конспект русский язык
план-конспект урока по русскому языку

 Климкович Ангелина Юрьевна

конспект русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3 класс27.68 КБ
Файл 4 класс41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю:_____________

Допускаю:_____________

Оценка:_______________

План-конспект урока русского языка,

проведенного в 3 «А» классе

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Климкович Ангелины Юрьевны

Дата проведения: 22.02.2023

Подпись учителя________________

Подпись методиста________________

Конспект урока по русскому языку
УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс

(Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. «Русский язык», 2 часть, стр. 61-63)

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные» 

Тип урока: повторение

Цель урока: организация деятельности обучающихся для повторения представления об именах существительных одушевленных и неодушевленных.

Задачи урока

Образовательные: способствовать обобщению и систематизации знаний по различию одушевленных и неодушевленных имён существительных; учить употреблять имена существительные в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса; вырабатывать стойкие навыки распознавания лексико-грамматических признаков имён существительных; классифицировать и правильно употреблять в речи одушевленные и неодушевленные имена существительные

Развивающие: способствовать развитию зрительной, произвольной памяти; произвольного внимания; коммуникативных способностей; самостоятельной работы обучающихся; самоконтроля и самооценки

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; воспитывать моральные нормы поведения, самостоятельность, взаимопомощь, чувство сострадания и сопереживания

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), провести физминутку.

Планируемые УУД:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование значимости предмета,  позитивного отношения к предмету; умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации; восприятия языка как средства и условия общения; формирование  жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, работоспособности, внимательности, честности, силы воли, уважения к другим, развитие самостоятельности и личной ответственности внимательности и дисциплинированности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.

Метапредметные:

формирование познавательных УУД: самостоятельно «читают» и объясняют информацию, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делают выводы;  

формирование регулятивных УУД: организуют учебную деятельности: выполняют учебные действия: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности, вносят необходимые коррективы, осуществляют пошаговый самоконтроль, самооценку по ходу выполнения заданий под руководством учителя, проявляют элементарную самостоятельность. 

формирование коммуникативных УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь, адекватно реагируют на замечания учителя и одноклассников, участвуют в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).

Предметные: повторить различие одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; закрепить умение правильно их определять; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Основные образовательные ресурсы: учебник Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. «Русский язык», проектор, презентация, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.


Содержательный компонент урока:

Ход урока.

  1. Организация начала урока. 
  1. Приветствие:

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Юрьевна и сегодняшний урок русского языка у Вас проведу я.

2. Проверка готовности к уроку:

- Проверим все ли готово у вас к уроку. На столе у вас должны лежать дневник, учебник, тетрадь и пенал.

3. Мотивация учебной деятельности:

У: Наш урок русского языка я хочу начать со слов Ивана Сергеевича Тургенева:

«Берегите наш прекрасный русский язык…

 Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса». Ребята, а как вы считаете, какие чудеса может сотворить наш язык?

О: научить нас правильно говорить и выражать свои мысли…

  1. Актуализация знаний.
  1. Орфографическая минутка.

У: Открываем тетради, отступаем две строчки от предыдущей работы и посередине строки записываем число, классная работа.

Вам необходимо списать предложение и выделить в нем подлежащие и сказуемое.

(Предложение заранее написано на доске)

По небу плывут лёгкие облака.

О: прописывают предложение и выделяют главные члены

У: _______ какую грамматическую основу ты выделил(а) и почему? Отвечаем полным отчетом.

О: Я выделил(а) грамматическую основу «облака плывут». Потому что в этом предложении говориться об облаках (Что? – облака), облака что делают? – плывут.

У: Верно, грамматическая основа этого предложения «облака плывут».

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

У: Отгадайте слова, используя сразу все буквы.

Слова представлены на слайде: туюг, сатрус, ревтолет, осамвар, азяц, ижарф, омсалет)

О: Утюг, страус, вертолет, самовар, заяц, жираф, самолет

У: Вы правильно отгадали все слова на слайде. Какой частью речи являются эти слова? Отвечаем полным ответом по поднятой руке

О: Эти слова являются именами существительными.

У: Кто считает так же, поднимите руку.

О: Поднимают руки

У: Ребята, подумайте на какие две группы можно разделить все эти слова?

О: Эти слова можно разделить на одушевленные и неодушевленные.

У: Верно, все имена существительные можно разделить на одушевленные и неодушевленные. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

О: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

У: Молодцы. С помощью слов помощников поставим задачи на сегодняшний урок

Вспомним…

Закрепим…

О: Вспомним, как различать одушевленные и неодушевленные имена существительные и закрепим, как их определять с помощью падежей.

