технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского»

Отделение подготовки учителей начальных классов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: Русский язык

Выполнила: студентка 2 курса 211 группы ОПУНК

Захарова Ефросинья Егоровна

Методист: ___________ /Слепцова И.Д/

г. Вилюйск, 2021

Информационная часть

Ф.И.О. студента: Захарова Ефросинья Егоровна

Тема: Синонимы и антонимы

Класс: 3

Тип урока: Урок закрепления пройденного материала

Цель учителя: создать условия для закрепления детьми понятия «синонимы и антонимы»

Учебные задача: Как распознавать синонимы и антонимы.

Образовательные:

- закрепить знания учащихся о синонимах и антонимах;

- расширить кругозор учащихся;

Развивающие:

- создавать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

- развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.

Планируемые результаты:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
  2. развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
  3. Положительное отношение к языковой деятельности

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   Регулятивные УУД:

  1. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  2. планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

  Коммуникативные УУД:

  1. слушать собеседника и понимать речь других;
  2. оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  3. принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

Познавательные УУД:

  1. работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  2. подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  3. участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения)

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал,

Материалы для учителя: учебник, технологическая карта.

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма орг. Уч.деят.

Дидакт. средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

П

р

ед

и

ет

н

ы

е

Метапр

Едметны

ые

(П-позн

аватель

ные,

Р – регул

Ятивны

е,

К – комм

Уникат

ивные)

Л

и

ч

н

о

с

т

н

ы

е

1.Органи

зационн

ый этап

Эмоцион

альный

настрой.

Словесно

е.

Приветст

вие .

Беседа

-Все встали, успокоились. Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок русского языка проведу я, меня зовут Ефросинья Егоровна, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.

- Я надеюсь, что вы сегодня много чего узнаете и будете активно участвовать на уроке.

- Открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа. Сидим прямо, пишем красивым и разборчивым почерком. Сегодня 13 октября. Классная работа.

Встают.

Здороваются.

Готовятся к

уроку.

Открывают

тетради,

записывают

Ф

Рабочие

тетради

положительный настрой на урок

2.1Ситуа

ция

успеха

Формиро

вать

знания,

которые

есть у

обучающ

ихся и

опираясь

на эти

знания

подготов

ить

обучающ

ихся к

теме

урока.

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа,

письмо

- А сейчас мы с вами поработаем. Вам предстоит найти лишнее слово в каждой строке. Обосновать свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарем

- Давайте приступим к работе и первая строка со словами:

1. соловей, игла, трава, сырник.
Найдите  лишнее

- А почему?

2.корень, язык, зима, группа

- А почему?

- Правильно, ребята

- Какие слова называют однозначными?

- Какие слова называют двузначными?

- Приступают к работе

- Лишим будет игла

- Потому что игла – многозначное слово, а все остальные однозначные

- Зима лишнее

- Потому что зима – однозначное слово, а все остальные двузначные

- это слова с одним лексическим значением

- это слова, имеющие два и более лексических значений

Ф

Презентация

, слайды

Регулятивные:

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

Положительное отношение к языковой деятельности

2.2 .Форм

улировка учебной задачи

Определя

ть цель

учебной

деятельно

сти с

помощью

учителя и

самостоя

ятельно.

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа

- Прочитайте пары слов:

Белый – черный; храбрый – отважный; веселье – радость; мир - война

- Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ

- Правильно, ребята, а как называются слова противоположные по значению?

- Как называются слова близкие по значению?

- Читают пары слов

- 1 гр.: Белый – черный; мир – война. Потому что все эти слова, противоположные по значению

2 гр.: храбрый – отважный; веселье – радость, потому что все эти слова близкие по значению

- Антонимы

- Синонимы

Ф

Рабочая тетрадь

Устный контроль

-определять слово по его лексическому значению;

- определять значение слова по толковому словарю.

Регулятивная: самоконтроль в учебной деятельности

формирование уважительного отношения к иному мнению

Словесны

й.

