Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ш". УМК "Планета знаний". 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Панарина Татьяна Викторовна

В конспекте представлено поэтапное  изучение  написания новой буквы. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.12_pismo_zaglavnoy_bukvy_sh.docx159.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.12.22 г.

ТЕМА:  Письмо заглавной буквы «Ш».  (П3, с.30-31 )

Цель: создать условия для формирования графического навыка  написания  заглавной буквы  «Ш».

Этапы урока

Деятельность учителя, учащихся

I.Мотивация

1.Приветствие учителя.

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Мы теперь ученики.

2.Проверка готовности.

3.Правила посадки.

4.Правила поведения.

  1. II. Постановка учебной задачи.
  2. Определение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня к нам на урок письма пришла  одна маленькая гостья. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Этот маленький зверёк,

В нор   В норке, под землёй, живёт.

Серый  Серый, шустрый слишком.

Вы уз   Вы узнали? Это … (мышка).

- Мы    Мышку  зовут Шушара.

Как вы Как вы думаете, ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК НАЗВАЛИ? (ОНА ШУРШИТ)

Эта м   Эта мышка очень любит читать и писать.

И хочет посмотреть, чему вы научились на уроках письма.

 чему

Фонетическая гимнастика

-Ребята, мышка очень долго добиралась к нам на урок. Когда она шла через лес, она встретила змею. И она шипела на маленькую мышку.

-Как шипит змея? Ш-ш-ш

- Когда она бежала по  деревне, на неё шипели гуси.

-Как шипят гуси? Ш-ш-ш

- Когда мышка бежала по горе. Она слышала. Как шумит ветер в горах. Ш-ш-ш

-Какой звук принесла с собой мышка? [ш].

-Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, всегда твердый)

-Какой буквой обозначается этот звук?  (ша)

-С написанием какой буквы ша  мы уже знакомы? Строчной.

-Сможем ли мы написать кличку мышки? Почему?

 (Мы не знаем, как  пишется заглавная буква «Ш»)

-Сформулируйте тему урока. (Письмо заглавной буквы « Ш»)

-Какую цель мы поставим перед собой?

 (Научиться писать заглавную букву «Ш»,  соединения, слова , предложения  с этой буквой)

- Для чего нужны заглавные буквы?

1). Чтобы писать начало предложения.

2). Чтобы писать имена, отчества, фамилии людей, клички животных, города…(имена собственные).

План работы:

1..Научимся писать прописную букву Ш.

2.Потренируемся в написании слогов.

3.Научимся писать слова, предложения с буквой Ш.

  1. III.Графический диктант

3.1.Пальчиковая гимнастика «Овощи»

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

Мы капусту рубим, 

Мы морковку трём, 

Мы капусту солим, 

Мы капусту жмём. 

3.2. Секрет  красивого  письма

 (Правильная посадка, тетрадь, правильно держать ручку)

Правила посадки, наклона тетради   во время письма. 

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

3.3.Графический диктант «Письмо слов –отгадок »      

Учительская строка -  с.31 (вверху)

1. В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук.
Кто же это? (жук)

3.Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (машина)

2. Дом на улице стоит,

 Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки.

( школа) 

жук, школа, машИна

Самопроверка  с доски. Исправление ошибок. Самооценка.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

4.1.Сравнительный анализ печатной и письменной букв «Ш».

4.2.Анализ элементов буквы «Ш» .( ПЛАКАТ)

-Из каких элементов состоит буква «Ш»?

(Заглавная  буква «Ш» состоит из 3-х элементов:  качалочек  с верхним и нижним крючками)

-В каких буквах мы встречали эти элементы? (И, М)  показ!

 

4.3.ГРАФИЧЕСКИЙ  ПОКАЗ  учителем  написания  буквы «Ш» по алгоритму. 

Начинаем писать крючок в дополнительной строке, ведем вниз прямую линию с закруглением вправо, ведем до верхней середины дополнительной строки. Не отрывая руки, ведем вниз прямую линию с закруглением вправо до верхней линии рабочей строки. Снова, не отрывая руки, пишем третью прямую линию с закруглением вправо до середины рабочей строки –качалочку.

