конспект русский язык
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Разрешаю:_____________
Допускаю:_____________
Оценка:_______________
План-конспект урока русского языка,
проведенного в 3 «А» классе
Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Климкович Ангелины Юрьевны
Дата проведения: 22.02.2023
Подпись учителя________________
Подпись методиста________________
Конспект урока по русскому языку
УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс
(Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. «Русский язык», 2 часть, стр. 61-63)
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Тип урока: повторение
Цель урока: организация деятельности обучающихся для повторения представления об именах существительных одушевленных и неодушевленных.
Задачи урока
Образовательные: способствовать обобщению и систематизации знаний по различию одушевленных и неодушевленных имён существительных; учить употреблять имена существительные в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса; вырабатывать стойкие навыки распознавания лексико-грамматических признаков имён существительных; классифицировать и правильно употреблять в речи одушевленные и неодушевленные имена существительные
Развивающие: способствовать развитию зрительной, произвольной памяти; произвольного внимания; коммуникативных способностей; самостоятельной работы обучающихся; самоконтроля и самооценки
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; воспитывать моральные нормы поведения, самостоятельность, взаимопомощь, чувство сострадания и сопереживания
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), провести физминутку.
Планируемые УУД:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование значимости предмета, позитивного отношения к предмету; умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации; восприятия языка как средства и условия общения; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, работоспособности, внимательности, честности, силы воли, уважения к другим, развитие самостоятельности и личной ответственности внимательности и дисциплинированности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.
Метапредметные:
формирование познавательных УУД: самостоятельно «читают» и объясняют информацию, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делают выводы;
формирование регулятивных УУД: организуют учебную деятельности: выполняют учебные действия: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности, вносят необходимые коррективы, осуществляют пошаговый самоконтроль, самооценку по ходу выполнения заданий под руководством учителя, проявляют элементарную самостоятельность.
формирование коммуникативных УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь, адекватно реагируют на замечания учителя и одноклассников, участвуют в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).
Предметные: повторить различие одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; закрепить умение правильно их определять; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Основные образовательные ресурсы: учебник Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. «Русский язык», проектор, презентация, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.
Содержательный компонент урока:
Ход урока.
- Организация начала урока.
- Приветствие:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Юрьевна и сегодняшний урок русского языка у Вас проведу я.
2. Проверка готовности к уроку:
- Проверим все ли готово у вас к уроку. На столе у вас должны лежать дневник, учебник, тетрадь и пенал.
3. Мотивация учебной деятельности:
У: Наш урок русского языка я хочу начать со слов Ивана Сергеевича Тургенева:
«Берегите наш прекрасный русский язык…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса». Ребята, а как вы считаете, какие чудеса может сотворить наш язык?
О: научить нас правильно говорить и выражать свои мысли…
- Актуализация знаний.
- Орфографическая минутка.
У: Открываем тетради, отступаем две строчки от предыдущей работы и посередине строки записываем число, классная работа.
Вам необходимо списать предложение и выделить в нем подлежащие и сказуемое.
(Предложение заранее написано на доске)
По небу плывут лёгкие облака.
О: прописывают предложение и выделяют главные члены
У: _______ какую грамматическую основу ты выделил(а) и почему? Отвечаем полным отчетом.
О: Я выделил(а) грамматическую основу «облака плывут». Потому что в этом предложении говориться об облаках (Что? – облака), облака что делают? – плывут.
У: Верно, грамматическая основа этого предложения «облака плывут».
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
У: Отгадайте слова, используя сразу все буквы.
Слова представлены на слайде: туюг, сатрус, ревтолет, осамвар, азяц, ижарф, омсалет)
О: Утюг, страус, вертолет, самовар, заяц, жираф, самолет
У: Вы правильно отгадали все слова на слайде. Какой частью речи являются эти слова? Отвечаем полным ответом по поднятой руке
О: Эти слова являются именами существительными.
У: Кто считает так же, поднимите руку.
О: Поднимают руки
У: Ребята, подумайте на какие две группы можно разделить все эти слова?
О: Эти слова можно разделить на одушевленные и неодушевленные.
У: Верно, все имена существительные можно разделить на одушевленные и неодушевленные. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
О: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
У: Молодцы. С помощью слов помощников поставим задачи на сегодняшний урок
Вспомним…
Закрепим…
О: Вспомним, как различать одушевленные и неодушевленные имена существительные и закрепим, как их определять с помощью падежей.
- Первичное закрепление.