Беседа

-Давайте, вспомним, во втором классе мы начали изучать тему «синонимы и антонимы» настолько вы поняли эту тему? Что вы можете сказать?

- Если не уверены, хотите закрепить знания по этой теме?

- Значит, какова учебная задача нашего урока?

Формулируют тему урока.

Да

Повторить, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, находить в словаре синонимов и антонимов.

Ф

3.1.Орга

низация

поиска

нового

знания,

способа

действия

 - Ребята, наша тема называется синонимы и антонимы.

- Откройте учебник на странице 42, посмотрите на упражнение 68

- Прочитайте это задание. Выполните его. Вы можете использовать словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. После выполнения задания, мы его с вами проверим

- Сейчас мы с вами начнем проверять это задание, давайте по цепочке и будем читать слова и называть орфограммы

- К каким из данных слов вы подобрали синонимы?

- Хорошо ребята, вы справились с этим заданием, а что такое синонимы?

- К каким из данных слов вы подобрали антонимы?

- Хорошо, а что такое антонимы?

- Правильно

- Назовите «вежливые» слова, когда их употребляют?

- Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили

- А теперь давайте приступим к выполнению упражнения 69 на странице 42. Кто желает прочитать задание?

- Выполните это задание самостоятельно

- А сейчас мы проверим как вы выполнили это упражнение,

- А сейчас посмотрите на упражнение 70 на странице 43, кто желает прочитать задание?

- Прочитайте стихотворение

- Как вы понимаете значение выделенного слова?

- В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном?

- Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их

- Как называется этот прием в литературе?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы

- А теперь проверим это задание. Ваша задача: читать по цепочке слова с орфограммами и объяснить их написание

- Прочитайте на с.43 сведения о словах погода и непогода

- Найдите слово погода в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму

- Составьте предложение со словом погода, запишите его в тетради

- Запомните написание этого слова

- Слушают учителя

- Открывают учебники на стр.42

- Ребята читают по цепочке и называют орфограммы

- Вьюга - метель; мороз – холод; хорошо – прекрасно

- Это слова близкие по значению

- Здравствуйте - до свидания; весело – грустно; мороз – жара

- Это слова противоположные по значению

- Ответы детей

- Читают предложения, которые составили

- Читают задание, которое дано в учебнике

- Выполняют задание самостоятельно

- Смотрят на упражнения, читают упражнения

- Читают стихотворение

В небе туча хмурится.

Опустела улица.

Светофор не унывает.

Под дождем стоит, моргает.

На погоду никогда

Он не обижается.

Три веселых огонька

В лужах отражаются

- Злится

- Ответы детей

- В переносном

- Под дождем стоит, моргает.

На погоду никогда

Он не обижается.

Три веселых огонька

В лужах отражаются.

- Олицетворение

- Списывают, вставляют пропущенные буквы

- Проверяют упражнение. Читают слова по цепочке, объясняют их написание

- Читают сведения о словах

- Находят в словаре слово погода

- Записывают слово в тетрадь, объясняют орфограммы

- На улице прекрасная погода

Ф

Учебник,

рабочая

тетрадь,

презентация

Самоконтроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации

Физкультминутка

 

Словесный

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, для этого встаньте и повторяйте движения за мной

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

- Ребята встают, повторяют движения за учителем

Ф

3.2. Моделирование

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа,

письмо

 (Работа по учебнику)

- Упражнение 71 вы выполните самостоятельно, дома.

- Посмотрите на упр. 72 на стр. 44. Прочитайте его внимательно, один ученик по желанию

- Прочитайте текст. О чем в нем говорится?

- Как вы думаете, почему автор назвал так свой текст?

- Какие чувства вызывает этот текст?

- Выполните письменные задания к упражнению. Что нужно в них сделать?

- Приступайте к работе

- Проверять мы будем по цепочке, называете слово с орфограммой и объясняете его написание

- Назовите антонимы

- Какие слова называются антонимами?

