Разработка урока по русскому языку во 2 классе с использованием приемов развития критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Романова Марина Васильевна

Разработка урока по русскому языку с использованием технологий развития критического мышлени, УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanova_m.v._urok_russkiy_yazyk.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

УМК «Школа 21 века»

Русский язык

ТРИИК

(Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности)

Раздел: Развитие речи.

Тема: Работа с текстом. Диалог.

Цели: 

-Сформировать представление о диалоге;

- Ввести понятия «диалог»,  «реплика», « жест»,  «мимика»;

-Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме;

 -Научить использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Формируемые УУД: 

Предметные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; 

Коммуникативные

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

Регулятивные

 - постановка задачи; сличение способа действия и его результата с эталоном; оценивание качества и уровня усвоениям; 

Личностные

 - нравственно-этическое оценивание усваиваемого задания, обеспечивающее личностный моральный выбор  социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся находить диалог в тексте, составлять диалог, читать диалог, используя жесты и мимику; познакомиться с оформлением диалога на письме;

Личностные умения:

-Творчески относиться к процессу работы;

-Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы;

высказывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Метапредметные:

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «диалог»,  «реплика», « жест»,  «мимика» и обосновывать своё мнение;

- уметь строить диалог;

 — использовать приобретённые знания при выполнении заданий.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя правило;

-выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

 - ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 Коммуникативные умения:

- действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;

- формулировать понятные высказывания, используя термины.

Тип урока: 

УИПЗЗ (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Приёмы работы с текстом

-приём «Верно ли…»;

- приём «Ромашка Блума»;

-приём  «Всё в твоих руках».

Формы организации учебного процесса:

 индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями

Используемые материалы:  учебник русского языка (С.В. Иванов, М.И.Кузнецова 2 кл.),  толковый словарь, презентация.

Конспект урока

I этап. Самоопределение в деятельности

1. Девиз сегодняшнего урока «Всё в твоих руках» (запись на доске).

- Как понимаете эту фразу?

- В жизни всё зависит от твоих поступков,  от решений, которые ты принимаешь сам. Сегодня на уроке всё будет зависеть только от вас самих.

(на парте  рисунки детских ладошек, на пальчиках левой ладошки вопросы)

(Приём Блума) http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-ladoshka5.jpg 

Левая ладошка.1 пальчик  -  Что?                                         Правая ладошка предназначена для рефлексии.

                           2  пальчик -  Как?

                           3  пальчик -  Чем?

                           4  пальчик -  Как?

                           5 пальчик  -  Попробуем?

2.Разминкка. Приём  «Верно ли…» Если ученики согласны поднимают ладошку.

- Верно ли, что речь бывает устная и письменная?                                     (да)

- Верно ли, что текст состоит из слов, связанных по смыслу?                   (нет) доказательство

- Верно ли,  что в русском языке тексты бывают трёх типов?                    (да)  доказательство

- Верно, ли что заголовок отражает основную мысль?                                 (да)

- Верно ли, что в предложении правильно употреблён фразеологизм:

  «Петя писал сочинение со всех ног».   замени его одним словом              (нет) доказательство

- Верно ли, что  в предложении допущена речевая ошибка:

    «У Маши сразу из всех глаз полились слёзы».                                                (да)

II этап. Учебно - познавательная деятельность

1. Чтение текста на листах (текст на листе без диалога)                                  и в учебнике стр.45 – 46.

    - Сравните два  текста.

-Чем они похожи? В обоих текстах говорится о том, что мальчики увидели в саду

красные яблоки, которые оказались снегирями.

- Чем отличаются? Во втором тексте мальчики ведут разговор. ( работаем со вторым текстом)

Работа с текстом в учебнике.

- Назовите жанр текста.     (рассказ);

- Вид текста.                        ( повествование);

- Главная мысль текста.     (снегири были похожи на красные яблоки);

- Задание перед текстом.     (заколдованные яблоки).

2. 1 пальчик – Что?       - Что лежит в основе текста?  (разговор двух мальчиков)          

 -Разговор двух или нескольких лиц имеет своё название. Какое? Мы узнаем сегодня на уроке.  

- Откуда можем почерпнуть информацию? (учебник, словарь, др. источники).

Я приготовила карточки с информацией.

       Дети находят карточку, которая начинается со слов:                                      «  Разговор двух или нескольких лиц….»

На обороте название   «Диалог»   в переводе с греческого  «беседа».

Читаем понятие еще раз.

  ( на первом пальчике пишем - диалог).

     2  пальчик -  Как?      - Кто участвует в диалоге?                    (Юра и Вова)

- Прочитайте любое предложение, которое говорит какой – либо мальчик.

