Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: Что такое имя существительное?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный урок разработа в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_imya_sushchestvitelnoe.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 30.01.2023
Класс: 2
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: «Что такое имя существительное?»
Тип урока: урок ОНЗ
Цели:
Содержательная: усвоение понятие «имя существительное»
Деятельностная: формирование умения приводить примеры имён существительных
Задачи:
Образовательные:
- Узнать, что такое имена существительные;
- Научиться делить слова по группам;
- Выяснить, какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»;
- Развивать умение отличать имена существительные от других частей речи.
Развивающие:
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов.
- С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде
- Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
- Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Ответственно выполнять свою часть работы;
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
Воспитательная:
- Воспитывать в себе познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;
- Проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Узнал, что такое имена существительные;
- Научился делить слова по группам;
- Выяснил какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»;
- Умеет отличать имена существительные от других частей речи.
Личностные:
- Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность, трудольбие и самостоятельность в познании.
- Проявляет сопереживание, уважение и доброжелательность
Метапредметные:
Познавательные:
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов;
- С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации;
- Согласно заданному алгоритму, находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
- Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
- Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
Коммуникативные:
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Ответственно выполняет свою часть работы;
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
Оборудование: карточки, учебник
Образовательный ресурс:
1. Русский язык 2класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч 1/ [Канакина, Горецкий,]. – 5-е изд – М. : Просвящение. 2015
План урока:
1.Этап мотивации
1.1. Проверка готовности к уроку
1.2. Работа со стихотворением
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Словарный диктант
2.2. Кластер «Части речи».
2.3. Пересказ правила «Части речи»3. Этап локализации индивидуальных затруднений
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта.
5.1. Деление слов на группы (упражнение 74)
5.2. Самостоятельное формулирование правила.
5.3. Работа с правилом учебника6 Этап обобщения и закрепления во внешней речи
6.1. Работа с группами имён существительных (упражнение 75)
6.2. Деление слов на группы (упражнение 75)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Работа с фразеологизмами
8.2. Списывание с подчёркиванием орфограмм
9. Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Обобщающая беседа
9.2. Самооценка деятельности
9.3. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые ре-зультаты |
1. Этап мотивации Задача: создание усло-вий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УДД | 1.1. Проверка готовности к уроку - Ребята, начинается урок русского языка, проверьте все ли готовы к уроку. На столах лежит учебник, тетрадь, пенал, дневник, карточки. - Поднимите руки те, кто готов к уроку. 1. 2. Работа со стихотворением - Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения - вежливости. НО оно не обычное, в нем пропущены слова, я буду читать строки, а вы вставляете не достающее слово. 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. - Молодцы, я надеюсь вы будите следовать данным правилам, тогда наш урок будет успешным | Дети проверяют готовность к уроку - внимательным - не перебивая - понятно - руку поднимать | Фронтальная Фронтальная | Л1 Л1 |
