Изменение имён прилагательных по родам
план-конспект урока по русскому языку

Ход урока.

Организационный момент.

Слайд 1

А) Приветствие

- Ребята, у нас на уроке сегодня присутствует гость, и она хочет с вами познакомиться. Подберите слова, которые характеризуют вас. Подумайте, какие вы сын и дочь, товарищ и друг, спортсмен и художник?

Б) Положительный настрой

- А теперь расскажите, какие вы ученики и ученицы? Какое у вас сегодня настроение?

В) Проверяю готовность к уроку

- Садиться могут те, кто полностью готов к уроку.

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального  регулятивного действия самоконтроля)

Чистописание.

- Сегодня мы вспомним написание одной буквы, а какой вы сейчас угадаете.

А) Предъявление буквы

Слайд 2

Хоть и холодно зимой,

Нам не хочется домой.

Нам хорошо лететь с горы,

Ха-ха-ха, хохочем мы.

- Какой звук повторяется в этом стихотворении чаще остальных?

-Верно, сегодня мы будем писать буквы Х,х.

Б) Создание положительной мотивации для овладения написания этой буквы

-Я когда проверяла ваши тетради и обнаружила ошибки в написании этой буквы. Посмотрите на слайд и скажите, правильно ли так писать эту букву?

Слайд 3

- Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

В)Написание этой буквы

- Пропишите эту букву у себя в тетради.

Г) Самоконтроль

- Подчеркните самую красивую букву.

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального  регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия анализа, синтеза, сравнения; pазвитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания)

Словарно-орфографическая работа.

А) Закрепление ранее изученных слов

- На слайде вы видите изученные нами словарные слова. Посмотрите, правильно ли они написаны? (преветлива, бериг, дикабрь, интиресно)

- Исправьте ошибки и запишите правильно эти слова в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы, написание которых нужно запомнить.

(Проверка по образцу на слайде)

Слайд 4

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального  регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия анализа, синтеза, сравнения; развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания)

Проверка домашнего задания.

Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание.

А) Проверка знания теоретического материала:

• Фронтальный опрос:

- Ребята с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто сможет рассказать правило и привести свои примеры?

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального  регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия подведение под понятие и умозаключение)

 

Постановка учебной задачи.

А) Создание положительной мотивации к получению новых знаний

- Давайте вспомним, какая часть речи в начале урока помогла описать вас и ваше настроение?

- Чтобы вспомнить, что мы знаем об имени прилагательном, давайте составим синквейн этой части речи. У вас на столе уже лежат карточки, вам нужно вписать в каждую строчку нужную информацию. Давайте вспомним, из скольких строк состоит синквейн и что обозначает каждая строка?

Слайд 5

-Давайте проверим, что у вас получилось?

(На слайде пример готового синквейна)

Слайд 6

- Молодцы, справились.

- Я смотрю, вы уже много знаете об этой части речи. А что вы хотите получить от сегодняшнего урока?

-Когда вы рассказывали о себе, я предположила заранее, что вы можете ответить и записала некоторые прилагательные.

Слайд 7

- Посмотрите на эти слова и скажите, по какому признаку их можно объединить?

- О чём это говорит?

- Попробуйте предположить, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Верно. И тема нашего урока Изменение имён прилагательных по родам.

Слайд 8

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Поднимаем руки класс – это раз!

Повернулась голова – это два!

Руки вниз-вперёд это три!

Руки в стороны пошире – развернули на четыре!

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Б) Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний

- Для чего нам в речи нужны имена прилагательные?

- Сейчас мы это проверим. Ответьте на такой вопрос: Каким бывает снег?

- Давайте прочитаем текст и проверим наши предположения. На карточках у вас текст с названием «Какой бывает снег». Прочитайте его.

Каким бывает снег
Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.
В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки — утонул в сыпучем снежном болоте.
Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.
Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, лип ким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи.

 

- Возьмите в руки карандаш и подчеркните имена прилагательные, которые описывают снег.

- Проверяем. Слайд 9

- Сейчас контролёр с каждого ряда проверит, как ребята справились.

- Теперь такое задание. Первый ряд списывает первое предложение, второй ряд – второе предложение, третий ряд – четвертое предложение.

- Сейчас мы будем учиться определять род у имени прилагательного. Посмотрите на слайд и прочитайте правило.

А)Организация работы над формулировкой правила на слайде:

       Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

      Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.

А) Прочтение формулировки правила про себя

- Откройте учебник на странице 72.  Прочитайте еще раз правило про себя.

Б) Прочтение правила вслух

- А теперь давайте прочитаем вслух эту правило.

В) Выделение структурных частей в правиле

- Сколько частей выделим в этом правиле?

Г) Определение микротемы каждой структурной части правила

-О чем говорится в первой части

-О чем говориться во второй части?

Д) Детальный анализ каждой части

  • Воспроизводящие вопросы:

- В каком роде стоит имя прилагательное?

- В каком числе изменяется имя прилагательное по родам?