  1. Первичное закрепление.

У: Открываем учебник на странице 61, перед выполнением упражнения вспомним, в каких падежах у одушевленных именах существительных во множественном числе совпадают окончания?

О: Во множественном числе у одушевленных именах существительных совпадают окончания винительного и родительного падежей.

У: Кто считает так же, поднимите руку.

О: Поднимают руки

У: Верно. А у неодушевленных именах существительных во множественном числе окончания каких падежей совпадают? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

О: У неодушевленных именах существительных во множественном числе совпадают окончания в винительном и именительном падежах.

У: Кто считает так же поднимите руку.

О: Поднимают руки.

У: Молодцы, вы все правильно ответили. Теперь письменно, в тетради выполняем 1 упражнение. _______ прочитай, что нам нужно сделать.

О: Выпиши только неодушевленные имена существительные. Устно докажи правильность своего выбора.

У: Вам необходимо из перечисленных слов выписать только неодушевленные. Один выходит к доске, выписывает слово и устно объясняет почему, остальные выполняют упражнение в тетради.

Упражнение 1

Выпиши только неодушевленные имена существительные. Устно докажи правильность своего выбора.

Песня, поле, облако, соловей, ветер, пень, дятел

Если при выполнении задания возникают сложности, воспользуйтесь подсказкой ниже

Подсказка

Одушевлённые: В.п. мн.ч = Р.п. мн.ч

Неодушевлённые: В.п. мн.ч = И.п. мн.ч

О: Песня – ставлю во множественное число, песни. Именительный падеж что? песни, родительный падеж чего? песен, винительный падеж что? песни. Слово песня неодушевленное имя существительное, потому что окончание именительного и винительного падежей во множественном числе совпадают.

У: Молодец, садись. Следующий к доске____________.

О: Поле – ставлю во множественное число, поля. Именительный падеж что? поля, родительный падеж чего? полей, винительный падеж что? поля. Слово поле неодушевленное имя существительное, потому что окончание именительного и винительного падежей во множественном числе совпадают.

У: Правильно, садись. Следующий______.

О: Облако – ставлю во множественное число, облака. Именительный падеж что? облака, родительный падеж чего? облаков, винительный падеж что? облака. Слово облако неодушевленное имя существительное, потому что окончание именительного и винительного падежей во множественном числе совпадают.

У: Верно. Садись. Доделываем упражнение самостоятельно в тетради.

О: Доделывают упражнения.

У: Какие слова вы еще выписали и почему? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

О: Я выписала слова «ветер» и «пень». Потому что в этих словах во множественном числе совпадают окончания винительного и именительного падежей, значит они неодушевленные.

У: Кто считает так же, поднимите руку.

О: Поднимают руку.

У: Верно, вы правильно выписали слова. Сейчас мы с вами разомнёмся. Встаем из – за парт, задвигаем стулья

  1. Физминутка.                  
  1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
  2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
  1. Творческое применение и добывание знаний в новой информации.

У: У вас на столах карточки с текстом, в этом тексте вам нужно подчеркнуть только одушевленные имена существительные.

(Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать.)

О: Выделяют одушевлённые имена существительные.

У: ________ какие имена существительные ты выделила и почему?

О: Я выделила слова Сережа, папа, птиц, воробьи, синички, мальчика. Потому что окончание в в.п. множественном числе совпадает с окончанием в р.п. множественном числе, значит это одушевленные имена существительные.

Сережи – мн.ч., В. П.- (кого?) Сереж, Р. П. (кого?) Сереж

Папы – мн.ч., В. П.- (кого?) пап, Р. П. (кого?) пап

Птицы – мн.ч., В. П.- (кого?) птиц, Р. П. (кого?) птиц

Воробьи – мн.ч., В. П.- (кого?) воробьёв, Р. П. (кого?) воробьёв

Синицы – мн.ч., В. П.- (кого?) синиц, Р. П. (кого?) синиц

Мальчики – мн.ч., В. П.- (кого?) мальчиков, Р. П. (кого?) мальчиков

У: Кто считает так же, поднимите руку.

О: Поднимают руки.

У: Правильно. Теперь выполним упражнение 2. ________ Прочитай, что нам необходимо сделать.

О: Прочитай текст. Определи, одушевлённым или неодушевлённым является существительное «лист».

У: Нам нужно прочитать текст и определить к какой группе слов относится слово «лист» одушевленным или неодушевленным. ______ Прочитай текст. А вы читаете его про себя.

