Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: "Неопределенная форма глаголов"
Цели деятельности учителя:
1. Формировать представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи, ознакомление детей с особенностями глаголов неопределённой формой;
2. Развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
3. Формировать активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса и любви к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные:
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку
Личностные:
развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс) | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: «Неопределённая форма глаголов»
Цели деятельности учителя:
1. Формировать представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи, ознакомление детей с особенностями глаголов неопределённой формой;
2. Развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
3. Формировать активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса и любви к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные:
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку
Личностные:
развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 3 мин | - Новый день, новые знания, новый урок русского языка! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, просыпается природа и нашей с вами встрече я рада. А с каким настроением вы начинаете урок, покажите. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.(слайд1) А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем урокеисследовании.(слайд 2) Кто такой исследователь? Прочитайте определение из словаря С.И. Ожегова.( слайд 3) А началом нашей работы станет девиз. Прочитайте. Лучший способ изучить что –либо – это открыть самому.(Джордж Пойа) -Как вы понимаете это высказывание? Почему это высказывание я сделала девизом нашего урока? В конце урока мы еще вернемся к нему | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные УУД: самоопределяются, настраиваются на урок Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место под руководством учителя Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация | 7 мин | - Однажды у одной части речи телеканал взял интервью, в котором она рассказала о себе. Послушайте вопросы и ответы, и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. - О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? -Конечно же –это знакомый незнакомец Глагол -Почему я так сказала? Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Составим кластер, а помогут нам вопросы?(слайд 4) -Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? - Какие три времени имеет глагол? - Молодцы ребята, вы много знаете о глаголе. - Но сегодня мы узнаем об этой части речи что – то новое. | Два ученика - диалог- сценка о глаголе. - Что вы больше всего любите? - Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную частицу. - Что бы пожелали ребятам? - Чтобы русский все ребята на десятку знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания Цветут сады и хлеб в полях растет. Составляют кластер о глаголе в группах | Личностные УУД: развивать навыки сотрудничества. Регулятивные УУД: планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные УУД: использование знаковосимволических средств |
III. Постановка учебной задачи | 5 мин | - Ребята! Нам пришла телеграмма. Странно на ней нет подписи отправителя, но есть адрес: остров Глаголов. - Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного. - Кто бы мог нас пригласить туда? - Тогда в путь. А вот мы и на острове Глаголов. - Но что это, все дома пусты. Что происходит? - Мне кажется, здесь от нас ждут помощи. - Чем мы можем помочь жителям острова?(расселить жильцов-слова по домам) На доске слова: выкопал, угрожает, убежал,побежать, теплеет, оденется, прибегут, обедать - Как доказать, что жильцы попали в свои дома?(задать к слову вопрос. Глагол выкопал отвечает на вопрос Что сделал?,значит глагол стоит в форме настоящего времени, отнесу слово в 1 домик) - Какое слово вызвало затруднение? - Какая перед нами возникла проблема? - Почему эти глаголы оказались лишними? Ваши предположения…. - Кто догадался, что сегодня будем исследовать на уроке?(новую форму глагола). - Какую цель перед собой поставим?(узнать чем эти глаголы отличаются от других глаголов и как называются) | Работают по цепочке у доски, остальные в тетрадях. Проверяют с помощью сигнальных карточек Дети отвечают на вопросы, делают свои предположения. Формулируют тему урока и определяют задачи | Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно Принимают и сохраняют учебную задачу и цель. Познавательные УУД: распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Фиксируют проблему; выбирают способ решения проблемы; прогнозируют Коммуникативные УУД: аргументируют своё мнение, достигают договоренности. |
