«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мощенко Лола Ибрагимовна

Сценарий урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarn.okonchaniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 х.Маяк Сальского района

Сценарий урока русского языка

 (Перспективная начальная школа) в третьем классе

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение»

Учитель: Мощенко Лола Ибрагимовна

2014

Цели: 1) обобщить знания о правописании окончаний имён существительных единственного числа,  

2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость;

3) воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, электронная презентация

Литература: 1) В.В.Волина «Занимательное азбуковедение»;

2) С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку», 3 класс;

 3) Л.И.Тикунова, В.П.Канакина

«Сборник диктантов и творческих работ».

4) Чуракова Н.А.и Коленчук М.Л. Русский язык. 3 класс: Учебник,-М.: Академкнига/Учебник.,2013г.                                                                                                                         5) Байкова Т.М.Тетрадь для самостоятельных работ.  3  класс. (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2013 - 2014.                                                                                                                                                

Ход урока.

Слайд 1.   Ребята, посмотрите на фотографию… Вспомните! Какие вы на ней счастливые! Я хочу, чтобы в конце нашего урока вы были такими же счастливыми…

  1. О.м.

-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Слайд-2          

  Виды речевой деятельности:

  • Говорим  (кликнуть мышкой)
  • Читаем  (кликнуть мышкой)
  • Пишем   (кликнуть мышкой)
  • Слушаем (кликнуть мышкой)                                    

- Что вам на уроках делать легче?

- Почему?

- Что труднее?

- Почему?

- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Слайд-3                  

  «Мудрым никто не родился, а научился»                                        

-Как вы понимаете эту пословицу?

II. Актуализация знаний.

Слайд  4

-   Какую тему изучаем? (Имя существительное)

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).

Слайд 5

1. Определить падеж существительного.

2.Определить склонение.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного»)

    2.Чистописание

Слайд 6

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

           - Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.  

         Слайд  7

         - Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:

        - Прочитайте.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

        Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

        - Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

         

        -Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

 3. Сообщение темы урока и постановка целей.

         - Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается.

Слайд 8

- Вернёмся к слайду о написании  безударных окончаний имён существительных. Шаг 4.

-Почему выбрали именно эти слова-опоры? (ударные окончания)

- Получается по ударному окончанию проверяем безударные, то есть орфограмму.

Слайд 9

  Внимание!

- Выведем тему урока.

        - Сегодня мы будем  находить  в речи случаи, когда друг на друга похожи не только целые слова, но и части слов. И связана наша работа будет с правописанием безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

 -   Мы   вспомним и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных.

4. Работа над темой урока. 

(2 человека к закрытым доскам)

Учитель: - Что называется склонением?

Дети: - Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

Учитель: - Сколько склонений в русском языке?

Дети: - Три.

 Слайд 10

Учитель: - Какие существительные относятся к 1 склонению?

Дети: - Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.

Учитель: - Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Дети: - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.

Учитель: - Какие существительные относятся к 3 склонению?

Дети: - Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.

-Распределим имена существительные по типу склонений. лиса, дядя,  дерево, кот, лошадь, рожь

 

Проверка работы учеников  на закрытой доске

Карточка 1.

- А в это время … работал у доски и вот какое задание  у него было.

Слайд 11 

 Задание: Вставь окончания. Вспомни «волшебные слова»

без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

 - Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами)

Карточка 2.

- Проверим как справился ….

Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение    существительных. Слайд 12

К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…

  - Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)

Физкультминутка. Слайд 13

5. Закрепление

- Закрепим наши знания,  выполнив упражнение в рт

Слайд 14 (выкл. Проектор!!!)

1) Работа в р.т: с.70, упр.76

 (Дети выполняют задания)

- Объясни  написание пропущенных букв.

Солнце           Косяком            На лавке

По травке        Гусака              Грядке

Червяка         У кадки              Соловья

Муравья             ношей

Включить проектор

Физкультминутка для глаз. Слайд 15

 2) Работа в парах

Слайд 16  Игра «Найди свою пару»

Друзья познаются                                потех .  час

Азбука – к мудрост .                                 в бед .

Своя земля                                                тен .  боится

Делу время,                                        ступенька

Трус своей                                                и в горст .  мила

Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.

(Самостоятельная работа учащихся в парах.)

Проверка. Слайд 17

 Отвечают: 1 – зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки) 

  • Азбука – к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.
  • Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
  • Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
  • Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.

 Слайд 18.

3) Работа с деформированным текстом.

Учитель: - Какое время года наступило?

Дети: - Зима.

Слайд 19.

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.

            А в природе и в нашей калининградской области зима наступает каждый год в разные сроки.

Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (щелчок)

  • опушились, иней, деревья, блестящим
  • лес, в, убор, красив, зимнем
  • Слайд 19.

(Письмо с комментированием)

Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?

Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Учитель: - Где нельзя кататься на санках?

Слайд 20.

Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.

7. Домашнее задание:

Слайд 21.

с.71, упр.77

8. Рефлексия Слайд .

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

 (Ответы детей)

Оценки за урок Слайд 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс

Презентация к сценарию урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...