Упражнение 2

Прочитай текст. Определи, одушевлённым или неодушевлённым является существительное «лист».

Как-то вечером я шёл на телефонную станцию и за мной увязался кленовый лист. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже шёл быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл: там слишком крутая для него гранитная лестница. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей.

(По К. Паустовскому)

О: Читает текст.

У: Определим одушевленно или неодушевленное слово «лист». Сначала зададим вопрос к слову. Какой вопрос мы будем задавать?

О: Мы будем задавать вопрос что? – лист.

У: Правильно, к слову лист мы задаем вопрос что? Какие имена существительные отвечают на вопрос что? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке.

О: На вопрос что? отвечают неодушевленные имена существительные

У: Верно, значит слово «лист» неодушевленное имя существительное, но как еще можно проверить одушевленное оно или нет?

О: Можно поставить слово во множественное число и посмотреть окончания каких падежей совпадают.

У: Верно. Поставь слово «лист» во множественное число и проверь в каких падежах совпадают окончания.

О: Лист, во множественном числе листья. Именительный падеж: что? листья, родительный падеж: чего? листьев, винительный падеж: что? листья. Совпадают окончания в именительном и винительном падежах, значит слово «лист» неодушевленное.

У: Правильно, «лист» слово неодушевленное, но почему автор говорит о нем, как о живом существе, как вы считает?

О: Чтобы нам было интересней читать автор использует в тексте олицетворение, поэтому лист как будто живой в этом тексте.

У: Правильно, ребята, автор использует в тексте олицетворение и наделяет «лист» свойствами одушевленных имен существительных. Слова какой части речи помогают рассказать о листе, как о одушевленном предмете?

О: Это глаголы: увязался, бежал, останавливался, шёл, не отставал, не пошёл, остался ждать.

У: Верно, благодаря этим глаголам мы, читая текст, представляем себе будто «лист» одушевленный предмет. В своих тетрадях запишите Упражнение 2 и выпишите эти глаголы.

О: Выписывают глаголы.

У: У вас на столах карточки для парной работы. Вам необходимо поставить имена существительные во множественное число и определить одушевленные они или нет.

О: Выполняют задание

Карточка для парной работы

  1. Кукла – одушевлённое/неодушевлённое

Мн.ч –

И. П. (кто? что?) –

В. П. (кого? что?) –

Р. П. (кого? чего?) –

  1. Щелкунчик – одушевлённое/неодушевлённое

Мн.ч –

И. П. (кто? что?) –

В. П. (кого? что?) –

Р. П. (кого? чего?) –

  1. Матрёшка – одушевлённое/неодушевлённое

Мн.ч –

И. П. (кто? что?) –

В. П. (кого? что?) –

Р. П. (кого? чего?) –

  1. Снеговик – одушевлённое/неодушевлённое

Мн.ч –

И. П. (кто? что?) –

В. П. (кого? что?) –

Р. П. (кого? чего?) –

У: Одушевлённые или неодушевлённые у вас получились эти слова?

О: Одушевленные

У: Верно. Мы привыкли считать, что одушевлённые слова это что-то живое, например, человек, лошадь, а неодушевленные это неживые предметы вокруг нас. Но эти слова в русском языке можно назвать своего рода исключениями, также, как и матрешка, неваляшка. Все эти слова являются неживыми предметами, но грамматически в русском языке они одушевленные.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: С какими именами существительными мы работали сегодня на уроке?

О: Сегодня мы работа с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

У: У каких имен существительных во множественном числе совпадают окончания именительного и родительного падежей?

О: У одушевленных имён существительных.

У: Правильно, а у неодушевленных имён существительных во множественном числе окончания каких падежей совпадают?

О: У неодушевленных именах существительных во множественном числе совпадают окончания именительного и винительного падежей

У: Верно, оцените свою работу на уроке с помощью светофора.  Сейчас поставите галочку, на том сигнале светофора, который соответствует предложенным критериям: «Зелёный» – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось. «Жёлтый» – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась. «Красный» – мне было сложно работать на уроке, у меня мало что получилось.