IV. Открытие нового знания | 10 мин | - Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим постараться найти ответ на этот вопрос. - Давайте определим время глагола- обедать(время определить нельзя) -Число?(тоже нельзя) -Куда поместим?(в отдельный домик) -На какой вопрос отвечает слово обедать?(что делать?) (аналогичная работа со словом побежать) - А как бы вы назвали глагол у которого не определяется время и число? У: Форма глагола которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. Такие глаголы имеют 3 названия (слайд 5 и карточку на доску) Начальная форма глагола Неопределённая форма глагола Инфинитив Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – в переводе означает- начальный, начальная форма. -Сверим своё предположение с учебником. - Зря страницы не листай, где закладка открывай.стр.72 - Прочитайте тему урока. Дадим название нашему 4 домику | Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. | Личностные УУД: разрешать проблемные ситуации. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его. Познавательные УУД: выделение существенной информации, структурирование знания. |
V.Физминутка | 5 мин | А теперь немного отдохнём. (слайд 6) | Выполняют упражнения | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 10 мин | Упр.131,стр.72 -Выпишите глаголы. -На какие вопросы отвечают выписанные вами глаголы. -На что оканчиваются глаголы? -А теперь вернемся к началу нашего урока, к минутке чистописания. Что писали? У: Некоторые ученые считают эти сочетания окончанием, а другие суффиксами. Но мы с вами будем относить их к суффиксу, как и автор нашего учебника. - Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?(вопросами) -На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (карточку на доску) -Сравним все сказанное о глаголе н.ф. с сообщением профессора Самоварова на с.72 -Совпадают наши высказывания со словами профессора? -Молодцы!!! - упр. 133, стр. 73 -Составьте пары из глаголов первого и второго столбика, так чтобы они называли похожие действия но отвечали на разные вопросы: что делать?- читать, что сделать? –прочитать. - Как вы думаете в каком столбике глаголы обозначают законченное действие?(во втором) -На какой вопрос они отвечают?(что сделать?) -А в первом столбике, что обозначают глаголы? (незаконченное действие) -Сделаем вывод.(слайд 7 ) - А теперь внимание дифференцированное задание.(слайд 8 ) 1 уровень. От имен существительных образуй глаголы неопределенной формы. Победа – Работа – Беседа – 2 уровень. Запиши пары глаголов по образцу. Терять – находить Любить – Говорить – Входить – - Докажите, сразу подставляя вопросы неопределенной формы. 3 уровень. -Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Зарубить на носу; - запомнить Клевать носом; - дремать Пропустить мимо ушей; - прослушать Вставлять палки в колёса; - мешать Делать из мухи слона; - преувеличивать Обвести вокруг пальца; - обмануть Держать язык за зубами. – молчать – Сравните себя с доской.(слайд 9) | Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы. Составляют видовые пары по вопросам что делать? что сделать? На доске выполняет один ученик, остальные самостоятельно. Проверка с помощью сигнальных карточек. Проверяют себя по образцу на доске | Личностные УУД: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные УУД: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. Познавательные УУД: ориентация в учебнике, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном Предметные УУД: использование системы научных и теоретических знаний на практике. Писать мягкий знак в гаголах н.ф. |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 5 мин | - Все глаголы хороши и достойны особой чести, если они стоят в нужном месте. (слайд 10) У: Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой. -Прочитайте полученный текст.(слайд 11) -О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу) Оцените свою работу на полях в тетради с помощью знаков. ! - нет ошибок; + - 1-2 ошибки; ?- нужна помощь учителя Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. - Подведём сейчас итог, может зря прошёл урок? - Какую цель ставили?(узнать о новой форме глагола,и чем эти глаголы отличаются от других глаголов и как называются) - Достигли ли её в ходе урока? - Какую часть речи исследовали? - Что узнали ? - Вернемся к девизу нашего урока. -Подходит ли высказывание к нашему уроку? Докажите.(в девизе есть глаголы н.ф.) -А теперь каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределенной формы. На уроке русского языка мне понравилось(что делать)…..применять полученные знания на практике, отвечать, работать в группе, думать -Оцените свою работу за урок с помощью сигнальной ленты «Светофор»(слайд 12) - Покажите с каким настроением заканчиваете урок. (слайд 13) | Делают обобщение по теме урока Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Личностные УУД: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"
Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...
Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")
Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....
Конспект урока русского языка для детей-мигрантов 2 класс русский язык
2 класстема урока " Слова - антонимы "...
Конспект урока на тему: «Формы земной поверхности» 2 класс
Конспект урока на тему: «Формы земной поверхности» 2 класс...
Конспект урока окружающего мира «Формы земной поверхности» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные:знать, какие формы земной поверхности бывают;уметь сравнивать формы земно...
Конспект урока окружающего мира "Формы земной поверхности" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные: знать, какие формы земной поверхности бывают;уметь сравнивать формы земн...