У: Открываем учебник на странице 61, перед выполнением упражнения вспомним, в каких падежах у одушевленных именах существительных во множественном числе совпадают окончания?
О: Во множественном числе у одушевленных именах существительных совпадают окончания винительного и родительного падежей.
У: Кто считает так же, поднимите руку.
О: Поднимают руки
У: Верно. А у неодушевленных именах существительных во множественном числе окончания каких падежей совпадают? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.
О: У неодушевленных именах существительных во множественном числе совпадают окончания в винительном и именительном падежах.
У: Кто считает так же поднимите руку.
О: Поднимают руки.
У: Молодцы, вы все правильно ответили. Теперь письменно, в тетради выполняем 1 упражнение. _______ прочитай, что нам нужно сделать.
О: Выпиши только неодушевленные имена существительные. Устно докажи правильность своего выбора.
У: Вам необходимо из перечисленных слов выписать только неодушевленные. Один выходит к доске, выписывает слово и устно объясняет почему, остальные выполняют упражнение в тетради.
Упражнение 1
Выпиши только неодушевленные имена существительные. Устно докажи правильность своего выбора.
Песня, поле, облако, соловей, ветер, пень, дятел
Если при выполнении задания возникают сложности, воспользуйтесь подсказкой ниже
Подсказка
Одушевлённые: В.п. мн.ч = Р.п. мн.ч
Неодушевлённые: В.п. мн.ч = И.п. мн.ч
О: Песня – ставлю во множественное число, песни. Именительный падеж что? песни, родительный падеж чего? песен, винительный падеж что? песни. Слово песня неодушевленное имя существительное, потому что окончание именительного и винительного падежей во множественном числе совпадают.
У: Молодец, садись. Следующий к доске____________.
О: Поле – ставлю во множественное число, поля. Именительный падеж что? поля, родительный падеж чего? полей, винительный падеж что? поля. Слово поле неодушевленное имя существительное, потому что окончание именительного и винительного падежей во множественном числе совпадают.
У: Правильно, садись. Следующий______.
О: Облако – ставлю во множественное число, облака. Именительный падеж что? облака, родительный падеж чего? облаков, винительный падеж что? облака. Слово облако неодушевленное имя существительное, потому что окончание именительного и винительного падежей во множественном числе совпадают.
У: Верно. Садись. Доделываем упражнение самостоятельно в тетради.
О: Доделывают упражнения.
У: Какие слова вы еще выписали и почему? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.
О: Я выписала слова «ветер» и «пень». Потому что в этих словах во множественном числе совпадают окончания винительного и именительного падежей, значит они неодушевленные.
У: Кто считает так же, поднимите руку.
О: Поднимают руку.
У: Верно, вы правильно выписали слова. Сейчас мы с вами разомнёмся. Встаем из – за парт, задвигаем стулья
- Физминутка.
- И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
- И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- Творческое применение и добывание знаний в новой информации.
У: У вас на столах карточки с текстом, в этом тексте вам нужно подчеркнуть только одушевленные имена существительные.
(Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать.)
О: Выделяют одушевлённые имена существительные.
У: ________ какие имена существительные ты выделила и почему?
О: Я выделила слова Сережа, папа, птиц, воробьи, синички, мальчика. Потому что окончание в в.п. множественном числе совпадает с окончанием в р.п. множественном числе, значит это одушевленные имена существительные.
Сережи – мн.ч., В. П.- (кого?) Сереж, Р. П. (кого?) Сереж
Папы – мн.ч., В. П.- (кого?) пап, Р. П. (кого?) пап
Птицы – мн.ч., В. П.- (кого?) птиц, Р. П. (кого?) птиц
Воробьи – мн.ч., В. П.- (кого?) воробьёв, Р. П. (кого?) воробьёв
Синицы – мн.ч., В. П.- (кого?) синиц, Р. П. (кого?) синиц
Мальчики – мн.ч., В. П.- (кого?) мальчиков, Р. П. (кого?) мальчиков
У: Кто считает так же, поднимите руку.
О: Поднимают руки.
У: Правильно. Теперь выполним упражнение 2. ________ Прочитай, что нам необходимо сделать.
О: Прочитай текст. Определи, одушевлённым или неодушевлённым является существительное «лист».
У: Нам нужно прочитать текст и определить к какой группе слов относится слово «лист» одушевленным или неодушевленным. ______ Прочитай текст. А вы читаете его про себя.
Упражнение 2
Прочитай текст. Определи, одушевлённым или неодушевлённым является существительное «лист».
