Безударная гласная в корне слова 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя Ананьева Лариса Станиславовна
Класс: 1
УМК : «Школа России»
Тип урока : Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Место и роль урока в изучаемой теме: 9 урок в разделе «Звуки и буквы»
Цель: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого, умение отличать проверяемую орфограмму от непроверяемой; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Планируемые результаты
Планируемые результаты, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
-организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения; -развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор; -развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге. | - принимать и сохранять учебную задачу; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. | - освоение способов работы с учебной книгой, справочной литературой4 - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий. | - освоение и активное использование речевых средств для решения задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли, - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем. - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. |
Ход урока.
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Фронтальная | -Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Личностные: выражает положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливаться на успешную деятельность. | Наблюдение, мотивирование |
2 | Актуализация знаний | Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия материала, мыслительные операции. | Фронтальная | -Как называется наш урок? - Чему мы учимся на этом уроке? -Запишите число (слайд 1) - Назови буквы, которые записаны под числом. - Какие это буквы? - Напиши буквы в строчке. - Какая буква «лишняя»? Почему? - А какими могут быть остальные гласные? | -Русский язык -Красиво и грамотно писать (Красиво и правильно пишут буквосочетания; соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка) Дети называют буквы а о и е я ё -Гласные (Записывают буквы) Ё Буква ё – всегда ударная - Гласные, могут быть безударные, тогда их нужно проверить. (Дети наблюдают, делают выводы, отвечают на вопросы) | Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные УУД: принимать и сохранять в памяти учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи. Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
| Наблюдение, анализ, синтез |
3. | Самоопределение к деятельности. | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока. | Фронтальная | -Давайте отгадаем загадку (напечатана на листках в виде облака): Сначала плавно, еле-еле Они по воздуху летели, Потом быстрей-быстрей поплыли, Как их зовут, вы не забыли? -Что же это? -Как вы догадались, что это облака? -Давайте запишем это слово в тетрадь. Можно ли сразу его записать? Почему? -Что нужно сделать, чтобы записать слово «облака» правильно? -Давайте запишем проверочное и проверяемое слово (слова крепятся к доске на магнитах). -Как проверить безударную гласную А? -Что в этом случае мы делаем? -Обозначьте в словах ударение. Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук. - Так о чём же мы с вами будем говорить на уроке? (Слайд 2) - Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока. (Слайд 3) - Почему причиняет много мук? - Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься? - Значит цель нашего урока… | Слушают, анализируют, отгадывают загадку. -Облака -По небу плывут, летят. -Нет. -В этом слове есть безударные гласные. - Подобрать проверочные слова. Облако -облака (Красиво и правильно пишут буквосочетания; соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка) - Не можем подобрать проверочное слово. - Проверяем по эталону (словарь) (Прогнозируют предстоящую работу, развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом. -Безударные гласные -Безударный гласный звук Дети высказывают предположения -Какую гласную писать Будем с вами повторять. Называют тему урока, определяют цель | Познавательные: общеучебные –самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. Регулятивные :высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно ставить цель деятельности Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения., планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. . | Наблюдение, проблемная ситуация |
4. | Музыкальная физкультминутка | Избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения. | Фронтальная | Дети повторяют движения за героями презентации. | Регулятивные УУД: -управление своей деятельностью | ||
5. | Систематизация и обобщение знаний: а) первоначальное обобщение знаний б) самостоятельная работа в) работа в парах с проверкой по эталону | Формировать развитие навыка грамотного письма, умение правильно писать безударную гласную в корне. Создать условия для развития умения выражать свои мысли, логично и последовательно их оформлять; работать по алгоритму. Уметь осуществлять взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля. | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах | На наших облаках прилетели гости. Кто же это? (Слайд 4). - Они нам привезли задания. Давайте посмотрим на задания. (Слайд 5) -Что вы должны будете сделать в этих заданиях? Выполнение заданий (слайды 6-11 ) -Молодцы! Ёжик и Медвежонок довольны, что вы такие грамотные ребята! (Слайд 12) - А где живут эти животные? -Что вы знаете о Ёжике и Медвежонке? - Ёжик и Медвежонок побывали у нас в гостях, теперь приглашают нас в гости к себе в лес. - Вот мы и пришли на лесную полянку. (Слайд 13.) -Они подготовили для вас интересное задание. -В предложениях встречаются слова с пропущенными буквами. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Спишите предложения. Живёт в л.су л.са. Летит за мёдом пч.ла. Гр.чата пищат в гн.