Урок русского языка ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам" 4 класс | 63.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык. Класс: 4. Учебник (УМК): Т. Г. Рамзаева. Русский язык. (УМК «Школа России»).
Тема урока: « Изменение глаголов по временам». Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Оборудование: учебник, ноутбук, карточки для работы в группах и для индивидуальной работы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный этап. 1 минута | Дать возможность подготовиться к уроку. | Словесный | Фронтальная | Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учеников к уроку. | - Приведем в порядок свое рабочее место. Проверим, все ли готово к уроку. | Учащиеся приводят в порядок свое рабочее место. Проверяют, все ли готово к уроку. | Регулятивные УУД: - саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь учителя. |
Актуализация знаний. 7 минут | 1. Работать над каллиграфией | Словесный | Фронтальная | Проводит минутку чистописания. | ____________________ ____________________ | Учащиеся записывают буквосочетания в тетрадь. | Познавательные УУД: - понимать цели и задачи учебной деятельности; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь учителя. |
2.Работать над словами с непроверяемым написанием. | Словесный | Фронтальная | Организует работу над словом с непроверяемым написанием; по определению основы предложения и частей речи у слов в данном предложении. - С каким существительным ассоциируется глагол сверкать? -Запишите пару слов, поставьте ударение, выделите орфограмму. Запишите предложение, выделите основу предложения, определите части речи. -К какой части речи относится выделенное слово? -Выполните проверку и самооценку деятельности. | Сверкать-свет. В Масленицу солнышко ярко св…ркает. | Учащиеся записывают в тетради ассоциативную пару слов. Выделяют безударную гласную в слове сверкать и ударную гласную в слове свет. Учащиеся записывают предложение. Выделяют основу, определяют части речи. Учащиеся определяют первое ключевое слово «глагол» Выполняют проверку и самооценку деятельности. | Познавательные УУД: - понимать цели и задачи учебной деятельности; - формулировать проблему, находить пути решения проблемы; - объяснять лексическое значение слова; Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Предметные УУД: - подбирать к слову ассоциативный ряд; - находить основу предложения; - определять части речи; Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос. Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость нового знания. | |
3. Проверка домашнего задания. | Словесный | Фронтальная | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Предлагает ответить на вопросы теста- игры «Знаю-хочу узнать»: - Я буду зачитывать вам информацию о глаголе. Если эта информация вам знакома, то вы хлопаете в ладоши, если не знакома и вы хотите ее узнать – поднимаете руки. | 1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. 2. В предложении являюсь сказуемым. 3. Я называю слова обозначающие действия предметов. 4. С частицей «НЕ» меня пишут раздельно. 5. Могу изменяться по числам. 6.У меня есть спряжение, род, время. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о проделанной дома работе, отвечают на вопросы теста-игры. | Познавательные УУД: - понимать цели и задачи учебной деятельности; Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Предметные УУД: - правильно определять изученные признаки глагола как части речи; Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос. Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость полученного ранее знания. | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3 минуты | Дать возможность учащимся сформулировать цель и задачи урока; мотивировать учащихся на выполнение поставленной цели и задач урока. | Словесный. Наглядный. Побуждающий диалог. | Фронтальная. Групповая. | Задает вопросы. Комментирует ответы. Создает ситуацию, которая поможет подвести детей к формулировке темы и задач урока. - Итак, грамматические признаки глагола, упомянутые в последнем пункте, вам не знакомы. Из всех грамматических признаков мы рассмотрим пока только один. А какой – узнаете, решив кроссворд. Это и будет второе ключевое слово. -Какое получилось слово в выделенном столбце? - Как вы понимаете значение слова «время»? -Постоянно ли время? - Что происходит со временем? - Назовите третье ключевое слово. -Как связаны понятия «глагол», «время», «изменение»? - Чему мы сегодня узнаем на уроке? | Кроссворд: Вопросы к кроссворду: 1. Синоним слова «блестеть»; 2. Синоним слова «трудиться»; 3. Синоним слова «хотеть»; 4. Антоним слова «разморозить»; 5. Глагол со значением «сажать семена в землю». «время» - Смена дня и ночи; смена времен года; время на часах. -Время изменяется. «изменение» - В языке время – это один из грамматических признаков глагола, указывающий на отношение действия к моменту речи. Объедини понятия: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛ ВРЕМЯ | Учащиеся обсуждают тему урока. Решают кроссворд, определяют второе ключевое слово. Отвечают на вопросы, строят предположения о взаимосвязи понятий «глагол» и «время». Определяют третье ключевое слово. Выдвигают предположение. - Сегодня на уроке мы узнаем как изменять глаголы по временам. | Познавательные УУД: - понимать цели и задачи учебной деятельности; - формулировать проблему, находить пути решения проблемы; Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Предметные УУД: - давать определение понятию «время глагола»; - называть, понимать, использовать в речи термины будущее, настоящее, прошедшее время; - ставить вопросы к глаголам прошедшего, настоящего и будущего времени. Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос. Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость нового знания. |