Как-то вечером я шёл на телефонную станцию и за мной увязался кленовый лист. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже шёл быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл: там слишком крутая для него гранитная лестница. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей.
(По К. Паустовскому)
О: Читает текст.
У: Определим одушевленно или неодушевленное слово «лист». Сначала зададим вопрос к слову. Какой вопрос мы будем задавать?
О: Мы будем задавать вопрос что? – лист.
У: Правильно, к слову лист мы задаем вопрос что? Какие имена существительные отвечают на вопрос что? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке.
О: На вопрос что? отвечают неодушевленные имена существительные
У: Верно, значит слово «лист» неодушевленное имя существительное, но как еще можно проверить одушевленное оно или нет?
О: Можно поставить слово во множественное число и посмотреть окончания каких падежей совпадают.
У: Верно. Поставь слово «лист» во множественное число и проверь в каких падежах совпадают окончания.
О: Лист, во множественном числе листья. Именительный падеж: что? листья, родительный падеж: чего? листьев, винительный падеж: что? листья. Совпадают окончания в именительном и винительном падежах, значит слово «лист» неодушевленное.
У: Правильно, «лист» слово неодушевленное, но почему автор говорит о нем, как о живом существе, как вы считает?
О: Чтобы нам было интересней читать автор использует в тексте олицетворение, поэтому лист как будто живой в этом тексте.
У: Правильно, ребята, автор использует в тексте олицетворение и наделяет «лист» свойствами одушевленных имен существительных. Слова какой части речи помогают рассказать о листе, как о одушевленном предмете?
О: Это глаголы: увязался, бежал, останавливался, шёл, не отставал, не пошёл, остался ждать.
У: Верно, благодаря этим глаголам мы, читая текст, представляем себе будто «лист» одушевленный предмет. В своих тетрадях запишите Упражнение 2 и выпишите эти глаголы.
О: Выписывают глаголы.
У: У вас на столах карточки для парной работы. Вам необходимо поставить имена существительные во множественное число и определить одушевленные они или нет.
О: Выполняют задание
Карточка для парной работы
- Кукла – одушевлённое/неодушевлённое
Мн.ч –
И. П. (кто? что?) –
В. П. (кого? что?) –
Р. П. (кого? чего?) –
- Щелкунчик – одушевлённое/неодушевлённое
Мн.ч –
И. П. (кто? что?) –
В. П. (кого? что?) –
Р. П. (кого? чего?) –
- Матрёшка – одушевлённое/неодушевлённое
Мн.ч –
И. П. (кто? что?) –
В. П. (кого? что?) –
Р. П. (кого? чего?) –
- Снеговик – одушевлённое/неодушевлённое
Мн.ч –
И. П. (кто? что?) –
В. П. (кого? что?) –
Р. П. (кого? чего?) –
У: Одушевлённые или неодушевлённые у вас получились эти слова?
О: Одушевленные
У: Верно. Мы привыкли считать, что одушевлённые слова это что-то живое, например, человек, лошадь, а неодушевленные это неживые предметы вокруг нас. Но эти слова в русском языке можно назвать своего рода исключениями, также, как и матрешка, неваляшка. Все эти слова являются неживыми предметами, но грамматически в русском языке они одушевленные.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: С какими именами существительными мы работали сегодня на уроке?
О: Сегодня мы работа с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
У: У каких имен существительных во множественном числе совпадают окончания именительного и родительного падежей?
О: У одушевленных имён существительных.
У: Правильно, а у неодушевленных имён существительных во множественном числе окончания каких падежей совпадают?
О: У неодушевленных именах существительных во множественном числе совпадают окончания именительного и винительного падежей
У: Верно, оцените свою работу на уроке с помощью светофора. Сейчас поставите галочку, на том сигнале светофора, который соответствует предложенным критериям: «Зелёный» – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось. «Жёлтый» – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась. «Красный» – мне было сложно работать на уроке, у меня мало что получилось.
О: Оценивают свою работу на уроке.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: Вашим домашним задание будет упражнение 3 или 4 на странице 63. Вы большие молодцы, мне было приятно работать с вами. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Разрешаю:_____________
Допускаю:_____________
Оценка:_______________
План-конспект урока русского языка,
проведенного в 4 «Б» классе
Тема: Мягкий знак на конце слов после шипящих
Климкович Ангелины Юрьевны
Дата проведения: 17.02.2023
Подпись учителя________________
Подпись методиста________________
Конспект урока по русскому языку
УМК «Начальная школа 21 века», 4 класс
(Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. «Русский язык», 2 часть, стр. 70-73)
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Тип урока: закрепление
Цель урока: организация деятельности обучающихся для закрепления представления о написании мягкого знака на конце слов после шипящих.
