Технологическая карта урока по русскому языку "Именительный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_3_klass_russkiy_yazyk_imenitelnyy_padezh.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-7 классе
Тема: «Именительный падеж имен существительных» | Тип: «Открытие» нового знания |
Цель: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных. | |
Задачи: Дидактические:
Развивающие:
Воспитательные:
Личностные результаты
Метапредметные результаты
5. Участвовать в общей беседе, осуществлять самоконтроль. | |
Ресурсы урока: Учебник, электронная доска, раздаточный материал. | |
Ход урока: | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Самоопределение деятельности | |
Создает эмоциональное поле. Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте, запишите в тетрадь число и классная работа. Не забудьте подчеркнуть все орфограммы. | Показывают готовность к уроку |
2. Актуализация знаний Проводит минутку чистописания -Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв - На экране вы видите заглавную и строчную букву Зз. Запишите две строки сочетания заглавной буквы З и строчной буквы з. На это задание у вас 3 минуты. -подчеркните карандашом самые красивые буквы. -Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к уроку, я прочитала очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ. Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ, МАТЬ. -Как вы думаете? (дети высказывают свои мнения) -На этот вопрос мы ответим позже, когда проведем исследование. Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое? - Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы). - Сегодня вы будете исследователями. - Посмотрите на экран, здесь вы видите предложения. Дедушкой пошел в магазин. Дедушка пошел в магазин. - Что произошло в этих предложениях? Что изменилось? - Чтобы узнать в какой форме употреблено существительное необходимо отгадать загадку - Он – начинающий падеж, Вопросы – КТО? и ЧТО? В нём – мама, папа, слон, манеж, И школа, и пальто. (Именительный падеж) 3. Мотивация познавательной деятельности Значит какая тема нашего урока? - Поставим цель и задачи урока по опорным словам. ЦЕЛЬ: научиться… ЗАДАЧИ: - узнать и запомнить .. | Отвечают на вопросы -Употребили слова в другой форме С помощью учителя формулируют тему и цель урока - Именительный падеж имен существительных - определять имена существительные в именительном падеже - особенности существительных в И. падеже |
3. Организация познавательной деятельности | |
- Как вы думаете, почему именительный падеж так называется? - Именительному падежу было присвоено подобное название потому что он называет «имя» лиц и предметов - Послушайте стихотворение про Именительный падеж (читает подготовленный ученик) Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд, Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы-кто? И что? Ни с кем не спутает никто! - Что вы узнали об именительном падеже? - Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит выполнить упражнение 74 на странице 42. - Внимательно прочитайте задание. Какой алгоритм работы над упражнением? - Выполните упражнение в тетради. На выполнение задания у вас 4 минуты. Работаем у доски по предложению. (Какую пропущенную букву ты поставил? Почему? -Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является?) - Какие синонимы вы нашли в предложении? - Как назвать одним словом эти слова? (погодные явления) -А кто знает, чем они отличаются? Сможете расположить в порядке увеличения? (ветер, вьюга, вихрь, буран) А знаете ли Вы…..(дополнительный материал: 15 июня 2007 года Европа впервые отметила День ветра, а уже через два года этот праздник стал всемирным. Ветер удивителен и уникален. Есть ветер доктор — летний прохладный освежающий морской бриз. Есть арбузный ветер, который дует на турецком побережье Эгейского моря, когда там на бахче арбузы поспевают. И есть бабий ветер — слабый камчатский, при котором лучше всего белье сушить) | Отвечают на вопросы. - В предложении является подлежащим, не имеет предлогов, отвечает на вопросы кто? что? - Прочитать, списать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть имя существительное. Определить каким членом предложения оно является. Найти синонимы Синонимами являются слова: буран, ветер, вихрь, вьюга |
4. Динамическая пауза ( пальчиковая гимнастика+ физкультминутка) | |
5. Первичное закрепление нового материала | |