- Читают упражнение

- об осени

-

-

- Ответы детей

- Приступают к работе

- Проверяют по цепочке

- Теплый – холодный; увядание – расцветание; песня- тишина; грустно – радостн

- Слова, которые противоположны по значению

Ф

Учебник,

презентация

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации

3.3.Прим

енение

нового

способа

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

Беседа, письмо

- Правильно, ребята, а сейчас посмотрите на упр. 73 на стр. 44.

- Это задание нужно самостоятельно выполнить и проверить по цепочке, объяснить свой выбор синонимов

- Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках

- Запишите предложения. Объясняя свой выбор синонимом

- Ребята, молодцы, а какие слова называются синонимами?

 

- Выполняют задание, осуществляют проверку по цепочке

- Слова, которые близки по значению

Ф

Презентация

, учебник

Р

е

флек

с

ия

Самооценка учащихся.

Словесный.

Бе

с

еда.

- Ребята, на этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги

- Что мы сегодня на уроке изучали?

- Что показалось самым интересным?

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Оцените свою работу на уроке, с помощью смайликов.

- А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание

Упр. 74 стр. 44

- Спасибо за урок, до свидания

- Синонимы и антонимы

- Ответы детей

- Слова , которые близки по значению

- Слова, которые противоположны по значению

- Оценивают свою работу, показывают смайлики

- Открывают дневники, записывают домашнее задание

Ф

осознание личностного смысла учения



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского»

Отделение подготовки учителей начальных классов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: Русский язык

Выполнила: студентка 2 курса 211 группы ОПУНК

Захарова Ефросинья Егоровна

Методист: ___________ /Слепцова И.Д/

г. Вилюйск, 2021

Информационная часть

Ф.И.О. студента: Захарова Ефросинья Егоровна

Тема: Синонимы и антонимы

Класс: 3

Тип урока: Урок закрепления пройденного материала

Цель учителя: создать условия для закрепления детьми понятия «синонимы и антонимы»

Учебные задача: Как распознавать синонимы и антонимы.

Образовательные:

- закрепить знания учащихся о синонимах и антонимах;

- расширить кругозор учащихся;

Развивающие:

- создавать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

- развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.

Планируемые результаты:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
  2. развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
  3. Положительное отношение к языковой деятельности

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   Регулятивные УУД:

  1. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  2. планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

  Коммуникативные УУД:

  1. слушать собеседника и понимать речь других;
  2. оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  3. принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

Познавательные УУД:

  1. работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  2. подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  3. участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения)

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал,

Материалы для учителя: учебник, технологическая карта.

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма орг. Уч.деят.

Дидакт. средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

П

р

ед

и

ет

н

ы

е

Метапр

Едметны

ые

(П-позн

аватель

ные,

Р – регул

Ятивны

е,

К – комм

Уникат

ивные)

Л

и

ч

н

о

с

т

н

ы

е

1.Органи

зационн

ый этап

Эмоцион

альный

настрой.

Словесно

е.

Приветст

вие .

Беседа

-Все встали, успокоились. Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок русского языка проведу я, меня зовут Ефросинья Егоровна, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.

- Я надеюсь, что вы сегодня много чего узнаете и будете активно участвовать на уроке.

- Открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа. Сидим прямо, пишем красивым и разборчивым почерком. Сегодня 13 октября. Классная работа.

Встают.

Здороваются.

Готовятся к

уроку.

Открывают

тетради,

записывают

Ф

Рабочие

тетради

положительный настрой на урок

2.1Ситуа

ция

успеха

Формиро

вать

знания,

которые

есть у

обучающ

ихся и

опираясь

на эти

знания

подготов

ить

обучающ

ихся к

теме

урока.

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа,

письмо

- А сейчас мы с вами поработаем. Вам предстоит найти лишнее слово в каждой строке. Обосновать свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарем

- Давайте приступим к работе и первая строка со словами:

1. соловей, игла, трава, сырник.
Найдите  лишнее

- А почему?

2.корень, язык, зима, группа

- А почему?

- Правильно, ребята

- Какие слова называют однозначными?