Задачи урока
Образовательные: способствовать обобщению и систематизации знаний по написанию слов разных частей речи с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих»; находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; вырабатывать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце; классифицировать и правильно употреблять в речи слова с данной орфограммой;
Развивающие: способствовать развитию зрительной, произвольной памяти; произвольного внимания; коммуникативных способностей; самостоятельной работы обучающихся; самоконтроля и самооценки
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; воспитывать моральные нормы поведения, самостоятельность, взаимопомощь, чувство сострадания и сопереживания
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), провести физминутку.
Планируемые УУД:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование значимости предмета, позитивного отношения к предмету; умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации; восприятия языка как средства и условия общения; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, работоспособности, внимательности, честности, силы воли, уважения к другим, развитие самостоятельности и личной ответственности внимательности и дисциплинированности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.
Метапредметные:
формирование познавательных УУД: самостоятельно «читают» и объясняют информацию, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делают выводы;
формирование регулятивных УУД: организуют учебную деятельности: выполняют учебные действия: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности, вносят необходимые коррективы, осуществляют пошаговый самоконтроль, самооценку по ходу выполнения заданий под руководством учителя, проявляют элементарную самостоятельность.
формирование коммуникативных УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь, адекватно реагируют на замечания учителя и одноклассников, участвуют в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).
Предметные: закрепить знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Основные образовательные ресурсы: учебник Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. «Русский язык», проектор, презентация, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.
Содержательный компонент урока:
Ход урока.
- Организация начала урока.
1. Приветствие:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Юрьевна и сегодняшний урок русского языка у Вас проведу я.
2. Проверка готовности к уроку:
- Проверим все ли готово у вас к уроку. На столе у вас должны лежать дневник, рабочая тетрадь, учебник, тетрадь и пенал.
3. Мотивация учебной деятельности:
У: Наш урок русского языка я хочу начать со слов Ивана Сергеевича Тургенева:
«Берегите наш прекрасный русский язык…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса». Ребята, а как вы считаете, какие чудеса может сотворить наш язык?
О: ответы детей
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
У: Открываем тетради. Отступаем 2 строчки от предыдущей работы, записываем число, классная работа (Семнадцатое февраля
Классная работа)
На каллиграфической минутки прописываем словарные слова до конца строчки.
Акварель,
Бассейн,
Волшебник,
Горизонт,
Директор,
Желать,
Забавный,
Изложение,
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
На слайде выведены слова помощ…, ноч…, на́проч…, молодёж…
У: Ребята, посмотрите на слова на слайде и определите, какая буква пропущена? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке.
О: Пропущена буква мягкий знак.
У: Верно. Что общего вы заметили в этих словах?
О: Все слова заканчиваются на шипящий согласный звук.
У: Правильно. Ребята, кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока?
О: Мягкий знак на конце слов после шипящих.
У: Теперь обратимся к словам помощникам и поставим задачи на сегодняшний урок.
Вспомним…
Закрепим…
О: Вспомним правило написания мягкого знака на конце слов после шипящих и закрепим правописание мягкого знака на конце слов после шипящих.
- Первичное закрепление.
У: Сейчас мы с вам поиграем в игру «Четвертый лишний». У вас на столах лежат карточки с заданиями, в представлены цепочки слов, в каждой этих цепочек вам нужно подчеркнуть лишнее слово.
Вариант 1
- Меч…, уж…, молодёж…, багаж…
- Печ…, марш…, доч…, теч….
- Гореч... обиды, ряд неудач..., лёгкая дрож..., изящная вещ...
Вариант 2
- Падеж…, силач…, ноч…, шалаш….
- Полноч…, вещ…, грабёж…, мощ…
- Уйти проч…, дверь настеж..., достань багаж..., стрич... овец.
Вариант 3
- Манеж, овощ, ночь, сторож
- Мощь, могуч, печь, полночь
- лес дремуч, суп горяч, прилечь на диван, рубеж пройден.
Ответы:
Вариант 1
- Меч…, уж…, молодёж…, багаж…
- Печ…, марш…, доч…, теч….
- Гореч... обиды, ряд неудач..., лёгкая дрож..., изящная вещ...
Вариант 2
- Падеж…, силач…, ноч…, шалаш….
