Этап | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Организационный момент. Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.
| Знакомство, настрой | Не то беда что мы всегда Чего – нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьешься своего, Узнаешь, поумнеешь.
Пожелаем друг другу: Мы будем внимательны; Мы будем думать – И у нас все получится.
| Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II. Актуализация знаний учащихся. Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания о глаголе. Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы.
| 1. Словарная работа.
2. Минутка чистописания
| Работа в парах. Игра «ЛОТО». -Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь. - Закройте все слова, которые называют предметы одежды. - Закройте все географические названия. - Закройте все слова, которые называют овощи.
- Прочитайте слова, которые остались незакрытыми? - Что объединяет эти слова? - Докажите это.
Учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол».Слайд1 - Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. - Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания.
- Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении: 1 вариант: гсгигнгогнгигмгы 2 вариант: гагнгтгогнгигмгы
- Возьмите карандаш и вычеркните букву г. - Что интересного заметили? - Какое слово получилось? Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».Слайд1 |
Учащиеся накрывают фишками словарные слова. Москва | платок | лечит | грузят | огурец | сапоги | капуста | Россия | помидор | пальто | летят | Волга |
- Летят, лечит, грузят. - Все эти слова - глаголы. - Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
Учащиеся прописывают буквы в соединении.
Учащиеся вычёркивают букву г. 1 вариант – синонимы, 2 вариант - антонимы.
|
III. Этап формулировки темы и целей урока. Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя. Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.
| Вопросы на доске | - Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока.
- Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде) Слайд2 - Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? - Какие глаголы называются синонимами? - Какие сказки сочинил А.С.Пушкин? - Какие глаголы называются антонимами? - Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
- Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке).
| - Глаголы - синонимы и глаголы-антонимы.
Учащиеся выбирают нужные вопросы: - Какие глаголы называются синонимами? - Какие глаголы называются антонимами? - Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
|
IV. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: Познакомить с понятием глаголы-синонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата. Контроль за посадкой во время письма и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.
| 1. Работа над понятием синонимов.
2. Упражнения в подборе синонимов.
| - Путешествие начинается. - Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея. (на слайде рисунки) Слайд3 - Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий? Слайд 4, 5, 6 - Что можно о них сказать? - Полученные подписи – это слова -..(синонимы) - Как по–другому их можно назвать? - Совершенно верно, слова – друзья. (на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья») Слайд 7
- Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на доске) работать передвигаться трудиться плакать смеяться бросить глядеть хохотать рыдать смотреть поднять кинуть идти стоять
-А теперь прочитайте слова (слова на слайде). Слайд 8 - Что можно о них сказать? Почему? смеяться хохотать заливаться закатываться - Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными? - Что вы еще заметили?
- Какой можно сделать вывод? (Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде)
|
Дети придумывают глаголы (после ответов учащихся на слайде появляются подписи): Пляшут – танцуют Говорят – беседуют Глядит – смотрит - Это глаголы близкие по смыслу. - Синонимы - Это слова – друзья.
Учащиеся находят пары синонимов. Работать - трудиться передвигаться - идти плакать - рыдать смеяться - хохотать глядеть - смотреть бросить - кинуть
Учащиеся выписывают любые две пары синонимов.
- Глаголы – синонимы, слова близкие по смыслу.
- Нет, они разные по написанию. - От уменьшения действия к усилению значения слова.
- Синонимы – это слова, близкие по смыслу.
|
3. Работа над словосочетанием.
| - Прочитайте словосочетание на слайде. Слайд 9 Бить баклуши - Как вы понимаете его значение? - Каким глаголом-синонимом мы можем иего заменить? - Посмотрите на доску. Записаны словосочетания. Я вам предлагаю самостоятельно заменить их глаголами-синонимами и записать напротив. Повесить нос – Витать в облаках –
Водить за нос – Сидеть сложа руки -
| Учащиеся читают надпись.
- Бездельничать.