- Какие слова называют двузначными?

- Приступают к работе

- Лишим будет игла

- Потому что игла – многозначное слово, а все остальные однозначные

- Зима лишнее

- Потому что зима – однозначное слово, а все остальные двузначные

- это слова с одним лексическим значением

- это слова, имеющие два и более лексических значений

Ф

Презентация

, слайды

Регулятивные:

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

Положительное отношение к языковой деятельности

2.2 .Форм

улировка учебной задачи

Определя

ть цель

учебной

деятельно

сти с

помощью

учителя и

самостоя

ятельно.

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа

- Прочитайте пары слов:

Белый – черный; храбрый – отважный; веселье – радость; мир - война

- Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ

- Правильно, ребята, а как называются слова противоположные по значению?

- Как называются слова близкие по значению?

- Читают пары слов

- 1 гр.: Белый – черный; мир – война. Потому что все эти слова, противоположные по значению

2 гр.: храбрый – отважный; веселье – радость, потому что все эти слова близкие по значению

- Антонимы

- Синонимы

Ф

Рабочая тетрадь

Устный контроль

-определять слово по его лексическому значению;

- определять значение слова по толковому словарю.

Регулятивная: самоконтроль в учебной деятельности

формирование уважительного отношения к иному мнению

Словесны

й.

Беседа

-Давайте, вспомним, во втором классе мы начали изучать тему «синонимы и антонимы» настолько вы поняли эту тему? Что вы можете сказать?

- Если не уверены, хотите закрепить знания по этой теме?

- Значит, какова учебная задача нашего урока?

Формулируют тему урока.

Да

Повторить, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, находить в словаре синонимов и антонимов.

Ф

3.1.Орга

низация

поиска

нового

знания,

способа

действия

 - Ребята, наша тема называется синонимы и антонимы.

- Откройте учебник на странице 42, посмотрите на упражнение 68

- Прочитайте это задание. Выполните его. Вы можете использовать словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. После выполнения задания, мы его с вами проверим

- Сейчас мы с вами начнем проверять это задание, давайте по цепочке и будем читать слова и называть орфограммы

- К каким из данных слов вы подобрали синонимы?

- Хорошо ребята, вы справились с этим заданием, а что такое синонимы?

- К каким из данных слов вы подобрали антонимы?

- Хорошо, а что такое антонимы?

- Правильно

- Назовите «вежливые» слова, когда их употребляют?

- Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили

- А теперь давайте приступим к выполнению упражнения 69 на странице 42. Кто желает прочитать задание?

- Выполните это задание самостоятельно

- А сейчас мы проверим как вы выполнили это упражнение,

- А сейчас посмотрите на упражнение 70 на странице 43, кто желает прочитать задание?

- Прочитайте стихотворение

- Как вы понимаете значение выделенного слова?

- В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном?

- Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их

- Как называется этот прием в литературе?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы

- А теперь проверим это задание. Ваша задача: читать по цепочке слова с орфограммами и объяснить их написание

- Прочитайте на с.43 сведения о словах погода и непогода

- Найдите слово погода в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму

- Составьте предложение со словом погода, запишите его в тетради

- Запомните написание этого слова

- Слушают учителя

- Открывают учебники на стр.42

- Ребята читают по цепочке и называют орфограммы

- Вьюга - метель; мороз – холод; хорошо – прекрасно

- Это слова близкие по значению

- Здравствуйте - до свидания; весело – грустно; мороз – жара

- Это слова противоположные по значению

- Ответы детей

- Читают предложения, которые составили

- Читают задание, которое дано в учебнике

- Выполняют задание самостоятельно

- Смотрят на упражнения, читают упражнения

- Читают стихотворение

В небе туча хмурится.

Опустела улица.

Светофор не унывает.

Под дождем стоит, моргает.

На погоду никогда

Он не обижается.

Три веселых огонька

В лужах отражаются

- Злится

- Ответы детей

- В переносном

- Под дождем стоит, моргает.

На погоду никогда

Он не обижается.

Три веселых огонька

В лужах отражаются.

