приставка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема фрагмента урока: Приставка
Класс: 3
Цель фрагмента урока: Создание условий для усвоения знаний о приставке как значимой части слова, и формирования умений выделять приставку в слове.
Задачи фрагмента урока:
- научить находить приставку в слове, образовывать новые слова с помощью приставки.
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- воспитывать стремление к получению знаний, желание учиться.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение распознавать приставки среди других морфем;
- находить приставки и применять их в образовании слова,
Метапредметные:
Познавательные:
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Регулятивные:
- ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
- умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
- осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные:
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня проведу урок русского языка. Наш урок я хотела бы начать с пословицы, Работа с пословицей:
- Прочтите пословицу на слайде,
«Труд при учении скучен, да плод учения вкусен»
-Как вы ее понимаете?
Микро-вывод:
-Молодцы, ребята, вы правы, учиться, конечно, очень скучно, и сложно, но зато, когда ты чему-то научился и узнал что-то новое, тебе хочется всем об этом рассказать, и ты гордишься собой.
.Я приглашаю вас отправиться вместе в увлекательное путешествие за новыми знаниями. Ребята, а что же такое путешествие?
- Верно. Вот какое определение в своем словаре дает Сергей Иванович Ожегов. «ПУТЕШЕСТВИЕ, - поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).»
- Как вы думаете, чем занимаются путешественники? (что изучают, ищут)
- Верно, путешественники изучают окружающий нас мир и природу. Ребята, а на каком уроке в школе мы с вами говорим о природе, путешественниках и их открытиях?
- Верно, на уроках окружающего мира.
- Если На столах у вас лежит лесенка успеха. За каждое выполненное задание вы будете подниматься, на одну лесенку и в конце урока по этой лесенке мы узнаем, усвоили вы новую тему или нет. Отлично, можем начинать урок!
II.Постановка учебной задачи
- Ребята, перед любым путешествием необходима тщательная подготовка, вот и мы с вами сейчас подготовимся к нашему путешествию за знаниями, и повторим изученное ранее.
- Для этого мы с вами проведем грамматическую разминку. Я буду называть вам утверждение, и если оно верное, то вы показываете класс, если не верное – хлопаете один раз.
ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ:
- Слово состоит из предложений – Нет
- Окончание – это изменяемая часть слова – Да
- Корень – это главная часть слова - Да
- Суффикс находится за корнем – Да
- Молодцы, ребята. Перед вами на слайде условные обозначения различных частей слова, которые мы с вами уже изучили. Назовите их. (корень, суффикс, окончание)
- Верно, теперь обратите внимание на карточки перед вами. Вам даны слова.
Дом, домовой, домашний , бездомный.
- Как называются эти слова? (однокоренные)
- Выделите в словах корень. (-дом-)
- Поработайте в парах и разберите слова по составу. Помните о правилах работы в парах и группах: прислушивайтесь к мнению партнера, уважайте его, работу выполняйте дружно.
- Все ли слова удалось разобрать по составу? ( нет, не смогли разобрать слово бездомный)
- Почему?(мы не знаем что это за часть слова и как ее выделять)
- У нас возникло затруднение. И сегодня на уроке мы с ним справимся.
- А чтобы узнать название этой части слова и тему нашего урока, посмотрите на слайд и отгадайте анаграмму.
- Верно, тема нашего урока Приставка.
- Но нам надо с вами определиться, какова будет цель нашего путешествия. Самостоятельно сформулируйте цель нашего путешествия: что мы узнаем и чему научимся. (Узнаем, что такое приставка и научимся находить приставки в словах)
- Чтобы достичь цели нашего путешествия, посмотрите на план, который нам необходимо будет выполнить, но пункты в нем перепутались.
- Расставьте их так, чтобы последовательность была верной. (Один ученик выходит к доске)
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. При работе с интерактивным оборудованием помните о правилах техники безопасности. Будьте аккуратны, работайте чистыми, сухими руками, используйте стилус.
План:
- Узнать, что такое приставка.
- Научиться находить приставку в слове и образовывать новые слова помощью приставок.
- Применить полученные знания на практике.
- Если вы согласны с вашим одноклассником, поднимите правую руку.
- Отлично, молодцы, теперь мы можем отправляться.
III.Учебное действие
- Начнем работу по первому пункту плана. Мы узнаем, что такое приставка.
- Я предлагаю вам заняться исследованием. Представим, что у меня в руках яблоко, я буду его резать, а вы все мои действия называйте.
- Разрезаю пополам. Что я сделала?(Разрезала)
- Отрезаю кусочек.(Отрезала)
- Вырезаю сердцевину.(Вырезала)
- Ещё раз внимательно прочитайте записанные слова. Сравните их. Что в них общего?(одинаковый корень –рез-)
- Чем они отличаются?(частями, которые находятся перед корнем - приставками)
- Мы эти части приставляли, присоединяли. Поэтому эта часть слова получила название приставка. - Теперь выделите приставки в оставшихся словах.
