Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя Зайцева Юлия Анатольевна
Класс: 3
УМК : «Школа России»
Тип урока : Урок «открытия» новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: 19 урок в разделе «Части речи»
Цель: Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов. Формировать умение изменять слова по падежам, выделять падежные окончания. Начать работу по распознаванию падежей существительных. Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Планируемые результаты
Планируемые результаты, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
-знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи; правильно выделять окончания имен существительных -развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор; -развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге. | - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. | - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. | - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Ход урока.
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Фронтальная | -Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Личностные: выражает положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливаться на успешную деятельность. | Наблюдение, мотивирование |
2 | Актуализация знаний | Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия материала, мыслительные операции. | Фронтальная Работа в парах. | -Добрый день, ребята, начинаем урок русского языка. -Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? -Откройте тетради и запишите : Тридцатое января. Классная работа.
ИГРА «Да – нет». -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет». - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? (да) - В слове обязательно должен быть суффикс? (нет) - В слове вьюга пишется разделительный твердый знак? (нет) - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? (да) -В слове яблоко первый звук [й]?(да) - Слова день-ночь– антонимы? (да) - В слове повёз приставка -па-?(нет) - Приставка стоит перед корнем?(да) -Существительное мыло мужского рода? (нет.) - Мы с вами уже все знаем о имени существительном? (Нет.) -Давайте вспомним все, что мы знаем. Кластер «Ромашка» -В парах вам необходимо вписать на каждый лепесток ромашки морфологические признаки имени существительного. (Одушевлённое-неодушевлённое, собственное-нарицательное, род, число). На каждом столе лежит ромашка, дети вписывают. Учитель спрашивает 3-4 пары чтобы проверить. Обучающиеся с помощью сигнальных карточек соглашаются или нет. - Один лепесток остается незаполненным. Хотите узнать, что спрятано за последним лепестком.? Тогда приступим к работе. | - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. (Красиво и правильно пишут дату; соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка) Играть. Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да. Нет. Нет. Да. Да. Да. Нет. Да. Нет Нет. Нет, да. Обучающиеся вписывают на лепестки ромашки все, что помнят об имени существительном. Конечно, хотим. А как? | Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные УУД: принимать и сохранять в памяти учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи. Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
| Наблюдение, анализ, синтез |
3. | Самоопределение к деятельности. | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока. | Фронтальная | Я получила письмо. Давайте его прочитаем. (на каждой парте карточка с текстом письма) Москва-красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню, как мы гуляли вечером по Москва. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из Германии, твой Матиас. Ребята, что вы можете сказать об этом письме? -Попробуйте их исправить (Текст письма дети читают c исправленными окончаниям) Что вы знаете о Москве? Что не знал Матиас о словах в предложении?” - Какое имя существительное встречается в каждом предложении? - Что изменяется в существительном Москва? - Почему изменялись окончания? - Так о чём же мы с вами будем говорить на уроке? - Значит цель нашего урока… | -Автор письма неверно употребил форму существительного Москва. -Москва-красивый город. Мой родной город меньше Москвы. Я помню, как мы гуляли вечером по Москве. Я не могу забыть Москву. Москвой можно гордиться. Я часто думаю о Москве. Шлю привет из Германии, твой Матиас. Это столица России. Слово Москва – словарное. -Слова в предложении связаны по смыслу с помощью окончаний. -Москва (слово Москва выписывают вместе с вопросом в таблицу на карточке) -окончания изменялись вопросы - (Дети наблюдают, делают выводы, отвечают на вопросы) (Прогнозируют предстоящую работу, развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом.) Научиться изменять форму слов для того, чтобы в предложении слова были связаны по смыслу. | Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; . | Наблюдение, проблемная ситуация |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Создать условия для развития умения выражать свои мысли, логично и последовательно их оформлять; работать по алгоритму. | Групповая работа | Поработаем в группах: - Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении. Текст для групп: Медведь- это дикое животное. Сила у медведя огромная. На глаза медведю лучше не попадаться. Я видел медведя в зоопарке. В лесу за медведем хорошо наблюдать издали. Охотники говорят о медведе как об опасном звере. - Какое слово встречается в каждом предложении? - Что заметили? -Запишите эти слова, с вопросами и выделите окончания.
-Представитель группы выходит к доске и представляет работу. Прочитайте, что у вас получилось? -Что мы делали со словом медведь? -Как сказать по-другому? -Где мы можем найти эту информацию? -Откройте стр.37 и пользуясь таблицей, сравните окончания, которые вы выделили с эталоном. -Поднимите сигнальную карточку группы, у кого окончания в эталоне и на вашей карточке совпали. -В русском языке 6 падежей. Изменение имён существительных по вопросам называется склонением. Послушайте сказку о происхождении падежей и постарайтесь запомнить их название. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать –именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
Название падежей и соответствующие вопросы вам предстоит выучить. | Каждая группа получает карточку с текстом. Находят слово, которое встречается в каждом предложении. -Существительное медведь. -У существительного меняется окончание. Пытаются подставить к каждому слову вопрос. Кто? медведь У кого? у медведя Кому? медведю Кого? медведя За кем? за медведем О ком? о медведе -Задавали к нему вопросы, изменяли окончание слова. (Дети высказывают предположения) -В учебнике Дети поднимают карточки. (Дети высказываются) | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выдвигать гипотезу на основе учебного материала; - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; - делать обобщение коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Наблюдение ,сравнение, вывод |
5. | Музыкальная физкультминутка | Избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения. | Фронтальная | Учитель и дети выполняют танцевальные движения под песню группы «Барбарики». | Дети повторяют движения за героями презентации | Регулятивные УУД: -управление своей деятельностью | |
6. | Первоначальное обобщение знаний б) самостоятельная работа | Применить полученные знания на практике при выполнении упражнений. логично и последовательно работать по алгоритму. Уметь осуществлять взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля. Создать условия для развития умения выражать свои мысли, логично и последовательно их оформлять. | Фронтальная Индивидуальная | -Сейчас мы с вами попробуем просклонять (изменить по падежам) словарное слово рябина, не забывая выделять окончание. -Почему у каждого падежа по 2 вопроса? -Посмотрите еще раз на таблицу и запомните названия падежей и какой вопрос ему соответствует Итак, давайте сделаем вывод: -Как изменяются имена существительные?
Давайте проверим, как вы поняли новую тему, выполним упражнение 67 на с.38 -А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа по эталону. Поставьте знак +, если слово написано правильно или - если выполнено с ошибками. | (Один ученик у доски склоняет слово рябина, остальные работают в тетради соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка). -Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых. Имена существительные изменяются по падежам, имеют свои вопросы, идут в определенном порядке. Обучающиеся записывают в тетрадь соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка). Проверка с комментированием обучающихся Взаимопроверка | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Наблюдение ,сравнение, вывод Наблюдение, анализ, синтез |
7. | Рефлексия | Создать условия для анализа учащимися собственной деятельности, результата работы, выявления причины неудач (если таковые есть.) | Фронтальная | - Для чего имена существительные имеют разные окончания? - Кто из вас научился задавать падежный вопрос к имени существительному? - Как быстрее запомнить по порядку названия падежей? -Продолжите высказывания…. Мне запомнилось… У меня получилось … Мне было трудно …. Я постараюсь лучше… - Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности, то в листочке самооценки поставьте себе 5 или 4. Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, напишите – буду стараться. Молодцы ребята! Спасибо за урок! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. (Высказывания детей) | Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | Наблюдение,контроль, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...