- Олицетворение

- Списывают, вставляют пропущенные буквы

- Проверяют упражнение. Читают слова по цепочке, объясняют их написание

- Читают сведения о словах

- Находят в словаре слово погода

- Записывают слово в тетрадь, объясняют орфограммы

- На улице прекрасная погода

Ф

Учебник,

рабочая

тетрадь,

презентация

Самоконтроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации

Физкультминутка

 

Словесный

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, для этого встаньте и повторяйте движения за мной

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

- Ребята встают, повторяют движения за учителем

Ф

3.2. Моделирование

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа,

письмо

 (Работа по учебнику)

- Упражнение 71 вы выполните самостоятельно, дома.

- Посмотрите на упр. 72 на стр. 44. Прочитайте его внимательно, один ученик по желанию

- Прочитайте текст. О чем в нем говорится?

- Как вы думаете, почему автор назвал так свой текст?

- Какие чувства вызывает этот текст?

- Выполните письменные задания к упражнению. Что нужно в них сделать?

- Приступайте к работе

- Проверять мы будем по цепочке, называете слово с орфограммой и объясняете его написание

- Назовите антонимы

- Какие слова называются антонимами?

- Читают упражнение

- об осени

-

-

- Ответы детей

- Приступают к работе

- Проверяют по цепочке

- Теплый – холодный; увядание – расцветание; песня- тишина; грустно – радостн

- Слова, которые противоположны по значению

Ф

Учебник,

презентация

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации

3.3.Прим

енение

нового

способа

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

Беседа, письмо

- Правильно, ребята, а сейчас посмотрите на упр. 73 на стр. 44.

- Это задание нужно самостоятельно выполнить и проверить по цепочке, объяснить свой выбор синонимов

- Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках

- Запишите предложения. Объясняя свой выбор синонимом

- Ребята, молодцы, а какие слова называются синонимами?

 

- Выполняют задание, осуществляют проверку по цепочке

- Слова, которые близки по значению

Ф

Презентация

, учебник

Р

е

флек

с

ия

Самооценка учащихся.

Словесный.

Бе

с

еда.

- Ребята, на этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги

- Что мы сегодня на уроке изучали?

- Что показалось самым интересным?

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Оцените свою работу на уроке, с помощью смайликов.

- А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание

Упр. 74 стр. 44

- Спасибо за урок, до свидания

- Синонимы и антонимы

- Ответы детей

- Слова , которые близки по значению

- Слова, которые противоположны по значению

- Оценивают свою работу, показывают смайлики

- Открывают дневники, записывают домашнее задание

Ф

осознание личностного смысла учения



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского»

Отделение подготовки учителей начальных классов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: Русский язык

Выполнила: студентка 2 курса 211 группы ОПУНК

Захарова Ефросинья Егоровна

Методист: ___________ /Слепцова И.Д/

г. Вилюйск, 2021

Информационная часть

Ф.И.О. студента: Захарова Ефросинья Егоровна

Тема: Синонимы и антонимы

Класс: 3

Тип урока: Урок закрепления пройденного материала

Цель учителя: создать условия для закрепления детьми понятия «синонимы и антонимы»

Учебные задача: Как распознавать синонимы и антонимы.

Образовательные:

- закрепить знания учащихся о синонимах и антонимах;

- расширить кругозор учащихся;

Развивающие:

- создавать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

- развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе.

Планируемые результаты:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
  2. развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
  3. Положительное отношение к языковой деятельности

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   Регулятивные УУД:

  1. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  2. планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

  Коммуникативные УУД:

  1. слушать собеседника и понимать речь других;
  2. оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  3. принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

Познавательные УУД:

  1. работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  2. подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  3. участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения)

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал,

Материалы для учителя: учебник, технологическая карта.

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма орг. Уч.деят.

Дидакт. средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

П

р

ед

и

ет

н

ы

е

Метапр

Едметны

ые

(П-позн

аватель

ные,

Р – регул

Ятивны

е,

К – комм

Уникат

ивные)

Л

и

ч

н

о

с

т

н

ы

е

1.Органи

зационн

ый этап

Эмоцион

альный

настрой.

