Конспекта урока русского языка "Неопределённая форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Тема урока: «Неопределённая форма глагола»

 

Цели деятельности учителя: ознакомление с неопределённой формой глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределённой форме.

Планируемые  результаты

 

Предметные:

определять начальную форму глаголов;

ставить глаголы в неопределенную форму.

уметь применять все свои знания о глаголах при выполнении упражнений.

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: открытие нового знания.

 

Оборудование: учебник: УМК системы «Школа России», презентация, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Неопределенная форма глагола89 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.04. 2021г.

Школа: МОУ СОШ №13

Класс: 3 «К»

Кабинет: 22

                        ФИО Учитель: Тарабаева С. Б.

     ФИ Студент: Шестакова Т., 41гр.

   ФИО Методист: Солопова Т. В.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Неопределённая форма глагола»

Цели деятельности учителя: ознакомление с неопределённой формой глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределённой форме.

Планируемые  результаты

Предметные:

определять начальную форму глаголов;

ставить глаголы в неопределенную форму.

уметь применять все свои знания о глаголах при выполнении упражнений.

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник: УМК системы «Школа России», презентация, карточки.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

метод: слово

учителя.

15 -30 сек.

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. 

Будем мы внимательны, активны и старательны!

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

4-5

мин.

Минутка чистописания

Начало каждого урока открывается минутой чистописания.

- Для чего нужна минута чистописания на уроке каждому из вас?

- Сегодня мы пропишем буквы н и ф.

Н. ф.

- Дадим этим звукам характеристику –

Где мы уже встречали эти буквы в таком сочетании?

Что они обозначают?

Слушают учителя

Нужна для того, чтобы красиво и правильно писать буквы

Н - согласный, звонкий непарный, твердый парный, обозначен буквой «эн».

 Ф – согласный, глухой парный, твердый парный, обозначен буквой «эф»

При записи морфологического разбора имени существительного и прилагательного.

Начальную форму

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

4 мин.

Работа с пословицей

- Соберите пословицу. (слайд)

Разговориться напиться что мёду с умным

Проверка:

С умным разговориться — что мёду напиться.

- Объясните её смысл.

— Поставьте слова в начальную форму.

— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

— Сформулируйте тему урока.

Поставим перед собой цели.

Дети продолжают высказывания:

1. Сегодня на уроке мы узнаем…

2. Мы научимся…

С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного

Мёд – форма именительного падежа единственного числа, умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. С глаголом мы это сделать не можем.

Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола

О неопределенной форме глагола, есть ли у глагола неопределенная форма

Находить глаголы в неопределенной форме, использовать их в речи

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный

метод:

презентация

Практический

метод:

выполнение

работы в тетради

8

мин.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Работа в парах

Ученики должны ответить на вопросы, записанные на доске.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

При возникновении затруднений они могут взять карточку с опорными словами.

Оцените себя за выполненную работу (показывают на «светофоре»):

- Всё получилось!

- Есть недочёты, но я старался.

Разобраться в новой теме нам поможет учебник.

Откроем учебники на странице 106, упражнение 181.

- Приступаем к выполнению упражнения.

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Что в них общего?

— Чем они различаются?

- Запишите первую пару глаголов.

- Какую пропущенную букву вы вставили?

- Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, выделите приставку.

Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.

Г…ворить – пог...в…рить, ж…лать – пож…лать, спр…сить – переспр…сить, р…совать – нар…совать, м…розить – зам…розить, х…дить – ух…дить, см…треть – посм…треть, об…яснить – об…яснять, ехать – под…ехать.

- Что вы можете сказать про глаголы?

— Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).

Продолжите высказывание:

- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

- Неопределённая форма – это …

- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …

Проверка

- Что такое глагол? (Часть речи.)

- Что обозначает глагол? (Действие предмета.)

- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делает? Что сделает? и т.д.)

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Сказуемым.)

Самооценка

Это однокоренные слова

В одном глаголе нет приставки, в другом есть. Первый глагол отвечает на вопрос что делать?, второй – что сделать?

Говорить – поговорить.

Безударную гласную о – проверочное слово говор.

Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками

Что делать? Что сделать?

Начальная форма глагола

-ти; -ть, -чь

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический

метод:

выполнение

работы в тетради

4

мин.

Чтение учителем отрывка из сказки А.С.Пушкина

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».)

— Назовите автора этого произведения. (А. С. Пушкин.)

Следующее задание покажет, сможете ли вы отличить глаголы, стоящие в неопределенной форме от других частей речи.

— Вам нужно будет выписать глаголы в неопределённой форме. (слайд)

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

А. Пушкин

Взаимопроверка (обмен тетрадями)

— Назовите глаголы, которые вы выписали. Проверка по образцу (Отдохнуть, устроить, беспокоить, охранять, содержать.)

- Я не услышала слова старость и рать. Почему вы их не выписали? (Это имена существительные, они отвечают на вопрос что?)

Самооценка по шкале (отмечают на полях)

справился

сомневался

не справился


1. Грамматическая зарядка

— Вам нужно будет назвать действие в неопределенной форме, которое показывается и повторить его. (Плавать, прыгать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать, гладить, сидеть, спать).

Молодцы. Присели.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

метод:

выполнение

заданий

4 мин.

  - Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите  в карточку на место пропусков

                            На слайде

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

                             На карточке

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя … в постели. Надо сразу … и … зарядку. Между упражнениями необходимо  небольшие паузы для отдыха. Нельзя …  дыхание, надо …  спокойно.  Зарядку  нужно …   при открытой форточке.

 Проверим по эталону                            

- Молодцы! Я вижу,  что вы справились с этим заданием .

Выполнение задания

Взаимопроверка

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

7

мин.

Игра «Будь внимателен!» (Коллективно)

– Собери фразу. (Устойчивые сочетания слов).

– Что мы называем устойчивыми сочетаниями слов?

Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

– Хорошо ли знаем фразеологизмы? Это мы проверим в игре «Будь внимателен». (слайд)

В ней необходимо заменить фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Это задание мы выполним устно.

Зарубить на носу - запомнить.

Клевать носом - дремать.

Пропустить мимо ушей - прослушать.

Вставлять палки в колёса - мешать.

Делать из мухи слона - преувеличивать.

Обвести вокруг пальца - обмануть.

Держать язык за зубами – молчать.

Самооценка

Оцените себя за выполненную работу (показывают на «светофоре»):

- Всё получилось!

- Есть недочёты, но я старался.

Давайте вернёмся к кластеру.

Глагол

  • Вопросы: Что делал? Что сделал? Что будет делать?
  • Изменяется по временам
  • Часть речи – Обозначает предмет действие
  • Изменяется по числам
  • В предложении является сказуемым

Молодцы!

Закончили работу!

Ребята, чем вы занимались сегодня на уроке?

-Какие цели вы ставили перед собой?

-Достигли ли вы поставленных целей?

Фразеологизмы

  • Начальная форма глагола отвечает на вопросы что делать? и что сделать?
  • На конце начальной формы глаголов –ть; -ти; -чь.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

3-5 мин.

-Перед вами несколько предложений, которые вы должны продолжить:

Продолжить предложения:

- Я сумел …

- Я похвалил бы себя …

- После урока мне захотелось …

Спасибо за урок!

Я сумел вспомнить всё о глаголе.

 Похвалил бы себя за то, что верно выполнил упражнения.

После урока мне захотелось, ещё больше узнать сведения о глаголе.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"

Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...