Конспект урока русского языка 3 класс "Неопределённая форма глагола"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Иванцова Лариса Юрьевна

Урок открытия новых знаний.

Цели урока: 

Через самостоятельную работу учащихся провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний: вывести понятие неопределённой формы глагола;

Развивать у учеников основы исследовательского поведения, интерес к процессу познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка, 3 класс, УМК «Перспектива» 14.03.2023г.

Автор

Иванцова Лариса Юрьевна, учитель НОО ГБОУ СОШ № 12 с углублённым изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга, ВКК

Тема урока

Неопределённая форма глагола

Цель урока

  • Через самостоятельную работу учащихся провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний: вывести понятие неопределённой формы глагола;
  • Развивать у учеников основы исследовательского поведения, интерес к процессу познания.

Планируемые результаты  данного урока

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.

Неопределённая форма глагола.

Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Будут знать:  вопросы, на которые отвечает неопределённая форма глагола, признаки неопределённой формы глагола.

На основе знаний будут уметь: определять глагол в неопределённой форме.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.

Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Организация урока

Формы работы на уроке:

Индивидуальная, групповая, коллективная.

Применение оборудования и инструментария:

(ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.)

Карточки с заданиями для групповой работы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые навыки исследовательского поведения

Организационный этап

- Доброе утро, ребята! Сегодня солнечное морозное утро. Давайте полной грудью вздохнём морозный свежий воздух, улыбнёмся солнечному утру и своим друзьям! Садитесь, пожалуйста.  

-Сегодня на уроке мы работаем в группах. Это значит помогать друг другу, обсуждать идеи, уметь слушать. Распределите роли в своей группе. (хранители времени, спикер, писать, чтец, организатор)

Этап актуализация знаний

Мотивация

В стране языка много правил и тайн.

Будь настойчивым ты и все это узнай!

- Как понимаете смысл четверостишия? Каждый урок русского языка открывает вам какую-то тайну.

-Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка.

Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний

Что мы исследуем на уроках русского языка? Зачем?

-Сегодня мы продолжим исследовать языковой материал.

-А какой это материал, вы узнаете, выполнив группой задание на зелёных карточках. На скорость.

1-ая буква

буква, обозначающая парный согласный звук к звуку [к]

2-ая буква

формообразующий суффикс глагола прошедшего времени

3-ья буква

окончание глаголов прошедшего времени

4-6 буквы

цель игры в футбол или хоккей

___   ___   ___   ___   ___   ___

-Мы продолжаем наблюдение за глаголом. Но сначала вспомним, что мы знаем о глаголах. Работая в группах, составьте список ваших знаний о глаголе.                               Какая группа больше всех вспомнит знаний о глаголе. Хранители времени – 3 минуты. 

-Проверяем.

 

- Мы исследуем языковой материал (слова, предложения, тексты)

Работа в группах.

Работа в группах.

Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации

-Продолжим работу. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

-Поупражняемся в определении времени глаголов.

-Как определить время глагола?

-К доске пойдёт Перевалов Никита.

- Споём, светили, играет, позовёт, пришла, дышу, прыгать.

-  Какая перед нами возникла проблема?

- Почему этот глагол  мы не можем записать в один из столбиков? Ваши предположения……

-Какое было задание? Как определяем время? Задаём вопрос к глаголу и определяем время.

-Является ли это слово глаголом? Докажите.

Фронтальная работа.

-Время мы определяем по вопросу, по смыслу в соответствии с моментом речи.

- Споём, что сделаем, глагол будущего времени т.д..

- Мы не можем определить время.

-Надо было определить время. Время мы определяем по вопросу.

-Это глагол, потому что отвечает на вопрос что делать?

Умение ставить исследовательские вопросы,

 формулировать проблемы, выдвигать гипотезы

Определение темы исследования

-Что мы можем предположить, если этот глагол не стоит ни в форме прошедшего времени, ни в форме настоящего времени, ни в форме будущего времени?
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

- Какова тема урока?

-Это глагол какой-то неизвестной формы.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола.

-Новая неизвестная форма глагола.

Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев , выявление познавательной цели

Формулирование цели и задач урока

- Какова цель нашего урока?

-Что можем  узнать об этой форме глагола? Какие будут задачи урока?  (цель и задачи урока появляются на доске)

-Исследовать новую форму глагола.

-Как называется?

-На какие вопросы отвечает?

-Как изменяется?

-Какие признаки есть?

Умение ставить цели и задачи своей деятельности, составлять план работы.

Этап открытия нового знания

- Итак, с выполнения какой задачи начнём наше исследование?

-Как узнать, как изменяется эта форма глагола?

-Пробуем, работаем в группах. Каждой группе даётся глагол, определите время, число, род или лицо. Сделайте вывод. Следите – форму глагола менять нельзя!