- Молодцы. Сделаем вывод по первому пункту плана
Вывод: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Ребята, Вы отлично поработали, поставьте плюс на лестнице
- Переходим ко 2 пункту плана. Ребята, что такое приставка, мы теперь знаем. Теперь давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.
- Итак, возьмем, к примеру, слово забег.
- Как же нам найти приставку? Давайте вспомним, что такое приставка? (часть слова, находящаяся перед корнем)
- Верно, приставка находится перед корнем. Значит, что нам нужно найти сначала в слове?
- Верно, корень. Как его найти? (подобрать однокоренные слова)
- Подберите однокоренные слова к слову забег. (бег,итд)
- Какой корень в слове предобрый? (-бег-)
- Что выделим теперь? (приставку)
- Назовите её. (за-)
- Молодцы, ребята! Вот мы с вами и составили алгоритм нахождения приставки с слове. Проговорим его заново.
1. Подобрать однокоренные слова.
2. Выделить корень.
3. Выделить часть слова перед корнем - приставку.
4. Назвать приставку.
- Двигаемся дальше. Я прочитаю лексическое значение слова, а вы скажете – что это. Перемещаться по поверхности, совершать движения ногами.
- Верно, ходить.
- К столу что делают? (подходят) Запишите слово подходить. Выделите приставку.
- Слова однокоренные? (да)
- А лексическое значение у них разное? (да)
- Значит, приставка для чего служит? (для образования новых слов)
- Верно. С помощью приставки образовываются новые слова, это значимая часть слова.
- Поработаем в группах. Катя, Даша и Лера, вы работаете у интерактивной доски. Витя, Саша, и Вика – у интерактивной панели. Помните о правилах работы с интерактивным оборудованием.
- Задания для ребят из первой группы: Вставить слова в предложения по смыслу и выделить в них приставки..
Прибежал .положил
Ученик______________тетрадь на стол
Спортсмен______________к финишу
- Задание для ребят из второй группы: Записать ответы на вопросы одним словом. Выделить в них приставки.
1 . Как называется гриб, который растёт под берёзой? ( Подберёзовик.)
2. Как называется гриб, который растёт под осиной? (Подосиновик.)
- Исследователи первой и второй группы, поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если вы считаете, что задание выполнено верно, то покажите солнышко, если же допущены ошибки, покажите тучку. Молодцы. Я согласна с вашей оценкой, можете садиться.
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Вспомним, как звучал второй пункт нашего плана. Если вы считаете, что мы выполнили второй пункт плана, хлопните дважды.
- Замечательно, ребята!
IV. Действие контроля и самоконтроля
- Наше с вами путешествие подходит к концу, проверим, насколько оно было успешным и узнаем, как вы усвоили тему урока. Перед вами лежат две карточки с заданием: зеленая соответствует более низкому уровню сложности, а задание на красной карточке представляет собой задание повышенного уровня. Выберите карточку и выполните задание.
Зеленая карточка Выделите приставки в словах: вылить, перелить, налить, написать, записать, заехать, выехать, сбежать. | Красная карточка Образуйте от слов полз, свистел, мыл, нёс, вёз слова с приставками. Приставки выделите. _____________________________________________________ |
- Те, кто выполнял задание на зеленой карточке, поднимите обе руки вверх. Выполним проверку зеленой карточки под документ - камерой. Если вы согласны с решением, поднимите правую руку
- Те ребята, которые выполняли задание на красной карточке, вытяните обе руки перед собой.Выполним проверку под документ - камерой. Если вы согласны с решением, поднимите левую руку.
- Отлично, ребята, вы хорошо справились с заданием.
V. Действие оценки и самооценки
-Давайте подведем итоги нашего путешествия. Что такое приставка?
- Как находить приставку в слове?
- Как образовывать новые слова при помощи приставки?
- Хлопните один раз, если мы достигли цели нашего урока.
- Замечательно. Самостоятельно оценит свою работу на уроке, Покажите мне
- Хорошо, ребята. Я согласна с вашей самооценкой. Вы отлично поработали, молодцы.
- Вернемся к девизу нашего урока: «Труд при учении скучен, да плод учения вкусен»
- Сегодня на уроке мы вместе совершили увлекательное путешествие-исследование, получили много новых знаний, а значит, стали умнее и сильнее, теперь нам не страшны никакие трудности. Помните, что всю жизнь мы учимся, получая новые знания и новый опыт.
Спасибо за урок! Я закончила!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой по теме "Приставка" + Презентация" по теме "Приставка"
Урок русского языка по теме "Приставка" по программе Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой 3 класс...
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Части слова. Приставка. Определение приставки.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"328","style":"width: 267px; height: 195px;","width":"448"}}]] ...
Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"
Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...
Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.
Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
урок введения новых знаний...
Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»
На уроке русского языка на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....