Словесно

е.

Приветст

вие .

Беседа

-Все встали, успокоились. Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок русского языка проведу я, меня зовут Ефросинья Егоровна, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.

- Я надеюсь, что вы сегодня много чего узнаете и будете активно участвовать на уроке.

- Открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа. Сидим прямо, пишем красивым и разборчивым почерком. Сегодня 13 октября. Классная работа.

Встают.

Здороваются.

Готовятся к

уроку.

Открывают

тетради,

записывают

Ф

Рабочие

тетради

положительный настрой на урок

2.1Ситуа

ция

успеха

Формиро

вать

знания,

которые

есть у

обучающ

ихся и

опираясь

на эти

знания

подготов

ить

обучающ

ихся к

теме

урока.

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа,

письмо

- А сейчас мы с вами поработаем. Вам предстоит найти лишнее слово в каждой строке. Обосновать свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарем

- Давайте приступим к работе и первая строка со словами:

1. соловей, игла, трава, сырник.
Найдите  лишнее

- А почему?

2.корень, язык, зима, группа

- А почему?

- Правильно, ребята

- Какие слова называют однозначными?

- Какие слова называют двузначными?

- Приступают к работе

- Лишим будет игла

- Потому что игла – многозначное слово, а все остальные однозначные

- Зима лишнее

- Потому что зима – однозначное слово, а все остальные двузначные

- это слова с одним лексическим значением

- это слова, имеющие два и более лексических значений

Ф

Презентация

, слайды

Регулятивные:

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

Положительное отношение к языковой деятельности

2.2 .Форм

улировка учебной задачи

Определя

ть цель

учебной

деятельно

сти с

помощью

учителя и

самостоя

ятельно.

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа

- Прочитайте пары слов:

Белый – черный; храбрый – отважный; веселье – радость; мир - война

- Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ

- Правильно, ребята, а как называются слова противоположные по значению?

- Как называются слова близкие по значению?

- Читают пары слов

- 1 гр.: Белый – черный; мир – война. Потому что все эти слова, противоположные по значению

2 гр.: храбрый – отважный; веселье – радость, потому что все эти слова близкие по значению

- Антонимы

- Синонимы

Ф

Рабочая тетрадь

Устный контроль

-определять слово по его лексическому значению;

- определять значение слова по толковому словарю.

Регулятивная: самоконтроль в учебной деятельности

формирование уважительного отношения к иному мнению

Словесны

й.

Беседа

-Давайте, вспомним, во втором классе мы начали изучать тему «синонимы и антонимы» настолько вы поняли эту тему? Что вы можете сказать?

- Если не уверены, хотите закрепить знания по этой теме?

- Значит, какова учебная задача нашего урока?

Формулируют тему урока.

Да

Повторить, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, находить в словаре синонимов и антонимов.

Ф

3.1.Орга

низация

поиска

нового

знания,

способа

действия

 - Ребята, наша тема называется синонимы и антонимы.

- Откройте учебник на странице 42, посмотрите на упражнение 68

- Прочитайте это задание. Выполните его. Вы можете использовать словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике. После выполнения задания, мы его с вами проверим

- Сейчас мы с вами начнем проверять это задание, давайте по цепочке и будем читать слова и называть орфограммы

- К каким из данных слов вы подобрали синонимы?

- Хорошо ребята, вы справились с этим заданием, а что такое синонимы?

- К каким из данных слов вы подобрали антонимы?

- Хорошо, а что такое антонимы?

- Правильно

- Назовите «вежливые» слова, когда их употребляют?

- Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили

- А теперь давайте приступим к выполнению упражнения 69 на странице 42. Кто желает прочитать задание?

- Выполните это задание самостоятельно

- А сейчас мы проверим как вы выполнили это упражнение,

- А сейчас посмотрите на упражнение 70 на странице 43, кто желает прочитать задание?

