Урок русского языка "Разделительные ь и ъ знаки" Система Д.Б.Эльконин- В.В.Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: «Правописание разделительных Ъ и Ь знаков».
Цели:
Предметные УУД
В результате изучения данной темы учащиеся научатся:
- употреблять разделительный ъ и ь знаки для обозначения звука [й,] в позиции после согласного перед гласным.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- определять цель учебной деятельности;
- составлять план выполнения учебных заданий;
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, сведения, полученные от учителя;
- проводить сравнения, делать выводы;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- использовать простые речевые средства для общения на уроке;
- участвовать в диалоге и коллективном обсуждении при работе в группах;
- отвечать на вопросы учителя, предлагать и отстаивать свою точку зрения;
- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности, давать оценку действиям.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- навыки самооценки и самоконтроля результатов своей деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности;
- стремление к активному участию в различных видах деятельности;
- навыки сотрудничества;
- внутренняя позиция школьника.
Тип урока: решение частной учебной задачи.
Организация пространства
Образовательные ресурсы
- учебник Русский язык В.В.Репкин, Е.В.Восторгова. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
- ЭОРhttp://school-collection.edu.ru/;
- карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_razdelitelnye_i_znaki.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание разделительных Ъ и Ь знаков».
Цели:
Предметные УУД
В результате изучения данной темы учащиеся научатся:
- употреблять разделительный ъ и ь знаки для обозначения звука [й,] в позиции после согласного перед гласным.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- определять цель учебной деятельности;
- составлять план выполнения учебных заданий;
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, сведения, полученные от учителя;
- проводить сравнения, делать выводы;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- использовать простые речевые средства для общения на уроке;
- участвовать в диалоге и коллективном обсуждении при работе в группах;
- отвечать на вопросы учителя, предлагать и отстаивать свою точку зрения;
- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности, давать оценку действиям.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- навыки самооценки и самоконтроля результатов своей деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности;
- стремление к активному участию в различных видах деятельности;
- навыки сотрудничества;
- внутренняя позиция школьника.
Тип урока: решение частной учебной задачи.
Организация пространства
Образовательные ресурсы
- учебник Русский язык В.В.Репкин, Е.В.Восторгова. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
- ЭОРhttp://school-collection.edu.ru/;
- карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
Пожелаю я другу успеха,
Пожелаю я другу добра. (рукопожатие)
Ну, а если тебе будет трудно,
Обратись, помогу я всегда! (руки на плечи).
Я желаю вам успехов на уроке, мудрых мыслей, а вы пожелайте мне удачи.
Спасибо.
2. Создание «ситуации успеха».
Посмотрите на доску, какая буква лишняя, почему?
а о и е я ь
Нет ли еще таких букв в русском алфавите? (Ъ)
Давайте вспомним, что мы знаем о работе этих букв в словах?
(работа с «Лестницей знаний»)
Работаем в группах
Используем маркеры для выделения орфограмм!!!
1 группа:
Разделить слова на 4 группы, в зависимости от работы ь:
Тетрадь, смотришь, мышь, ругаешь, пальто, помощь, вьюга
Вывод: ь может обозначать мягкость согласного звука, указывать на то, что существительное с шипящей на конце ж.р., что перед нами глагол 2л.ед.ч., разделительный ь помогает гласным обозначать звук [й,]в позиции после согласного.
Работа с «Лестницей знаний»
2 группа:
Убрать «лишнее» слово:
Стальной, беречь, шагаешь, Кузьма, объяснил.
Вывод: ь может обозначать мягкость согласного звука, указывать на то, что перед нами глагол н.ф.,разделительный ъ помогает гласным обозначать звук [й,]в позиции после согласного.
3 группа:
Вставить, где необходимо ь:
Сестрич…ка, хищ…ник, печ…ной, барабан…щик, птен…чик, мяч…, тиш…, молчиш… .
В сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НЩ- мягкий знак не пишется.
4 группа (проверить позже):
Определить позицию звука [й,]. Записать слова буквами:
[п а д й, э х а л], [ с й, и д о б н ы й,][к о л,й, а][ п т, и ч, й, и ]
3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
Сам Самычотравился в поход. Обо всём, что он делал и видел, он писал своим друзьям.Вот, что из этого получилось?
Подехал к лесу. Нашёл седобный гриб. Забил коля для палатки. Слушаю птичи трели.
Чем похожи слова? (4 группа отчитывается о выполненном задании)
Как обозначается звук [й,]в позиции после согласного перед гласным?
Умеем ли мы выбирать разделитель для обозначения звука [й,]в данной позиции?
Какая тема сегодняшнего урока?
Тема урока: «Правописание Ъ и Ь знаков».
Цель нашего урока: научиться выбирать разделительный ъ или ь знаки, для обозначения звука [й,] в позиции после согласного перед гласным.
Как поступить с данными высказываниями? Сможем ли мы их записать?
Как быть с разделительными знаками? Мы же не знаем, как выбрать ту или иную букву?
Работа в тетради:
Под?ехал к лесу. Нашёл с?едобный гриб. Забилкол?я для палатки. Слушаю птич?и трели.
4. Решение учебной задачи.
Для того, чтобы научиться писать слова с разделительными ъ и ь знаками, нам потребуется одно умение. Умение находить в словах корень.
Давайте проверим, сформировалось ли у нас это умение?
Работаем у паре (аналогичная запись на доске):
Ученики другого 2 класса выполняли задания учителя. Давайте проверим, что у них получилось.
Задание №1.
Выделить в словах корни, подобрав однокоренные слова.
Оцените работу, дайте словесную оценку:
рука, ручонка, ручной, ручей
глаз, глазной, глазастый, глазёнки
слон, слоненок, слоновый, у слона
Есть ли в словах чередование? Какое это чередование позиционное или непозиционное?