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального логического действия анализа, сравнения и обобщения; развитие универсального логического действия установление причинно-следственных связей; формирование универсального регулятивного действия самоконтроля; развитие учебно-информационных умений)

Развертывание способа действия (составление памятки):

- Я несла на урок памятку в конверте, достала ее перед уроком и заметила, что у меня все перемешалось. Давайте, вместе с вами восстановим нашу памятку.

Слайд 10.

  1. Выделяю окончание.
  2. Нахожу имя существительное и определяю его род.
  3. По роду имени существительного определяю род прилагательного.
  4. Задаю вопрос от имени существительного к имени прилагательному

Слайд 11.

  1. Нахожу имя существительное и определяю его род.
  2. Задаю вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
  3. По роду имени существительного определяю род прилагательного.
  4. Выделяю окончание.

Раздаю памятки.

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального регулятивного действия планирования; формирование универсального регулятивного действия  самоконтроля)

 

- Теперь давайте вернемся к нашему заданию. Возьмите карандаш и подпишите над каждым прилагательным его род, пользуясь памяткой.

 

 

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; pазвитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания; развитие универсального регулятивного действия целеполагания при постановке учебной проблемы; развитие универсального личностного действия смыслоопределения при постановке учебной проблемы)

Овладение способом формируемого действия при выполнении упражнений:

  • Упражнение 124
  • Упражнение 126

 

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального регулятивного действия  самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия подведение под понятие; развитие универсального регулятивного действия по осознанию своего способа действия)

Рефлексивно-оценочный этап:

  1. Эмоциональная оценка своей работы

- Ребята, вам понравился урок?

- Интересно ли было на уроке?

  1. Рефлексивное осознание границы знания и не знания

- Что мы знали по нашей теме до урока?

- Что нового узнали?

- Что предстоит узнать?                                                                        

  1. Рефлексивное осознание затруднений

- Что было трудно?

- Почему возникают трудности?

- Как преодолеть эти трудности?

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания, рефлексивное осознание затруднений)

Задание на дом

  • Выучить памятку, которое я вам раздала.
  • Упр.127

- Есть вопросы по Д/З?

- Ребята, вы сегодня молодцы!

- Хорошо работали на уроке!

Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imen_prilagatelnyh_po_rodam.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

Организационный момент.

Слайд 1

А) Приветствие

- Ребята, у нас на уроке сегодня присутствует гость, и она хочет с вами познакомиться. Подберите слова, которые характеризуют вас. Подумайте, какие вы сын и дочь, товарищ и друг, спортсмен и художник?

Б) Положительный настрой

- А теперь расскажите, какие вы ученики и ученицы? Какое у вас сегодня настроение?

В) Проверяю готовность к уроку

- Садиться могут те, кто полностью готов к уроку.

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального  регулятивного действия самоконтроля)

Чистописание.

- Сегодня мы вспомним написание одной буквы, а какой вы сейчас угадаете.

А) Предъявление буквы

Слайд 2

Хоть и холодно зимой,

Нам не хочется домой.

Нам хорошо лететь с горы,

Ха-ха-ха, хохочем мы.

- Какой звук повторяется в этом стихотворении чаще остальных?

-Верно, сегодня мы будем писать буквы Х,х.

Б) Создание положительной мотивации для овладения написания этой буквы

-Я когда проверяла ваши тетради и обнаружила ошибки в написании этой буквы. Посмотрите на слайд и скажите, правильно ли так писать эту букву?

Слайд 3

- Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

В)Написание этой буквы

- Пропишите эту букву у себя в тетради.

Г) Самоконтроль

- Подчеркните самую красивую букву.

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального  регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия анализа, синтеза, сравнения; pазвитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания)

Словарно-орфографическая работа.

А) Закрепление ранее изученных слов

- На слайде вы видите изученные нами словарные слова. Посмотрите, правильно ли они написаны? (преветлива, бериг, дикабрь, интиресно)

- Исправьте ошибки и запишите правильно эти слова в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы, написание которых нужно запомнить.

(Проверка по образцу на слайде)

Слайд 4

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального  регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия анализа, синтеза, сравнения; развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания)

Проверка домашнего задания.

Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание.

А) Проверка знания теоретического материала:

• Фронтальный опрос:

- Ребята с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто сможет рассказать правило и привести свои примеры?

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального  регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия подведение под понятие и умозаключение)

Постановка учебной задачи.

А) Создание положительной мотивации к получению новых знаний

- Давайте вспомним, какая часть речи в начале урока помогла описать вас и ваше настроение?

- Чтобы вспомнить, что мы знаем об имени прилагательном, давайте составим синквейн этой части речи. У вас на столе уже лежат карточки, вам нужно вписать в каждую строчку нужную информацию. Давайте вспомним, из скольких строк состоит синквейн и что обозначает каждая строка?

Слайд 5

-Давайте проверим, что у вас получилось?

