Безударная гласная в корне слова 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx49.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя   Ананьева Лариса Станиславовна

Класс: 1

УМК : «Школа России»

Тип урока : Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Место и роль урока в изучаемой теме: 9 урок в разделе «Звуки и буквы»

Цель: способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого, умение отличать проверяемую орфограмму от непроверяемой; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Планируемые результаты

Планируемые результаты, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;

-развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

-развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

- освоение способов работы с учебной книгой, справочной литературой4

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.

- освоение и активное использование речевых средств для решения  задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Ход урока.

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

 Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

  Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Фронтальная

-Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные: выражает положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливаться на успешную деятельность.

Наблюдение, мотивирование

2

Актуализация знаний

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия материала, мыслительные операции.

Фронтальная

-Как называется наш урок?

- Чему мы учимся на этом уроке?

-Запишите число (слайд 1) 

- Назови буквы, которые записаны под числом.    

- Какие это буквы?

- Напиши буквы в строчке.

- Какая буква «лишняя»? Почему?  

- А какими могут быть остальные гласные?

-Русский язык

-Красиво и грамотно писать

(Красиво и правильно пишут буквосочетания; соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка)

Дети называют буквы

а  о  и  е  я  ё

-Гласные

(Записывают буквы)

Ё

Буква ё – всегда ударная

- Гласные, могут быть безударные,

тогда их нужно проверить.

(Дети наблюдают, делают выводы, отвечают на вопросы)

Коммуникативные: 

слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять в памяти учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  1. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений 

Наблюдение, анализ, синтез

3.

Самоопределение к деятельности.

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока.

Фронтальная

-Давайте отгадаем загадку (напечатана на листках в виде облака):

Сначала плавно, еле-еле

Они по воздуху летели,

Потом быстрей-быстрей поплыли,

Как их зовут, вы не забыли?

-Что же это?

-Как вы догадались, что это облака?

-Давайте запишем это слово в тетрадь. Можно ли сразу его записать?

Почему?

-Что нужно сделать, чтобы записать слово «облака» правильно?

-Давайте запишем проверочное и проверяемое слово (слова крепятся к доске на магнитах).

-Как проверить безударную гласную А?

-Что в этом случае мы делаем?

-Обозначьте в словах ударение.  Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

- Так о чём же  мы с вами будем говорить на уроке? (Слайд 2)

- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.

(Слайд 3)

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Значит цель нашего урока…

Слушают, анализируют, отгадывают загадку.

-Облака

-По небу плывут, летят.

-Нет.

-В этом слове есть безударные гласные.

- Подобрать проверочные слова.

Облако -облака

 (Красиво и правильно пишут буквосочетания; соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка)

- Не можем подобрать проверочное слово.

- Проверяем по эталону (словарь)

(Прогнозируют предстоящую работу,  развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом.

-Безударные гласные

-Безударный гласный звук
Причиняет много мук.

Дети высказывают предположения

-Какую гласную писать

Будем с вами повторять.

Называют тему урока, определяют цель

Познавательные: 

общеучебные –самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

Регулятивные

:высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно ставить цель деятельности

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения., планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

.

Наблюдение, проблемная ситуация

4.

Музыкальная физкультминутка

Избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.

Фронтальная

Дети повторяют движения за героями презентации.

Регулятивные УУД:

-управление своей деятельностью

5.

Систематизация и обобщение знаний:

а) первоначальное обобщение знаний

б) самостоятельная работа

в) работа в парах

с проверкой по эталону

Формировать развитие навыка грамотного письма, умение правильно писать безударную гласную в корне.

Создать условия для развития умения выражать свои мысли, логично и последовательно их оформлять; работать по алгоритму.

Уметь осуществлять взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

На наших облаках прилетели гости.

Кто же это?

(Слайд 4).

- Они нам привезли задания. Давайте посмотрим на задания.

(Слайд 5)

-Что вы должны будете сделать в этих заданиях?

Выполнение заданий (слайды 6-11 )

-Молодцы! Ёжик и Медвежонок довольны, что вы такие грамотные ребята!

(Слайд 12)

- А где живут эти животные?

-Что вы знаете о Ёжике и Медвежонке?

- Ёжик и Медвежонок побывали у нас в гостях, теперь приглашают нас в гости к себе в лес.

- Вот мы и пришли на лесную полянку.

 (Слайд 13.)

-Они подготовили для вас интересное задание.

-В предложениях встречаются слова с пропущенными буквами.

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Спишите предложения.

Живёт в л.су л.са.

Летит за мёдом пч.ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.

(Слайды 14,15,16)

- Как вы проверяли безударный гласный?

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла?