Учащиеся по вариантам записывают: Повесить нос - грустить. Витать в облаках - мечтать
Водить за нос – обманывать. Сидеть сложа руки – бездельничать. Ученики по вариантам озвучивают выполненную работу.
|
4. Работа с предложением .стр. 103 упр. 175 ( 2 предлож.)
| Учитель читает . - Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. - Понравилось ли вам предложение по конструкции? - Как можно избежать повторения слов в предложении? - Почему один и тот же глагол употребляется по-разному?
- Для чего используют синонимы в речи?
|
- Повторяются глаголы. - Заменить другими глаголами-синонимами. - Точнее выражается мысль
- Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
|
5. Вывод.
| - Путешествие по острову Синонимов заканчивается. - Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы: - Что такое синонимы?
- Для чего используют синонимы в речи?
|
- Синонимы – это слова, близкие по смыслу.
- Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
|
Физминутка |
| - Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поморгайте, улыбнитесь, Глубоко теперь вздохните. Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите Вновь трудиться вы начните.
|
|
V. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма.
| 1. Работа над понятием антонимы.
2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов.
| - Вот мы причалили к острову Антонимов. Слайд10. Мы оказываемся у замка. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо? трудиться, лениться ссориться, мириться чистить, пачкать терять, находить смеяться, грустить плакать, веселиться дружить, враждовать печалиться, радоваться любить, ненавидеть заболеть, выздороветь
- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?
- Как понять «противоположные»? - Верно, это слова - спорщики. - Как по-другому их можно назвать? (антонимы). - Что такое антонимы?
- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили. (Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде).
- Сейчас мы будем играть в игру «Перестрой фразы наоборот». У: Я буду говорить Дети: Мы будем молчать. У: Я буду стоять. Дети: Мы будем сидеть. У: Я буду открывать. Дети: Мы будем закрывать. У: Я буду работать. Дети: Мы будем отдыхать.
| Учащиеся распределяют глаголы в 2 столбика: Хорошо / плохо Трудиться / лениться Мириться / ссориться Чистить / пачкать Находить / терять Смеяться / грустить Веселиться / плакать Дружить / враждовать Радоваться / печалиться Любить / ненавидеть Выздороветь / заболеть
- Это глаголы противоположные по смыслу. - Наоборот.
- Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Учащиеся отвечают хором.
|
| 3. Работа над пословицей.
| - Продолжите пословицу ( на доске): - Ласточка день начинает, а соловей … (кончает) Объясните смысл. Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице. Запишите пословицу по памяти. Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать?
- Для чего нам необходимы антонимы?
| - кончает
Начинает – кончает, это антонимы. Слайд 11
- Речь становится красивой, выразительной, точной.
|
| 4. Работа с карточками .Дифференцированная работа.
| Карточка 1 1.Подчеркните глаголы – синонимы. Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало. 2. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) …(нашёлся, появился) сломал – (?) … (сделал, наладил)
Карточка 2 1. Замените синонимами глаголы: Солнце село - (зашло, закатилось) Самолёт сел – (приземлился) 2. Запиши антонимы: ходить -… болтать -… засыпать -… сидеть - …
Карточка 3 1. Найти синонимы и подчеркнуть их. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 2. Напиши антонимы к глаголам: Бездельничать – работать, Огорчаться – радоваться.
- Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов? - Откройте учебник на странице 154 – 155 1 вариант – выписать две пары глаголов – синонимов 2 вариант – две пары глаголов - антонимов |
Нужно обратиться к словарю. |
| 5. Вывод | - Пришло время покинуть остров Антонимов. - Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы: - Что такое антонимы?
- Для чего используют антонимы в речи?
|
- Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
- Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
|
VI. Рефлексия |
| - Соотнесите определение с парами глаголов Слайд 12 |
|
VII. Итог
| Вопросы по теме урока | - Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? - Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами? - Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? - На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.) - Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас? - Поднимите руку у кого 5 плюсов. Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше? - Молодцы, я рада за вас.
- Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
|
- Синонимы – слова, близкие по смыслу. - Антонимы – слова, противоположные по смыслу. - Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной и без повторов.
|
VIII. Д. з. |
| По выбору 1. упр.180 2. Подобрать 3 пословицы с глаголами – антонимами. |
|