Объявляет парную работу - Выполним с вами работу в группах. Но, прежде чем приступить к работе вспомним правила работы в группах. (слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым) - У вас в конвертах есть предложения, в которых необходимо подчеркнуть подлежащее и сказуемое 1) Листья берез пожелтели. Небо на западе порозовело. 2) Зима пришла неожиданно для жителей деревни. Мы катались на аттракционах 3) Я уехал к бабушке на каникулы Папа пошел на работу. 4) Заяц скачет по лужайке. К вечеру дождь закончился. 5) Вьюга воет. Попрятались в гнезда синицы. 6) Рябчики забрались в ельник. Белка спит в гнездышке. 7)Летит над речкой чайка. Месяц глядит с небосклона. 8)Метель бушевала в лесу. Кружились хлопья снега. 9)На льду весело пела птичка. Утка нырнула в прорубь. 10)Приходили к Мухе блошки. Морж добывает себе пищу. - Закончили работу. Сядьте на места. Сейчас прошу выйти к доске по одному представителю от каждой группа и назвать подлежащее и сказуемое предложений. -Что можно сказать об имени существительном, которые стоят в И.П.? (В предложении являются подлежащим) Прочитайте ниже сведения о языке. Ребята, в начале урока, я вам говорила предложение: «Любит дочь мать». -Когда существительное ДОЧЬ будет в именительном падеже? (когда оно будет подлежащим) -От чего это зависит? (от порядка слов в предложении) -Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в именительном падеже. Запишем составленное вами предложение. Выделите в нём грамматическую основу. 6. Усвоение нового материала - Упражнение 75 на странице 42. Внимательно прочитайте задание. - Вам необходимо выполнить это задание самостоятельно в тетради. 1-ый вариант работает с 1 и 2 предложениями, 2-ой вариант работает с предложениями 3 и 4. На выполнение задания у вас 5 минут. - Закончили работу. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На экране вы видите выполнение упражнения. Если есть ошибки ставьте «-» А теперь поставьте отметку в соответствии с критериями. Критерии вы видите на экране. 0 - - отметка «5» 1 - - отметка «4» 2-3 – отметка «3» 4 и более - – отметка «2» - Выполним с вами упражнение 76. (дополнительно) - (имя ребенка), прочитай первую часть задания. - Самостоятельно прочитайте четверостишие. - Поднимите руку. Прочитайте первое четверостишие. - Поднимите руку. Прочитайте второе четверостишие? - Какие слова выделены? - Какой падеж у этих существительных? - Как вы определили? - (имя ребенка), прочитай вторую часть задания - Вспомним с вами алгоритм письма по памяти. - Внимательно прочитайте первое четверостишие, скажите, есть ли слова, которые, вам непонятны? -О чем говорится в четверостишии? - Какие орфограммы вы нашли в словах? Как их проверить? - Обратите своё внимание на знаки препинания и расположение строк в стихотворении. - Несколько раз прочитайте первое четверостишие - Закройте учебник и запишите его по памяти - Откройте учебник, прочитайте написанное по слогам и сравните с исходным четверостишием. - Поднимите руку, кто написал все правильно. Отлично. | Выполняют работу в группах Листья пожелтели Небо порозовело 2) Зима пришла Мы катались 3) Я уехал Папа пошел 4) Заяц скачет Дождь закончился и т.д. Выполняют задание Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
5. Подведение итогов (обобщение, систематизация, инструктаж по д\з) | |
- Наше с вами занятие подходит к концу. - О чем мы с вами говорили на уроке? - Расскажите об имени существительном по схеме. - Давайте составим памятку. (Памятка) Именительный падеж Кто? Что? Нет предлогов. Подлежащее! А теперь дополните предложения. - На сегодняшнем уроке я узнал . . . - До урока я думал… - А теперь я знаю … - На этом уроке я похвалил бы себя за . . . - Отлично. 2.Выдает домашнее задание - Запишите домашнее задание. Составить и записать 2 предложения, подчеркнуть главные члены. 3.Оценивает работу учащихся на уроке. - Сейчас я оглашу отметки, которые вы получили за урок - Спасибо вам за работу! | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Диагностика достижения планируемых результатов: А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?). Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли. - Хорошо. | |
Дополнительные творческие задания: |
паровоз сдвинул вагон
1) Листья берез пожелтели.
Небо на западе порозовело.
2) Зима пришла неожиданно для жителей деревни.
Мы катались на аттракционах.
3) Я уехал к бабушке на каникулы
Папа пошел на работу.
4) Заяц скачет по лужайке.
К вечеру дождь закончился.
5) Вьюга воет.
Попрятались в гнезда синицы.
6) Рябчики забрались в ельник.
Белка спит в гнездышке.
7) Летит над речкой чайка.
Месяц глядит с небосклона.
8) Метель бушевала в лесу.
Кружились хлопья снега.
9) На льду весело пела птичка.
Утка нырнула в прорубь.
10) Приходили к Мухе блошки.
Морж добывает себе пищу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих"....
Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс
Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...
Технологическая карта урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"
Педагогическая цель урока: способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; распознавать...
План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс
Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....
УМК Перспектива 3 класс Технологическая карта урока по русскому языку Изменение имен существительных по падежам
Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;формирование умений изменения имен существительных по падежам;Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с падежами имен с...
Технологическая карта урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и Предложный падежи. Дательный и Творительный падежи" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном, дательном и творительном падежа...