Обратить внимание на равномерность , параллельность  расстановки при письме трёх наклонных.) показ!

– Пропишите  букву  в воздухе, на ладошке.

4.4.Дополнение элементов до  буквы «Ш» - 2 строка.(П2, с.30)

  • ПОСАДКА! 
  • об интервале между группами букв

4.5. Графический анализ

- Карандашом обведите  в кружок самую красивую букву.

- Сравните написанные буквы с образцом, какие видите ошибки?

ФИЗМИНУТКА  ДИНАМИЧЕСКАЯ

Мы писали, мы писали,

А потом все дружно встали.

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали:

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

А теперь за парты тихо сели (раз, два, три).

  1. 5.Закрепление знаний и способов действий.

5.1.Орфографический анализ и письмо имён. (2 строки, с .30).

-Прочитайте слова : Шура, Шурик.

-Объясните, почему слова  пишутся с большой  буквы?

-Какая разница между ними?

(Шура –женское имя, Шурик –мужское)

-Найдите и выделите общую часть.

-Как вы думаете,  какое  полное  имя девочки и мальчика?

-А ещё как по-другому этих детей можно назвать?( Сашей)

-Запишите  слова рядом с образцами.

-Подчеркните заглавную букву Ш.

5.2. Орфографический анализ и запись пары слов.  

(3 строки, с.30)

На доске предложения.

У  Никиты собака      …. арик.

У Жанны  воздушный  … арик.

-Чем  похожи эти слова?  (произношением)

-Чем отличаются?  (смыслом, написанием)

- Прочитайте слова: шарик, Шарик.

- На что указывает большая буква в начале слова?

ВЫВОД: КЛИЧКИ животных пишем с заглавной буквы!

- Запишите  слова шарик, Шарик  рядом с образцами.

-Подчеркните заглавную буквы ш, Ш.

Пальчиковая гимнастика

5.3. Орфографический анализ и запись пары слов.  

(4,5 строки, с.30)

- Прочитайте пару  слова: шуршит шуршат.

- Установите  разницу в данных словах. (значение один — много).

Педагог обращает внимание учеников на сочетание ши,                             знакомит их с правилом написания сочетания ши с буквой и.

Сочетание ШИ с буквой И всегда пиши!

Аналогично строится  работа  со   словом спешит  на следующей строке :   спЕшит -спЕшат

 В этом же слове можно привлечь внимание детей к безударной гласной и способу  её проверки. (спЕшка)

6.Вариативная часть,

 с. 31 .

1. В следующем задании разбираются три предложения:

У  Милы груши.

У Наташи карандаши.

У Гриши камыши.

После прописывания по пунктиру дописываются недостающие слоги.  ШИ с И!

2.Составляются анаграммы: шарф — фарш, шпала — лапша, шнурок — коршун, жирок — коржи или рожки.

3.В задании полученные слова записываются на строке:                           шарф— шар, шутка — утка, шлак — лак.

7.Итог. Рефлексия.

  1. 7.1.Итоговая беседа.

– Какую букву мы научились писать?

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой?

- Что получилось на уроке?

- Над чем надо еще поработать?

7.2.Самооценка «Шарики»  

Зеленые шарики - доволен своей работой, все получилось

Желтые – не всё  получилось.

8.Д.З.

П3 , с.30 (запись предложений)+ подчеркнуть сочетание ШИ.

Шуршат кусты, шуршат листы.

Дождик шуршит, и мышонок шуршит.

Предложения переписываются на свободные строки,

сочетания ши подчёркиваются.

http://900igr.net/up/datai/266870/0079-049-.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ю". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте урока представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ю. Включены физкультминка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Я". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Я. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Х. Включены физкультминутка и  пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено пэтапное изучение написания строчной буквы х. Включены физкультминутка и  пальчиклвая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания строчной буквы х.   Включены физкультминутка и  пальчиклвая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ц". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ц. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы ч". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания строчной буквы ч. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....