Фрагмент урока по русскому языку на тему "приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

фрагмент урока 15 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Приставка»
Класс: 3
Цель фрагмента урока: создание условий для усвоения знаний о приставке  как части слова  и умение отличать приставку среди других частей слова.

Задачи фрагмента урока:

  1. Формировать умения находить приставку в слове.  
  2. Развивать умение обобщать, делать выводы.
  3. Воспитывать интерес к знаниям.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать знания о приставке, как значимой части слова; уметь находить приставку среди других частей слова.

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

 Постановка и формулирование проблемы

Делать выводы в результате совместной работы в классе

Регулятивные:

Определять тему, цель и учебную задачу

Выполнять действия по намеченному плану

Коммуникативные

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Тип фрагмента урока: открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник « Русского языка» 3 (1) автор – составители В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, , раздаточный материал.

Межпредметная связь:  «Литературное чтение, Окружающий мир»

Внутрипредметная связь:  «Что такое корень, Что такое окончание»

Этап фрагмента урока

Деятельность учителя

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь .

Межпредметная связь

- На уроках литературного чтения вы изучали, что в пословицах заключена народная мудрость.

- Настя , прочитай пословицу вслух: ОПУСТИЛА ШТОРКУ Ученый водит – неученый следом ходит

- Как вы думаете кто такие ученые?

- Что будет если мы не будем открывать для себя что-то новое?

- Я согласна с вами, Учёный человек делает какие-либо исследования, открывает новые знания, а неученый ходит по проторенному пути, не открывая ничего нового. ЗАКРЫЛА ШТОРКУ

- Я предлагаю провести исследование на уроке, и получить новые знания. У  вас на столах лежат «Дневники ученых». За каждые выполненную работу вы ставите плюсик за свои достижения в дневник, в конце урока узнаем, получилось ли у нас исследование.

- Если готовы, покажите посадкой!

-Наше исследование начинается с повторения раннего изученного.

- Ребята вспомните, какие части слова вы знаете?

- Верно, корень, окончание

- Что такое корень? (это главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов)

- Что такое окончание? (это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении) 

- Ребята, вспомним тему части растений с окружающего мира

- Что такое корень растений? (Корень находится под землёй, помогает растению держаться в земле и добывать из неё воду. )

-Может ли существовать ли дерево без корня?

-А слово? Без корня не может существовать ни растение, ни слово.

- Хлопните, если все согласны

- Оцените свою деятельность, кто отвечал за первое достижение повторение раннего изученного

Прогнозирование

- На доске предложения, но они не закончены. Даша выйдет  к интерактивной доске и  поставит слова по смыслу. Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ)

Но нам нужно помнить о технике безопасности при работе с оборудованием : не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса.

НА СЛАЙДЕ.ОТКРЫЛА ШТОРКУ

Запись на доске: цветок, цветник, цветовод,

У нас дома стоит красивый …..(цветок)

Во дворе огороженный….. ( цветник)

Человек  который выращивает растения ….(цветовод)

МОЛОДЕЦ,САДИСЬ!

- Но напишем еще одно слово расцветать. (Пишешь слово расцветать на доске сама)  Подходит ли оно к этим предложениям?

-  А что объединяет эти слова? (они однокоренные).

- Как вы думаете, как называется часть слова перед корнем? ЗАКРЫЛА ШТОРКУ

- Вопрос вызвал у вас затруднение? Почему?  (мы не знаем, как называется часть слова перед корнем)

- Да, мы не знаем, как называется часть слова перед корнем, поэтому возникла проблема, которую мы и решим сегодня на уроке 

-Для того, чтобы узнать тему нашего урока выберите только буквы ОТКРЫЛА ШТОРКУ

1пр67ист77авк99а

- Так какая тема нашего урока?

