Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Технологическая карта урока 4 кл
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нагайцева Ирина Викторовна

Представлен урок в 4 классе, учебник В.П.Канакина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Нагайцева И.В.

Предмет:  Русский язык

Класс: 4 класс,  УМК «Школа России»

Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

Цель: Создание условий для склонения имен прилагательных женского рода в единственном числе         и определения их падежа  

Задачи:

Предметные: Формировать умение склонять имена прилагательные женского рода в единственном числе; определять их падеж; правильно писать окончания;

Метапредметные:

Познавательные: Делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ, сравнение объектов по выделенным признакам; развивать познавательную активность;

Коммуникативные: Учиться работать в паре, группе;

Регулятивные: Определять и формулировать цель на уроке; критерии  успешности своей работы; планировать своё действие в соответствии с     поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные: способствовать  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; обогащать словарный запас; воспитывать трудолюбие

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: компьютер; презентация к уроку; карточки для работы в группе, паре

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Мотивирование учебной деятельности

Цель: положительный психологический и эмоциональный настрой учащихся на предстоящую работу на уроке

Приветствует ребят

Настраивает на предстоящую работу.

- Надеюсь, что на уроке нас ждет новое и интересное.

Приветствуют учителя

Личностные  УУД:

Проявлять интерес к уроку

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Цель: создание условий для  выявления затруднения через каллиграфическую минутку

Организовывает работу над каллиграфией.

- Начнем нашу работу с минутки красивого письма. У каждого из вас индивидуальный показ. На что обратим внимание при письме?

- Прочитайте пословицу. О чём она? Какие ещё пословицы и поговорки о трудолюбии знаете?

- В жизни важно быть трудолюбивым и упорным человеком, чтобы добиться чего-либо…

- Какие орфограммы встретились в пословице?

-Запишите пословицу, обращая внимание на соединение из первой строки и орфограммы.

-Пусть трудолюбие будет нашим постоянным спутником.

-Над какой темой мы работали? Найдите имя прилагательное, назовите его грамматические признаки

-Дополним тему. О склонении каких имен прилагательных будет идти речь?

Учащиеся выбирают критерии (наклон, высота букв, правильность соединений, расстояние между соединениями)

Прописывают соединения еньк, ая

Рассуждают. Называют другие пословицы и поговорки о трудолюбии

Называют орфограммы

Записывают пословицу, графически выделяют орфограммы

Называют тему, называют имя прилагательное и его грамматические признаки (ед.ч., ж.р.)

Дети дополняют

Пчела маленькая, а работает.

Оформление работы

Склонение имен прилагательных

в единственном числе женского рода

Коммуникативные УУД:

Умение  рассуждать

Личностные  УУД:

Выбор личностных ценностей; обогащение словарного запаса

Предметные УУД:

Умение находить орфограммы;

имя прилагательное;

определять грамматические признаки прилагательного

3.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на знания учащихся о прилагательном и

Ведет проблемный диалог.

-Уточним нашу учебную задачу

Участвуют в обсуждении, формулируют цели и тему урока:

- учиться склонять имена прилагательные в ед.ч. ж.р.; определять падежи; писать окончания; обращать внимание на орфограммы

Регулятивные УУД:

Целеполагание, планирование

4.

Реализация построенного проекта

Цель: создание условий для склонения имен прилагательных женского рода

Работа в паре

Работа с и\доской и схемами

Работа с учебником

Фиксирование выводов

Рефлексия

 

Подводит к осознанию особенностей склонения прилагательных женского рода

-Возьмите карточки. Вставьте пропущенные буквы.

-Оцените свою работу

-Что объединяет имена существительные?

-Посмотрите на прилагательные и выберите словосочетание, подходящее к теме урока.

-Почему не подошли остальные?

-Понаблюдаем над прилагательным «золотая», просклоняем словосочетание

- Что получилось? Поделитесь своими выводами

- Предлагаю пополнить нашу копилку знаний – составить схему-опору

- Сверим свои выводы

-Есть ли то, о чём мы не сказали?

-Какие падежные окончания имеют имена прилагательные женского рода?

-Как определить падеж имени прилагательного, если оно отвечает на вопрос какой?

Работают самостоятельно. Взаимопроверка по эталону

Оценивают по критериям (правильность +, допустил ошибку ?)

Словарные слова

Находят и аргументируют

Склоняют у доски словосочетание

В совместной работе приходят к выводу, что в единственном числе женском роде в Р,Д,Т,П падежах прилагательные отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание

Работают с таблицей учебника стр.29

Совместно дополняют памятку

Поэтическая и разговорная речь

Слайд 2 презентации

настенный календарь

летние каникулы

золотая заря

приятное путешествие

И   какая?    -ая, -яя

Р,Д,    какой? –ой,-ей

Т,П            

В    какую? –ую, -юю

Т    какой? –ой,-ей


Предметные УУД:

Знание словарных слов

Коммуникативные УУД:

Умение  работать в паре, аргументировать

Умение  отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Личностные  УУД:

Способность к самооценке

Познавательные УУД:

Умение преобразовывать модели с целью выявления общих признаков

 

Предметные УУД:

Умение склонять имена прилагательные.

Формулирование несложных выводов

Физкультминутка

Предлагает выполнить комплекс дыхательной гимнастики на релаксацию

-Хорошо поработали, время отдохнуть. Предлагаю вам несколько упражнений из комплекса дыхательной гимнастики.

Упражнение 1  Подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом.

- Это упражнение использовали еще в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнем все хорошее (радость, здоровье…), а выдохнем все плохое (злость, гнев, обиду…)

Упражнение 2  

1-4 – глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме)

 5 – задержать дыхание

1-4 – плавно выдохнуть через рот

- Это упражнение помогает, когда мы чем-то расстроены, нам тревожно

Выполняют движения под музыку

5.

Первичное закрепление

Цель: определение падежа имен прилагательных

Работа в группе

Организует устную работу с текстом

-Прочитайте текст. Что можете сказать?

-Вставьте пропущенные окончания, опираясь на вопросы и падеж.

-Восстановите порядок предложений, ориентируясь на порядок следования падежей.

-Проверим. Зачитайте 1 предложение, 2….6. Докажите.

-Получился текст? О чём он? Озаглавьте.

-Пчела маленькая, а и она работает.

Учащиеся читают, определяют, что нужно вставить окончания прилагательных, опираясь на вопросы и падеж и восстановить порядок предложений

Работают в группе

 рассуждают,

(подсказки)

Зачитывают, аргументируют собственное мнение,

Проверка по слайдам

  С давних пор (И) медоносная пчела служит символом трудолюбия. Трудится она с (Р) ранней зорьки до заката. Чтобы получился 1 кг мёда, (Д) маленькой хлопотунье надо собрать нектар с 10 млн цветов. (В) Важную роль играют пчёлы и в опылении растений.  С (Т) огромной пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине. Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в (П) окружающей среде.

  Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в окружающ… среде. С давних пор медоносн… пчела служит символом трудолюбия. Чтобы получился 1 кг мёда, маленьк… хлопотунье надо собрать нектар с 10 млн цветов. Трудится она с ранн… зорьки до заката. С огромн… пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине. Важн… роль играют пчёлы и в опылении растений.  

Предметные УУД:

Умение определять грамматические признаки прилагательного

Коммуникативные УУД:

Умение  работать в группе

Личностные  УУД:

Выбор социальных и личностных ценностей

Познавательные УУД:

Развитие познавательной активности

6.

Рефлексия деятельности

(итог урока):

Цель: рефлексия учебных действий

Предлагает учащимся оценить свою работу.

-Над какой темой работали?

-Как определить падеж имени прилагательного ж.р., если оно отвечает на вопрос какой?

-Что надо сделать, чтобы правильно обозначить окончание прилагательного?

-Оцените свою работу. Кто научился определять падеж имени прилагательного и правильно писать окончание и кто еще затрудняется (+ / ?)

-Над чем нужно поработать?

Делают вывод: чтобы правильно написать окончание, надо: задать вопрос от существительного и по нему определить окончание или определить падеж и вспомнить окончание

 Проводят самооценку, исходя из результатов

Проводят рефлексию (по цвету)

Личностные  УУД:

Способность к самооценке

Регулятивные УУД:

Определение успешности своей работы и работы класса

7.