О: Оценивают свою работу на уроке.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Вашим домашним задание будет упражнение 3 или 4 на странице 63. Вы большие молодцы, мне было приятно работать с вами. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Разрешаю:_____________

Допускаю:_____________

Оценка:_______________

План-конспект урока русского языка,

проведенного в 4 «Б» классе

Тема: Мягкий знак на конце слов после шипящих

Климкович Ангелины Юрьевны

Дата проведения: 17.02.2023

Подпись учителя________________

Подпись методиста________________

Конспект урока по русскому языку
УМК «Начальная школа 21 века», 4 класс

(Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. «Русский язык», 2 часть, стр. 70-73)

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Мягкий знак на конце слов после шипящих» 

Тип урока: закрепление

Цель урока: организация деятельности обучающихся для закрепления представления о написании мягкого знака на конце слов после шипящих.

Задачи урока

Образовательные: способствовать обобщению и систематизации знаний по написанию слов разных частей речи с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих»; находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; вырабатывать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце; классифицировать и правильно употреблять в речи слова с данной орфограммой;

Развивающие: способствовать развитию зрительной, произвольной памяти; произвольного внимания; коммуникативных способностей; самостоятельной работы обучающихся; самоконтроля и самооценки

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; воспитывать моральные нормы поведения, самостоятельность, взаимопомощь, чувство сострадания и сопереживания

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), провести физминутку.

Планируемые УУД:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование значимости предмета,  позитивного отношения к предмету; умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации; восприятия языка как средства и условия общения; формирование  жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, работоспособности, внимательности, честности, силы воли, уважения к другим, развитие самостоятельности и личной ответственности внимательности и дисциплинированности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.

Метапредметные:

формирование познавательных УУД: самостоятельно «читают» и объясняют информацию, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делают выводы;  

формирование регулятивных УУД: организуют учебную деятельности: выполняют учебные действия: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности, вносят необходимые коррективы, осуществляют пошаговый самоконтроль, самооценку по ходу выполнения заданий под руководством учителя, проявляют элементарную самостоятельность. 

формирование коммуникативных УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь, адекватно реагируют на замечания учителя и одноклассников, участвуют в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).

Предметные: закрепить знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Основные образовательные ресурсы: учебник Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. «Русский язык», проектор, презентация, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.


Содержательный компонент урока:

Ход урока.

  1. Организация начала урока. 

1. Приветствие:

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Юрьевна и сегодняшний урок русского языка у Вас проведу я.

2. Проверка готовности к уроку:

- Проверим все ли готово у вас к уроку. На столе у вас должны лежать дневник, рабочая тетрадь, учебник, тетрадь и пенал.

3. Мотивация учебной деятельности:

У: Наш урок русского языка я хочу начать со слов Ивана Сергеевича Тургенева:

«Берегите наш прекрасный русский язык…

 Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса». Ребята, а как вы считаете, какие чудеса может сотворить наш язык?

О: ответы детей

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний.

1. Каллиграфическая минутка.

У: Открываем тетради. Отступаем 2 строчки от предыдущей работы, записываем число, классная работа (Семнадцатое февраля

                                                                   Классная работа)

На каллиграфической минутки прописываем словарные слова до конца строчки.

Акварель,

Бассейн,

Волшебник,

Горизонт,

Директор,

Желать,

Забавный,

Изложение,

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

На слайде выведены слова помощ…, ноч…, на́проч…, молодёж…

У: Ребята, посмотрите на слова на слайде и определите, какая буква пропущена? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке.

О: Пропущена буква мягкий знак.

У: Верно. Что общего вы заметили в этих словах?

О: Все слова заканчиваются на шипящий согласный звук.

У: Правильно. Ребята, кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока?

О: Мягкий знак на конце слов после шипящих.

У: Теперь обратимся к словам помощникам и поставим задачи на сегодняшний урок.

Вспомним…

Закрепим…

О: Вспомним правило написания мягкого знака на конце слов после шипящих и закрепим правописание мягкого знака на конце слов после шипящих.

  1. Первичное закрепление.

У: Сейчас мы с вам поиграем в игру «Четвертый лишний». У вас на столах лежат карточки с заданиями, в представлены цепочки слов, в каждой этих цепочек вам нужно подчеркнуть лишнее слово.

Вариант 1

  1. Меч…, уж…, молодёж…, багаж…
  2. Печ…, марш…, доч…, теч….
  3. Гореч... обиды, ряд неудач..., лёгкая дрож..., изящная вещ...

Вариант 2

  1. Падеж…, силач…, ноч…, шалаш….
  2. Полноч…, вещ…, грабёж…, мощ…
  3. Уйти проч…, дверь настеж..., достань багаж..., стрич... овец.

Вариант 3

  1. Манеж, овощ, ночь, сторож
  2. Мощь, могуч, печь, полночь
  3. лес дремуч, суп горяч, прилечь на диван, рубеж пройден.

Ответы:

Вариант 1

  1. Меч…, уж…, молодёж…, багаж…
  2. Печ…, марш…, доч…, теч….
  3. Гореч... обиды, ряд неудач..., лёгкая дрож..., изящная вещ...

Вариант 2

  1. Падеж…, силач…, ноч…, шалаш….
  2. Полноч…, вещ…, грабёж…, мощ…
  3. Уйти проч…, дверь настеж..., достань багаж..., стрич... овец.

Вариант 3

  1. Манеж, овощ, дочь, сторож
  2. Мощь, могуч, печь, полночь
  3. лес дремуч, суп горяч, прилечь на диван, рубеж пройден.

О: выполняют работу на индивидуальных карточках.

У: Кто выполнил задание, поднимаем руку. Проверяем выполнение задания. На столах у каждого есть оценочный лист, подпишите его и в графе «Задание 1» поставьте правильное количество баллов в соответствиями с критериями на доске.

Оценочный лист

Фамилия, имя:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Всего баллов

Оценка за урок

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Больше 3 ошибок

О: Выставляют баллы

У: Открываем учебник на странице 78-79. Перед тем как начать выполнять упражнения, вспомним в каких случаях мягкий знак после шипящих пишется, а в каких нет. Для этого обратимся к таблице, представленной в учебнике. В каких случаях в именах существительных мы пишем мягкий знак? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

О: Мягкий знак мы пишем у именах существительных женского рода, 3-го склонения.

У: Кто не согласен с ответом, поднимите руку.

У: Верно, приведите свои примеры слов имен существительных 3-го склонения.

О: Глушь, помощь.

У: Молодцы. В каких случаях мы мягкий знак в именах существительных не пишем?

О: Мягкий знак не пишется в именах существительных 1-го склонения в Р.п. и у существительных 2-го склонения.

У: Правильно. Что вы можете сказать про имена прилагательные?

О: Мягкий знак в именах прилагательных не пишется в кратких формах.

У: Кто согласен с ответом поднимите руку.

О: Поднимают руки

У: Верно, пишем ли мы мягкий знак у глаголов 2 л. Ед.ч? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

О: Да, в глаголах 2л. Ед.ч мы пишем мягкий знак.

У: Правильно. В каких еще случаях мы у глаголов пишем мягкий знак на конце?

О: Еще мягкий знак мы пишем у глаголов неопределенной формы и в повелительном наклонении.

У: Кто считает по – другому поднимите руку. Молодцы, вы все правильно сказали. Кто назовет мне исключения наречий, у которых на конце мягкий знак не пишется?

О: Уж, замуж, невтерпёж

У: Верно, эти слова являются исключениями и мягкий знак на конце не пишется, их нужно запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании. Теперь мы немного разомнёмся, встаем из – за парт, задвигаем стулья.

  1. Физминутка.                  

1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой информации.

У: Садитесь. У вас на столах лежат конверты для парной работы. У одних в конверте слова с пропущенным мягким знаком на конце, у других таблица, первый столбец — это слова, в которых мягкий знак пишет, второй слова, в которых мягкий знак не пишется. Вам нужно соотнести слова в правильный столбик. Выполняем.

МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ

пустош…

смерч…

читаеш…

замуж…

могуч…

рож…

дрож…

певуч…

лиш…

тысяч…

камыш…

толоч…

Ответы

МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ

Пустошь, читаешь, рожь, дрожь, лишь, толочь

Смерч, замуж, могуч, певуч, тысяч, камыш

О: Выполняют работу в парах.

У: Кто выполнил задание, поднимаем руку. Проверяем выполнение задания. На своих оценочных листах, в графе «Задание 2» поставьте правильное количество баллов в соответствиями с критериями на доске.

О: Ставят баллы.

У: Открываем страницу 72 учебника, выполняем письменно, в тетради задание

2. Обратите внимание на квадратные скобки в упражнении, кто скажет, что это такое?

О: это транскрипция.

У: Верно, это транскрипция. ______ пишет первое предложение на доске, с объяснением. При выполнении задания можете обращаться к таблице на странице 71 учебника или к таблице на доске.

Упражнение 2

Спиши, замени транскрипцию буквенной записью.

На рассвете ветер лёгок и све[ш].

Перед нам встал лес тёмен и дрему[ч,].

Сказочный сила[ч,], могу[ч,]. Он помог царевичу сбере[ч,] волшебный ме[ч,].

Ты не знае[ш], кто открыл окна насте[ш]?

Ответы

На рассвете ветер лёгок и свеж.

