Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Повторение понятий «Корень», «Однокоренные слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Дианова Альбина Владимировна

Конспект данного урока предназначен для обучающихся воспитанников коррекционной школы VII вида.

 

Цели: повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; учиться подбирать однокоренные слова; познакомить с новым словарным словом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VII вида

Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Повторение понятий «Корень», «Однокоренные слова».

Учитель начальных классов                          Дианова А.В.

Цели: повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; учиться подбирать однокоренные слова; познакомить с новым словарным словом.

Ход урока.

I. Мобилизирующий этап. Формирование темы и цели урока.

На доске записаны слова: зима, муха, паук, зимний, паучок, мухоловка, зимушка.

- Прочтите слова на доске, разделите слова на три группы – слова каждой группы должны быть похожи по смыслу и иметь одинаковый корень. (В первую группу записывают слова: зима, зимний, зимушка. Во вторую группу: муха, мухоловка. В третью группу: паук, паучок.)

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Корень, однокоренные слова». (На доске заранее написаны слова:

Цель: - повторить …,

          - учиться…,

          - познакомиться с … )

Ориентируясь на тему и опорные слова, записанные на доске, сформулируйте цель урока.

II. Работа по теме урока.

1. Повторение.

- Приступим к выполнению первой части урока-повторения. Какие слова называются однокоренными? Приведите примеры.

- Что такое корень слова? Как он выделяется в словах?

- Как по-другому называют однокоренные слова?

(Учитель слушает ответы детей и поправляет их.)

2. Чистописание.

- Перед началом чистописания выполняется упражнение для развития мелкой моторики рук:

Перчатки, Утятки и т.д.

- И так, мы подготовим наши пальчики к работе.

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:

- Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

правого большого пальца:

- Этот пальчик самый сильный;

левого большого пальца:

- Самый толстый и большой;

правого указательного пальца:

- Этот пальчик для того …;

левого указательного пальца:

- Чтоб показывать его;

правого среднего пальца:

- Этот пальчик самый длинный;

левого среднего пальца:

- И стоит он в середине;

 правого безымянного пальца:

- Этот пальчик безымянный;

левого безымянного пальца:

- Он избалованный самый;

правого мизинца:

- А мизинчик хоть и мал;

левого мизинца:

- очень ловок и удал.

- На какой звук начинаются слова: собака, сорока, скоро?

Дети. «С»

- А теперь дайте характеристику этому звуку.

Дети. Буква с, обозначает [с]. Он согласный, парный, глухой.

Дети пишут в тетрадях букву с, затем записывают словарные слова.

3. Упражнение в различении корня слова и подбор однокоренных слов.

3.1 Определение значение слова «корень». Упражнение в подборе однокоренных слов.

- Какое основное значение слова «корень»?

Дети. Корень – это то, без чего растение не может жить.

Корень – подземная часть растения, она нужна растению, без нее оно гибнет.

- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?

Дети. Из корня появляются слова.

- Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж).

На доске:

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … .

Теплым одеялом укроет … землю. … метели

заметут леечные тропы. А детям радость.

Будут лепить …, строить крепости.

- Напишите текст в тетрадь. Прочитайте законченный текст. Назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные.

3.2 Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.

- Послушайте рассказ.

Родственники.

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница.

Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?

Дети. Есть.

- Назовите их.

Дети. Гусь, Гусыня, Гусята.

- А слово Гусеница?

Дети. Это не однокоренное слово со словом Гусь.

- Молодцы.

III. Физкультминутка.

1.Учащиеся выполняют упражнение по методике В.Ф.Базарного.

2. Нежный маленький бутон,

Свернут туго-туго он.

Солнце луч ему протянет –

И бутон гвоздикой станет.

- А теперь поиграем. Игра называется «Найди «лишнее» слово». Из ряда слов вы должны убрать «лишнее» слово, а остальные слова записать.

Борьба, борец, бороться, воевать,

смешной, смешать, смешить,

учить, изучать, зубрить,

сосна, дерево, деревянный,

ветер, вихрь, безветренный,

вражда, враг, противник, вражеский.

IV.Итог урока.

- Расскажите, что вы знаете о родственных словах, по плану:

1. Что такое однокоренные слова?

2. Как называется общая часть родственных слов?

3. Как пишутся корни родственных слов?

V. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Приложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.

1. Семья слов.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их называли родственными.

Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

Из-за глубокого уважения к родителю однокоренные, родственные слова соорудили корню домик, вот такой круглый и уютный. А можете вы, ребята, отыскать в словах корень и построить ему такой же домик? (Зима, зимушка, зимовать, зимний и т.д.)

2. Про корень ХОД.

Много много лет назад появилось слово ХОД. Нашли его люди и думают: «Что же с ним делать?» А слово это маленькое говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Не поверили люди, но все-таки решили его посадить. Слово ХОД стало расти. Много, очень много ростков появилось от одного маленького прародителя. Нарисуйте ребята это и постарайтесь подобрать к нему как можно больше ростков.

Жило-было слово ХОД,

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

(В.Измайлов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об однокоренных ( родственных словах)"

Урок проведен во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийной презентации....

Русский язык. 2 класс. УМК Школа России. Корень. Однокоренные слова.

Тема:  Корень слова. Однокоренные слова.Цели: 1. Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.2. Развивать речь.3. Пополнять словарный запас учащихся. Планиру...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"

Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...