Технологическая карта урока УМК"Школа России" 3 класс. Тема: "Употребление личных местоимений в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кальчик Наталья Сергеевна

конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_lichnykh_mestoimeniy_v_rechi.docx246.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 25.04.2023

Школа: ОЦ «НЬЮТОН»

Класс: 3-14

Урок: 3

Время: 15:30-16:05  Кабинет: 330

Студент: Кальчик Наталья

Группа: 44

Учитель: Серебренникова О.Л.

Методист: Галиуллина Н.К.

Тема урока «Употребление личных местоимений в речи.»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о употреблении личных местоимений в речи, роли личных местоимений в предложении.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с ролью личных местоимений в предложении.

2. Научить употреблять личные местоимения в речи.

Предметные:

1. Знать роль личных местоимений в предложении;

2. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи.

Развивающие:

1. Развивать устную речь, через развёрнутые ответы на вопросы;

2. Развивать умение заменять существительные личными местоимениями.

Личностные:

1. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

2. Понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

УМК: Учебник «Русский язык» 2 часть, 3 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, (УМК «Школа России»).


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Встаньте ровно, проверьте всё ли лежит у вас на партах. Учебник, тетрадь, пенал и дневник.

2. Создание эмоционального настроя.

 -Доброе утро! Меня зовут Валерия Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, надеюсь, наш урок пройдет интересно и продуктивно.

Ребята, давайте вспомним правила успешного урока. Какие правила вы знаете?

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

3.Проверяют готовность к уроку.

УУКД:

настраивать  на урок, планировать учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками.

Учебная презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и  мотивации

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Индивидуальная

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Группа практических методов: работа по заданию учителя

1.Организует актуализацию знаний.

Перед началом нашей работы давайте проведём разминку для наших пальцев.

- Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце – синхронные движения на обеих руках.

1. Организует минутку чистописания.

Итак, давайте вспомним правила посадки за партой, правильное положение тетради и как правильно держать ручку.

Откройте свою тетрадь, отступите две строки от прошлых записей и по середине запишите число, сегодня 24 апреля. На следующей строке «Классная работа».

Минутка чистописания

Спишите предложения, по смыслу, заменяя имена существительные на местоимения.

У меня есть сестра. Сестра учится в институте.

Мой папа-врач. Папа работает в больнице.

Какие имена существительные вы заменили? Прочитайте предложения, которые у вас получились.

Определите лицо, число и род местоимений.

Скажите, есть ли местоимение, которое не изменяется по родам?

Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах лежат листочки.

- Вам необходимо списать и вставить пропущенные местоимения.

Ветер, ветер!... могуч.

Чем ..., гости торг ведёте?

Обнимает ... царицу, и сынка, и молодицу.

- Из каких произведений эти строки?

- Сверьте с эталоном на слайде.

- У кого не так?

Определите лицо и число местоимений.

Как вы думаете, какая роль местоимений в предложении?

Как мы можем употреблять местоимения в речи?

1.Актуализируют знания.

- Пишут число, классная работа, подчеркивают самую красивую букву

У меня есть сестра. Она учится в институте.

Мой папа-врач. Он работает в больнице.

Она (3 л., ед.ч., ж.р.) Он(3 л., ед.ч., м.р.)

Да, местоимение они, потому что стоит в множественном числе.

А.С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”

- ты – 2 л., ед.ч.; вы – 2 л., мн.ч.; он – 3 л., ед.ч.

Высказывают предположения.

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУПД:

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Учебная презентация

Слайд №2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: работа по заданию учителя

Внешний контроль

1.Проводитподводящийдиалогдляформулирования обучающимисяцелейурока.

-Сформулируйте тему данного урока.

-Поставьте цель на урок?

-Ребята, чтобы нам продолжить нашу работу, у нас будет план, по которому мы будем работать, но пока я готовилась, он перепутался, сейчас вам с соседом по парте нужно восстановить его в паре.

2.Познакомиться с ролью местоимений в речи.

4. Проверить свои знания.        

1.Повторить изученное.

3. Выполнить задания.

Молодцы! Отметье пункт плана, который мы уже выполнили.

1. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

Тема: Употребление местоимений в речи. Роль местоимений в предложении.

-Узнать, роль местоимений в предложении

-Учиться употреблять местоимения в речи.

1.Повторить изученное.

2.Познакомиться с ролью местоимений в речи.

3. Выполнить задания.

4. Проверить свои знания.

УУПД:

строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

Учебная презентация

Слайд №3

Слайд №4

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

1.Организовывает деятельность   обучающихся по открытию нового знания.

2.Организует работу с учебником

Откройте учебник на стр.96 упр.164.

Кто желает прочитать задание?

Назовите, кто/что изображено на рисунках.nE8T1UznVnU

Теперь составьте по любому рисунку 2 – 3 предложения. Не забудьте в одном из предложений употребить местоимение 3 – го лица.

