Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Класс: 3 «В».
Количество обучающихся: 26 человек.
Дата проведения: 18 марта 2016 год.
Учитель: Летягина Анна Владимировна.
Тема «Неопределённая форма глагола».
Цель: организация деятельности обучающихся, по ознакомлению с понятием «неопределённая форма глагола» и её особенностями.
Задачи:
-формировать понятие «неопределенная форма глагола»;
-развивать умение отличать неопределённую форму глагола от других;
-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
-формировать умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
-создавать условия для развития навыков совместной работы и стремиться к взаимопониманию.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник, экран, компьютер, презентация к уроку, магниты, таблички со словами, сигнальные карточки для рефлексии.
Педагогические технологии: проблемное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие икт, педагогика сотрудничества.
Ход урока.
1 Организационный момент. (Слайд 1)
Всем ребятам дан звонок,
Он собрал нас на урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти! Садитесь.
Минутка чистописания.
-Ребята, то из вас напомнит нам, как правильно работать в тетрадях?
Я тетрадь свою открою (Слайд 2)
И с наклоном положу.
Я, от вас, друзья не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Откроим тетради, запишем 18 марта, классная работа. Пропишите буквосочетания ть, ти, чь до конца строчки. Старайтесь писать правильно, красиво, аккуратно. Почему мы сегодня работаем с этими буквосочетаниями, узнаем на уроке.
2 Актуализация изученного о глаголе с элементами проверки домашнего задания.
а) Беседа по вопросам.
-Ребята, о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках? (О глаголе).
- Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи) (СЛАЙД 3)
- Что обозначает глагол? (Действие предмета).
- Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние).
- Как изменяются глаголы? (По числам, лицам, временам. В прошедшем времени ещё по родам).
- Какая часть слова помогает определить прошедшее время глагола? (Суффикс л)
- Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно).
б) Дома вы выполняли упр. 8, на с 119.
- Перечислите, из данного упражнения, глаголы в прошедшем времени. (Стрелял, кричал, шагал, продирался, не знал, выбился, вышел)
-Какой суффикс помог определить прошедшее время глагола. (л).
- Назовите глаголы в настоящем времени. (Не отвечает, идёт, молчит, не воют, глядит).
- Глаголы какого времени отсутствуют в тексте? (Будущего).
3 Постановка проблемы.
Самостоятельная работа. (Упр. 368)
- Прочитайте текст. Выпишите глаголы в столбик. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс л. Если возникли затруднения при определении времени и числа поставьте рядом с глаголом ? .
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Сверьте с доской.
садились – прош. вр., мн. ч. (Слайд 4)
читали – прош.вр., мн.ч.
читать - ?
перелистывать -?
плакал – прош. вр., ед.ч.
приходилось – прош. вр., ?
вставать -?
закутывать -?
благодарил –прош. вр., ед. ч.
лизал – прош. вр., ед. ч.
засыпал – прош. вр. ед. ч. (Слайд 5)
- Ребята, у каких глаголов не смогли определить время и число. Почему? (Не знаем). (Слайд 6)
- Как вы думаете, какая будет цель деятельности нашего урока? (Узнать, что это за глаголы у которых не определить ни время, ни число).
4 Поиск решения.
1) Наблюдение по учебнику.
а) Прочитайте про себя текст к упр. 369. (Слайд 7) Обратите внимание на выделенные глаголы. Можно ли определить, кто действующее лицо и когда происходит действие? (Нет).
- Выпишите глаголы в столбик, рядом запишите вопросы.(1 ряд по цепочке у доски, остальные в тетрадях).
читать (что делать?)
знать (что делать?)
думать (что делать?)
понимать (что делать?)
чувствовать (что делать?)
- Что общего, кроме вопроса, у этих глаголов? (Оканчиваются на ть)
- Можно ли определить число у этих глаголов? (Нет).
б) -А сейчас поработаем самостоятельно. Упр. 370. (Слайд 8) Запишем, что обычно любят делать мальчики и девочки. Девочки пишут о том. что они любят, а мальчики о том, что любят они. (Один мальчик и одна девочка работают у доски)
Мальчики любят (что делать?) бегать, строить, …
Девочки любят (что делать?) шить, вязать, …
Коллективная проверка.
в)- Ребята, давайте понаблюдаем за глаголами из упр. 371.
-Прочитайте столбики слов.
