Адаптированная программа по предмету "Письмо" 9 кл и КТП
рабочая программа по русскому языку

Уманская Любовь Алексеевна

Адаптированная программа по предмету "Письмо" 9 кл и КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Адаптированные программы КТП\Адаптированная рабочая программа по предмету Письмо.jpg

  1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной  школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником « Русский язык» 9 класс, для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, автор Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В, М: «Просвещение» 2017 год.

 Особенности курса

Программа для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.

 Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей., направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения  имеет практическую направленность.  

В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого,   и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.  

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материаа учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

   В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Этот курс направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более  успешного осуществления их умственного и речевого развития.

   СЛОВО.  Основные темы- состав слова и части речи.

   Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов) и др.

   Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащение и активизация словаря, формирование навыков грамотного письма.

   ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. В процессе упражнений формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктационные навыки.

   СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме ограничены. В начальных классах ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучению построения предложений. Эти упражнения позволяют учащимся старших классов овладеть такими видами работы, как изложение и сочинение.

  Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражнения в  оформлении деловых бумаг; в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логического и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Цели общего образования:

1)Развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Коррекционно-развивающие задачи предмета: 

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. 

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ: 

У обучающейся сформированы основные представления о себе, своей семье, родственниках, окружающем мире. Навыки пространственной ориентировки сформированы хорошо. У Ю.  возникают трудности при пользовании учреждениями социально-бытового обслуживания. Подросток достаточно не самостоятелен в быту.

Владение письменной речью. Пишет под диктовку, но допускает ошибки следующего плана: пропуск или замена букв, орфографические ошибки. Списывает с печатного текста,  понимая смысл слов, но допускает ошибки. Определяет границы не всех предложений. В деформированном тексте не может определить порядок предложений без помощи учителя. Самостоятельно определяет в предложении грамматическую основу, различает распространённые и нераспространенные предложения. Самостоятельно не определяет в предложениях однородные члены. Самостоятельно  определяет части речи, но допускает ошибки (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Без помощи учителя не может определить части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Без помощи учителя не может составить текст по картине и плану и грамотно оформить предложения в тексте.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений.

2.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по Письму для  9 класса (коррекционной) образовательной  школы VIII вида рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 учебных недели. Учебно-дидактический комплекс по данной программе используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить у обучающихся интерес к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 9 КЛАССЕ

Предметные УУД:

- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);

- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)

- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;

- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;

- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей;

- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)

Метапредметные УУД:

Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД:

- речевая деятельность (применение приобретенных навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)

- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

Личностные УУД:

- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

- (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)

- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)

- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)

В результате русского языка  в школе ученик должен:

знать:

-смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;

-основные единицы языка, их признаки;

-нормы речевого этикета.

уметь:

 объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

-определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения; 
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение темы «Предложение»  Повторение изученного по теме «Предложение» в 8 классе Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в предложении однородные члены. Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении. Уметь разбирать простое предложение по членам предложения.

Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь написать объяснительную записку; знать основные части текста (вступление, главная часть, заключение).

Состав слова Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к рызличным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Уметь подбирать проверочные слова при написании проверяемых безударных гласных в корнях слов, сомнительных согласных на конце слова, непроизносимых согласных в корнях слов. Уметь отличать предлоги от приставок, правильно писать предлоги и приставки со словами. Знать написание наиболее распространенных предлогов и приставок. Уметь объяснять значение слов путем подбора однокоренных слов. Уметь разбирать слова по составу.

Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.

Части речи Повторение изученного об основных частях речи в 7-8 классах – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, служебных частях речи. Грамматические признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. Уметь отличать части речи друг от друга. Обучение морфологическому разбору основных частей речи.

Имя существительное Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Знать и уметь определять склонения, род, число, падежи имен существительных. Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам.

Имя прилагательное  Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже; правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на – ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Развитие речи: обучение написанию сочинения по данному началу на основе личного опыта; знать, что такое деловое письмо, уметь написать автобиографию; наисание изложения по коллективно составленному плану с творческим заданием (оценкой описываемых событий).

Местоимение  Знать личные местоимения. Уметь отличать личные местоимения от существительных. Роль местоимений в речи. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол  Значение глагола в речи, роль в предложении. Основные грамматические категории имени глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Различение глаголов с –ться и –тся. Изменение глаголов по временам, по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, способы проверки. Правописание НЕ с глаголами.

Развитие речи: обучение написанию сочинения (описание) по вопросам, данным к репродукции с картины; написание краткого изложения  текста по данным вопросам, написание изложения по коллективно составленному плану с изменением лица; знать, что такое деловое письмо, уметь написать заявление и заполнить анкету.

Предложение Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).

Повторение пройденного за год Основные орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные задания по русскому языку различного уровня сложности.

Развитие речи: обучение написанию сочинения-рассуждения (на школьный конкурс на определенную тему).

