Рабочая программа по родному русскому языку для 3-4 классов
рабочая программа по русскому языку (3, 4 класс)
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, 8 культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_russkomu_yazyku_3-4_klassy.docx | 58.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сосьвинская общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
МБОУ «СОСЬВИНСКАЯ СОШ»
Героевой О.А.
Фамилия, имя, отчество
по предмету Родной (русский язык)
1-4 классы
П.Сосьва 2022г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа реализуется на основе примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.
Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Описание места предмета в учебном плане.
Программа по родному русскому языку рассчитана: на 3-4 классы отводится по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Родной (русский) язык:
Цель Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Задачи.
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной (русский) язык»
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения курса «Родной (русский) язык»
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
К концу обучения обучающийся научится:
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.
К концу обучения обучающийся получит возможность научиться
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
- знать особенности диалога и монолога
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка)
- пользоваться основными способами правки текста.
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Содержание учебного предмета
3 класс
Развитие речи. Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи.
Развитие речи. Речевая деятельность. Речь. Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. Главное переживание автора, выраженное в речи. Устное изложение. Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине.
Развитие речи. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Как правильно вести себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону? Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.
Развитие речи. Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям.
Развитие речи. Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и текст-повествование. Научный текст. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
4 класс
Развитие речи. Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог.
Развитие речи. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Развитие речи. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение.
Развитие речи. Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).
Говорение. Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы.
Развитие речи. Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение. Письменное изложение текста.
Развитие речи. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Развитие речи. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Развитие речи. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Развитие речи. Как устроена книга.
Развитие речи. Газетные информационные жанры.
Развитие речи. Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Развитие речи. Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.
Тематическое планирование 3 класс
Основное содержание | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умением ведения разговора. | Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация. | 1 | Участвовать в устном общении на уроке. Строить предложения для решения определённой речевой задачи. |
Развитие речи с элементами культуры речи | 1 | ||
Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. | Речь. Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. Устное изложение. | 2 | Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. Составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике) |
Устное сочинение по картине. | 1 | ||
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. | Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов | 1 | Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. |
Говорение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умением ведения разговора. | Как правильно написать письмо? Как правильно вести себя в магазине? | 1 | Анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания. |
Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону? | 1 | ||
Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас | 1 | ||
Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; знакомство с основными видами изложений и сочинений. | Письменное изложение | 1 | Письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; |
Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. | Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям. | 1 | Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. Составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему. |
Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). | Текст, его тема и основная мысль | 1 | Отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений. Понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста. |
Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. | 1 | ||
Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; знакомство с основными видами изложений и сочинений. | Текст-описание и текст-повествование. | 1 | Распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; Читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать. |
Научный текст | 1 | ||
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. | 1 | (Самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя); Пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач; |
Особенности словарных статей как разновидностей текста | 1 | ||
17 |
Тематическое планирование 4 класс
Основное содержание | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологической формой речи. | Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Что такое монолог и диалог. | 1 | Участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения). Различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи. |
Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. | Работа с картиной. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. | 1 | Составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике) Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. |
Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. | Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей | 1 | |
Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. | Учимся делать научное сообщение | 1 | |
Письменная речь. Редактирование текста | 1 | ||