- Прочитайте стихотворение

- Как вы понимаете значение выделенного слова?

- В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном?

- Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их

- Как называется этот прием в литературе?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы

- А теперь проверим это задание. Ваша задача: читать по цепочке слова с орфограммами и объяснить их написание

- Прочитайте на с.43 сведения о словах погода и непогода

- Найдите слово погода в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму

- Составьте предложение со словом погода, запишите его в тетради

- Запомните написание этого слова

- Слушают учителя

- Открывают учебники на стр.42

- Ребята читают по цепочке и называют орфограммы

- Вьюга - метель; мороз – холод; хорошо – прекрасно

- Это слова близкие по значению

- Здравствуйте - до свидания; весело – грустно; мороз – жара

- Это слова противоположные по значению

- Ответы детей

- Читают предложения, которые составили

- Читают задание, которое дано в учебнике

- Выполняют задание самостоятельно

- Смотрят на упражнения, читают упражнения

- Читают стихотворение

В небе туча хмурится.

Опустела улица.

Светофор не унывает.

Под дождем стоит, моргает.

На погоду никогда

Он не обижается.

Три веселых огонька

В лужах отражаются

- Злится

- Ответы детей

- В переносном

- Под дождем стоит, моргает.

На погоду никогда

Он не обижается.

Три веселых огонька

В лужах отражаются.

- Олицетворение

- Списывают, вставляют пропущенные буквы

- Проверяют упражнение. Читают слова по цепочке, объясняют их написание

- Читают сведения о словах

- Находят в словаре слово погода

- Записывают слово в тетрадь, объясняют орфограммы

- На улице прекрасная погода

Ф

Учебник,

рабочая

тетрадь,

презентация

Самоконтроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации

Физкультминутка

 

Словесный

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, для этого встаньте и повторяйте движения за мной

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

- Ребята встают, повторяют движения за учителем

Ф

3.2. Моделирование

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

беседа,

письмо

 (Работа по учебнику)

- Упражнение 71 вы выполните самостоятельно, дома.

- Посмотрите на упр. 72 на стр. 44. Прочитайте его внимательно, один ученик по желанию

- Прочитайте текст. О чем в нем говорится?

- Как вы думаете, почему автор назвал так свой текст?

- Какие чувства вызывает этот текст?

- Выполните письменные задания к упражнению. Что нужно в них сделать?

- Приступайте к работе

- Проверять мы будем по цепочке, называете слово с орфограммой и объясняете его написание

- Назовите антонимы

- Какие слова называются антонимами?

- Читают упражнение

- об осени

-

-

- Ответы детей

- Приступают к работе

- Проверяют по цепочке

- Теплый – холодный; увядание – расцветание; песня- тишина; грустно – радостн

- Слова, которые противоположны по значению

Ф

Учебник,

презентация

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации

3.3.Прим

енение

нового

способа

Словесны

й.

Практиче

ский.

Чтение,

Беседа, письмо

- Правильно, ребята, а сейчас посмотрите на упр. 73 на стр. 44.

- Это задание нужно самостоятельно выполнить и проверить по цепочке, объяснить свой выбор синонимов

- Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках

- Запишите предложения. Объясняя свой выбор синонимом

- Ребята, молодцы, а какие слова называются синонимами?

 

- Выполняют задание, осуществляют проверку по цепочке

- Слова, которые близки по значению

Ф

Презентация

, учебник

Р

е

флек

с

ия

Самооценка учащихся.

Словесный.

Бе

с

еда.

- Ребята, на этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги

- Что мы сегодня на уроке изучали?

- Что показалось самым интересным?

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Оцените свою работу на уроке, с помощью смайликов.

- А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание

Упр. 74 стр. 44

- Спасибо за урок, до свидания

- Синонимы и антонимы

- Ответы детей

- Слова , которые близки по значению

- Слова, которые противоположны по значению

- Оценивают свою работу, показывают смайлики

- Открывают дневники, записывают домашнее задание

Ф

осознание личностного смысла учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...