(На слайде пример готового синквейна)

Слайд 6

- Молодцы, справились.

- Я смотрю, вы уже много знаете об этой части речи. А что вы хотите получить от сегодняшнего урока?

-Когда вы рассказывали о себе, я предположила заранее, что вы можете ответить и записала некоторые прилагательные.

Слайд 7

- Посмотрите на эти слова и скажите, по какому признаку их можно объединить?

- О чём это говорит?

- Попробуйте предположить, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Верно. И тема нашего урока Изменение имён прилагательных по родам.

Слайд 8

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Поднимаем руки класс – это раз!

Повернулась голова – это два!

Руки вниз-вперёд это три!

Руки в стороны пошире – развернули на четыре!

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Б) Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний  

- Для чего нам в речи нужны имена прилагательные?

- Сейчас мы это проверим. Ответьте на такой вопрос: Каким бывает снег?

- Давайте прочитаем текст и проверим наши предположения. На карточках у вас текст с названием «Какой бывает снег». Прочитайте его.

Каким бывает снег
Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.
В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки — утонул в сыпучем снежном болоте.
Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.
Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, лип ким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи.

- Возьмите в руки карандаш и подчеркните имена прилагательные, которые описывают снег.

- Проверяем. Слайд 9

- Сейчас контролёр с каждого ряда проверит, как ребята справились.

- Теперь такое задание. Первый ряд списывает первое предложение, второй ряд – второе предложение, третий ряд – четвертое предложение.

- Сейчас мы будем учиться определять род у имени прилагательного. Посмотрите на слайд и прочитайте правило.

А)Организация работы над формулировкой правила на слайде:

       Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

      Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.

А) Прочтение формулировки правила про себя

- Откройте учебник на странице 72.  Прочитайте еще раз правило про себя.

Б) Прочтение правила вслух

- А теперь давайте прочитаем вслух эту правило.

В) Выделение структурных частей в правиле

- Сколько частей выделим в этом правиле?

Г) Определение микротемы каждой структурной части правила

-О чем говорится в первой части

-О чем говориться во второй части?

Д) Детальный анализ каждой части

  • Воспроизводящие вопросы:

- В каком роде стоит имя прилагательное?

- В каком числе изменяется имя прилагательное по родам?

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального логического действия анализа, сравнения и обобщения; развитие универсального логического действия установление причинно-следственных связей; формирование универсального регулятивного действия самоконтроля; развитие учебно-информационных умений)

Развертывание способа действия (составление памятки):

- Я несла на урок памятку в конверте, достала ее перед уроком и заметила, что у меня все перемешалось. Давайте, вместе с вами восстановим нашу памятку.

Слайд 10.

  1. Выделяю окончание.
  2. Нахожу имя существительное и определяю его род.
  3. По роду имени существительного определяю род прилагательного.
  4. Задаю вопрос от имени существительного к имени прилагательному

Слайд 11.

  1. Нахожу имя существительное и определяю его род.
  2. Задаю вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
  3. По роду имени существительного определяю род прилагательного.
  4. Выделяю окончание.

Раздаю памятки.

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального регулятивного действия планирования; формирование универсального регулятивного действия  самоконтроля)

- Теперь давайте вернемся к нашему заданию. Возьмите карандаш и подпишите над каждым прилагательным его род, пользуясь памяткой.

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; pазвитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания; развитие универсального регулятивного действия целеполагания при постановке учебной проблемы; развитие универсального личностного действия смыслоопределения при постановке учебной проблемы)

Овладение способом формируемого действия при выполнении упражнений:

  • Упражнение 124
  • Упражнение 126

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального регулятивного действия  самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия подведение под понятие; развитие универсального регулятивного действия по осознанию своего способа действия)

Рефлексивно-оценочный этап:

  1. Эмоциональная оценка своей работы

- Ребята, вам понравился урок?

- Интересно ли было на уроке?

  1. Рефлексивное осознание границы знания и не знания

- Что мы знали по нашей теме до урока?

- Что нового узнали?

- Что предстоит узнать?        

  1. Рефлексивное осознание затруднений

- Что было трудно?

- Почему возникают трудности?

- Как преодолеть эти трудности?

(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания, рефлексивное осознание затруднений)

Задание на дом

  • Выучить памятку, которое я вам раздала.
  • Упр.127

- Есть вопросы по Д/З?

- Ребята, вы сегодня молодцы!

- Хорошо работали на уроке!

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе (Изменение имён прилагательных по родам и числам).

Методический паспорт урока. Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам” Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ...

Презентация по теме "Изменение имён прилагательных по родам" 2-3 класс

Презентация по русскому языку  по теме "Изменение имён прилагательных по родам" может быть использована при изучении любой программы начальной школы. На уроке предусмотрены различные виды деятель...

Изменение имён прилагательных по родам и числам

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Прилагательное"....

Изменение имён прилагательных по родам

Урок русского языка 3 класс "ШколаРоссии"...

Изменение имён прилагательных по родам.

Изменение имён прилагательных по родам...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...