-Верно, тема нашего урока ОТКРЫЛА ШТОРКУ Приставка

- Какая будет цель нашего урока? Что мы узнаем и чему научимся? ВЫВЕСТИ НА СЛАЙД (узнаем, что такое приставка и научимся находить её в словах)

- На уроке будем работать по следующему плану: ОТКРЫЛА ШТОРКУ

-Но пункты плана перепутаны. Даша выйди к доске и расставь их в правильном порядке.

- Помните об аккуратности и технике безопасности при работе с оборудованием:

План:

1. Узнаем, что такое приставка.

2. Научимся, находить и отличать приставку от других частей слова.

3. Проверим полученные знания.  

- Озвучь его.

- Хлопните, если вы согласны.

- Если все верно, оцените свою деятельность за второе достижение планирование.

ЗАКРЫЛА ШТОРКУ

Работа по первому пункту плана.

- Приступим к выполнению первого пункта плана. Сейчас я предлагаю провести исследование в парах и узнаем, что такое приставка.

- У вас на столах лежат карточки  с текстом. Вы должны ответить на вопрос, который вам дам  и подчеркнуть необходимую информацию и сделайте вывод .

1 пара - Кристина и Ирина - отвечают на вопрос где находится приставка?

2 пара - Саша и Оля - отвечают на вопрос для чего служит приставка?

3 пара - Наташа и Полина – отвечают на вопрос как обозначается приставка?

Где находится приставка?

Для чего служит?

Как обозначается?

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод: Приставка стоит перед корнем

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод: Приставка обычно служит для образования новых слов

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод: Приставка обозначается уголком.

- Время на выполнение 1 минута

- Кто готов покажите посадкой.

- Кристина и Ирина  так где находится приставка ?

- Саша и Оля, для чего служит приставка?

- Наташа и Полина, как обозначается приставка?

- Ребят, давайте сделаем вывод что такое приставка?

Вывод:  Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

- Отлично,вы прекрасно провели исследование.

Игра«Верно, ложно»

Сядьте правильно, выпрямите спину. (контроль за соблюдением санитарных норм – правила посадки)

Сейчас поиграем в игру «Верно,ложно» Если утверждение верно хлопните раз, если нет покажите посадкой.

Приставка – это часть слова? (да)

Приставка стоит за корнем?(нет)

Приставка служит для образования новых слов?(да)

Приставка обозначается дугой? (нет)

Отлично!

Элемент научности

А вы знали что приставка по словарю Ожегова это морфема, стоящая перед корнем То, что приставлено, присоединено к чему-нибудь.

-Если вы выполнили первый пункт плана, покажите солнышко.

- Молодцы, оцените свою деятельность за третье достижение, что такое приставка.

Работа по второму пункту плана

- Приступим к выполнению второго пункта плана.Научимся, находить и отличать приставку от других частей слова.

Работа в группах

- Сейчас я предлагаю, провести исследование в группах с использованием интерактивного оборудования

Участники первой группы Дана, Ирина, Саша работаете с интерактивной доской ОТКРЫЛА ШТОРКУ: Ваша задача прочитать слова и определить, как находить приставку в слове, расставив пункты алгоритма в правильном порядке и выделив приставку.

Участники второй группы Настя, Даша, Ирина работаете с интерактивной панелью ОТКРЫЛА ШТОРКУ: Ваша задача прочитать слова и определить, как отличить приставку от других частей  слова, подчеркнув  только те слова, где в скобках является приставка,

1 группа Пошёл, пришел,  вышел, зашел

  1. Подбери однокоренные слова
  2. Выделите корень
  3. Отметь часть слова перед корнем – приставку

2 группа (по)вар, (пере)делать, (по)года, (от)резала.

- Кто готов поднимите руку  

- Поменяйтесь местами работ и осуществите взаимопроверку  с взаимооценкой. Если всё правильно – Хлопните раз. У кого есть ошибки поднимете руку.

Молодцы, садитесь! ЗАКРЫЛА СЛАЙД

- Итак, как находить приставку в слове  и отличить от других частей слова?