Задание №2.
Ученик выделял морфемы в слове смелость
Он рассуждал так:
Окончание в слове нулевое. Основа всё слово.
Приставка с-, как в слове слетел, срисовал.
Корень -мел-, потому что мел, мелок.
Дайте словесную оценку работе.Какие допущены ошибки и почему?
Начал с приставки! Чтобы выделить корень, надо подобрать однокоренные слова!
Выделим корень, подобрав однокоренные слова.
Смелость, смелый, смельчак, осмелиться.
Письмо по памяти
Везде весна! Весна везде-
В звериной норке и в гнезде.
И под кустом в траве пчела
Фиалку синюю нашла.
Взаимопроверка в доски.
Выделим корень в словах:весна, звериной, норке, гнезде, пчела, синюю.
5. Динамическая пауза
Если я произношу слова, которые пишутся с разделительным ь знаком, дети поворачиваются кдруг другу лицом и хлопают в ладоши, если ь знак выполняет другую работу — приседают.
Поешь, дальний, муравьи, угольки, ученье, хлопья, помощь, стриж,
6. Решение учебной задачи
Итак, мы умеем выделять в словах корни. Продолжаем работу дальше. Давайте попробуем разобраться, когда же в словах пишутся ь и ъ знаки.
Из словаря С.И.Ожегова я выписала лексические значения некоторых слов.
Попробуйте определить, что это за слова?
1. Место, по которому подъезжают к чему-нибудь, вход в здание. (подъезд)
2. Снежная буря. (вьюга)
3.Растолковать другому или осмыслить для самого себя, сделать ясным. (объяснить)
4.Тот день, который бывает перед юбилеем.(предъюбилейный)
5. Так спит кошка. Сжаться, стянуться. (съёжиться)
6. У животных: способность замечать, обнаруживать что-либо органами чувств. (чутьё)
7. Буро-серые птички из отряда воробьиных, отличающиеся красивым пением. (соловьи)
8. Группа живущих вместе родственников. (семья)
9. Женская одежда, верхняя и нижняя часть которой, соответствует кофте и юбке и составляет единое целое. (платье)
Распределите слова в два столбика. По какому признаку?
Разделительные ъ и ь знаки в слове показывают, что согласный звук не сливается с гласным. Это орфограммы.
Выделим корни в этих слова.
Подчеркнем буквы, с которых начинается корень каждого слова. (1 столбик).
Кто может сделать вывод. Когда же в словах пишется разделительный ъ?
Попробуем изобразить это на схеме
Разделительный ь?
Обратить внимание на то, как выделяется орфограмма разделительный ъ и ь знак.
Работа по учебнику стр.102 правило
7. Решение частных задач
Работа по учебнику
уч. стр.103 №334 9
Объясните значение пословиц.(в паре)
Раскроем скобки и объясним, как пишутся слова. Запишите любую пословицу, выделив орфограммы.
Кто хочет поработать с заданием на моем ноутбуке?
ЭОР №304 Тема «Правописание разделительных ъ и ь знаков».
Работа со «столом заданий».
У вас на столах карточки с заданиями разных уровней.
Красный цвет-задания повышенной сложности, желтая карточка-задания для тех, кто сомневается в своих знаниях по теме сегодняшнего урока, белая для тех, кому совсем трудно.
Выберете задание для себя и приступайте к выполнению.
Красная карточка(самопроверка с экрана):
Запиши слова буквами:
лис[т, й, а ], об[й, э]хал, [в, й, у]га, раз[й, и]снил, [б,й,от], солов[й, и], под [уч, и ]ть,
воро[б, й, и], ко[ з, й, а], трех[й, а ]русный, суме[й, у], ли[с, й, а], раз[узнат,].
Какие слова были «лишними»? Почему?
Желтая карточка(самопроверка с экрана):
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящие в скобках.
Образец: (лиса) - лисья нора
(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,
(медведь)..............................лапа.
Белая карточка (выполнение работы под контролем учителя).
В первый столбик запиши слова с ъ, во второй с ь, выдели орфограмму по образцу.
Образец: разъяренный, листья
Сучья, медалью, здоровье, объяснил, съедобный, гостья.
Проверка ЭОР. Устная оценка работы.
Можем ли мы в предложениях, записанных Сам Самычем убрать ? знаки. Пробуем, объясняем свой выбор.
Под?ехал к лесу. Нашёл с?едобный гриб. Забилкол?я для палатки. Слушаю птич?и трели.
Пишем разделительный ъ передкорнем, который начинается с буквы…
8. Рефлексия пройденного материала
Итак, когда в слове пишется разделительный ъ?
Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока?
Весь урок у меня было … настроение
- бодрое - тревожное
- светлое - сонное
- загадочное - печальное
- уютное - мечтательное
Задания на уроке были:
-интересными
- необычными
- скучными
Я думаю, что учебная задача выполнена мною:
- на высоком уровне
- мне ещё надо поработать
- мне нужна помощь
Мне приятно было работать с … .
Мне больше всего понравилось на уроке ….
9. Домашнее задание (вариативное)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, система Ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по русскому языку составлена по учебникам В.В.Репкина (система РО): букварь, русский язык....
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык для 1 класса в образова...
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык для 1 класса в образова...
Проверочные работы по русскому языку за 3 класс (РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Итоговые работы (задания, диктанты, списывание) по русскому языку для 3-го класса....
Сценарий открытого урока русского языка в 4 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Слова общего рода.
Урок №8 в теме «Грамматические формы и грамматические значения имён существительных, прилагательных и глаголов».Тип урока – решение частной задачи.Технология развив...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс система РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, автор учебника Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начальн...