Конспект урока Глаголы на ЯТЬ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока «Трудности написания глаголов на –ЯТЬ в настоящем времени, будущем времени и прошедшем времени»
Цель урока: Познакомить с алгоритмом правильного написания безударной гласной в суффиксе, в окончаниях глаголов.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с правилами правописания глаголов на – ять в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм правописания глаголов на -ять; продолжать формировать умения, пользуясь полученным алгоритмом, вставлять нужные окончания, аргументировать при этом свой выбор; продолжать формирование умения правописания безударных гласных в корне.
- Развивающие: продолжать развивать речь, орфографическую зоркость, память, внимание.
- Воспитательные: поддерживать интерес к русскому языку.
1. Орг. момент
Цель: Создание условий для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Записать число, классная работа
2. Словарная работа
Цель: Обогащение словарного запаса и повышение орфографической грамотности учащихся
Кремль, метро, обед, винегрет, дорога, профессия, желать, диалог, песок, хоккей.
3. Актуализация знаний
Цель: организовать выполнения учащимися пробного учебного действия, организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
1 задание (на доске + тетрадь). Записать предложение под диктовку, прокомментировать орфограммы, подчеркнуть основу предложения.
Над лесом выплывает яркое солнце.
2 задание (на доске + тетрадь). Записать глаголы, рядом поставить их в 3 лицо ед.ч.
Верить Хранить
Зябнуть Вернуть
- Сравнить глаголы в парах в 3 лице. Чем похожи и чем отличаются? (одинаковое спряжение, безударное и ударное окончание. В ударном окончании легко написать букву, а в безударном надо определять спряжение по начальной форме).
3 задание (на экране)
1 СЛАЙД
Вот такое задание получили наши герои Маша и Миша: записать правильно глаголы ТАЯТЬ РЕЯТЬ ВЕЯТЬ в предложениях.
Снег на пригорке быстро (что делал?) ТА /И/Е/Я/ Л.
Снег на пригорке быстро (что делает?) ТА /И/Е/ Т.
Стрекоза отважно (что делала?) РЕ /И/Е/Я/ ЛА над душистым цветком.
Стрекоза отважно (что делает?) РЕ /Е/И/ Т над душистым цветком.
Тёплый ветерок (что делает?) ВЕ /И/Е/ Т.
Тёплый ветерок (что делал?) ВЕ /И/Е/Я/ Л.
- С какими трудностями они встретились?
- В каком времени стоят глаголы в данных предложениях?
-Давайте вспомним алгоритм работы, чтобы определить спряжение (проверить ударное или безударное окончание; поставить глагол в начальную форму, посмотреть на суффикс, определить спряжение, записать окончание)
- А почему здесь возникла трудность в выборе окончания? (глаголы на –ЯТЬ)
4. Открытие нового знания
Цель: организовать постановку цели урока, составить план действий.
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
Трудности написания глаголов на –ЯТЬ
- Какова наша цель сегодня?
Изучить правописание данных глаголов и научиться их правильно писать, А ТАКЖЕ ПОМОЧЬ Маше и Мише в записи данных предложений.
- Откройте учебник 1 часть на стр.111, прочитайте тему урока еще раз. А теперь прочитаем разговор ребят.
- Упражнение 83 (на листах)
Давайте прочитаем эти глаголы: лаять таять веять блеять реять сеять затеять кашлять
Как вы понимаете значение слова
«веять»? – махать, создавая движение воздуха или очищать зерно от шелухи; синоним «дуть, колыхаться, развеваться»
Обратимся к толковому словарю ЭКРАН 2 СЛАЙД
ВЕЯТЬ, вею, веешь
1. О ветре, струе воздуха, запахе: слабо литься.
Веет ветерок.
Из сада веют ароматы, запахи цветов, трав.
В воздухе веет прохладой.
2. О чём-нибудь предстоящем: ожидаться, чувствоваться. Веет весной.
3. То же, что развеваться. Веют знамёна.
4. Что-то очищать (обмолоченное зерно) от сора на веялке или подбрасывая его деревянной лопатой в направлении против ветра.
«реять»? - плавно, почти незаметно двигаться, синоним «парить, летать, развеваться»
Обратимся к толковому словарю ЭКРАН 3 СЛАЙД
РЕЯТЬ, рею, реешь
1. Летать плавно, парить. Орел реет в вышине.
2. Плавно развеваться. Реют знамёна.
«блеять» - издавать дрожащие, прерывистые звуки
Обратимся к толковому словарю ЭКРАН 4 СЛАЙД
БЛЕЯТЬ, блею, блеешь
1. Издавать дрожащие, прерывистые звуки (об овцах и козах).
