Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
УМК: Школа России
Тема: «Правописание частицы не с глаголами».
Тип урока: урок «открытия» знаний
Цель: формирование навыков правописания частицы не с глаголам
Задачи урока:
Обучающие :
- знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;
- способствовать обогащению словарного запаса детей;
- формировать орфографическую зоркость;
- познакомить со словами-исключениями;
Развивающие:
- развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся, настойчивость в достижении цели;
- воспитывать интерес к занятиям русским языком.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
«Правописание частицы НЕ с глаголами»
Технологическая карта урока
разработана учителем начальных классов
МОУ «Измайловская школа»
Сергеевой Т.П.
УМК: Школа России
Тема: «Правописание частицы не с глаголами».
Тип урока: урок «открытия» знаний
Цель: формирование навыков правописания частицы не с глаголам
Задачи урока:
Обучающие :
- знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;
- способствовать обогащению словарного запаса детей;
- формировать орфографическую зоркость;
- познакомить со словами-исключениями;
Развивающие:
- развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся, настойчивость в достижении цели;
- воспитывать интерес к занятиям русским языком.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник русского языка.
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1)Организационный момент (1 – 2 минуты) | Психологический настрой. - Доброе утро, дорогие ученики! Начинаем урок русского языка. Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л.Толстого (СЛАЙД 1): «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свой человеческое достоинство». - Как вы понимаете эти строки? - Сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся? Давайте пожелаем друг другу удачи, поделимся прекрасным настроением, улыбнитесь друг другу. | Учащиеся приветствуют учителя. - Высказывания детей - Дети улыбаются друг другу. Позитивно настраиваются на урок |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация и целеполагание (7 минут) | От глаголов образовать формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Выделить приставки. Читать, лепить, прыгать Как изменятся по родам? - А что бы узнать, о чём мы с вами будем разговаривать вам нужно решить кроссворд в группах (делит класс на группы по 4 человека)Приложение 1. - Какое слово получилось по вертикали? (частица) - Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи (служебная часть речи), а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами. | Повторяют предыдущий материал. Отгадывают кроссворд. |
Подготовка к основному этапу занятия (5 минут) | - Давайте вспомним изученные части речи. Предлагаю поработать в парах. Повторим правила работы в парах. - На партах лежат таблички и карточки со словами (на каждую пару учеников – одна таблица и одна карточка) Карточки со словами:
- Распределите данные слова в соответствующие столбики. - Вспомните, что такое самостоятельные части речи. Что такое служебные части речи. - Служебные части речи «обслуживают» самостоятельные части речи. - Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков. - Выполним проверку. (СЛАЙД 2) Оцените выполнение этого задания на листах самопроверки. + - все слова распределены верно; +- - 1-2 ошибки - - более 3 ошибок - Какое слово у вас вызвало затруднение ? - Как вы думаете, к какой части речи относится это слово? - Найти ответ на этот вопрос мы сможем, отгадав кроссворд. (СЛАЙД 3) Вопросы: 1) Учащийся в школе. (Ученик) 2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал) 3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия) 4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь) 5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.) 6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец) 7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш). - Какое слово получилось по вертикали? (частица) - Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами. - Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и прочитаем определение. (СЛАЙД 4) ЧАСТИ́ЦА, -ы, жен. В грамматике: 1) служебное слово, участвующее в образовании форм (напр. бы), оформляющее вопрос (напр. ли, разве) или отрицание (не, ни). - Возьмите карточки с пословицами. Найдите в этих пословицах глаголы, подчеркните их.
- Проверьте. (СЛАЙД 5) - Возьмите лист самооценки. Напротив второго задания поставьте +, +-, -. ( Если все глаголы подчеркнуты верно - + ; если допущена 1-2 ошибки – ставим +-, если допущено 3 и более ошибок – ставим -) - Какая частица стоит перед глаголом? - Верно, частица НЕ. - Сформулируйте тему урока. - Молодцы. - Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами». (учитель пишет на доске тему ) - Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему, используя опорные слова на слайде. 1. Научиться находить и правильно писать … (частицу НЕ с глаголами) 2. Уметь применять правило …. (правописание НЕ с глаголами) | Повторяют правила работы в парах. Работают в парах, определяют части речи слов, записывают в таблицу. Выполняют проверку и оценку. - Не. - Предположения детей. Дети разгадывают кроссворд. Индивидуальная работа на карточках. Находят и подчёркивают глаголы в пословицах. Проверка и оценка своей работы. - Частица не. - Правописание частицы не с глаголами. Формулируют задачи урока. |
Усвоение новых знаний и способов действия (15 минут) | - Открываем тетради. Записываем число/ классная работа. - В следующей строке посередине записали частицу НЕ. - Будем составлять кластер. ( учитель с помощью карточек составляет на доске, дети в тетради). Сделали пять стрелочек вниз. - Подумаем, к какой группе частей речи отнесем НЕ. Почему? - Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи? – Правильно, это служебная часть речи. Под первой стрелкой пишем «это служебная часть речи». - Под второй стрелкой запишем, к какой части речи относится это слово. - Верно, записываем «это частица». - А теперь обратим внимание, как пишется эта частица с глаголами. Посмотрите на карточки с пословицами. Можете ли вы сформулировать правило? - Послушайте стихотворение о глаголе и частице НЕ. В нем спряталось правило. Кто услышит его? Глаголу нравится читать, - Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице НЕ? Как пишется НЕ с глаголами? - Под третьей стрелкой запишем «с глаголами пишется раздельно». - Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей НЕ. Над словами укажите части речи. - Проверьте и оцените эту работу. (СЛАЙД 7) На листе самооценки напротив третьего задания поставьте нужный знак ( + - верно выписали три глагола, +- - верно выписали только два глагола, - - верно выписали только один глагол). - Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придает глаголам. - Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится. (СЛАЙД 8)
- Какой смысл придает глаголам частица НЕ? - Действительно, частица не выражает отрицание. - Под четвертой стрелкой запишем «придает отрицательный смысл». - (СЛАЙД 9) Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают?
- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ? - Верно, это слова-исключения. В этих словах НЕ – это приставка. - Эти слова пишутся с НЕ слитно. - Под пятой стрелкой запишем «слова-исключения». В этих словах выделим приставку. Физкультминутка. - Все дружно встали! - Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме. Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают? Буду – не буду! Могу – не могу! Хочу – не хочу! Стану – не стану! Кричу – не кричу! -Сели. Продолжаем работу. (СЛАЙД 10) - Прочтите предложения
- Согласны вы с этими высказываниями? - Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? - Запишите эти предложения в тетрадь. Укажите частицу и глагол. - Прочитайте, что получилось. - Как изменился смысл глаголов с частицей НЕ? А смысл пословиц? - Проверяем и оцениваем это задание в листах самооценки ( + - три пословицы записаны верно, +- - две пословицы записаны верно, - - одна пословица записана верно). - А сейчас поработаем в тренажерах. - Открываем стр. 80, задание 1, 2. Ряд учеников выполняет задание № 2 (1). Списываете предложения, вставляя пропущенные буквы и частицу не перед глаголами (повышенный уровень). Остальные дети выполняют задание № 1. Записываете данные глаголы с частицей не, объясняете, какое правило применяете при выполнении задания. Первое слово запишем вместе, один ученик на доске. - Проверяем эти задания (СЛАЙД 11, 12) и оцениваем свою работу в листах самооценки. (+ - задание выполнено верно, нет ошибок; +- - допущено 1-2 ошибки; - - допущено более 3 ошибок). - Молодцы! А теперь давайте вернемся к первому заданию нашего урока, к таблице с частями речи. - Одно слово вызвало у вас затруднение. Применяя новые знания, давайте определим, к какой части речи относится это слово. - Верно. - Что на месте вопросительного знака мы запишем? (СЛАЙД 13)
|
Работа в тетрадях. Составляют вместе с учителем кластер. - Частица. Формулируют правило. Слушают стихотворение.
Ещё раз закрепляют правило: частица не с глаголами пишется раздельно. Выписывают глаголы с частицей не. Проверка и оценка работы. Называют слова с частицей не. - Это слова – исключения. Работа с кластером. Выполняют физкультминутку. Читают предложения. - Нет. Выполняют задание в тетради. - Глаголы приобрели отрицательный смысл. Проверка и оценка задания. Ученики выполняют задание в тренажёре с объяснением. Проверка и оценка задания. |
Закрепление, обобщение и систематизация знаний (10 минут) | Контрольное списывание -Спишите текст, в котором есть глаголы с частицей не , выделите их ОСЕНЬ НА ВОДЕ Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Не спят одни рыбы. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. Толкаются, кружатся рыбки, борются за пищу. Посмотришь через минуту — ничего не увидишь. Спокойная тёмная вода. | Читают текст. Внимательно списывают. |
Контроль и самопроверка знаний (5 минут) | -Над какой темой мы с вами работали? Что такое не? - Как нужно писать частицу не с глаголом? - Для чего служит частица не? - Какие есть исключения? Почему пишутся слитно? (ненавидеть, негодовать, неволить, недоумевать) | Отвечают на вопросы. |
Рефлексия (2 минуты) | Лестница успеха. Д/з: стр.125, упр.227 | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. |
Приложение 1.
1) Учащийся в школе. (Ученик)
2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)
3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)
4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)
5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)
6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)
7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о глаголе" во 2 классе по программе "Школа России"
Урок русского языка с применением интерактивной доски...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Как определить спряжение глагола, если окончание ударное».
Цель: развитие умения определять спряжение глагола по ударному окончанию....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи" 3 класс "Школа России"
"Значение и употребление глаголов в речи"...
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс " I и II спряжение глаголов" программа Школа 2100
На уроке ученики знакомятся с понятием "спряжение глагола", занимательные задания и иллюстрации помогают запомнить отличительные признаки двух спряжений....
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс. Тема " Неопределенная форма глагола"
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока по русскому языку, 4 класс «Грамматические характеристики глагола»
конспект...
Технологическая карта урока по русскому языку "Закрепление. Единственное и множественное число глагола" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок рефлексии Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе глагола Задачи урока:Дидактические 1. Знать, как изменяются глаголы, ...