Первичное усвоение новых знаний 7 минут | Дать учащимся возможность наблюдать над языковым материалом. | Словесный. Наглядный. Практический. | Фронтальная. | Организует работу по теме урока. - Вернемся к глаголу «сверкать». - Как изменить глагол по временам? Что надо сделать? - Сколько форм времени есть у глагола? Какие? - На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего времени? Будущего времени? -Проверим наше предположение по учебнику. | Предположения: - Задать вопросы. - представить действие по отношению ко времени, когда оно происходило (было ли оно в прошлом, происходит ли сейчас или оно только будет происходить) - У глагола может быть три формы времени: настоящее время, прошедшее время, будущее время. Правило, с. 64 | Выдвигают гипотезу о том, как изменить глагол по временам, как определить время глагола. Находят подтверждение в учебнике. | Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; Познавательные УУД: - находить пути решения проблемы; - находить необходимую информацию из различных источников, пользоваться справочной литературой; осуществлять действия по заданному правилу; Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос; Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость нового знания. |
Физкультминутка 2 минуты | Снять физическое, умственное и эмоциональное напряжение. | Словесный. Практический. | Групповая | Учитель организует физкультминутку. | Выполнение движений под чтение стихотворения. | Дети выполняют различные упражнения. | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь, выполнять поставленную задачу. |
Первичная проверка понимания 7 мин минут | Дать учащимся возможность осмыслить полученные знания.
| Словесный. Практический. | Фронтальная. Индивидуальная Групповая. | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. 1.- Запишите глагол «сверкать» в трех временных формах. - Чему учились, выполняя данное задание? 2. - Прочитайте текст. - Найдите глаголы. - Одна группа находит глаголы настоящего времени, другая прошедшего, а третья – будущего времени. - Как вы определили время глаголов? - Чему учились, выполняя данное задание? | Образец правила на с.64. - Учились изменять глагол по временам. с. 64, упр. 404 - Учились определять, в каком времени употреблены глаголы в тексте. | Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Выполняют самооценку, взаимопроверку. Выписывают глаголы, указывают время. Делают вывод: время глагола – это категория, которая выражает отношение времени действия к моменту речи. В русском языке существуют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее. | Познавательные УУД: - находить необходимую информацию из различных источников, пользоваться справочной литературой; Предметные УУД: - изменять предложенный глагол по временам; - понимать, использовать в речи термин время глагола; - определять время глагола; Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - согласовывать свои действия с действиями других при работе в группе. Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос; управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; - осуществлять самоконтроль, само регуляцию. Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость нового знания.
|
Первичное закрепление. 8 минут | Правильно писать и употреблять в речи глаголы в разных временных формах, определять время глаголов в тексте. Установить степень усвоения учащимися темы урока. | Упражнения:
Вставить пропущенные глаголы в текст. | Парная. Индивидуальная. Групповая. Дифференцированная. | 1. Организует работу по учебнику и проверку выполненного задания. - Чему учились, выполняя данное задание? 2. Организует работу по составлению памятки «Как определить время глагола». Учащимся предлагается 3 варианта памятки, в которой пропущены слова. Каждый вариант отличается уровнем сложности заполнения. - Чему учились, выполняя данное задание? | с. 64 упр. 405 - Учились вставлять глаголы в текст по смыслу и определять время глаголов. Памятка «Как определить время глагола»: 1. Определить отношение времени действия к моменту речи. 2. Задать вопрос к глаголу. 3. Определить время. - Систематизировать изученный материал. | 1.Читают текст упражнения, вставляют пропущенные глаголы, определяют время глаголов, записывают упражнение в тетради, выполняют самооценку и проверку.
