят не так как нужно. Расставьте их в правильном порядке.

План:

  1. Сформулировать тему, цель и план урока
  2. Научимся определять род имен существительных
  3. Составим алгоритм
  4. Выполним упражнения для закрепления умения определять род имен существительных
  5. Подведем итоги

-Отлично.
- Можем ли мы уже отметить какой- то из пунктов плана выполненным?
- Для тог, чтобы научиться определять род имен существительных, запомните  стихотворение
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
- Так как же определять род имен существительных?







- Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике на стр.25
Прочитаем.
Расскажите друг другу правило.
....Что тебе рассказала....
-А вот и следующее задание от кролика?
- сейчас вы будете работать в группах
упражнение 39, вам необходимо данные слова распределить на 3 группы.
1 ряд- выписывает все имена сущ- женского рода
2 ряд- мужского рода
3 ряд – среднего рода.


-Давайте проверим!
- молодцы, ребята, кролик доволен выполнением задания, но предлагает нам еще составить алгоритм, как определять род имен существительных.
Что мы должны сделать первым?
- Потом.






- Покажите сигнальными карточками, если вы согласны.

- Отлично, кролик теперь  полностью доволен вами.
-Посмотрите на план нашего урока, что-то мы еще можем отметить , как выполненное?
- Пока мы составляли алгоритм, Алиса прислала нам  сообщение, давайте прочитаем.
Ребята, для того чтобы получить нам билеты, необходимо выполнить все пункты плана, иначе билеты мы не получим и в Страну Чудес не попадем. У нас осталось очень мало времени, поторопитесь.
С уважением Алиса.
- Какие пункты плана у нас еще с вами не выполнены?
- А еще Алиса в своем сообщение прислала нам задание, которое необходимо выполнить, используя наш алгоритм.
- Посмотрите на доску, вам необходимо используя алгоритм, определить род имен существительных.
Сосна, сон, дерево, береза, книга, день.



- Отлично, задание от Алисы мы выполнили успешно!
А теперь мы можем отметить 4 пункт плана, как выполненный?
Все согласны? поднимите сигнальные карточки

 

 

-это все имена существительные

- нет, не знаем.




- мы можем разделить эти слова на 2 группы
-постоянный признак: одуш и неодуш

Волчок, пчела. малыш
свеча, сердце. Солнце




- не можем




















на женский род, мужской и средний
(в слове РОД)
-Род имен существительных
-Научиться определять род имен существительных












- да, первый









Имена сущ, которые можно заметить местоимением он- мужского рода, имена сущ., которые можно заменить местоимением она- женского рода, имена сущ, которые можно заменить местоимением оно- средний род.




Он (мужской род)
дядя,стол,дедушка,мальчик,диван
 Она (женский род)
волна,тётя,земля,девочка
 Оно (средний род)
гнездо,море,пальто
солнце,метель,платье

1. Произнести слова.
2. Подставить к слова-слова помощники.
3. Если подходит он мой- это сущ. муж.рода
Если подходит она моя- это сущ.жен. рода.
Если подходит оно моё –это сущ сред.рода.

-да,2 и 3 пункт.








4 и 5



Сосна- она моя-ж.р
Сон- он мой- м.р
дерево- оно мое-с.р
береза- она моя- жен.род
книга- она моя- ж.р
день- он мой- м.р

- да

П:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи.

Р: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества.

К:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.

Презентация, слайд 6

Презентация, слайд 7

(тема, цель урока)

Презентация, слайд 8

(задачи урока)

Рефлексия

деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, какая была тема нашего урока?

-Цель была нами достигнута? Поднимите подходящую карточку.

- Последнее задание от Алисы и кролика, которое позволит им получить билеты в Страну Чудес.
- Вам необходимо, найти ошибки в определение рода имен существительных
парта(жен.род),телефон(ср.род), компьютер(жен.род), диван(муж.род), стул(ср.род),солнце(жен.род).

-Давайте вернемся к нашей схеме, которую мы заполняли в начале урока, так как еще изменяются имена существительные?
-Я вижу, что вы действительно хорошо усвоили эту тему, вы все большие молодцы!
-Последний пункт плана выполнен.
- Посмотрите, Алиса и кролик получили свои билеты в Страну Чудес, и они благодарят нас за проделанную нами работу, которая помогла им достать билеты

-Сейчас оцените свою работу на уроке. Поднимите зелёный кружок, если на уроке вы усвоили весь материал и справились со всеми заданиями. Поднимите красный кружок, если в работе возникали трудности.

-Оценки за урок получили следующие:

-Спасибо за работу, урок окончен.

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-Тема нашего урока «Род имен существительных».




парта(жен.род),телефон(муж.род), компьютер(муж.род),диван(муж.род), стул(муж.род),солнце(ср.род).

- по родам,м.р,ж.р,с.р

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

К:

аргументированное выражение своего мнения.

Раздаточный материал

Презентация, слайд 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 5

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам Алиса и кролик. Нас пригласили в Страну Чудес, но для того,чтобы туда попасть, нужны билеты, а их получить непросто, нужно выполнить задания, поможете нам? С уважением Алиса и кролик

Слайд 6

+ _

Слайд 7

Почитайте слова свеча волчок пчела сердце малыш солнце

Слайд 8

Существительное - это .. Обозначает Отвечает на вопросы Изменяется часть речи предмет Кто? Что? Ч ислам единственное множественное

Слайд 9

свеча волчок пчела сердце малыш солнце

Слайд 10

Тема урока: род имен существительных

Слайд 11

Цель урока: научиться определять род имен существительных

Слайд 12

Женский род запомню я И скажу: она, моя И запомню род мужской И опять скажу: он, мой Средний род – оно моё Это правило твоё!

Слайд 13

Работа в группах

Слайд 14

Алгоритм 1. Произнести слово. 2. Подставить к словам -слова помощники. 3. Если подходит он мой- это сущ. м.р. Если подходит она моя- это сущ . ж.р. Если подходит оно моё- это сущ. с.р.

Слайд 15

Ребята, для того, чтобы получить нам билеты, необходимо выполнить все пункты плана, иначе билеты мы не получим и в Страну Чудес не попадем. У нас осталось очень мало времени, поторопитесь. С уважением Алиса

Слайд 16

Алгоритм 1. Произнести слово. 2. Подставить к словам -слова помощники. 3. Если подходит он мой- это сущ. м.р. Если подходит она моя- это сущ . ж.р. Если подходит оно моё- это сущ. с.р. Сосна, сон, дерево, береза, книга, день

Слайд 17

парта( жен.род ) телефон(ср.род) компьютер( жен.род ) диван( муж.род ) стул(ср.род) солнце( жен.род )

Слайд 18

Существительное - это .. Обозначает Отвечает на вопросы Изменяется часть речи предмет Кто? Что? Ч ислам единственное множественное Родам жен. род муж. род ср. род

Слайд 19

Билет в Страну Чудес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...