Русский язык по теме "Число имён прилагательных" в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ондар Олеся Алексеевна

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Число имён прилагательных". 

Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по числам, учить определять имена прилагательные в тексте; развивать у учащихся орфографическую зоркость, мышление, речь, кругозор; воспитывать у детей аккуратность при письме, любовь к природе, активность, самостоятельность.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная    

Технологии: самооценка, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии, личностно-ориентированная технология, обучение в сотрудничестве.                              

Материально- техническое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, таблица, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russ_yaz_3kl.doc528 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Число имён прилагательных»                          

 Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель урока: систематизация знаний учащихся о числе имен прилагательных

Задачи:  Образовательные: познакомить с изменением имен прилагательных по числам, учить определять имена прилагательные в тексте;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, кругозор;

Воспитательные: воспитывать аккуратность при письме, любовь к природе, активность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять число имен прилагательных, правильно ставить вопросы от существительного, с которым связано прилагательное по смыслу                           Личностные: умение выразить свои чувства к природе в создаваемом тексте           Метапредметные: Коммуникативные УУД: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе. Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные УУД: искать, использовать информацию; слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; пользоваться словарём, имеющимся в учебнике; формулировать выводы на основе выделения существенных признаков; проводить сравнение; строить объяснение в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.                                Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная     Технологии: самооценка, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии, личностно-ориентированная технология, обучение в сотрудничестве.                               Материально- техническое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, таблица, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Психологический настрой

- Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

    Дети:  Мы  хороший, дружный класс,

               Всё получится у нас!

Коррекция настроения.

- Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своим одноклассникам. Улыбка – это залог хорошего настроения. Садитесь.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение? Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!

II. Актуализация знаний.

-Я уверена, у нас с вами всё обязательно получится.

-Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, отгадайте загадку.

Я имя ищу необычное, звучное, 
Особое, сильное, самое лучшее, 
Короткое, длинное, красное, синее, 
Неброское, яркое, очень красивое, 
Оно уменьшительное или ласкательное, 
Его называют ещё ... (Прилагательное)

-Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном?

(по ходу ответов обучающихся на доске заполняется графа «ЗНАЮ»

в таблице «ЗХУ», с использованием ключевых слов)

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

часть речи

вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначает признак предмета

Подчеркивается волнистой линией

Связано по смыслу с именем существительным

Изменяется по родам    

???? (остается одна неоткрытая карточка)

-Вы сказали, что имена прилагательные изменяются по родам, а как же определить род имени прилагательного? (ответы обучающихся)

- Перед вами лежит карточка под номером 1

-Задание: Определите род имен прилагательных:

КАРТОЧКА № 1

Определите род имен прилагательных:

Известная фамилия, московское метро, верный товарищ.

 (обучающиеся, работают с карточкой № 1, подписывают род имен прилагательных)

-Что мы делали, чтобы определить род имени прилагательного?

ВЫВОД: Чтобы определить род имени прилагательного нужно:

1. Найти существительное

2.Определить род у существительного.

3. Найти зависимое прилагательное

4. Определить род у прилагательного.

III. Открытие нового знания.

-Мы уже много узнали об имени прилагательном

-Посмотрите, одна карточка осталась неоткрытой, как вы думаете почему? (что-то мы еще не знаем).

-Значит, сегодня на уроке нам предстоит что-то ещё узнать об имени прилагательном.

- А перед этим запишем сегодняшнее число.

Дети: Я тетрадь свою открою

           И наклонно положу

           Я, друзья, от вас не скрою:

            Ручку правильно держу.

            Сяду прямо- не согнусь,

            За работу я возьмусь!

Первое марта.

Классная работа.

Разминка рук: огонь, эстафета, вертолёт, горочка.

Минутка чистописания:  

-     Отгадайте загадку:

             Пришла, улыбнулась – утихли метели.

            Позванивать стал колокольчик капели.

            Река пробудилась, растаяли льды,

            Наряд белоснежный надели сады.

 -Что же это? (весна)

 - Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

- Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).

Пропишем заглавную букву вэ в соединении со строчной. Вв   Вв    Вв

- Работая в парах на карточке под номером второй, разделите имена прилагательные на две группы

КАРТОЧКА № 2

Разделите имена прилагательные на две группы:

Красивое платье, высокие деревья, широкая дорога, красные ягоды, бурый медведь, вкусные конфеты.

-На какие две группы можно разделить эти словосочетания? (ед.ч и мн.ч)

- Прочитайте первое словосочетание (красивое платье)

-Сколько платьев? (одно)       -Если одно- то это единственное число

-Прочитайте 2 словосочетание (высокие деревья)

-Сколько деревьев? (много)        -Если много- то это множественное число

-Прочитайте те имена прилагательные, которые вы записали в первую группу.

1 группа: Красивое платье, широкая дорога, бурый медведь.    Почему?

-Прочитайте те имена прилагательные, которые вы записали во вторую группу.

2 группа: Высокие деревья, красные ягоды, вкусные конфеты.   Почему?

        -Значит, имя прилагательное изменяется по числам (т.е. может быть ед.ч и мн.ч)

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема урока: Число имен прилагательных.

- Что бы вы хотели узнать по этой теме, чему бы хотели научиться? (Научиться определять число имен прилагательных)

(Обучающиеся формулируют цели урока, которые учитель записывает на доске в графу «ХОЧУ УЗНАТЬ» таблицы «ЗХУ»)

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

часть речи

вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначает признак предмета

Подчеркивается волнистой линией

Связано по смыслу с именем существительным

Изменяется по родам    

Научиться определять число имен прилагательных

-Как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? Почему мы должны уметь определять число имен прилагательных? (чтобы наша речь звучала красиво и правильно)

IV. Работа по теме урока

- Как называется травянистое растение с бело-голубыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега?  (подснежник)   -КАРТИНА появляется

 - обозначает сколько предметов?  (один)

- А на другой картине несколько таких же предметов.

- Составим словосочетания и запишем.

Подснежник какой? белый  – подснежники какие? белые

- Какие части речи вы использовали при записи? (существительные и прилагательные)

- В каком числе стоит слово подснежник?  (слово подснежник стоит в ед ч)

- А слово белый? (в ед ч)

- В каком числе стоит слово подснежники?  (слово подснежники стоит во мн ч)

- А слово белые? (во мн ч)

- Какой вывод можно сделать?

 - Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.

V. Физминутка       - Ребята, давайте с вами выполним физминутку

Солнышко греет

Птицы прилетели

Распускаются цветы

Побежали ручейки

Весна в гости к нам идёт

И тепло с собой несёт!        

- Молодцы! Садимся, ребята!

VI. Закрепление нового знания       

- Открыли учебники, страницу 78-ую. Прочитайте сведения о языке на странице 78-ой.

- Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано)

- Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам)

Упражнение 136 с.78- Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.

- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи? (Словосочетания состоят из одинаковых слов)

- В чём их различие? (В числе у сущ-ых и прил-ых в каждой паре)

- В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями? (В един.числе)

- Запишите в тетради два любых словосочетания

- Прочитайте сведения о языке на стр 79-ой

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? (какие?)

- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (-ие, -ые)

- Выполним следующее задание: перед этим вспомним правила работы за компьютером

   - Работа в паре. Открыли неутбуки.

САЙТ- nttps://learningapps.org/view1335884    ---   (ед.ч и мн.ч)

- Работа в группе. Рассаживаемся по 4 человек. И при этом должны соблюдать простые правила: 1) Уважать своего товарища   2) Уметь каждого выслушать   3) Не согласен- предлагай.

Работа по карточке № 3. Вставить пропущенные имена прилагательные, определить число

КАРТОЧКА № 3

Прочитайте. Вставьте пропущенные имена прилагательные, определите число.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: зеленая, пахучие, радостное, весенний.

     Наступает …………………..  время года.      Набухают ……………….. почки.

В вершинах деревьев шумит ………………………… ветерок.  На полянках появляется  

  ……………….… травка.

- Какая группа справилась с заданием, поднимаем руки!

VII. Итог урока

- Давайте подведем итог урока

- Что мы сегодня узнали на уроке? (узнали, что имена прилагательные изменяются по числам)

(Обучающиеся формулируют цели урока, которые учитель записывает на доске в графу «УЗНАЛ» таблицы «ЗХУ»)

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

часть речи

вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначает признак предмета

Подчеркивается волнистой линией

Связано по смыслу с именем существительным

Изменяется по родам    

Научиться определять число имен прилагательных

Изменяются по числам

- Чему научились?

VIII. Рефлексия. «Солнышко»

(На доске прикреплён круг от солнышка, у детей лучики желтого, голубого, красного цветов)

- Лучики нужно прикрепить к солнышку:

Желтого цвета- мне очень понравился урок, получили много интересной информации

Голубого цвета- я старался, но у меня не всё получилось

Красный- мне нужна помощь.

Домашнее задание: Упр 137 с.79   Записать составленные словосочетания в единственном и во множественном числе.  

Оценки!

- Все встали! Урок окончен! Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Урок: Русский язык Тема: Правописание имён прилагательных. (3 класс)

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных.Предмет: Русский язык. 3 класс. УМК «Школа 21 века»Вид урока: Обобщающий, проблемно – поисковыйЦели урока: Воспитание культуры речевого общения.Р...

Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)

Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....

Интегрированный урок русского языка для учащихся 2,4 классов на тему "Изменение окончаний слов-названий предметов или имён существительных"

Интегрированный  урок русского языка разработан для 2,4-ых классов при изучении темы «Имя существительное» Тип урока - обобщение.На этом этапе важно развить активность, самостоятельн...

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК  "Школа России" выполнена на основе  "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...