2. Очень тихо и неуверенно говорить (в разговорной речи)
1) Раздать готовые листы с заготовкой таблицы
спряжение | Наст.вр. 3 лицо ед.ч. | Наст.вр. 3 лицо мн.ч. | Прош.вр. м.род ед.ч. | Прош.вр. м.род мн.ч. | |
лаять | спр. | ||||
таять | спр. | ||||
веять | спр. | ||||
блеять | спр. | ||||
реять | спр. | ||||
сеять | спр. | ||||
затеять | спр. | ||||
кашлять | спр. |
спряжение | Наст.вр. 3 лицо ед.ч. | Наст.вр. 3 лицо мн.ч. | Прош.вр. м.род ед.ч. | Прош.вр. м.род мн.ч. | |
лаять | 1 спр. | лает | лают | лаял | лаяли |
таять | 1 спр. | тает | тают | таял | таяли |
веять | 1 спр. | веет | веют | веял | веяли |
блеять | 1 спр. | блеет | блеют | блеял | блеяли |
реять | 1 спр. | реет | реют | реял | реяли |
сеять | 1 спр. | сеет | сеют | сеял | сеяли |
затеять | 1 спр. | затеет | затеют | затеял | затеяли |
кашлять | 1 спр. | кашляет | кашляют | кашлял | кашляли |
Выделяем во всех словах глагольный суффикс (Я)
Начинаем заполнять 2 столбик, определяем спряжение глаголов (Так как глагольный суффикс –Я, это не глаголы исключения, значит, 1 спр)
Заполняем 3 и 4 столбики таблицы (наст.вр.) (У доски + в листах)
Выделяем окончания, подчеркиваем буквы Е и Ю.
Заполняем оставшиеся столбики таблицы (прош.вр.) (У доски + в листах)
В прошедшем времени выделяем глагольные суффиксы и суффиксы прошедшего времени.
- Обратите внимание на первый столбик и два последних. Что вы замечаете?
Вывод: в настоящем времени в окончании глагола пишем ЕТ/ЮТ, в прошедшем времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы –Я
-Давайте прочитаем правило Летучей мыши на стр. 112.
Читаем дальше текст.
5. Первичное закрепление.
Цель: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание
- Упражнение 84
Общий разбор с комментированием. Запись в тетрадь по рядам:
1 ряд – 1 предложение
2 ряд – 2 предложение
3 ряд – 3 предложение
-Упражнение 85
А теперь попробуйте рассуждать аналогичным образом, выполните самостоятельно это упражнение.
1 вариант – 1 и 3 предложение
2 вариант – 2 и 4 предложение.
Проверка , один человек читает, комментирует, остальные проверяют)
Предложения Маши и Миши
-А теперь давайте вернемся к работе Маши и Миши. Поможем им правильно выбрать правильные окончания. (с доказательством)
6. Итог урока.
-Какую мы себе ставили цель на уроке? (научиться писать правильно глаголы на ЯТЬ)
-Поднимите руку, кто смог ее достичь? Кто научился правильно выбирать окончание?
7. Домашнее задание.
И чтобы закрепить данный успех, нужно будет выполнить д/з
Учебник №86-87. Ознакомьтесь с заданиями, поднимите руки, если возникли вопросы.
ГЛАГОЛЫ
НА -ЯТЬ
НАСТ. ВР. ПРОШ. ВР.
ЕТ Л
Я ЛА
ЮТ ЛО
лаять таять веять
блеять реять сеять
затеять кашлять
спряжение | Наст.вр. 3 лицо ед.ч. | Наст.вр. 3 лицо мн.ч. | Прош.вр. м.род ед.ч. | Прош.вр. м.род мн.ч. | |
лаять | спр. | ||||
таять | спр. | ||||
веять | спр. | ||||
блеять | спр. | ||||
реять | спр. | ||||
сеять | спр. | ||||
затеять | спр. | ||||
кашлять | спр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Конспект урока "Глагол как часть речи"
Урок русского языка 2 класс....
конспект урока "Глаголы -исключения"
Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...
Конспект урока: Глагол как часть речи.
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Глагол как часть речи.Цели урока: познакомить с частью речью – глагол его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные качества. Плани...
Конспект урока "Глагол. Обощение". 4 класс
Вид урока: урок-игра.Тип урока: урок закрепления изученного материала.Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».Цели: 1. Образовательные:- обобщить и закрепить знания...
Конспект урока "Глагол как часть речи "
Конспект урока "Глагол как часть речи "...
План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени"
План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени" для 3 класса по УМК «Rainbow English» 3 класс, О.В. Афанасьева, И.В. Михеев...