:Изменение глаголов по временам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Предмет: Русский язык. Класс: 4 класс УМК: Школа России Учебник. 4-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий Тип урока: урок развития умений Тема :Изменение глаголов по временам Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола. Задачи: обучающая: систематизировать знания о временах глагола; способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки; воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца). коррекционно- развивающие: развивать память, внимание, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otpravit.docx90.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 4 класс

УМК: Школа России Учебник. 4-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Тема :Изменение глаголов по временам

Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.

Задачи:

обучающая: систематизировать знания о временах глагола; способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;

воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).

коррекционно- развивающие: развивать память, внимание, речь.

Формируемые УУД.

Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;

Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,

Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; изменять глаголы по временам, правильно образовывать временные формы; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

 Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 

Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять”.

II. Чистописание

 Откройте тетради. Запишите число, классная работа

- На доске написаны слова:
Списал, едет , привезут, отъехать

-Какой  частью речи являются эти слова?
- Сегодня на чистописании мы напишем три буквы. Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук. Какая это буква? ( З )

- В каком слове? (ПРИВЕЗУТ)
- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)
- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])
- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)
- Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л)
- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)
- Напишите шесть вариантов расположения данных букв. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

III. Определение темы, цели, задач урока.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе,  узнаем о нём много нового.

 Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать  и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании

 -А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе. 
1)Что такое глагол? 
2)Что обозначает глагол? 
3)На какие вопросы отвечает глагол?  
4)Чем в предложении является глагол? 
5)Как изменяется глагол? 
6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? 


-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать? 

У меня для вас ещё одна загадка:

Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.

- О чем я говорю? (Это время)

- Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

 Знаете ли вы пословицы со словом время?

  •  Делу время, потехе – час.
  • Время – не птица, за хвост не поймаешь.
  • Не время сидеть сложа руки.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Время — как воробей: упустишь — не поймаешь.
  • Всему своё время.

Фонетический разбор: (у доски)
Произведём фонетический разбор слова время. 
Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога 
В-[в]-согл., тверд., зв.,парн. 
Р-[р]- согл., мяг., зв., непарн. 
Е-[э]-гл., ударн. 
М-[м]-согл., мягк., зв., непарн. 
Я-[а]-гл., безуд. 
5б. 5 зв. 

Физкультминутка.
I V. Новая тема:

Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов. Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (вспомнить всё, что мы знаем о глаголе и узнать новое, то что мы еще не знаем об этой части речи)


-Тема нашего урока- Изменение глаголов по временам. Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу.

- Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (Слайд 7)

 - Какие приметы весны вы видите?

- Составьте предложения по картинке, используя глаголы.

- Я тоже составила несколько предложений. Давайте запишем их под диктовку.

Запись:

Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.

Найти и подчеркнуть основу предложения.

Определим время глаголов:

- Назовите глагол в первом предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

На доске карточка: П.в. Что делал? Что делали?

- Назовите глагол во втором предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

На доске: Н.в. Что делает? Что делают?

- Назовите глагол в третьем предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

На доске: Б.в. Что сделает ? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?

Вывод: Как же мы сможем определить время глагола? ( по вопросу и смыслу)

V. Первичное закрепление знаний. 

-Я буду диктовать глаголы, 1 ряд должен записать только глаголы прошедшего времени, 2-й ряд – настоящего, 3-й ряд - будущего

Рассуждают, объяснил, прослушает, запишет, рисует, смотрит, списал, заглянули, думает, писать подумает, придумал, будет наблюдать, написать, наблюдает, наблюдал

- сделайте вывод о том, что такое время?

- Все ли глаголы мы записали? Назовите их. Какого времени эти глаголы?

- Чем отличаются эти глаголы?

- Раз нельзя определить время этих глаголов, давайте попробуем изменить их по временам по образцу.

(Слайд )

Писать – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Написать – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

- Какой вывод можно сделать?

- Писать, написать

(Это неопределенная форма глаголов – время определить нельзя.)

(Вопросами: что делать? – что сделать?, наличием приставки)

Н.ф. Н.вр. Пр.вр. Б.вр.

Писать – (что делать?) – пишу – писал – буду писать

Н.ф. Н.вр. Пр.вр. Б.вр.

Написать – (что сделать?) –  – написал – напишет

(схема составляется в разделе узнал)

Способность глагола образовывать формы времен зависит от его вида. Глаголы совершенного вида образуют формы прошедшего времени, будущего простого. Глаголы несовершенного вида образуют формы настоящего времени, прошедшего, будущего сложного

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

- Откройте учебники на странице76, раздел «Говори правильно!»- Чтение пар слов «по цепочке»

Работа по учебнику (упражнение 158).

– Прочитайте задание. Один глагол запишем вместе. Остальные формы образовать самостоятельно. В помощь таблица – упр.157

(два человека у доски, чтобы поставить оценки)

- проверка постановки ударений по орфоэпическому словарю

Самопроверка. Назовите глаголы, у которых получились две временные формы; три временные формы

Позвонить – (что сделать?) позвонИл, позвонИт

Повторять – (что делать?) повторЯл, повторЯет, будет повторять

Повторить – (что сделать?) повторИл, повторИт.

научились правильно изменять по временам 

Вывод: - Чему научились, выполняя это задание?

VII. Итог урока. Рефлексия 

-Наши наблюдения за глаголом и исследования на сегодняшнем уроке подошли к концу. Я уверена, что каждый из вас узнал о глаголе много нового и интересного. Я надеюсь, что вы со временем станете ещё более внимательными. А ваша речь обогатится. Пусть помощниками будут глаголы.

- Достигли ли мы поставленных перед собой целей?

Посмотрите на все задания, выполненные вами на уроке.

- Каковы ваши результаты? Кто хочет поделиться?

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u185269/t1515080231aa.jpg

- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам?(ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)

Домашнее задание: 1 уровень – упр. 159

2 уровень – упр. 159+образовать временные формы глаголов одеть, надеть

Урок окончен.

- Всем спасибо за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».  Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта....

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам. УМК Полякова А.В,...

Время глагола. Изменение глагола по временам.

Время глагола. Изменение глагола по временам....

Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС. Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам....

Время глагола. Изменение глаголов по временам.

Логопедическое занятие "Время глагола. Изменение глаголов по временам."...