2. Этап актуализации пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося | 2.1. Словарный диктант - Ребята, прежде чем начать работать над темой нашего урока, я предлагаю вам словарный диктант. Откройте свои тетради, подпишите число, классная работа. Я буду читать вам, слова, а вы через запятую без ошибок запишите их в рабочую тетрадь. Товарищ, щавель, язык, народ, вокруг, завод, сапог, месяц. - Ребята, передайте листочки с задних парт 2.2. Кластер «Части речи». - Ребята, на прошлом уроке вы изучили части речи. Каждая часть имеет своё название. Давайте их вспомним - Как называется часть речи, которая обозначает предмет («кто?», «что?»)? - Приведите примеры данных слов - Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета («какой?», «какая?», «какие?»)? Приведите примеры - Какая часть речи обозначает действие предмета? - Приведите примеры 2.3. Пересказ правила «Части речи» - Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были выучить правила, что такое части речи. Кто желает его расскажет, можно пользоваться кластером на доске. (Несколько учащихся пересказывают правило) - Молодцы, вижу, вы хорошо знаете правило учебника | Дети записывают словарные слова в тетрадь - Слова - - имя существительное - Имя прилагательное - Глагол | Индивидуальная Взаимоконтроль, взаимооценка | П1, ПР2, Л1, Р1 |
3. Этап локализации индивидуальных затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Ребята, на прошлом уроке, вы уже познакомились с частями речи. Сегодня же мы подробнее рассмотрим одну из них. - Ребята, посмотрите внимательно на доску, скажите, какое из представленных слов лишнее? (зима, красивый, белка, кот, мороженное) - Почему это слово лишнее? - А что обозначают остальные слова? - На какие две группы можно разделить оставшиеся слова? - Предлагаю разделить слова на два столбика (дети выходят к доске и перетаскивают слова по столбикам) - Ребята, слова какой части речи мы делили по столбикам? | - Красивый - обозначает признак предмета - предмет - Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» - Имя существительное | Фронтальная | К1, Л1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Хорошо, тогда предположите, какова будет тема нашего урока. Какую часть речи мы будем изучать? (тема урока вывешивается на доску) - Ребята, какую цель мы поставим перед собой? | - Имя существительное - Узнаем, что такое имя существительное | Фронтальная | Р2, К1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Деление слов на группы (упражнение 74) - Ребята, откройте учебник на странице 44, упражнение 74. - Посмотрите на рисунки, что на них изображено? - Что общего у всех этих слов? - А чем эти слова отличаются друг от друга? - Какая это часть речи? - Предлагаю Вам разделить все эти слова так же на столбики. Приведу пример: Яблоко (что?) – обозначает предмет, в первый столбик. (дети выходят и делят слова на столбики) 5.2. Самостоятельное формулирование правила. - Ребята посмотрите на столбики. Что обозначают слова в столбиках? - На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? - Как называется эта часть речи? - Ребята, так какие слова называются именами существительными.? (дети пробуют сформулировать правило) - Молодцы, вы самостоятельно вывели правило. 5.3. Работа с правилом учебника - Сверим наше правило с правилом тетушки Совы на странице 45. Прочитайте правило жужжащим чтением. Вслух правило прочитает… - Ребята, теперь я предлагаю вам поработать в парах, задайте друг другу вопросы по правилу. - При окончании работы поставьте руки домиком. - Какой вопрос задала ты? - Как ты на него ответил? - Ребята, так что же такое имя существительное? - Приведите пример имён существительных. | - яблоко, машина, девочка…. - они обозначают предмет - отвечают на разные вопросы - имя существительное - предмет - Кто? Что? - имя существительное - обозначают признак предмета и отвечают на вопрос «кто?», «что?» Дети читают правило Дети задают в парах вопросы приводят приеры | Фронтальная Фронтальная Парная | ПР1, ПР2 П1, К1, Л1 П2,П3, П4, К2 Л1 П2, П4, К2 Л1 |
6. Этап обобщения и закрепления во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Работа с группами имён существительных (упражнение 75) - Ребята, предлагаю вам закрепить полученное знание, для этого посмотрите на слова в упражнении 75. Ребята, прочитайте слова. Работать будем по цепочке. Вы называете слово и вопрос, на который он отвечает. Я начну: (кто?) учитель…… (дети выполняют задание по цепочке) - Ребята, на какие группы можно разделить слова? - Какие слова отвечают на вопрос «кто?» — Это живые предметы или не живые (неодушевлённые)? - Какие слова отвечают на вопрос «что?» — Это живые предметы или не живые? - Какой вывод мы можем сделать? 