2. Отвечают на вопросы учителя, выбирают и составляют памятку по определению времени глаголов, дают самооценку деятельности. | Предметные УУД: - называть, понимать, использовать в речи термин время глагола; - вставлять в текст глаголы разных форм времени, подходящих по смыслу текста. Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос; Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость нового знания. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 минуты | Дать учащимся возможность получить инструкции по выполнению домашнего задания. | Словесный. | Фронтальная | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. - Чему учились, выполняя данное задание? | с. 65, упр.406 - Применять полученные на уроке новые знания на практике. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Выполняют упражнение самостоятельно, используя составленную памятку. Делают проверку и самооценку деятельности. | Предметные УУД: - изменять по временам глаголы и правильно их записывать. Познавательные УУД: - находить необходимую информацию из различных источников, пользоваться справочной литературой; Коммуникативные УУД: Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение. Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос; Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость нового знания. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) 8 минут | Осмысление процесса и результата деятельности
| Словесный. | Фронтальная.
| 1.Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы. . Организует самооценку учащихся.
| 1.- Какие задачи стояли перед нами в начале урока? - Справились ли мы с задачами урока? - Что было трудно? - Что было интересно? - Где вы сможете применить полученные знания?
2. Оцените свою работу на уроке с помощью самоанализа и самооценки. | 1.Высказывают свое мнение, повторяют термины. Отвечают на вопросы, делают выводы. 2.Осуществляют самооценку учебной деятельности. 3. Оценивают свою работу. | Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос; Личностные УУД: - оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности; - обосновывать личностную значимость нового знания. |
Приложение.
1. Игра: ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ
1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи.
2. В предложении являюсь сказуемым.
3. Я называю слова обозначающие действия предметов.
4. С частицей «НЕ» меня пишут раздельно.
5. Могу изменяться по числам.
6.У меня есть спряжение, род, время.
2. Памятка.
Памятка:
«Как определить время глагола»
1. Определить отношение _____________
действия к моменту____________.
2. Задать ___________к глаголу.
3. Определить _________глагола:
настоящее, прошедшее, будущее.
Памятка
«Как определить время глагола»
1. Определить отношение времени
_____________ к моменту речи.
2. Задать вопрос к __________.
3. Определить время глагола:
__________, ___________, будущее.
Памятка
«Как определить время глагола»
1. Определить отношение времени
действия к моменту____________.
2. Задать вопрос к __________.
3. Определить время глагола:
н________, п___________, б__________.
3. Кроссворд.
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. |
Вопросы к кроссворду:
1. Синоним слова «блестеть»;
2. Синоним слова «трудиться»;
3. Синоним слова «хотеть»;
4. Антоним слова «разморозить»;
5. Глагол со значением «сажать семена в землю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Изменение глаголов по временам" в 4 классе
Красочная презентация к уроку...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам» 3 класс
Класс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по временам»Цель урока: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу.Планируемые результаты:·...
Конспект урока русского языка " Изменение глаголов по временам". ( УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умений образовывать временные формы глаголов, правильно употребля...
Конспект урока русского языка «Изменение глаголов по времени» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫКТема: «Изменение глаголов по времени»Цели деятельности учителя: развитие умений и учащихся изменять глаголы по временам, употреблять глаголы в речи.Планируемые р...
Конспект урока русского языка «Изменение глаголов по временам» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений об особенностях изменения глаголов по временам; об особенностях каждой временной формы глагола; формирование умений изменять глаголы по врем...
Конспект урока русского языка "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России" 3 класс)
ТЕМА: Изменение глаголов по временамЦели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по временам.Планируемые результаты.Предметные:Уметь: распознавать времена и лица глаголов; изменять ...
- Мне нравится (1)