Перед нам встал лес тёмен и дремуч.

Сказочный силач, могуч. Он помог царевичу сберечь волшебный меч.

Ты не знаешь, кто открыл окна настежь?

О: Пишет предложение. В слове «свеж» мягкий знак на конце слова не пишется так, как это краткая форма имени прилагательного.

У: Хорошо, следующий к доске идет _________.

О: Пишет предложение. В слове «дремуч» мягкий знак не пишется, так как это краткая форма имени прилагательного.

У: Правильно, садись. Следующий __________.

О: Пишет предложение. В словах «силач» и «могуч» мягкий знак не пишется, так как это краткая форма имен прилагательно.

У: Молодец, садись. Дописываем упражнение в тетради до конца самостоятельно.

О: Дописывают упражнение.

У: Кто закончил, поднимаем руку. _____ выйди к доске и выпиши слова, в которых вы транскрипцию заменяли буквой.

У: У кого так же, поднимите руку.

О: Поднимают руки.

У: Кто считает по – другому? Молодцы, вы правильно выполнили задание. Теперь выполняем письменно упражнение 4 самостоятельно.

Упражнение 4

Спиши, вставь пропущенные буквы

Каков лес на вкус?

Для тебя он сла…кий – от малины, земл…ники, ч…рника. Немного кисловатый от брусник… . И чуть терпкий от мол…дых хв…инок. Нет-нет да и сорвёш… их и пожуёш…

Ну, а какой лес на ощупь?

Он колюч…, когда трогаеш… еловые ветки, шершав, когда на ходу хватаеш…ся за ств…лы д…ревьев. Но он бывает мягким и  нежным, когда идёш… б…сиком по мху или мол…дой траве.

(По В. Танасийчуку) 

Ответы

Каков лес на вкус?

Для тебя он сладкий – от малины, земляники, черника. Немного кисловатый от брусники. И чуть терпкий от молодых хвоинок. Нет-нет да и сорвёшь их и пожуёшь

Ну, а какой лес на ощупь?

Он колюч , когда трогаешь еловые ветки, шершав, когда на ходу хватаешься за стволы деревьев. Но он бывает мягким и нежным, когда идёшь босиком по мху или молодой траве.

О: Выполняют упражнение.

У: На 73 странице учебника находится продолжение 4 упражнения. Кто закончил, поднимаем руку. Проверяем выполнение задания. На своих оценочных листах, в графе «Задание 3» поставьте правильное количество баллов в соответствиями с критериями на доске.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Теперь поменяйтесь своими оценочными листами с соседом по парте, сложите все баллы и поставьте себе оценку за урок, в соответствии с критериями.

Оценка «5»

15 – 14 баллов

Оценка «4»

13 – 12 баллов

Оценка «3»

11 – 10 баллов

Старайся!

Менее 9 баллов

О: Считают баллы и выставляют оценки.

У: С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке.

О: Мы сегодня работали с орфограммой «Мягкий знак на конце слов, после шипящих».

У: В каких случаях на конце существительны мягкий знак не пишется?

О: Мягкий знак не пишется у существительных 2-го склонения и 1-го склонения в Р.п.

У: Молодцы, какие слова исключения у наречий?

О: У наречий слова исключения уж, замуж, невтерпёж.

У: Правильно. Пишем ли мы на конце слова мягкий знак у прилагательных в краткой форме?

О: Нет. У прилагательной в краткой форме знак на конце слова, после шипящих не пишется.

У: Верно, оцените свою работу на уроке с помощью светофора.  Сейчас поставите галочку, на том сигнале светофора, который соответствует предложенным критериям: «Зелёный» – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось. «Жёлтый» – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась. «Красный» – мне было сложно работать на уроке, у меня мало что получилось.

О: Оценивают свою работу на уроке.

У: Поднимите вверх свои светофоры.

О: Поднимают.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Вашим домашним задание будет упражнение 1 на странице 79. Вы большие молодцы, мне было приятно работать с вами. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект русского языка

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"...

Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »

Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме:  «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...

Конспект русского языка во 2 классе

Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....

Разработка урока (план-конспект) русского языка во 2 классе по теме "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" УМК "Гармония"

Урок в форме командных соревнований способствует активизации познавательного общения младших школьников, реализации самостоятельных  познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных ...

Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "

конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...

Конспект русского языка "Родительный падеж"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Сложные имена прилагательные»Цели: познакомить с сложными именами прилагательными и их ролью в тексте.Планируемые результаты:...

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык.  Класс: 2 В...