Внеурочное  задание

Цель:  активизация познавательной деятельности через разноуровневое домашнее задание.

Благодарит за работу на уроке и нацеливает на внеурочную работу

  1. Упр. 59 стр.29  учебника (подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные; вставить пропущенные буквы)
  2. Упр. 79 стр. 37 (определить падеж)

Выбирают вид работы, в зависимости от  самооценки

Упр.1 – если нужно поработать со словосочетаниями со словарными словами (синяя пчела на синем цветке). Стр.29 упр.59

Упр. 2 – если нужно поупражняться в определении падежей (жёлтая пчела на жёлтом цветке) Стр.37 упр.79


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»

Слайд 2

н а стенный к а л е ндарь летние к а никулы з о л о тая з а ря приятное пут е шеств и е

Слайд 3

падеж вопрос окончание п ?

Слайд 5

Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в окружающ… среде. С давних пор медоносн… пчела служит символом трудолюбия. Чтобы получился один килограмм мёда, маленьк…. хлопотунье надо собрать нектар с десяти миллионов цветов. Трудится она с ранн… зорьки до заката. С огромн… пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине. Важн… роль играют пчёлы и в опылении растений.

Слайд 6

С давних пор (И) медоносная пчела служит символом трудолюбия. Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в окружающ… среде. Чтобы получился один килограмм мёда, маленьк…. хлопотунье надо собрать нектар с десяти миллионов цветов. Трудится она с ранн… зорьки до заката. С огромн… пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине. Важн… роль играют пчёлы и в опылении растений.

Слайд 7

С давних пор (И) медоносная пчела служит символом трудолюбия. Трудится она с (Р) ранней зорьки до заката. Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в окружающ… среде. Чтобы получился один килограмм мёда, маленьк…. хлопотунье надо собрать нектар с десяти миллионов цветов. С огромн… пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине. Важн… роль играют пчёлы и в опылении растений.

Слайд 8

С давних пор (И) медоносная пчела служит символом трудолюбия. Трудится она с (Р) ранней зорьки до заката. Чтобы получился один килограмм мёда, (Д) маленькой хлопотунье надо собрать нектар с десяти миллионов цветов. Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в окружающ… среде. С огромн… пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине. Важн… роль играют пчёлы и в опылении растений.

Слайд 9

С давних пор (И) медоносная пчела служит символом трудолюбия. Трудится она с (Р) ранней зорьки до заката. Чтобы получился один килограмм мёда, (Д) маленькой хлопотунье надо собрать нектар с десяти миллионов цветов. (В) Важную роль играют пчёлы и в опылении растений. Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в окружающ… среде. С огромн… пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине.

Слайд 10

С давних пор (И) медоносная пчела служит символом трудолюбия. Трудится она с (Р) ранней зорьки до заката. Чтобы получился один килограмм мёда, (Д) маленькой хлопотунье надо собрать нектар с десяти миллионов цветов. (В) Важную роль играют пчёлы и в опылении растений. С (Т) огромной пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине. Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в окружающ… среде.

Слайд 11

С давних пор (И) медоносная пчела служит символом трудолюбия. Трудится она с (Р) ранней зорьки до заката. Чтобы получился один килограмм мёда, (Д) маленькой хлопотунье надо собрать нектар с десяти миллионов цветов. (В) Важную роль играют пчёлы и в опылении растений. С (Т) огромной пользой люди научились использовать продукцию пчёл в медицине. Ещё эти насекомые определяют степень загрязнения в (П) окружающей среде.

Слайд 12

Выполнила: Нагайцева И.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 34», г. Бийск, Алтайский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

Урок русского языка в 4 классе по программе УМК "Школа России". Первый урок по теме "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе". На данном уроке дети знакомятся с окончаниями им...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женскогорода, определять их падеж.Задачи:Образовательные:•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями именприлагательных женск...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе"

Урок русского языка на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" проходил в 4 классе....

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи" 4 класс

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Цели: развивать умение определять падеж имён прилагатель­ных женског...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи" 4 класс

Цель: развивать умения определять падеж имён прилагатель­ных, правильно писать падежные окончания имён прилагатель­ных женского рода....