6.2. Деление слов на группы (упражнение 75) - Ребята, авторы учебника предложили нам разделить слова на 4 группы. Какие это группы? - Ребята, выпишем слова первой группы. (дети по очереди выходят к доске и записывают слова, остальные работают в тетради) - Теперь выпишем слова второй группы. (дети по очереди выходят к доске и записывают слова, остальные работают в тетради) - Молодцы, вижу, вы хорошо справляетесь с работой. | Дети называют слова и вопросы к ним по цепочке - На 2 группы по вопросам - живые - не живые Дети делают вывод совместно с учителем Дети зачитывают группы, напечатанные в учебнике. Дети записывают слова по группам Дети записывают вторую группу слов | Фронтальная Фронтальная | Л1, К1, ПР1 ПР2, П1 П1, П3, П4, К2 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интерпретация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлек-сия (коллективная и индивидуальная) достиже-ния цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | - Ребята, я вижу, вы хорошо справляетесь с данным видом работы, поэтому остальные группы вы запишите самостоятельно. НО работать вы будите по вариантам. 1 вариант выписывает слова группы «растения»; 2 вариант слова группы «одежда» Запишите о один свой пример. Дети работают по вариантам. Записывают группы слов. Дополняют группу своим примером - Сверьте свою работу с эталоном на доске. - Поднимите руку те, кто выполнил всё верно. - Поднимите руку те, кто допустил ошибку - В чём ты допустил ошибку? | Дети самостоятельно группируют слова по группам дополняют группу своим примером. Ребята, проверяют свою работу. Называют ошибки. | Фронтальная | ПР4, П1, П3, К2, К1 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспе-чения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Ребята, наш урок подходит к концу, и я хотела бы проверить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Для этого у вас на столах лежат тесты. Ф.И. _____________________________________ Найди верный вариант ответа: 1. Имя существительное – это….. а) часть речи б) часть слова в) член предложения 2. Имя существительное обозначает… а) признак предмета б) действие предмета в) предмет 3. Найди имя существительное а) молоко б) красный в) думать 4. Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто? а) заяц б) стол в) парк - Ребята, сверьте получившиеся ответы с ответом на доске. - Оцените свою работу. Если вы не допустили ошибок, поставьте себе 5. Если допущена одна ошибка – 4. 2 ошибки -3 Поднимите руку те, у кого 5? - Теперь те, у кого 4? - Поднимите руки ту, кто поставил себе 3? В чём были ошибки? | Дети отвечают на вопросы теста Дети проверят свою работу Дети оценивают друг друга |
Индивидуальная |
ПР2, П2, П3,К2, Л2, Л1 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Обобщающая беседа - Какова была тема нашего урока? - Какую часть речи мы изучили сегодня? - Что такое имя существительное? - На какие вопросы отвечают имена существительные? - Приведите примеры имён существительных. 9.2. Самооценка деятельности - Ребята, пора подвести итоги урока и узнать, кто сегодня поработал очень хорошо и выполнил все задания правильно. - Если вы были активными, внимательными, выполняли задания правильно и усвоили материал хорошо, покажите мне зелёный кружок. - Если вам было скучно, вы отвлекались, испытывали затруднения в выполнении некоторых заданий и не совсем поняли тему урока, то покажите красный - К каким затруднением ты столкнулся? - Спасибо за хорошую работу. На этом наш урок подходит к концу. До свидания! 9.3. Домашнее задание - Ребята, на дом вам будет упражнение 76, на странице 45. | Дети отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока Дети оценивают свою деятельность на уроке | Фронтальная, Фронтальная | К1, Л1, К1,Р2, Л1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"
Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое текст-повествование?»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое текст-повествование?»...
Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»
Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»...
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое приставка" ( 3 класс)
Данные конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему " Что такое приставка" на этапе введения нового материала поможет учителю в интересной форме познакомить с приставкой как з...
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое словосочетание?" 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения выделять словосочетания в предложении.Планируемые результаты:Предметные:знать: что такое словосочетание;уметь: выделять словосочетания в предложениях: на...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Что такое местоимение?", 2 класс, УМК "Школа России".
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: "Что такое местоимение?"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" 3 класс...