- Как называются слова каждого участника разговора?

      Дети находят карточку, которая начинается со слов:

« Слова каждого участника разговора называются…»

  На обороте название   «Реплика»                                 

Найдите в тексте реплики, которые произносит Юра, Вова.

( на втором пальчике -  реплика).

    3  пальчик -  Чем?   -Когда вы ведете диалог, чем его можно сопровождать? (жестами)

- Как вы думаете, что такое жест?

      «Жест» вычитываем понятие из словаря.

Жест – это движение рукой или другое телодвижение что- то обозначающее, сопровождающее речь для усиления выразительности.

- Покажите жесты, которые вы знаете и объясните их значение.

- Найдите в тексте реплики мальчиков, которые сопровождаются жестами.(с.45)

-Чем еще может сопровождаться диалог? (меняется лицо)

     Понятие из словаря.

«Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица».

- Найдите в тексте реплики мальчиков, которые сопровождаются мимикой.

       ( на третьем пальчике мимика и жест).

 4  пальчик -  Как?   Понаблюдайте, как на письме оформляются реплики диалога.

         Ответы детей.

   ( на четвёртом пальчике ставим тире).

Попробуйте составить опорную таблицу для оформления диалога.

— Реплика.

— Реплика, — а.

— Реплика?

— Реплика! — а.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

       -Что узнали нового на уроке?

- Прочитаем правило в учебнике  стр.47

- Есть ли в учебнике информация, о которой мы не говорили? (да)

Монолог – речь одного человека.

Итог: Читаем выразительно текст.

Физкультминутка «Диалог»

Используем реплику «Вот так» и жесты.

-Как живёшь?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёшь?

- Вот так! (маршируют).

- Как бежишь?

- Вот так! (показывают на месте).

- Ночью спишь?

- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

- Как даёшь?

- Вот так!

- Как берёшь?

- Вот так!

- Как плывёшь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так!                                                                                                                        - Как грозишь?

- Вот так!

5 пальчик  -  Попробуем?

Помните, что диалог имеет тему (вступление, основная часть, заключение);

Задание по выбору (три уровня сложности)

        Составьте диалог до 10 реплик. Мимика и жесты сделают ваш диалог более  ярким.

Информативный вариант

- Придумайте диалог на тему:   «Приглашение на каток»,

используя слова для справок:

   Привет!  Как поживаешь?  поедем,  отправляемся,  присоединишься, повеселимся,   замечательная идея,  потеплее одеться,  умеешь,  

сестра учила,  трюки,   будет, музыка,  настроение,  спасибо за…;

Импровизационный вариант

Диалог: Поздравление друга с днем рождения по телефону.

- Дополните реплики диалога:

— Ало! Доброе утро!

— ………………! Я вас слушаю.

— Это Мария. Извините за         ……..          Позовите,  ………..           Тараса.

— Это я.

— Я тебя не узнала. Тарас, я поздравляю тебя с Днем рождения!     Желаю    …….,                            ….,                                     ….. .

— Благодарю. Мне   очень          ……….            Мария, приходи сегодня в шесть ко мне в гости. Собирается веселая компания.

— Я обязательно приду.      ………………………………!

— Хорошо. До встречи!

Эвристический вариант

- Придумайте свой диалог. Запишите.

Выслушиваем диалоги детей.

Отмечаем 5 пальчик - !

-Сможем ли мы использовать знания полученные сегодня на уроке?

- Каждый воспитанный человек должен, уметь вести диалог, для решения различных вопросов. Помните, что человек, который умеет слушать и грамотно высказывать свои мысли, интересен другим людям.

-  На следующем уроке мы будем писать сочинение, в котором вы будете    диалог.

Всё в ваших руках!

- Д.з. Составить диалог на тему «Семейный разговор за чашкой чая» или списать диалог из текста «Заколдованные яблоки».

IV этап. Рефлексивная деятельность  

Правая ладошка. Позиция, по которой вы оцените свою работу. (объяснение на слайде)

hello_html_5000e329


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....

Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н

Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших  классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...

Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления

Тема: "Второстепенные члены предложенияЦель: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.Ввести алгоритм определения второстепенных...

Урок по чтению во 2 классе с использованием технологии развития критического мышления.

Урок по литературному чтению во 2 классе по произведению В. Осеевой "Плохо".Тема: Нравственная идея произведения В.Осеевой «Плохо».Цель: создать условия для осознания учениками-ч...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе с использованием технологии «Развитие критического мышления»

Тема «Природные зоны России. Пустыни» с использованием технологии «Развитие критического мышления» в 4 классе...