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ

№ п/п

Разделы

Количество часов

I

Повторение темы «Предложение»

4

II

Состав слова

7

III

Части речи

2

IV

Имя существительное

11

V

Имя прилагательное

11

VI

Местоимение

5

VII

Глагол

14

VIII

Предложение

10

IX

Повторение пройденного за год

5

ИТОГО:

68

Учебно-методические средства обучения

Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская Русский язык 9 класс.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2017



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Адаптированные программы КТП\Календарно тематическое планирование по предмету Письмо.jpg

Календарно-тематическое планирование уроков Письма в 9 классе.

Количество часов в год – 68 часов

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество учебных недель – 34 недели

1 триместр

2 триместр

3 триместр

12 нед., 24ч

11 нед., 22 ч

11 нед., 22 ч

Административных контрольных работ

-

-

1

Тематических контрольных работ

2

2

2

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Дата

1 триместр

I

Повторение темы «Предложение»

4

1

Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

06.09

2

Сложные предложения с союзами и, а, но и без них.

08.09

3

Однородные члены предложения.

13.09

4

Знаки препинания в предложениях.

15.09

II

Состав слова.  

1

Однокоренные слова.

20.09

2

Подбор однокоренных слов. Разбор слова по составу

22.09

3

Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова.

27.09

4

Различение звонких и глухих, непроизносимых согласных на письме.

29.09

5

Образование слов с помощью приставок, суффиксов

40.010

6

Правописание слов с приставками и предлогами. Сложные слова с соединительными гласными О и Е.

06.10

7

Диктант «Состав слова». Работа над ошибками.

11.10

III

Части речи

2

1

Части речи, изученные в 7-8классах.

13.10

2

Различение частей речи.

18.10

IV

Имя существительное

11

1

Имя сущ. как часть речи.

20.10

2

Собственные и нарицательные существительные.

25.10

3

Род и число существительных.

27.10

4

Имена сущ. с шипящей на конце слова.

08.11

5

Склонение имен сущ. в ед. числе.

10.11

6

Правописание безударных падежных окончаний сущ. в ед. числе.

15.11

7

Несклоняемые существительные.

17.11

8

Повторение по теме «Имя существительное»

22.11

9

Повторение по теме «Имя существительное»

24.11

10

Диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками

29.11

11

Повторение по теме «Имя существительное»

01.12

V

Имя прилагательное

11

2 триместр

2

Согласование прил. с сущ.

06.12

3

Правописание падежных окончаний прил.

08.12

4

Падежные окончания прил. в ж.роде ед.ч.

13.12

5

Падежные окончания прил. в м.р. ед.ч.

15.12

6

Падежные окончания прил. в ср.роде ед.ч.

20.12

7

Правописание прил. во мн. числе.

22.12

8

Имена прил. на –ий, -ья, -ье, -ьи.

10.01

9

Склонение прил. в ж.роде на –ья, мн. числа на –ьи.

12.01

10

Повторение правописания окончаний имен прил.

17.01

11

Диктант по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками

20.01

VI

Местоимение

5

1

Значение местоимения, отличие от сущ. Склонение личных местоимений.

24.01

3

Склонение личных местоимений.

26.01

4

Изменение местоимений 3 лица по родам. Правописание местоимений с предлогами.

31.01

5

Диктант по теме «Местоимение». Работа над ошибками

02.02

VII

Глагол

14

1

Распознавание глаголов

7.02

2

Изменение глаголов по временам.

09.02

3

Прошедшее время глагола.

14.02

4

Правописание НЕ с глаголами.

16.02

5

Изменение глаголов по лицам и числам

21.02

6

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

28.02

7

Глаголы 3 лица.

01.03

3 триместр

8

Различай глаголы на  -ТСЯ и  –ТЬСЯ.

2.03

9

Изменение глаголов по лицам и числам

7.03

10

Спряжение глаголов.

09.03

11

Ударные и безударные окончания глаголов.

14.03

12

Второе спряжение глаголов.

16.03

13

Способы проверки безударных окончаний глаголов

21.03

14

Контрольный диктант по теме «Глаголы». Работа над ошибками.

22.04

VIII

Предложение

1

Распространённые и нераспространённые предложения.

23.04

2

Главные и второстепенные члены предложения.

04.04

3

Однородные члены предложения.

06.04

4

Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные члены предложения с повторяющимися союзами И.

11.04

5

Распространённые и нераспространённые однородные члены.

13.04

6

Обращение. Знаки препинания при обращении.

18.04

7

Сложные предложения.

20.04

8

Сложные предложения.

25.04

9

Закрепление изученного

27.04

10

Диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками

02.05

IX

Повторение

5

1

Состав слова

04.05

2

Части речи

11.05

3

Части речи

16.05

4

Однородные члены предложения

18.05

5

Административная контрольная работа

23.05

Итого: 68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

рабочие программы 9 класс по адаптированной программе

рабочие программы для домашнего обучения....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы

Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы"....