зде. (Слайды 14,15,16) - Как вы проверяли безударный гласный? - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. - Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (Слайд 17). -Сколько бельчат ? -Как по-другому назвать двоих? - Сейчас вы тоже будете работать в парах. -Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. (Слайд 18). -А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа по эталону. Поставьте знак +, если слово написано правильно или - если выполнено с ошибками. (Слайд 19). | На слайде прописаны слова с пропущенной безударной гласной. -Подобрать проверочное слово и выбрать нужную гласную. (Составляют алгоритм правописания изученной орфограммы, проговаривают, подбирают проверочные слова, делают вывод о способах проверки безударных гласных) Отвечают на вопросы, используя полученные ранее знания. Дети записывают предложения в тетрадь, проверяя и вставляя нужную букву Проверка с комментированием обучающихся -Бельчата. -Два. -Пара Дети записывают слова в тетрадь. Взаимопроверка | Познавательные: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено; осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные : оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения. Коммуникативные: формирование умения работать в парах и малых группах. | Наблюдение ,сравнение, вывод Чтение, сравнение, анализ Наблюдение ,сравнение, вывод |
Музыкальная физкультминутка | Избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения. | Фронтальная | Дети повторяют движения за героями презентации. | Регулятивные УУД: -управление своей деятельностью | |||
г) словарная работа | Способствовать развитию умения отличать проверяемую орфограмму от непроверяемой. | Фронтальная | а)- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне? - Как называются в этом случае безударные гласные? (слайд 20) - Как быть в этом случае? б) отгадывание загадок. - Ёжик и Медвежонок предлагают отгадать загадки и написать отгадки 1. Носит серенький жилет, Но у крыльев чёрный цвет. Видишь кружит двадцать пар И кричит «кар – р» 2. Маленький мальчишка, В сером армячишке. По дворам шныряет, Крохи собирает. В полях ночует, Семечки ворует. 3.Эта хищница болтлива, - Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137 Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +. | -Не всегда Непроверяемые безударные гласные -Запомнить, спросить у взрослого, проверить себя по эталону (словарю) Дети прослушивают загадки, отгадывают, ответы записывают в тетради. (Картинки с изображением птиц размещаются на доске). -Ворона -Воробей -Сорока -В словаре. Самопроверка Открывают словарь в конце учебника и проверяют себя по словарю | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации, высказывают собственное мнение, аргументируя его. Личностные: понимают значение знаний для человека, принимают его, проявляют интерес к изучаемому предмету, проявляют самостоятельность и ответственностью Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу | Наблюдение, работа со словарными словами | |
д) работа по учебнику | Применить полученные знания на практике при выполнении упражнений. Формировать умение работать со справочной литературой. | Фронтальная | Стр.69 № 14 - Прочитай загадку. Ответь на вопросы (на первые 2 вопроса). (Слайд 21). - Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре? Запишите его. - Определи сколько в слове заяц слогов. - Вспомни, когда так говорят: Убить двух зайцев. Заячья душа. (слайд 22) -Послушайте четверостишье: Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: Если я купил билет, Кто я заяц или нет? (слайд 23) - В каком значении употребляется слово заяц? - Придумайте и запишите предложение с этим словом. | -Да, есть. Работают со словом из словаря :определяют правильную букву, записывают слово в тетрадь -Выполнить сразу два дела -О трусливом человеке -Пассажир, не имеющий билета Работают со словом из словаря (придумывают и записывают в тетрадь предложение с этим словарным словом) | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
| Наблюдение, сравнение | |
Выборочное письмо | Создать условия для развития умения выражать свои мысли, логично и последовательно их оформлять. | Индивидуальная | - Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А наши друзья спрашивают: «Какие правила поведения в природе вы знаете?» (слайд 24) - Я предлагаю вам прочитать правила поведения в природе. (На листках). Не рви цветы зря. Не обижай животных. Не шуми в лесу. Убирай за собой весь мусор. -Запишите одно из правил себе в тетрадь. | Ответы детей Дети читают предложения, Выбирают любое предложение из текста, записывают в тетрадь соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка). | Познавательные :поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
| Самостоятельная работа | |
Рефлексия | Создать условия для анализа учащимися собственной деятельности, результата работы, выявления причины неудач (если таковые есть.) | Фронтальная | - Как проверить безударный гласный звук в слове? - Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова? - Где можно найти слова с непроверяемой гласной? - Что нужно сделать, чтобы писать эти слова без ошибок? -Продолжите высказывания…. Мне запомнилось… У меня получилось … Мне было трудно …. Я постараюсь лучше… -Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Дадим белочкам орехи и грибы. (На доске) - Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек для белочки. Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + и -, то возьмите орешек для белочки. Молодцы ребята! Я думаю, что урок пойдёт вам на пользу не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса. Спасибо за урок! (слайд 25) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. (Высказывания детей) | Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | Наблюдение,контроль, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...