Урок русского языка "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Побойня Наталья Владимировна

Урок открытия новых знаний "Неопределенная форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx27.59 КБ
Файл russkiy.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель:

Побойня Наталья Владимировна

Предмет:

Русский язык

УМК:

Школа России

Тема урока:

Неопределенная форма глагола

Тип урока:

ОНЗ

Цель деятельности педагога:

Создание условия для формирования у учащихся знаний и умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Задачи:

Образовательные:   сформировать умение определять по вопросам   неопределенную форму глагола;

Развивающие: развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, навык чёткого и красивого письма; способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания;

Воспитательные: расширять коммуникативные способности детей;

Планируемые результаты:

Предметные:   иметь знания о неопределенной форме глагола;

Метапредметные :

Познавательные –  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;  данного раздела; определяют круг своего незнания

Коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;  уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;

Регулятивные – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;  уметь самоорганизовываться;  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивание усеваемого содержания

Методы и формы обучения:

Словесный (беседа); наглядный; практический (выполнение упражнений)

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Образовательные ресурсы:

Карточки, учебник, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 -Ребята, в любом занятии вам удостоверяетесь, то что российский стиль любопытен, прекрасен а также сложный. Вам ранее почти все представляете. В собственных познаниях продолжаете двигаться далее, открывая секреты российского стиля. Смотри, а также на сегодняшний день попытаемся посодействовать товарищ товарищу совершить новейшие раскрытия.

Проверяют свою готовность к уроку.

2.Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений.

Цель: актуализировать знания и ввести обучающихся в учебную деятельность

3.Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:  мотивировать к изучению темы, стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

- Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих?  

(Слайд 2)

-Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

(Слайд 3)

- Пропишем красиво  сочетания букв:

ть, ти, чь .

  - Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Например, в каких?

(Слайд 4)

Вам нужно вставить в окошки пропущенные слова- это фрагмент  известного вам стихотворения, Сергея  Михалкова «Если».

2.Слова какой части речи здесь пропущены? Вставьте пропущенные глаголы.

3. Прочитайте полученный текст.

(Слайд 4)

Найдите,  пожалуйста, глагол, у которого мы не можем  определить время действия.

сидим                             лаять

смотрим

летят

мокнут

хотят

- Чем отличается глагол лаять от всех остальных глаголов?

-Да, правильно!

Это глагол  не обозначает ни категорию  времени, ни  категорию числа.

 Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

(Слайд 5)

Какова тема нашего урока?

Назовите цель нашего урока?.

Чему  будем  учиться   на  уроке?

Зачем нам нужно познакомиться с неопределённой формой глагола? Можем мы с вами сразу ответить на этот вопрос? Нет, но в конце урока мы должны на него постараться ответить.

(О глаголе).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.

Минутка чистописания.

Ходить, расти, беречь и т.д.

На слайде фрагмент стихотворения С.Михалкова

Мы …   и  …  в окна.

Тучи по небу …   .

На дворе собаки … ,

Даже …   не    … .

Глагола

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Лаять

Во всех остальных глаголах мы можем определить время действия лиц и число. А по глаголу лаять не можем.

(Узнать, какая форма  глагола  является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д. )

(Находить  глаголы  неопр. ф.  в тексте, выявить отличительные признаки неопределённой формы глагола,  учиться ставить глаголы в неопред. форму).

Физкультминутка

-Если глагол в н.ф. – руки вверх.

- Если глагол в других формах – руки вперед.

- Если слово не является глаголом – присели.

Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости,  везти, грусть,  стеречь, (бороться).

Выполняют

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение

(Слайд 6)

Посмотрите внимательно на эту схему.

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

                                     

-От тот или иной фразы я сформировали все без исключения данные фигуры? Означает, первоначальной конфигурацией считается неясная ф. глагола.

Тот или иной заключение возможно совершить?

(Слайд 7)

  Сконцентрируйте интерес в соответствующее строчки с этого стишка: В случае если брать все без исключения данные лужи, а также объединить в одну…Которые фразы тут встают в неясной, проспектов. буква. первоначальной фигуре? В тот или иной проблема они соответствуют? Заключение.

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти, -чь

Откройте страницу учебника на странице 106 прочтите правило. И скажите верно ли мы определили, что такое неопределенная форма глагола.

(Слайд 8)

Упр. 183 стр. 107

- К творчеству  какого писателя мы обращались в начале урока?

- Прочитаем еще  одно стихотворение С.Михалкова.

О чем оно? Какова  главная мысль?

Что значит слово ЗАВЕТНЫЕ?

Заветный (по Ожегову) –

  1. Сокровенный, задушевный.
  2. Свято хранимый, дорогой по воспоминаниям, оберегаемый.

Лексич. значение (по Ожегову):

- Найдите здесь глаголы в н.ф.

-Что обозначает слово учить?

- Что обозначает слово учиться?

-Сравните произношение форм  этого слова.

