приставка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nastya.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема фрагмента урока: Приставка

Класс: 3

Цель фрагмента урока: Создание условий для усвоения знаний о приставке как значимой части слова, и формирования умений выделять приставку в слове.

Задачи фрагмента урока:

  1. научить находить приставку в слове, образовывать новые слова с помощью приставки.
  2. развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. воспитывать стремление к получению знаний, желание учиться.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение распознавать приставки среди других морфем;
  2. находить приставки и применять их в образовании слова,

Метапредметные:

Познавательные:

  1. развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. строить речевое высказывание в устной форме;
  3. умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

  1. ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
  2. умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
  3. осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные:

  1. формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  2. высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня проведу урок русского языка. Наш урок я хотела бы начать с пословицы, Работа с пословицей:

- Прочтите пословицу на слайде,

«Труд при учении скучен, да плод учения вкусен»

-Как вы ее понимаете?

Микро-вывод:

-Молодцы, ребята, вы правы, учиться, конечно, очень скучно, и сложно, но зато, когда ты чему-то научился и узнал что-то новое, тебе хочется всем об этом рассказать, и ты гордишься собой.

.Я приглашаю вас отправиться вместе в увлекательное путешествие за новыми знаниями. Ребята, а что же такое путешествие?

- Верно. Вот какое определение в своем словаре дает Сергей Иванович Ожегов. «ПУТЕШЕСТВИЕ, - поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).»

- Как вы думаете, чем занимаются путешественники? (что изучают, ищут)

- Верно, путешественники изучают окружающий нас мир и природу. Ребята, а на каком уроке в школе мы с вами говорим о природе, путешественниках и их открытиях?

- Верно, на уроках окружающего мира.

- Если На столах у вас лежит лесенка успеха. За каждое выполненное задание вы будете подниматься, на одну лесенку и в конце урока по этой лесенке мы узнаем, усвоили вы новую тему или нет. Отлично, можем начинать урок!

II.Постановка учебной задачи

- Ребята, перед любым путешествием необходима тщательная подготовка, вот и мы с вами сейчас подготовимся к нашему путешествию за знаниями, и повторим изученное ранее.

 - Для этого мы с вами проведем грамматическую разминку. Я буду называть вам утверждение, и если оно верное, то вы показываете класс, если не верное – хлопаете один раз.

ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ:

  1. Слово состоит из предложений – Нет
  2. Окончание – это изменяемая часть слова – Да
  3. Корень – это главная часть слова - Да
  4. Суффикс находится за корнем – Да

- Молодцы, ребята. Перед вами на слайде условные обозначения различных частей слова, которые мы с вами уже изучили. Назовите их. (корень, суффикс, окончание)

- Верно, теперь обратите внимание на карточки перед вами. Вам  даны слова.

Дом, домовой, домашний , бездомный.

- Как называются эти слова? (однокоренные)

- Выделите в словах корень. (-дом-)

- Поработайте в парах и разберите слова по составу. Помните о правилах  работы в парах  и группах: прислушивайтесь к мнению партнера, уважайте его, работу выполняйте дружно.

- Все ли слова удалось разобрать по составу? ( нет, не  смогли разобрать слово бездомный) 

- Почему?(мы не знаем что это за часть слова и как ее выделять)

- У нас возникло затруднение.  И сегодня на уроке мы с ним справимся.

- А чтобы узнать название этой части слова и тему нашего урока, посмотрите на слайд и отгадайте анаграмму.

- Верно, тема нашего урока Приставка.

- Но нам надо с вами определиться, какова будет цель нашего путешествия. Самостоятельно сформулируйте цель нашего путешествия: что мы узнаем и чему научимся. (Узнаем, что такое приставка  и научимся находить приставки в словах)

- Чтобы достичь цели нашего путешествия, посмотрите на план, который нам необходимо будет выполнить, но пункты в нем перепутались.

- Расставьте их так, чтобы последовательность была верной. (Один ученик выходит к доске)

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. При работе с интерактивным оборудованием помните о правилах техники безопасности. Будьте аккуратны, работайте чистыми, сухими руками, используйте стилус.

План:

  1. Узнать, что такое приставка.
  2. Научиться находить приставку в слове и образовывать новые слова  помощью приставок.
  3. Применить полученные знания на практике.

- Если вы согласны с вашим одноклассником, поднимите правую руку.

- Отлично, молодцы, теперь мы можем отправляться.

III.Учебное действие

- Начнем работу по первому пункту плана. Мы узнаем, что такое приставка.

- Я предлагаю вам заняться исследованием. Представим, что у  меня в руках яблоко, я буду его резать, а вы  все мои действия называйте.

