Урок русского языка "Разделительные ь и ъ знаки" Система Д.Б.Эльконин- В.В.Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Хохлова Ольга Олеговна

Тема: «Правописание  разделительных Ъ и Ь знаков».

Цели:

Предметные УУД

В результате изучения данной темы учащиеся научатся:

  • употреблять разделительный ъ и ь знаки для обозначения звука [й,] в позиции после согласного перед гласным.

Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • определять цель учебной деятельности;
  • составлять план выполнения учебных заданий;

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, сведения, полученные от учителя;
  • проводить сравнения, делать выводы;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • использовать простые речевые средства для общения на уроке;
  • участвовать в диалоге и коллективном обсуждении при работе в группах;
  • отвечать на вопросы учителя, предлагать и отстаивать свою точку зрения;
  • наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности, давать оценку действиям.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • навыки самооценки и самоконтроля результатов своей деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности;
  • стремление к активному участию в различных видах деятельности;
  • навыки сотрудничества;
  • внутренняя позиция школьника.

Тип урока: решение частной учебной задачи.

 

Организация пространства

Образовательные ресурсы

  • учебник Русский язык  В.В.Репкин, Е.В.Восторгова. Система развивающего обучения  Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
  • ЭОРhttp://school-collection.edu.ru/;
  • карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_razdelitelnye_i_znaki.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание  разделительных Ъ и Ь знаков».

Цели:

Предметные УУД

В результате изучения данной темы учащиеся научатся:

  • употреблять разделительный ъ и ь знаки для обозначения звука [й,] в позиции после согласного перед гласным.

Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • определять цель учебной деятельности;
  • составлять план выполнения учебных заданий;

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, сведения, полученные от учителя;
  • проводить сравнения, делать выводы;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • использовать простые речевые средства для общения на уроке;
  • участвовать в диалоге и коллективном обсуждении при работе в группах;
  • отвечать на вопросы учителя, предлагать и отстаивать свою точку зрения;
  • наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности, давать оценку действиям.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • навыки самооценки и самоконтроля результатов своей деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности;
  • стремление к активному участию в различных видах деятельности;
  • навыки сотрудничества;
  • внутренняя позиция школьника.

Тип урока: решение частной учебной задачи.

Организация пространства

Образовательные ресурсы

  • учебник Русский язык  В.В.Репкин, Е.В.Восторгова. Система развивающего обучения  Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
  • ЭОРhttp://school-collection.edu.ru/;
  • карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Организационный момент

Пожелаю я другу  успеха,

Пожелаю я  другу добра. (рукопожатие)

Ну, а если тебе будет трудно,

Обратись, помогу я всегда! (руки на плечи).

Я желаю вам успехов на уроке, мудрых мыслей, а вы пожелайте мне удачи.

Спасибо.

2. Создание «ситуации успеха».

Посмотрите на доску, какая буква  лишняя, почему?

а о и е я ь

Нет ли еще таких букв в русском алфавите? (Ъ)

Давайте вспомним, что мы знаем о работе этих букв в словах?

(работа с «Лестницей знаний»)

Работаем в группах

Используем маркеры для выделения орфограмм!!!

1 группа:

Разделить слова на 4 группы, в зависимости от работы ь:

Тетрадь, смотришь, мышь, ругаешь, пальто, помощь, вьюга

Вывод: ь может обозначать мягкость согласного звука, указывать на то, что существительное  с шипящей на конце ж.р., что перед нами глагол 2л.ед.ч., разделительный ь помогает гласным обозначать звук [й,]в позиции после согласного.

Работа с «Лестницей знаний»

2 группа:

Убрать «лишнее» слово:

 Стальной,  беречь, шагаешь,  Кузьма, объяснил.

Вывод: ь может обозначать мягкость согласного звука, указывать на то, что перед нами глагол н.ф.,разделительный ъ помогает гласным обозначать звук [й,]в позиции после согласного.

3 группа:

Вставить, где необходимо ь:

Сестрич…ка, хищ…ник, печ…ной, барабан…щик, птен…чик, мяч…, тиш…, молчиш… .

В сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НЩ- мягкий знак не пишется.

4 группа (проверить позже):

Определить позицию звука [й,]. Записать слова буквами:

[п а д й, э х а л], [ с й, и д о б н ы й,][к о л,й, а][ п т, и ч, й, и ]

3. Определение темы урока. Постановка  учебной задачи.

Сам Самычотравился в поход. Обо всём, что он делал и видел, он писал своим друзьям.Вот, что из этого получилось?

Подехал к лесу. Нашёл седобный гриб. Забил коля для палатки. Слушаю птичи трели.

Чем похожи слова? (4 группа отчитывается о выполненном задании)

Как обозначается звук [й,]в позиции после согласного перед гласным?

Умеем ли мы выбирать разделитель для обозначения звука [й,]в данной позиции?

Какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Правописание Ъ и Ь знаков».

Цель нашего урока: научиться выбирать разделительный ъ или ь знаки, для обозначения звука [й,] в позиции после согласного перед гласным.

Как поступить с данными высказываниями? Сможем ли мы их записать?

Как быть с разделительными знаками? Мы же не знаем, как выбрать ту или иную букву?

Работа в тетради:

Под?ехал к лесу. Нашёл с?едобный гриб. Забилкол?я для палатки. Слушаю птич?и трели.

4. Решение учебной  задачи.

Для того, чтобы научиться писать слова с разделительными ъ и ь знаками, нам потребуется одно умение. Умение находить в словах корень.

Давайте проверим, сформировалось ли у нас это умение?

Работаем у паре (аналогичная запись на доске):

Ученики другого 2 класса выполняли  задания учителя. Давайте проверим, что у них получилось.

Задание №1.

Выделить в  словах корни, подобрав однокоренные слова.