- Я с вами согласна, надо подобрать однокоренное слово  без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Игра ( Не будет времени не проводи) РЕЗЕРВ

- Поиграем в игру если я говорю слово с приставкой поднимает руки верх, если в слове нет приставки покажите правильной посадкой.

- забежать, бег, выйдет, вышел, побежал, найти, смотреть, посмотреть, ушел.

-Если вы выполнили второй пункт плана, покажите солнышко.

- Отлично, оцените свою деятельность за четвертое достижение

Работа по третьему  пункту плана.

-Приступим к выполнению третьего пункта плана. Проверим полученные знания

Этап «самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»

Выполните индивидуальную разноуровневую работу. Выберите карточку с заданием, которое вы точно выполните: красная- более трудная, зелёная-лёгкая. На выполнение задания дается 1 минута

_________Красная карточка_________

________Зелёная карточка__________

«Вставь подходящую по смыслу приставку и выдели её»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.

Допиши определение

Приставка- это  ………. часть слова, которая

стоит …… корнем и служит для …………..

новых  слов.

- Кто готов покажите посадкой. Осуществим самопроверку под документ камерой

- Кто выполнял задание на зеленой карточке поднимите руку, проверим под документ камерой
- Хлопните два раза у кого все правильно, поднимите руку у кого была ошибка.

- Кто выполнял задание на красной карточке  поднимите руку, проверим под документ камерой

- Хлопните два раза у кого все правильно, поднимите руку у кого была ошибка.

- Я рада, что каждый справился с трудным индивидуальным заданием.

 -Если мы успешно выполнили третий  пункт плана, покажите посадкой.

- Оцените свою деятельность за пятое достижение самостоятельная работа

Творческая работа (Аналогично времени не хватает не проводи)резерв

- Я предлагаю вам пофантазировать и  придумать предложения  со словом бежать, подставляя разные приставки.

Связь предмета с жизнью.

- Наше исследование подошло к концу

- В начале урока у нас возникла проблема, теперь нам достаточно знаний, чтобы ее разрешить.

- Что такое приставка?  

- Верно, Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

- Где нам пригодятся знания о приставке?

- Верно, в дальнейшем изучение русского языка

- Что вы сегодня узнали? 

- Молодцы. Если мы выполнили намеченный план и достигли поставленной цели- поднимите обе руки.

Рефлексия.

- Итак, посмотрите на свой лист самооценки «Дневники ученых». Посчитайте количество плюсиков , если у вас 5 плюсиков оценка 5, если 4плюсиков оценка 4, если 3 плюсиков оценка 3 поставьте себе оценку в дневнике и поднимите их.  Я согласна с вашей самооценкой!

- Сегодня вы достигли отличных результатов.

Воспитательный момент:

Вспомните высказывание, которое было в начале урока.ОТКРЫЛА СЛАЙД

- Как вы думаете, почему нужно стремится к знаниям ?

ЗАКРЫЛА СЛАЙД- Мы сегодня получили немало знаний и умений, которые непременно пригодятся  для дальнейшего изучения русского языка. Помните, чтобы сделать любое открытие, нужно учиться и тогда всё обязательно получится

«Дневники ученых»

  1. Повторение раннее изученного  
  2. Планирование
  3. Что такое приставка.
  4. Научимся, находить и отличать приставку от других частей слова
  5. Самостоятельная работа  

«Дневники ученых»

  1. Повторение раннее изученного  
  2. Планирование
  3. Что такое приставка.
  4. Научимся, находить и отличать приставку от других частей слова
  5. Самостоятельная работа  

 «Дневники ученых»

  1. Повторение раннее изученного  
  2. Планирование
  3. Что такое приставка.
  4. Научимся, находить и отличать приставку от других частей слова
  5. Самостоятельная работа  

«Дневники ученых»

  1. Повторение раннее изученного  
  2. Планирование
  3. Что такое приставка.
  4. Научимся, находить и отличать приставку от других частей слова
  5. Самостоятельная работа  

«Дневники ученых»

  1. Повторение раннее изученного  
  2. Планирование
  3. Что такое приставка.
  4. Научимся, находить и отличать приставку от других частей слова
  5. Самостоятельная работа  

 «Дневники ученых»

  1. Повторение раннее изученного  
  2. Планирование
  3. Что такое приставка.
  4. Научимся, находить и отличать приставку от других частей слова
  5. Самостоятельная работа  

Где находится приставка?