- Разрезаю пополам. Что я сделала?(Разрезала)

- Отрезаю кусочек.(Отрезала)

- Вырезаю сердцевину.(Вырезала)

- Ещё раз внимательно прочитайте записанные слова. Сравните их. Что в них общего?(одинаковый корень –рез-)

- Чем они отличаются?(частями, которые находятся перед корнем - приставками)

- Мы эти части приставляли, присоединяли. Поэтому эта часть слова получила название приставка. - Теперь выделите приставки в оставшихся словах.

- Молодцы. Сделаем вывод по первому пункту плана

Вывод: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

- Ребята, Вы отлично поработали, поставьте плюс на лестнице 

- Переходим ко 2 пункту плана.  Ребята, что такое приставка, мы теперь знаем. Теперь давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

- Итак, возьмем, к примеру, слово  забег.

- Как же нам найти приставку? Давайте вспомним, что такое приставка? (часть слова, находящаяся перед корнем)

- Верно, приставка находится перед корнем. Значит, что нам нужно найти сначала в слове?

- Верно, корень. Как его найти? (подобрать однокоренные слова)

- Подберите однокоренные слова к слову забег. (бег,итд)

- Какой корень в слове предобрый? (-бег-)

- Что выделим теперь? (приставку)

- Назовите её. (за-)

- Молодцы, ребята! Вот мы с вами и составили алгоритм нахождения приставки с слове. Проговорим его заново.

1. Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить корень.

3. Выделить часть слова перед корнем - приставку.

4. Назвать приставку.

- Двигаемся дальше. Я прочитаю лексическое значение слова, а вы скажете – что это. Перемещаться по поверхности, совершать движения ногами.

- Верно, ходить.

- К столу что делают? (подходят) Запишите слово подходить. Выделите приставку.

- Слова однокоренные? (да)

- А лексическое значение у них разное? (да)

- Значит, приставка для чего служит? (для образования новых слов)

- Верно. С помощью приставки образовываются новые слова, это значимая часть слова.

- Поработаем в группах. Катя, Даша и Лера, вы работаете у интерактивной доски. Витя, Саша, и Вика – у интерактивной панели. Помните о правилах работы с интерактивным оборудованием.

- Задания для ребят из первой группы: Вставить слова в предложения по смыслу и выделить в них приставки..

Прибежал .положил

Ученик______________тетрадь на стол
Спортсмен______________к финишу

- Задание для ребят из второй группы: Записать ответы на вопросы одним словом. Выделить в них приставки.

1 . Как называется гриб, который растёт под берёзой? ( Подберёзовик.)

2. Как называется гриб, который растёт под осиной? (Подосиновик.)

- Исследователи первой и второй группы, поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если вы считаете, что задание выполнено верно, то покажите солнышко, если же допущены ошибки, покажите тучку.  Молодцы. Я согласна с вашей оценкой, можете садиться.  

- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Вспомним, как звучал второй пункт нашего плана. Если вы считаете, что мы выполнили второй пункт плана, хлопните дважды.

- Замечательно, ребята!

IV.  Действие контроля и самоконтроля

- Наше с вами путешествие подходит к концу, проверим, насколько оно было успешным и узнаем, как вы усвоили тему урока. Перед вами лежат две карточки с заданием: зеленая соответствует более низкому уровню сложности, а задание на красной карточке представляет собой задание повышенного уровня. Выберите карточку и выполните задание.

Зеленая карточка

Выделите приставки в словах: вылить, перелить, налить, написать, записать, заехать, выехать, сбежать.

Красная карточка

Образуйте от слов полз, свистел, мыл, нёс, вёз слова с приставками. Приставки выделите. 

_____________________________________________________

- Те, кто выполнял задание на зеленой карточке, поднимите обе руки вверх. Выполним проверку зеленой карточки под документ - камерой. Если вы согласны с решением, поднимите правую руку

- Те ребята, которые выполняли задание на красной карточке, вытяните обе руки перед собой.Выполним проверку под документ - камерой. Если вы согласны с решением, поднимите левую руку.

- Отлично, ребята, вы хорошо справились с заданием.

V.  Действие оценки и самооценки

-Давайте подведем итоги нашего путешествия. Что такое приставка?

- Как находить приставку в слове?

-  Как образовывать новые слова при помощи приставки?

- Хлопните один раз, если мы достигли цели нашего урока.

- Замечательно. Самостоятельно оценит свою работу на уроке, Покажите мне

- Хорошо, ребята. Я согласна с вашей самооценкой. Вы отлично поработали, молодцы.

- Вернемся к девизу нашего урока: «Труд при учении скучен, да плод учения вкусен»

- Сегодня на уроке мы вместе совершили увлекательное путешествие-исследование, получили много новых знаний, а значит, стали умнее и сильнее, теперь нам не страшны никакие трудности. Помните, что всю жизнь мы учимся, получая новые знания и новый опыт.

Спасибо за урок! Я закончила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Части слова. Приставка. Определение приставки.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"328","style":"width: 267px; height: 195px;","width":"448"}}]]    ...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....