Этапы урока, их задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы контроля
| Планируемые ре-зультаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УДД | - Приветствие
- Здравствуйте, ребята. -Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного учебного дня. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
| Учащиеся здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку и объясняют смысл пословицы Эта пословица означает, что у работящего человека всегда есть результат. | Фронтальная
Индивидуальная | Л1, П1,К1, ПР1 |
2. Этап актуализации пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося | 1. (В тетрадях уже записано число, слова классная работа.) Начнем урок с разминки пальчиков. Маленькая снежинка села на ладошку – (Дети показывают снежинку) Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают ее ладошкой) Раз, два, три, три, четыре, пять (Загибают пальчики) Отпускаю полетать (Дуют на снежинку). -Метель у нас с вами получилась! А ведь еще с древности на Руси весну встречали песнями, гуляниями, играми, вот и мы сейчас поиграем в игру, которая называется «Путаница». -Посмотрите на доску, после метели у нас все перепуталось. Давайте наведем порядок. -А теперь вспомним с вами, как определить падеж имени существительного (алгоритм). Итак, а сейчас для вас сюрприз, у вас на столах лежат солнышки, переверните их и прочитайте предложения. Задание: определите падежи выделенных существительных в тексте, используя эталон определения падежа. -Ребята, у вас одна минута. Проверка - фронтально. Кто выполнил и не допустил ошибок, поставьте знак +, у кого ошибки- ? и повторить еще раз материал. -Что мы сейчас с вами вспоминали? -А как вы думаете, зачем мы это повторяли? -А сейчас я предложу вам задание, в котором есть что-то новое. Ребята мечтают о весне. (на доске запись фиксируется). Запишем это предложение в тетрадь. А сейчас тетрадь открыли И как надо положили. Сядьте прямо, не кривитесь, За работу все возьмитесь. В выделенном существительном определите падеж? Можем мы сейчас определить падеж и доказать, что он определен правильно? С чем вы ребята столкнулись?
|
Выполняют работу в своих тетрадях
| Фронтальная
| Пр2, Л1, П1, П2, П4, К1
|
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Выявление места и причины затруднения.
Как вы думаете, а почему возникло затруднение? 4. Построение проекта выхода из затруднения. - Сколько падежей в русском языке? -Посмотрите на доску, какого падежа не хватает? -Какую цель поставите перед собой на уроке? (узнать новый падеж, на какие вопросы он отвечает, с какими предлогами употребляются сущ. в предложном падеже) -Ребята, чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Предложному падежу) Правильно, тема нашего урока Предложный падеж – запись фиксируется на доске.
Давайте вспомним и составим план нашего рассказа о падеже - Название падежа.
- Вопросы падежа.
- Предлоги падежа.
- Член предложения.
- Реализация построенного проекта.
Итак, отправляемся путешествовать по «островкам знаний» (работа по плану). В каких источниках мы можем узнать информацию о предложном падеже? Давайте обратимся к учебнику, откройте с.54 и прочитайте правило (чтение информации) Я предлагаю провести небольшую исследовательскую работу. -Подумайте, почему же назвали этот падеж предложным? (Предложный падеж имеет вопросы с предлогами и без них не употребляется.) А теперь, давайте сравним наши выводы о предложном падеже с научной информацией. Где мы можем подтвердить правильность ваших высказываний? Обращаемся к учебнику с.54 и проверяем свою информацию (сведения). Совпадают наши выводы с научной информацией? А теперь вернемся к нашему затруднению: Ребята мечтают о весне. Какой же падеж будет у выделенного имени существительного? Разбор по членам предложения. Вывод: имя сущ. в предложном падеже в предложении являются второстепенным членом.
|
- | Фронтальная | ПР3, Л1, П1, П2, П3, П5, К1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
| 4.1. Формулирование темы урока Исходя из того, о чём мы с вами говорили, предположите, какова будет тема нашего урока? - Хорошо, давайте уточним. Итак, тема нашего урока - « 4.2. Формулирование цели урока - Какую цель мы для себя поставим? 4.3. Планирование деятельности - Скажите, а что мы будем делать, чтобы достичь цели? |
-будем учится писать ь знак в конце слов »
- | Фронтальная
| Л1, Р1,Р2, К1
|
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А теперь поиграем в игру «Снежки», у вас на столах лежат снежные комочки. Работать будете в паре. Задание на с.54 упр.98. Пользуясь алгоритмом нужно определить падежи в словосочетаниях и выписать лишь те словосочетания, где существительные предложного падежа. Проверка: по отдельному листку. Поставить + кто выполнил без ошибок, ? кто допустил ошибки. Какие словосочетания выписали? Встать, чья пара не допустила ни одной ошибки, у остальных обязательно получится в следующий раз. - Самоконтроль с самопроверкой по образцу.