Говорение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умением ведения разговора. | Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. | 1 | Анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания. |
Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. | Текст. Знакомимся с текстом-рассуждением. Несколько доказательств в рассуждении | 1 | Отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; Распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение. |
Текст. Работа с текстом - описанием и повествованием. | 1 | ||
Развитие речи. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. | Смысловая цельность и связность текста. Письменное изложение текста | 1 | Письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам. |
Развитие речи. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение | Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение | 1 | Составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки). |
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля | 1 | ||
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | Особенности словарных статей как разновидностей текста. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. | 1 | (Самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя); Пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач. |
Как устроена книга | 1 | ||
Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). | Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни | 1 | Составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки). |
Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. | 1 | ||
Газетные информационные жанры. Учимся писать аннотацию | 1 | ||
Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся | 1 | ||
17 |
Технические средства обучения
Классная доска
Экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
3 класс
№ | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3ч.) | |||||
Экскурсия по старому городу. | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами | 1 | |||
Русский народный костюм Проектное задание: «Русский народный костюм» | выполняют проектное задание | 2 | |||
Раздел 2. Язык в действии (5ч.) | |||||
Как правильно произносить слова. | работают со словарем ударений. | 1 | |||
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. | учатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов. | 1 | |||
Фразеологизмы. | находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; учатся уместно употреблять крылатые слова в речи. | 1 | |||
Откуда приходят слова? | знакомятся с заимствованными словами; учатся определять грамматические значения заимствованных слов. | 1 | |||
Как растет слово? | упражняются в словообразовании; работают с морфемно-словообразовательным словарем | 1 | |||
Раздел 3. Секреты речи и текста (8ч.) | |||||
Темы текстов. Основная мысльтекста. Опорные слова. | учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | 2 | |||
Сочинение на тему: «Мой выходной день» | 1 | ||||
Типы текста. Повествование. | знакомятся со структурой текста повествования; учатся составлять тексты повествования | 1 | |||
Рассуждение. | знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты рассуждения | 1 | |||
Описание. | знакомятся со структурой текста описания; учатся составлять тексты описания | 1 | |||
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). | учатся определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле | 1 | |||
Культура общения. | уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | 1 | |||
Итоговый тест | выполняют итоговую работу | 1 |
4 класс
№ | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4ч.) | |||||
Путешествие в прошлое | распознают слова и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами | 1 | |||
Русский богатырь | 1 | ||||
Чем мерили в старину? | 1 | ||||
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. | создают книжку с пословицами с устаревшими словами в картинках. | 1 | |||
Раздел 2. Язык в действии (6ч.) | |||||
Омонимы, омофоны, омоформы, | знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять. упражняются в различении многозначного слова от омонима. | 1 | |||
Как правильно произносить слова. | работают со словарем ударений. | 1 | |||
Фразеологизмы. | работают с фразеологизмами; заменяют слова фразеологизмами; объясняют смысл фразеологизма; используют в речи. | 1 | |||
Диалектизмы. | читают тексты, в которых использованы диалектизмы. | 1 | |||
Пословицы и поговорки. Афоризмы | учатся уместно употреблять пословицы в речи; знакомятся с афоризмами | 1 | |||
Сочинение по пословице | учатся составлять текст по заданной пословице. | 1 | |||
Раздел 3. Секреты речи и текста (6ч.) | |||||
Художественный стиль. | анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности художественного стиля; пробуют самостоятельно составить небольшой рассказ в художественном стиле. | 1 | |||
Композиция текста. Основные элементы композиции. | знакомятся с основными элементами композиции текста; учатся их находить в тексте | 1 | |||
Композиция. Работа с деформированным текстом. | упражняются в определении элементов композиции в деформированном тексте; восстанавливают и записывают текст | 1 | |||
Творческая работа. Написать рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать» | продумывают содержание рассказа и его композицию; составляют план рассказа; записывают опорные слова; составляют черновой вариант текста; редактируют; записывают чистовой вариант текста. | 1 | |||
Газетно-публицистический стиль. | знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в определении газетного жанра | 1 | |||
Я пишу письмо | знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату, рассказ о событиях, изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату. | 1 | |||
Итоговый тест | выполняют итоговую работу | 1 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Классная доска
Экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по родному русскому языку для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
программа...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»3Содержание учебного предмета3-4Тематическое планирование4-6...
Рабочая программа по "Родному русскому языку" "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 4 класс...
Рабочая программа по "Родному русскому языку" "Школа России" 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родному русскому языку для учащихся 4 класса "Школа России"
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета2 Содержание учебного предмета «Родной русский язык»3. Тематическое планирование...