Оцените  работу, дайте словесную оценку:

рука, ручонка, ручной, ручей

глаз, глазной, глазастый, глазёнки

слон, слоненок,  слоновый, у слона

Есть ли в словах чередование? Какое это чередование позиционное или непозиционное?

Задание №2.

Ученик выделял морфемы в  слове смелость

Он рассуждал так:

Окончание в слове нулевое. Основа всё слово.

Приставка с-, как в слове слетел, срисовал.

Корень -мел-, потому что мел, мелок.

Дайте словесную оценку работе.Какие допущены ошибки и почему?

Начал с приставки! Чтобы выделить корень, надо подобрать однокоренные слова!

Выделим корень, подобрав однокоренные слова.

Смелость, смелый, смельчак, осмелиться.

Письмо по памяти

Везде весна! Весна везде-

В звериной норке и в гнезде.

И под кустом в траве пчела

Фиалку синюю нашла.

Взаимопроверка в доски.

Выделим корень в словах:весна, звериной, норке, гнезде, пчела, синюю.

5. Динамическая пауза

Если я произношу слова, которые пишутся  с разделительным ь знаком, дети поворачиваются кдруг другу лицом и хлопают в ладоши, если ь знак выполняет другую работу — приседают.

Поешь, дальний, муравьи, угольки, ученье,  хлопья,  помощь, стриж,

6. Решение учебной задачи

Итак, мы умеем выделять в словах корни. Продолжаем работу дальше. Давайте попробуем разобраться, когда же в словах пишутся ь и ъ знаки.

 Из словаря С.И.Ожегова  я выписала  лексические значения  некоторых слов.

Попробуйте определить, что это за слова?

1. Место, по которому подъезжают к чему-нибудь, вход в здание. (подъезд)

2. Снежная буря. (вьюга)

3.Растолковать другому или осмыслить для самого себя, сделать ясным. (объяснить)

4.Тот день, который бывает перед юбилеем.(предъюбилейный)

5. Так спит кошка. Сжаться, стянуться. (съёжиться)

6. У животных: способность замечать, обнаруживать что-либо органами чувств. (чутьё)

7. Буро-серые птички из отряда воробьиных, отличающиеся красивым пением. (соловьи)

8. Группа живущих вместе родственников. (семья)

9. Женская одежда, верхняя и нижняя часть которой, соответствует кофте и юбке и составляет единое целое. (платье)

Распределите слова в два столбика. По какому признаку?

Разделительные ъ и ь знаки в слове показывают, что  согласный звук не сливается с гласным. Это орфограммы.

Выделим корни в этих слова.

Подчеркнем буквы, с которых начинается корень каждого слова. (1 столбик).

Кто может сделать вывод. Когда же в словах пишется разделительный ъ?

Попробуем изобразить это на схеме

Разделительный ь?

Обратить внимание на то, как выделяется орфограмма разделительный ъ и ь знак.

Работа по учебнику стр.102 правило

7. Решение частных задач

Работа по учебнику

уч. стр.103 №334 9

Объясните значение пословиц.(в паре)

Раскроем скобки и объясним, как пишутся слова. Запишите любую пословицу, выделив орфограммы.

Кто хочет поработать с заданием на моем ноутбуке?

ЭОР №304 Тема «Правописание разделительных ъ и ь знаков».

Работа со «столом заданий».

У вас на столах карточки с заданиями разных уровней.

Красный цвет-задания повышенной сложности, желтая карточка-задания для тех, кто сомневается в своих знаниях по теме сегодняшнего урока, белая для тех, кому совсем трудно.

Выберете задание для себя и приступайте к выполнению.

Красная карточка(самопроверка с экрана):

Запиши слова буквами:

лис[т, й, а ], об[й, э]хал, [в, й, у]га, раз[й, и]снил, [б,й,от], солов[й, и], под [уч, и ]ть,

воро[б, й, и], ко[ з, й, а], трех[й, а ]русный, суме[й, у], ли[с, й, а], раз[узнат,].

Какие слова были «лишними»? Почему?

Желтая карточка(самопроверка с экрана):

Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящие в скобках.

Образец:  (лиса) - лисья нора

 (птица)..................................... перо,   (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура,  (коза)................................ молоко,  

 (медведь)..............................лапа.

Белая карточка (выполнение работы под контролем учителя).

В первый столбик запиши слова с ъ, во второй с ь, выдели орфограмму по образцу.

Образец: разъяренный, листья

Сучья, медалью, здоровье, объяснил, съедобный, гостья.

Проверка ЭОР. Устная оценка работы.

Можем ли мы в предложениях, записанных Сам Самычем убрать ? знаки. Пробуем, объясняем свой выбор.

Под?ехал к лесу. Нашёл с?едобный гриб. Забилкол?я для палатки. Слушаю птич?и трели.

Пишем разделительный ъ передкорнем, который начинается с буквы…

8. Рефлексия пройденного материала

Итак, когда в слове пишется разделительный ъ?

Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока?

Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное             - мечтательное

 Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

Мне приятно было работать с … .

Мне больше всего понравилось на уроке ….

9.  Домашнее задание (вариативное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, система Ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по русскому языку составлена по учебникам В.В.Репкина (система РО): букварь, русский язык....

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  по предмету  русский язык для 1   класса в образова...

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  по предмету  русский язык для 1   класса в образова...

Проверочные работы по русскому языку за 3 класс (РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

Итоговые работы (задания, диктанты, списывание) по русскому языку для 3-го класса....

Сценарий открытого урока русского языка в 4 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Слова общего рода.

Урок №8    в теме «Грамматические формы и грамматические значения имён существительных, прилагательных и глаголов».Тип урока – решение частной задачи.Технология развив...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс система РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, автор учебника Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начальн...