- Полноч…, вещ…, грабёж…, мощ…
- Уйти проч…, дверь настеж..., достань багаж..., стрич... овец.
Вариант 3
- Манеж, овощ, дочь, сторож
- Мощь, могуч, печь, полночь
- лес дремуч, суп горяч, прилечь на диван, рубеж пройден.
О: выполняют работу на индивидуальных карточках.
У: Кто выполнил задание, поднимаем руку. Проверяем выполнение задания. На столах у каждого есть оценочный лист, подпишите его и в графе «Задание 1» поставьте правильное количество баллов в соответствиями с критериями на доске.
Оценочный лист | |
Фамилия, имя: | |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Всего баллов | |
Оценка за урок | |
5 баллов | Нет ошибок |
4 балла | 1-2 ошибки |
3 балла | 3 ошибки |
0 баллов | Больше 3 ошибок |
О: Выставляют баллы
У: Открываем учебник на странице 78-79. Перед тем как начать выполнять упражнения, вспомним в каких случаях мягкий знак после шипящих пишется, а в каких нет. Для этого обратимся к таблице, представленной в учебнике. В каких случаях в именах существительных мы пишем мягкий знак? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.
О: Мягкий знак мы пишем у именах существительных женского рода, 3-го склонения.
У: Кто не согласен с ответом, поднимите руку.
У: Верно, приведите свои примеры слов имен существительных 3-го склонения.
О: Глушь, помощь.
У: Молодцы. В каких случаях мы мягкий знак в именах существительных не пишем?
О: Мягкий знак не пишется в именах существительных 1-го склонения в Р.п. и у существительных 2-го склонения.
У: Правильно. Что вы можете сказать про имена прилагательные?
О: Мягкий знак в именах прилагательных не пишется в кратких формах.
У: Кто согласен с ответом поднимите руку.
О: Поднимают руки
У: Верно, пишем ли мы мягкий знак у глаголов 2 л. Ед.ч? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.
О: Да, в глаголах 2л. Ед.ч мы пишем мягкий знак.
У: Правильно. В каких еще случаях мы у глаголов пишем мягкий знак на конце?
О: Еще мягкий знак мы пишем у глаголов неопределенной формы и в повелительном наклонении.
У: Кто считает по – другому поднимите руку. Молодцы, вы все правильно сказали. Кто назовет мне исключения наречий, у которых на конце мягкий знак не пишется?
О: Уж, замуж, невтерпёж
У: Верно, эти слова являются исключениями и мягкий знак на конце не пишется, их нужно запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании. Теперь мы немного разомнёмся, встаем из – за парт, задвигаем стулья.
- Физминутка.
1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- Творческое применение и добывание знаний в новой информации.
У: Садитесь. У вас на столах лежат конверты для парной работы. У одних в конверте слова с пропущенным мягким знаком на конце, у других таблица, первый столбец — это слова, в которых мягкий знак пишет, второй слова, в которых мягкий знак не пишется. Вам нужно соотнести слова в правильный столбик. Выполняем.
МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ | МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ |
пустош… | смерч… | читаеш… | замуж… |
могуч… | рож… | дрож… | певуч… |
лиш… | тысяч… | камыш… | толоч… |
Ответы
МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ | МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ |
Пустошь, читаешь, рожь, дрожь, лишь, толочь | Смерч, замуж, могуч, певуч, тысяч, камыш |
О: Выполняют работу в парах.
У: Кто выполнил задание, поднимаем руку. Проверяем выполнение задания. На своих оценочных листах, в графе «Задание 2» поставьте правильное количество баллов в соответствиями с критериями на доске.
О: Ставят баллы.
У: Открываем страницу 72 учебника, выполняем письменно, в тетради задание
2. Обратите внимание на квадратные скобки в упражнении, кто скажет, что это такое?
О: это транскрипция.
У: Верно, это транскрипция. ______ пишет первое предложение на доске, с объяснением. При выполнении задания можете обращаться к таблице на странице 71 учебника или к таблице на доске.
Упражнение 2
Спиши, замени транскрипцию буквенной записью.
На рассвете ветер лёгок и све[ш].
Перед нам встал лес тёмен и дрему[ч,].
Сказочный сила[ч,], могу[ч,]. Он помог царевичу сбере[ч,] волшебный ме[ч,].
Ты не знае[ш], кто открыл окна насте[ш]?
Ответы
На рассвете ветер лёгок и свеж.
Перед нам встал лес тёмен и дремуч.