-Сравните написание форм  этого слова.

-Почему они пишутся по-разному?

- Поставьте вопросы к ним? Чем они отличаются?

Какая особенность правописания части слова –ться?

Какой вывод мы можем сделать?

Обратите внимание на эту орфограмму.

-Запишите это стихотворение по памяти. Обозначьте неопр. ф. (НАДПИШИТЕ НАД НЕОПР. Ф. ГЛАГ. Н.Ф.) Подчеркните сочетания букв, на которые оканчиваются  глаголы в неопр. ф.  

-Какой  глагол в этом стихотворении не стоит в неопр. форме? Поставим его в н.ф.

Внимание! Если глагол отвечает на вопрос что делает? – то н.ф. отвечает на вопрос Что делать?

Запишем!

Помогают (что делают?)- (что делать?) помогать.

Сравните!

Помогу (что сделаю?) – (что сделать?) помочь.

 Обратите внимание, что н.ф. глагола оканчивается на –чь. Что вы заметили особенного в этом написании? Не только в этом. Везде ь.

ЛАЯТЬ

Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола

(Начальная форма глагола не обозначает ни времени действия, ни лица -  производителя действия).

Взять, соединить

(Что сделать?)

Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы

что делать? /что сделать?

Читают, отвечают

Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться.

И Отчизной дорожить.

Отчизна – Отечество, Родина.

 Синонимы:

Отчизна – Родина, Отечество

(Действие направлено на кого-то)

(Действие направлено на себя.)

5.Самостоятельная работа.

Цель: Проверить навык усвоения новых знаний.

- Выполните задание.

https://learningapps.org/display?v=pvec1n12t20

Выполняют самостоятельно.

6.Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной

учебной деятельности.

-С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- Почему она называется неопределенной?

- На какие вопросы отвечает?

- На что оканчивается?

- Какое открытие мы сделали  на уроке?

- Зачем мы познакомились  с неопред. ф. глагола?

 

-А теперь давайте вернемся к глаголам, которые мы рассматривали  в начале урока.

  Я предлагаю  вам сейчас  поставить их  в неопределенную форму. Проверим, сможете ли вы выполнить  это задание?

- Вы с удовольствием поработали на уроке? (смайлики). У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? Я всех благодарю за хорошую работу.

(неопред. форма = начальная форма).

-Чтобы уметь образовывать разные формы глагола, чтобы грамотно писать глаголы.

 Сидим       -     сидеть                        

Смотрим -     смотреть

Летят      -     лететь

Мокнут    -     мокнуть

Не хотят  –   не хотеть

7. Домашнее задание

с.106  повторить, для закрепления выполнить упр.184  стр.107


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

Что такое глагол? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. На какие вопросы отвечают глаголы? Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.

Слайд 3

ть ти чь

Слайд 4

https://learningapps.org/display?v=p7ep6jy9320 сидим смотрим летят мокнут лаять хотят

Слайд 5

сидим смотрим летят мокнут лаять хотят

Слайд 6

Неопределенная форма глагола Цель: узнать, какая форма глагола является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает.

Слайд 7

Лаять Пр. вр . Наст.. вр . лаял лает лаяла лают Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола. Начальная форма глагола не обозначает ни времени действия, ни лица - производителя действия.

Слайд 8

Если взять все эти лужи И соединить в одну…

Слайд 9

Если взять все эти лужи И соединить в одну… Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? что сделать?

Слайд 11

Заветный (по Ожегову) – 1) Сокровенный , задушевный. 2) Свято хранимый, дорогой по воспоминаниям, оберегаемый . Помогают (что делают?) (что делать?) помогать

Слайд 12

https://learningapps.org/display?v=pvec1n12t20

Слайд 13

-С какой формой глагола мы познакомились на уроке? Почему она называется неопределенной? На какие вопросы отвечает? - На что оканчивается? Неопределенной называется потому, что является начальной формой глагола. (Начальная форма глагола не обозначает ни времени действия, ни лица - производителя действия ). С неопределённой формой глагола . Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Оканчивается на: - ть , - ти , чь

Слайд 14

Сидим - Смотрим - Летят - Мокнут - Хотят - сидеть смотреть лететь мокнуть хотеть

Слайд 15

Домашнее задание стр. 107 упражнение 184


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени" и презентация по уроку

Урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени", который проходит в форме урока-игры, урока-сказки с использованием презентации...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Конспект урока русского языка "Употребление глаголов в разных временных формах"

Конспект урока русского языка по теме "Употребление глаголов в разных временных формах" 2 класс УМК "Школа России"...

Тест по русскому языку "Формы глагола", 4 класс.

Тест по русскому языку "Формы глагола", 4 класс....

Конспект урока "Начальная (неопределённая) форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: формирование представления о неопределенной форме глаголаПланируемые результаты: Предметные:- знать, что такое неопределённая форма глагола;- уметь находить глаголы неопр. ф...