(Слайд 17).

-Сколько бельчат ?

-Как по-другому назвать двоих?

- Сейчас вы  тоже будете работать в парах.  

-Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова.

(Слайд 18).

-А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа по эталону.

Поставьте знак +, если слово написано правильно или - если выполнено с ошибками.

(Слайд 19).

На слайде прописаны слова с пропущенной безударной гласной.

-Подобрать проверочное слово и выбрать нужную гласную.

(Составляют алгоритм правописания изученной орфограммы, проговаривают, подбирают проверочные  слова, делают вывод о способах проверки безударных гласных)

Отвечают на вопросы, используя полученные ранее знания.

Дети записывают предложения в тетрадь, проверяя и вставляя нужную букву

Проверка с комментированием обучающихся

-Бельчата.

-Два.

-Пара

Дети записывают слова в тетрадь.

Взаимопроверка

Познавательные: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено; осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные :

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения.

Коммуникативные:

формирование умения работать в парах и малых группах.

Наблюдение ,сравнение, вывод

Чтение, сравнение, анализ

Наблюдение ,сравнение, вывод

Музыкальная физкультминутка

Избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.

Фронтальная

Дети повторяют движения за героями презентации.

Регулятивные УУД:

-управление своей деятельностью

г) словарная работа

Способствовать развитию умения отличать проверяемую орфограмму от непроверяемой.

Фронтальная

а)- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

- Как называются в этом случае безударные гласные?

 (слайд 20)

- Как быть в этом случае?

б) отгадывание загадок.

- Ёжик и Медвежонок предлагают отгадать загадки и написать отгадки

1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружит двадцать пар

И кричит «кар – р»

2. Маленький мальчишка,

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Семечки ворует.  

3.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
-
 Где записаны такие слова?

- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137

Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.

-Не всегда

Непроверяемые безударные гласные

-Запомнить, спросить у взрослого, проверить себя по эталону (словарю)

Дети прослушивают загадки, отгадывают, ответы записывают в тетради. 

(Картинки с изображением птиц размещаются на доске).

-Ворона

-Воробей

-Сорока

-В  словаре.

Самопроверка

Открывают словарь в конце учебника и проверяют себя по словарю

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в сборе информации, высказывают собственное мнение, аргументируя его.

Личностные:  понимают значение знаний для человека, принимают его, проявляют интерес к изучаемому предмету, проявляют самостоятельность и ответственностью

Регулятивные: 

контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу

Наблюдение, работа  со словарными словами

д) работа по учебнику

Применить полученные знания на практике при выполнении упражнений. Формировать умение работать со справочной литературой.

Фронтальная

Стр.69 № 14

- Прочитай загадку. Ответь на вопросы (на первые 2 вопроса).

(Слайд 21).

- Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре?

Запишите его.

- Определи сколько в слове заяц слогов.

- Вспомни, когда так говорят:

Убить двух зайцев.

Заячья душа.

(слайд 22)

-Послушайте четверостишье:

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

Если я купил билет,

Кто я заяц или нет?

(слайд 23)

- В каком значении употребляется слово заяц?

- Придумайте и запишите предложение с этим словом.

-Да, есть.

Работают со словом из словаря :определяют правильную букву, записывают слово в тетрадь

-Выполнить сразу два дела

-О трусливом человеке

-Пассажир, не имеющий билета

Работают со словом из словаря (придумывают и записывают в тетрадь предложение с этим словарным словом)

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

 

Наблюдение, сравнение

Выборочное письмо

Создать условия для развития умения выражать свои мысли, логично и последовательно их оформлять.

Индивидуальная

- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали.

А наши друзья спрашивают: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»  (слайд 24)

- Я предлагаю вам прочитать правила поведения в природе.

(На листках).

 Не рви цветы зря. Не обижай животных. Не шуми в лесу. Убирай за собой весь мусор.

-Запишите одно из правил себе в тетрадь.

Ответы детей

Дети читают предложения,

Выбирают любое предложение из текста, записывают в тетрадь соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка).

Познавательные

:поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,

 

Самостоятельная работа

Рефлексия

Создать условия для анализа учащимися собственной деятельности, результата работы, выявления причины неудач (если таковые есть.) 

Фронтальная

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

-  Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

- Что нужно сделать, чтобы писать эти слова без ошибок?

-Продолжите высказывания….

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше…

-Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Дадим белочкам орехи и грибы. (На доске)

- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек  для белочки.

Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + и -, то возьмите  орешек для белочки.

Молодцы ребята! Я думаю, что урок пойдёт вам на пользу не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

 Спасибо за урок! (слайд 25)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

(Высказывания детей)

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Наблюдение,контроль, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...