Стоять(прийти, прыгать)

Определите время (задайте вопрос)

Определите лицо (подставьте местоимение)

Определите род (подставьте местоимения 3 лица ед.ч.)

Определите число

Сделайте вывод: глагол в данной форме _______________________________________

Хранители времени – 3 минуты.

- Как бы вы назвали такую форму глагола?

-Учёные назвали такую форму глагола неопределённой формой глагола.

-Как теперь звучит наша тема?

(появляется тема урока на доске)

-Продолжаем наше исследование, и у нас впереди решение следующей задачи. Какой?  На жёлтых карточках даны слова.

-В столбик  запишите глаголы в неопределённой форме, через тире записать вопросы, на которые они отвечают.

Играть, отдохнуть, беречь, найти,  видеть, путь, набрать, увлечь, уйти.

Обсудите в группе свои наблюдения и сделайте вывод: на какие вопросы отвечает неопределённая  форма глагола.

Работаем в группе. Хранители времени – 5 минут.

--Посмотрите внимательно на глаголы в неопределённой форме. Какие приметы можете заметить?

- Попробовать изменить по лицам, числам и родам.

Работа в группах.

Выдвигают предположения.

-Выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме.

Индивидуальная работа, обсуждение в группах.

-Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы в неопределённой форма оканчиваются на –ть, -ти, чь.

Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.

Умение делать умозаключения.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.

Умение доказывать, умение делать умозаключения.

Подведение под понятие, выведение следствий

Оценочно-рефлексивный этап

Вывод по результатам исследования

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили?

-Если всё исследование выполнено, что мы должны сделать?

-Значит, пришла пора сделать выводы по нашему исследования.

-На что опираемся при формулировки выводов?

-Посмотрите на цель и задачи.

-Достигли цели? Задачи выполнили?

-Что нового узнали?

-Вывод.

-При формулировки выводов мы опираемся на цель.

-Мы узнали, что есть такая форма глагола - неопределённая форма глагола. Глаголы в этой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, невозможно определить время, ти, чь.

Построение логической цепи рассуждений

Интерпретация полученных данных

-Попробуйте в группе оформить эти новые знания в схеме, модели.

Хранители времени – 5 минут.

-От каждой группы выступает спикер с защитой вашей схемы.

              Что делать?

Глагол                 на –ть, -ти,-чь

              Что сделать?  

Знаково-симвоические действия: моделирование (кодирование и декодирование информации)

Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности.

А для того, чтобы узнать, эффективно прошла исследовательская работа для каждого из вас, я прошу вас выбрать соответствующие жетоны

Если вы:

ТЕОРЕТИК – запомнил  правило, что такое неопределённая форма глагола, и умею применять его на практике, т.е. находить неопределённую форму глагола.

ПРАКТИК – не все запомнил в теории, но смогу работать практически, т.е. находить неопределённую форму глагола.

УЧЕНИК – мне еще надо поработать над этой темой.

Итак, кто может назвать себя теоретиком? Практиком? Учеником?

Выбирают жетон.

Умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Домашнее задание

Домашнее задание будет состоять из двух частей.

  1. Выписать из книги, которую сейчас читаете, 5 предложений с глаголами в неопределённой форме глагола.
  2. Для самых любознательных есть ещё одно задание на жёлтых листочках от  одного учёного.

Латинский язык подарил нам много умных и красивых слов. Одно из них – ИНФИНИТИВ. Когда я первый раз его услышал , то не знал, что оно означает. Я закрыл глаза и увидел что-то тонкое, как иголочка, голубоватое, с пружинистой впиралькой хвостиком. И хвостик этот дребезжал. Вот так: тив-в-в!

А моему другу волшебнику Запятайкину в слове ИНФИНИТИВ, напротив, чудится что-то гордое и торжественное.

А ты что представляешь себе, когда слышишь или читаешь ИН-ФИ-НИ-ТИВ? Расскажи или нарисуй!

На следующем уроке ты узнаешь, что слово ИНФИНИТИВ означает на самом деле.

 -Спасибо за интересную работу на уроке. Мне было приятно с вами работать.

Умение использовать дополнительные источники информации, мотивация к получению новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: «Неопределенная форма глагола»Цели деятельности учителя: совершенствование у обучающихся умений определять неопределенную (начальную) форму глаголов по ...

Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме Цели деятельности учителя: формирование умений определять не...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...

Конспекта урока русского языка "Неопределённая форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Неопределённая форма глагола» Цели деятельности учителя: ознакомление с неопределённой формой глагола; формирование умения распознавать...

Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫКТема: "Неопределенная форма глаголов" Цели деятельности учителя: 1. Формировать представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной ...