Безударные гласные в корне слова.Повторение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
задания на повторение темы "Безударные гласные в корне лова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezud.gl_.v_korne.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе ФГОС
"Безударные гласные в корне слова".
Дата: 26.04.23 г.
Цель: повторение правила правописания безударных гласных.
Задачи:
- уметь находить в корне слова безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением;
- развивать внимание, мышление речь, ;
- воспитывать взаимоуважение, коммуникативные навыки.
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс» Т.Г.Рамзаева; карточки для составления алгоритма проверки гласного в корне, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
- Ребята, сегодня на уроке нам надо будет внимательно слушать друг друга, слушать слова, которые мы будем произносить.
Начинаем с минутки чистописания.
2. Минутка чистописания.
1.Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой м (н)
2. Следующая буква говорит, как лев. (р)
3. Буква, которая обозначает гласный звук (э)после мягких согласных. (е)
4. Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)
5. Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку (г).(к)
6. Буква, которая обозначает звук (о)после твёрдого согласного. (о)
- Какие буквы записали? (Н, р, е, ь, к, о.)
- На какие группы можно эти буквы разделить? (На гласные, согласные и буквы, не обозначающие звука.)
- Составьте слова из этих букв. (Конь, корь, корень, кон.)
3. Закрепление знаний.
- Выберите слово, которое имеет отношение к русскому языку. (Корень)
- Что такое корень?
(Корень – это часть растения. Может быть корень в слове. Корень- это главная часть слова. Без него не существует слово. )
- Что такое однокоренные слова?
Гусь, гусыня, гусята, гусеница.
- Есть ли здесь однокоренные слова?
- Слово гусеница не будет однокоренным со словом гусь.
- Можно ли записанные слова назвать однокоренными?
(Нет. Однокоренные слова должны быть близкими и иметь один корень)
- Здесь все слова имеют разные значения и у них разные корни.
4. Словарная работа. Уточнение понятия «безударная гласная»
Вставить пропущенные безударные гласные:
Растения: берёза, капуста, морковь, баклажан, помидоры
Животные: медведь, заяц, олень, бегемот, верблюд.
Одежда: пальто, колготки, сапоги.
- Скажите, а какие буквы- гласные или согласные – я пропустила? (Гласные.)
- Почему я одни гласные написала, а другие – нет, точку поставила?
(Вы написали ударные гласные. Они слышатся чётко поэтому их можно писать смело, не сомневаясь. А безударные гласные надо писать осторожно.)
- Вы сказали, что это словарные слова. А что это значит?
(Правописание таких слов нельзя проверить. Такие безударные гласные называются непроверяемые. А слова с ними – словарными. )
- Где можно посмотреть их правильное написание? (в словаре)
- Запишите эти слова, вставляя пропущенные гласные. (Работа в парах с последующей проверкой)
5. Физкультминутка
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
6. Проблемная ситуация.
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Что вы можете сказать о следующей группе слов?
Борис, Светлана, Алексей, Татьяна.
(Это полные собственные имена. Они пишутся с большой буквы. )
- Одно «опасное место» в этих словах вы определили. (Подчёркивает большую букву.)
- А какие ещё «опасные места» вы видите? (Безударные гласные.)
- Как доказать, что в этих словах надо писать именно эти гласные?
(Мы знаем, что под ударением гласные слышатся чётко и не вызывают сомнения. Значит, нам надо сделать так, чтобы гласные безударные стали ударными.)
- Можно попробовать взять не полные, а краткие формы имён. Например, Борис- Боря. В слове Боря мы чётко слышим гласную о, значит, в слове Борис безударная гласная о.
- Есть другие предложения? (Можно проверить ласковым именем – Боренька.)
- Какой способ проверки выберем?
- Как проверить безударную гласную в корне?
Вывод: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется по ударению, такая будет и в безударном положении.
- Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем (сначала сильный ученик, затем - хором)
Гласные: Ударные Безударные
(Как слышим, так и пишем) (Проверяемые ударением)
Непроверяемые
(словарные слова – в словаре)
- Всё ли мы с вами указали? Давайте проверим. Откройте учебник на с.12, прочитайте правило.
7. Закрепление нового материала.
1. Упражнение на дифференциацию проверяемых и непроверяемых безударных гласных.
- Сейчас я вам буду показывать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если гласная непроверяемая, приседайте. Если безударную гласную можно проверить- прыгайте. (Слова: петух, ворона, гора, доска, мечта, цветок.)
2. Игра «Весёлые гонки»
- Внимание! Внимание! А сейчас на старт выходят машины марки «Е» и марки «И». по пути следования каждая машина должна подъехать к своей орфограмме. Победит та машина, которая сделает меньше ошибок.
Л…сточка, ст..на, кр…чит, л…сица, л…тит.
3. Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка.
4. Фонетические упражнения.
Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
«Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
Выбери картинку ,в названии которой есть звук… .
Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)
8. Групповая работа.
Придумать и записать слова с безударной гласной в корне.
1 ряд – слова с безударной гласной А
2 ряд - – слова с безударной гласной Е
3 ряд – слова с безударной гласной И
(Оценивается с помощью сигнальных карточек)
9. Самостоятельная работа. Самооценка.
- Наш урок подходит к концу. Вы многое узнали, многому научились и можете работать самостоятельно. Выполните те задания, которые вам по силам. (Задания записаны на доске).
10. Рефлексия «Смайлики»
Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточки со стилизованными рисунками
11. Итог урока
- Сегодня мы работали с безударными гласными. Что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударными гласными?
Вывод: Надо хорошо знать словарные слова, в случае затруднений их написание можно посмотреть в словаре; подобрать однокоренные слова так, чтобы безударная стала ударной.
- Молодцы! Сегодня мы хорошо потрудились – посадили в землю корень знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Класс: 4 Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».
Конспект урока по русскому языку по отработке навыков безошибочного письма включает в себя разнообразные виды упражнений....
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....
Правописание безударных гласных в корне слов. Повторение/
Урок предназначен для систематизации и обобщения знаний по теме "Правописание безударных гласных в корне слов". На уроке присутствуют разные фрмы работы. Урок снабжон авторской презентацией, что позво...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Повторение"
Методическая разработка урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова. Повторение" (урок повторение по теме)...
Безударные гласные в корне слова.Повторение
задания на повторение темы "Безударные гласные в корне лова"...