- Что объединяет эти глаголы? ( Вопросы (что делать?) и (что сделать?))
- Почему глаголы записаны в три столбика? (1 оканчивается на ть, 2- на ти, 3- на чь)
-Какое название вы бы дали глаголам, у которых нельзя определить ни время, ни число? (Неопределённые) (Слайд 9)
- Прочитайте из задания к упр.371, какое ещё название можно дать этим глаголам? (Глаголы в начальной форме). Оказывается такие глаголы имеют три названия 1- глаголы в начальной форме, 2- глаголы в неопределённой форме, 3- инфинитив. (Слайд 10)
Вывод по наблюдениям: что у них общего? ( Эти глаголы отвечают на вопросы (что делать?), (что сделать?) У них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на ть, ти, чь.
2) Работа с текстовым определением в рамке (с.122). (Слайд 11)
а) Давайте сравним свой вывод с авторским текстом.(Чтение текста в оранжевой рамке)
б) После чтения.
- Сколько частей в этом тексте? (5)
-На какой вопрос отвечает каждая часть? ( 1 На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? 2 Как по другому называются эти глаголы? 3 Почему такая форма глагола называется неопределённой? 4 На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме? 5 Какие глагольные суффиксы стоят перед ть?)
- Ребята, в начале урока мы с вами работали с буквосочетаниями ть, ти, чь теперь вы сможете ответить почему? Давайте графически обозначим какими частями слова они являются у глаголов в неопределённой форме. (ть, ти формообразующие суффиксы, чь часть корня).
-Ребята, откройте учебник на с.120. Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 12) Как вы думаете , почему такой рисунок выбрал художник? (Облако, которое на подносе держит Афанасий, тоже неопределённой формы: оно не круглое, не квадратное и не вытянутое …)
Подвижная физминутка. (Слайд13)
5 Развитие учебно-языковых и орфографических умений.
а) Первичное закрепление работа у доски. (Слайд 14)
-Ребята, образуйте от данных глаголов (люблю, бежит, ухожу, пеку) глаголы в неопределённой форме. Запишите их в два столбика: 1- (что делать?) не законченное действие, 2 – (что сделать?) законченное действие. Выполняют самостоятельно (2 ряд по цепочке у доски). Коллективная проверка, сверяем с доской. (что делать?) (что сделать?)
любить полюбить
бежать пробежать
уходить уйти
печь испечь
Выделите формообразующие суффиксы глаголов в неопределённой форме.(3 ряд по цепочке у доски) Какие ещё есть суффиксы? Обозначьте их самостоятельно.
б) Закрепление работа в парах по карточкам. (Слайд 15)
- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Возьмите их, прочитайте задание, обсудите в парах и выполните самостоятельно.
Карточка. Запишите текст. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределённой формы.
Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой.
- Прочитайте полученный текст. (Слайд 16)
- О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу.)
6 Итог урока. (Слайд 17, 18, 19)
- О чём говорят у глаголов суффиксы ть, ти? (Это глаголы в неопределённой форме).
-На что ещё могут оканчиваться глаголы в неопределённой форме? (На чь).
- По каким признакам можно найти глаголы в неопределённой форме? (По вопросам и суффиксам)
7 Рефлекия (Слайд 20)
Оцени свою работу на уроке, используя сигнальные карточки:
Зелёная – Было интересно, легко на уроке, во всём разобрался.
Жёлтая – Иногда были трудности, сомнения.
Красная – Не разобрался в теме, ещё нужна помощь.
8 Д/з. Упр. 2(с 128); правило (с.122) (Слайд 21, 22)
Все услышали звонок? Наш закончился урок! Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Употребление глаголов в разных временных формах"
Конспект урока русского языка по теме "Употребление глаголов в разных временных формах" 2 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка. Тема: Глагол. Проверим и оценим свои достижения.
Тема: Глагол. Проверим и оценим свои достижения. Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей. Цель урока: Диагностика успешности ученика на уроке. Тема изучается ...
Конспект урока русского языка Тема: Глагол.
Цель деятельности учителя: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом....
Конспект урока "Начальная (неопределённая) форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: формирование представления о неопределенной форме глаголаПланируемые результаты: Предметные:- знать, что такое неопределённая форма глагола;- уметь находить глаголы неопр. ф...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».
Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...
Конспект урока Русского языка Тема: Глаголы - синонимы, глаголы - антонимы
Конспект урока русского языка. 3 класс....