Сказочный силач, могуч. Он помог царевичу сберечь волшебный меч.
Ты не знаешь, кто открыл окна настежь?
О: Пишет предложение. В слове «свеж» мягкий знак на конце слова не пишется так, как это краткая форма имени прилагательного.
У: Хорошо, следующий к доске идет _________.
О: Пишет предложение. В слове «дремуч» мягкий знак не пишется, так как это краткая форма имени прилагательного.
У: Правильно, садись. Следующий __________.
О: Пишет предложение. В словах «силач» и «могуч» мягкий знак не пишется, так как это краткая форма имен прилагательно.
У: Молодец, садись. Дописываем упражнение в тетради до конца самостоятельно.
О: Дописывают упражнение.
У: Кто закончил, поднимаем руку. _____ выйди к доске и выпиши слова, в которых вы транскрипцию заменяли буквой.
У: У кого так же, поднимите руку.
О: Поднимают руки.
У: Кто считает по – другому? Молодцы, вы правильно выполнили задание. Теперь выполняем письменно упражнение 4 самостоятельно.
Упражнение 4
Спиши, вставь пропущенные буквы
Каков лес на вкус?
Для тебя он сла…кий – от малины, земл…ники, ч…рника. Немного кисловатый от брусник… . И чуть терпкий от мол…дых хв…инок. Нет-нет да и сорвёш… их и пожуёш…
Ну, а какой лес на ощупь?
Он колюч…, когда трогаеш… еловые ветки, шершав, когда на ходу хватаеш…ся за ств…лы д…ревьев. Но он бывает мягким и нежным, когда идёш… б…сиком по мху или мол…дой траве.
(По В. Танасийчуку)
Ответы
Каков лес на вкус?
Для тебя он сладкий – от малины, земляники, черника. Немного кисловатый от брусники. И чуть терпкий от молодых хвоинок. Нет-нет да и сорвёшь их и пожуёшь
Ну, а какой лес на ощупь?
Он колюч , когда трогаешь еловые ветки, шершав, когда на ходу хватаешься за стволы деревьев. Но он бывает мягким и нежным, когда идёшь босиком по мху или молодой траве.
О: Выполняют упражнение.
У: На 73 странице учебника находится продолжение 4 упражнения. Кто закончил, поднимаем руку. Проверяем выполнение задания. На своих оценочных листах, в графе «Задание 3» поставьте правильное количество баллов в соответствиями с критериями на доске.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Теперь поменяйтесь своими оценочными листами с соседом по парте, сложите все баллы и поставьте себе оценку за урок, в соответствии с критериями.
Оценка «5» | 15 – 14 баллов |
Оценка «4» | 13 – 12 баллов |
Оценка «3» | 11 – 10 баллов |
Старайся! | Менее 9 баллов |
О: Считают баллы и выставляют оценки.
У: С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке.
О: Мы сегодня работали с орфограммой «Мягкий знак на конце слов, после шипящих».
У: В каких случаях на конце существительны мягкий знак не пишется?
О: Мягкий знак не пишется у существительных 2-го склонения и 1-го склонения в Р.п.
У: Молодцы, какие слова исключения у наречий?
О: У наречий слова исключения уж, замуж, невтерпёж.
У: Правильно. Пишем ли мы на конце слова мягкий знак у прилагательных в краткой форме?
О: Нет. У прилагательной в краткой форме знак на конце слова, после шипящих не пишется.
У: Верно, оцените свою работу на уроке с помощью светофора. Сейчас поставите галочку, на том сигнале светофора, который соответствует предложенным критериям: «Зелёный» – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось. «Жёлтый» – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась. «Красный» – мне было сложно работать на уроке, у меня мало что получилось.
О: Оценивают свою работу на уроке.
У: Поднимите вверх свои светофоры.
О: Поднимают.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: Вашим домашним задание будет упражнение 1 на странице 79. Вы большие молодцы, мне было приятно работать с вами. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект русского языка
Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"...
Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »
Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...
Конспект русского языка во 2 классе
Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....
Разработка урока (план-конспект) русского языка во 2 классе по теме "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" УМК "Гармония"
Урок в форме командных соревнований способствует активизации познавательного общения младших школьников, реализации самостоятельных познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных ...
Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "
конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...
Конспект русского языка "Родительный падеж"
Конспект урока по русскому языкуТема: «Сложные имена прилагательные»Цели: познакомить с сложными именами прилагательными и их ролью в тексте.Планируемые результаты:...
Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В
Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В...