Для чего служит?

Как обозначается?

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод: 

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод: 

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод:

_________Красная карточка_________

________Зелёная карточка__________

«Вставь подходящую по смыслу приставку и выдели её»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.

Допиши определение

Приставка- это  ………. часть слова, которая

стоит …… корнем и служит для …………..

новых  слов.

_________Красная карточка_________

________Зелёная карточка__________

«Вставь подходящую по смыслу приставку и выдели её»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.

Допиши определение

Приставка- это  ………. часть слова, которая

стоит …… корнем и служит для …………..

новых  слов.

_________Красная карточка_________

________Зелёная карточка__________

«Вставь подходящую по смыслу приставку и выдели её»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.

Допиши определение

Приставка- это  ………. часть слова, которая

стоит …… корнем и служит для …………..

новых  слов.

_________Красная карточка_________

________Зелёная карточка__________

«Вставь подходящую по смыслу приставку и выдели её»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.

Допиши определение

Приставка- это  ………. часть слова, которая

стоит …… корнем и служит для …………..

новых  слов.

_________Красная карточка_________

________Зелёная карточка__________

«Вставь подходящую по смыслу приставку и выдели её»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.

Допиши определение

Приставка- это  ………. часть слова, которая

стоит …… корнем и служит для …………..

новых  слов.

_________Красная карточка_________

________Зелёная карточка__________

«Вставь подходящую по смыслу приставку и выдели её»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.

Допиши определение

Приставка- это  ………. часть слова, которая

стоит …… корнем и служит для …………..

новых  слов.

-Может ли существовать ли дерево без корня?

-А слово? Без корня не может существовать ни растение, ни слово.

Какая будет цель нашего урока? Что мы узнаем и чему научимся? (узнаем, что такое приставка и научимся находить её в словах)

Где находится приставка?

Для чего служит?

Как обозначается?

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод: 

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод: 

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Вывод: 

Вывод:  Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Сейчас поиграем в игру «Верно,ложно» Если утверждение верно хлопните раз, если нет покажите посадкой.

Приставка – это часть слова? (да)

Приставка стоит за корнем?(нет)

Приставка служит для образования новых слов?(да)

Приставка обозначается дугой? (нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе( системаД.Б.Эльконина- В.В. Давыдова)

Цель: -  создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на : - развитие творческих способностей уч- ся; - развитие интереса к учению; - освоения понятия «Одушевлённ...

Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.

Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....

Презентация к методической разработке фрагмента урока по русскому языку "Правописание орфограмм в корне слова" (4 класс)

Дидактический материал (презентация - сказка), игра для проверки умения писать орфограммы в корне слова....

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы?"

В данном фрагменте урока представлена работа в группах. Тип урока "открытие нового знания" по программе "Школа 2100"...

Фрагмент урока по русскому языку по теме "Учимся обозначать звук ы после звука ц"

Исследование копилки с целью выявления закономерностей (ТРИЗ)...

ФРАГМЕНТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема: «Повторяем части слова»

Данный фрагмент урока составлен по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Повторяем части слова". Урок повторение, в котором использованы элементы Триз-технологии...

Фрагмент урока по русскому языку 3 класс "Личные местоимения"

Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представлений о личных местоименияхЗадачи фрагмента урока:Дидактические: - распознавать личные местоимения среди других частей речи...