- Сейчас мы проведем игру-соревнование среди вас и выясним, кто же у нас самый быстрый. Вам предстоит выполнить задание самостоятельно и проверить свою работу по эталону. Дети получают задание в конвертах для индивидуальной работы. Белый листок. Если существительное в предложении в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если в других, то «нет». Да. Нет 1 Запахло весенней свежестью. 2 Учитель рассказал о птицах. 3 Снег лежит на земле. 4 Ребята обрадовались солнцу. 5 Дети мастерят из соломы. 6 Едут девочки в санях. 7 Утром кружила вьюга. Проверка по образцу (проектор) Кто выполнил верно, поставьте знак + Кто ошибся, знак ? В чем ошибка? Значит, еще раз нужно будет повторить этот материал. Физминутка для глаз -Вы, наверное, устали? Значит, пришло время отдохнуть нашим глазкам.
|
- | Фронтальная
Парная | ПР3, Л1, К1
Л1, К1, П1, П3, К2 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6 колько падежей в русском языке? Загадки. (соревнование между рядами) 1. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю Мои вопросы кто? и что? Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж) - Дайте характеристику Именительному падежу.
2. Кого же нет? Я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск Прошу друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж) ) - Расскажите о Родительном падеже.
3. Я работаю старательно Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) ) - Дательный падеж - это...
4. Кого винить мне видно сразу! Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) ) - Что вы знаете о Винительном падеже?
5. Творите чем? Творите с кем? Я подскажу вам - нет проблем! Предлогам «перед», «под» и «над» В любой момент я очень рад. (Творительный падеж) ) - Расскажите о Творительном падеже.
6. Мне без предлогов свет не мил Пусть будет «в», и «о», и «при» - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать О чем мечтать и в чем гулять. (Предложный падеж) ) - Что вы знаете о Предложном падеже?
. |
| Фронтальная Индивидуальная
| ПР4, Л1, П1, П2, П3, Р3, К1 |
7. Этап самостоятель-ной работы с самопро-веркой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлек-сия (коллективная и индивидуальная) достиже-ния цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Игра «Найди свой дом» Определить падеж указанных имён существительных и найти свой домик. Бабушка решила испечь блины. Открыв холодильник , обнаружила, молока нет. Поручила внуку сходить в магазин. Ваня купил молоко и пришёл домой. Бабушка испекла блины и подала с клубничным вареньем. Вечером Ваня рассказал своим родителям о приятном чаепитии с бабушкой. Игра «Веришь – не веришь» В предложении есть главные и второстепенные члены?+ В русском языке 7 падежей.- У дательного падежа нет предлогов.- Изменение по падежам – это склонение.+ Корень слова – это изменяемая часть речи.- У имен существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих пишется мягкий знак.- У предложного падежа 2 предлога – к,по.- Начальная форма имени существительного – это именительный падеж единственного числа. + - И последнее задание: у себя на зеленых карточках запишите три прилагательных, которыми бы вы могли охарактеризовать наш урок. (замечательный, познавательный, интересный)
Всем спасибо за вниманье, За упорство, звонкий смех, За азарт нового знания, Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья. Будет краткой моя речь. Говорю вам: «До свиданья, Интересных новых встреч!»
|
| Фронтальная Индивидуальная Взаимопроверка
| ПР4, Л1, П1, П2, К1
ПР4, Л1, П1, П2, Р3, К1 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспе-чения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
| .8.1. Игра «Третий лишний» На доске прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. - Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему? Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке. Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади. Ж..л в гор..де, полз по ..дежде, подошёл к ферме. - Оцените свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
- Подведение итогов урока
- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).
- Домашнее задание
-
Итог урока - Как вы отличаете Именительный от Винительного? Определите падеж существительных в предложении: Берег размывает море. - А Родительный от Винительного? Учитель посмотрел на ученика. У ученика хорошая память. - Какое слово помогает нам найти разницу между В. и Р.
VII. Рефлексия. Блиц – опрос. - Используйте для ответов страницы учебника. - Сколько падежей в русском языке? (6)
- Перечислите их.
- Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
- Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
- Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
- В каком падеже имя существительное является в предложении
подлежащим?
. |
| Фронтальная | Р.3 К.1 Л.1 |