Прочитайте свои предложения.

Посмотрите, какие предложения получились у меня.

Мыши очень любят сыр. Как – то раз они обнаружили огромный кусок сыра и всю ночь его ели.

Вместо какой части речи мы употребили местоимения?

Какой мы можем сделать вывод?

Молодцы!

Следующее упр.167.

 ZUqu7lwu5Sc

Кто желает прочитать задание?

С какого обращения начинается письмо?

Как оно заканчивается?

О чем говорится в каждой части?

Верно!

Найдите местоимения. Определите лицо, число, а также род местоимений 3 – го лица.

Какие слова заменили местоимениями?

Зачем?

Посмотрите на слайд. Давайте рассмотрим схему написания письма. Пока я к вам шла, схема перепуталась. Возьмите карточку «Схема написания письма». В парах соедините часть и описание, что в неё входит.

Давайте сверим с эталоном на слайде.

1.Обращение.

- К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение?

2. Начало письма.

В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…

3. Основная часть письма

Это самая содержательная его часть. Здесь можно сообщать о каких-либо новостях, поделиться радостными событиями,  рассказать какую-нибудь историю из своей жизни.

4. Концовка письма.

Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.

 

Один из учащихся читает задание.

Работают с рисунками.

Читают составленные предложения.

Вместо имени существительного.

Местоимения в речи употребляются вместо имени существительного.

        

Один из учащихся читает задание.

- Здравствуй, Саша!

- Твой друг Серёжа.

1. Сережа интересуется делами друга.

2. Рассказывает о себе.

3. Задает вопросы, приглашает в гости.

она – 3 л., ед.ч., ж.р.; ты – 2 л., ед.ч.; они – 3 л., мн.ч., не изменяется по родам; я – 1 л., ед.ч.;  он – 3 л., ед.ч., м.р.; мы – 1 л., мн.ч.; вы – 2 л., мн.ч.

Высказывают предположения.

УУПД:  узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником

Учебная презентация

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

Физкультминутка.

1 упражнение «Зоркие глазки».

Ваша задача – глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелки и 6 кругов против часовой стрелки.

2 упражнение «Стрельба глазами».

Ваша задача – двигать глазами влево – вправо, вверх – вниз по 6 раз.

1.Повторяют движения.

УУРД:

мобилизировать силы и энергию

Видеоролик №1

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Внешний контроль

1.Организует работу с правилом.

Откройте стр. 97 упр.166.

 c0zqoS3x4o8

- Кто желает прочитать задание?

- Прочитайте. Найдите имена существительные, которые повторяются.

- Какое из повторяющихся слов нужно заменить местоимением и каким местоимением?

- Теперь спишите первое предложение.

- Назовите главные члены первого предложения.

Объясните, как вы заменили существительное местоимением?

- Верно!

1.Выполняют задание.

уточка – она; павлин – он; здание – оно; слон – он; яки – они.

- Мы пришли

- нужно заменять существительное местоимением в том же числе и роде (если это ед.ч.), что и у имени существительного

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Учебник, с.43

Слайд №8

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

1.Организует самостоятельную работу.

 Сейчас вы поработаете самостоятельно. Составьте и запишите три предложения с местоимениями. Определите лицо, число и род местоимений.

Поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте. Проверьте выполненную работу. Если есть ошибки, дайте их исправить.

1.Выполняют самостоятельную работу.

2. Проводят проверку в парах.

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ видеоролика

1.Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

Я для вас приготовила интересное задание.

- Ваша задача – составить письмо кому – либо из родственников или друзей.

- В письме вы должны сообщить о своей школе, о том, как вы учитесь и отдыхаете.

- Кто не понял?

- Не забываем обращаться к нашей схеме.

Кто не успеет сделать на уроке, доделайте дома.

1.Выполняют предложенные задания.

2.Записывают домашнее задание.

УУРД:

осуществлять  итоговый контроль,  формулировать выводы из коллективного обсуждения

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Слайд №9

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Какая тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова?

- Если мы не знаем лексического значения слова, что нужно сделать?

Ребята, у вас партах лежит конвертик. Если у вас всё получилось сегодня на уроке и вы поняли новую тему, раскрасьте конвертик 3 цветами. Если у вас были небольшие затруднения, то двумя цветами. Если вы не поняли новую тему, то одним цветом.

Покажите свои конвертики.

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала

Тема: Употребление местоимений в речи. Роль местоимений в предложении.

-Узнать, роль местоимений в предложении

-Учиться употреблять местоимения в речи.

УУРД: анализировать собственную  работу

Учебная презентация

Слайд №10

Слайд №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении; знакомство с его значением и употреблением в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: определение местоимения; примеры местоим...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...

Технологическая карта урока по русскому языку «Глаголы с безударными личными окончаниями», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: урок методологической направленности.Цель урока: отработка алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.Задачи урока Дидактические:Закрепить умение определят...