Рабочая программа по родному русскому языку для 3-4 классов
рабочая программа по русскому языку (3, 4 класс)

Героева Ольга Анатольевна

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, 8 культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сосьвинская общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МБОУ «СОСЬВИНСКАЯ СОШ»

Героевой О.А.

Фамилия, имя, отчество

по предмету Родной (русский язык)

                                           1-4 классы

П.Сосьва 2022г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа реализуется на основе примерной  программы начального общего образования  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.

Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Описание места предмета в учебном плане.

Программа по родному русскому языку рассчитана: на 3-4 классы отводится по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Родной (русский) язык:

Цель    Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

 Задачи.

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родной (русский) язык»

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения курса «Родной (русский) язык»

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

К концу обучения обучающийся научится:

  • распознавать и вести этикетный диалог;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
  • определять тему, основную мысль несложного текста;
  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);
  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.

К концу обучения обучающийся получит возможность научиться

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;
  • давать оценку невежливому речевому поведению.
  • знать особенности диалога и монолога
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка)
  • пользоваться основными способами правки текста.
  • анализировать типичную структуру рассказа;
  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
  • продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;
  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Содержание учебного предмета

3 класс

Развитие речи. Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи.

Развитие речи. Речевая деятельность. Речь. Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. Главное переживание автора, выраженное в речи. Устное изложение. Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине.

Развитие речи. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Как правильно вести себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону? Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.

Развитие речи. Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям.

Развитие речи. Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и текст-повествование. Научный текст. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

4 класс

Развитие речи. Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог.

Развитие речи. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Развитие речи. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение.

Развитие речи. Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).

Говорение. Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы.

Развитие речи. Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение. Письменное изложение текста.

Развитие речи. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Развитие речи. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Развитие речи. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Развитие речи. Как устроена книга.

Развитие речи. Газетные информационные жанры.

Развитие речи. Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Развитие речи. Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.

Тематическое планирование 3 класс

Основное содержание

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умением ведения разговора.

Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация.

1

Участвовать в устном общении на уроке. Строить предложения для решения определённой речевой задачи.

Развитие речи с элементами культуры речи

1

Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Речь. Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. Устное изложение.

2

Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике)

Устное сочинение по картине.

1

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов

1

Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Говорение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умением ведения разговора.

Как правильно написать письмо? Как правильно вести себя в магазине?

1

Анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания.

Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону?

1

Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас

1

Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; знакомство с основными видами изложений и сочинений.

Письменное изложение

1

Письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям.

1

Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему.

Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Текст, его тема и основная мысль

1

Отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений. Понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста.

Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте.

1

Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; знакомство с основными видами изложений и сочинений.

Текст-описание и текст-повествование.

1

Распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

Читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать.

Научный текст

1

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях.

1

(Самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

Пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

Особенности словарных статей как разновидностей текста

1

17

Тематическое планирование 4 класс

Основное содержание

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологической формой речи.

Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Что такое монолог и диалог.

1

Участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения).

Различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи.

Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Работа с картиной. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

1

Составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике)

Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей

1

Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Учимся делать научное сообщение

1

Письменная речь. Редактирование текста

1

Говорение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умением ведения разговора.

Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

1

Анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания.

Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Текст. Знакомимся с текстом-рассуждением. Несколько доказательств в рассуждении

1

Отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

Распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение.

Текст. Работа с текстом - описанием и повествованием.

1

Развитие речи. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания  определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Смысловая цельность и связность текста. Письменное изложение текста

1

Письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам.

Развитие речи. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания  определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение

Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение

1

Составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки).

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля

1

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Особенности словарных статей как разновидностей текста. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях.

1

(Самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

Пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач.

Как устроена книга

1

Развитие речи. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни

1

Составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки).

Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

1

Газетные информационные жанры. Учимся писать аннотацию

1

Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся
рассказывать о творчестве писателя или поэта

1

17

Технические средства обучения

Классная доска

Экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

3 класс

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3ч.)

Экскурсия по старому городу.

распознают и понимают значение устаревших слов по

указанной тематике; 

используют словарные статьи для определения лексического

значения слова; 

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок,

 связанных с изученными темами 

1

Русский народный костюм Проектное задание: «Русский народный костюм»

выполняют проектное задание

2

Раздел 2. Язык в действии (5ч.)

Как правильно произносить слова. 

работают со словарем ударений.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. 

учатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения,

 эпитеты и олицетворение в устной и письменной речи;

 работают со словарем синонимов.

1

Фразеологизмы. 

находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение

 фразеологизмов; учатся уместно употреблять крылатые слова

в речи.

1

Откуда приходят слова? 

знакомятся с заимствованными словами; учатся определять

грамматические значения заимствованных слов.

1

Как растет слово?   

упражняются в словообразовании; работают с

морфемно-словообразовательным словарем

1

Раздел 3. Секреты речи и текста (8ч.)

Темы текстов. Основная мысльтекста. Опорные слова. 

учатся определять тему текста, основную мысль;

определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

2

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

1

Типы текста.

Повествование.

знакомятся со структурой текста повествования;

учатся составлять тексты повествования

1

Рассуждение. 

знакомятся со структурой текста рассуждения;

учатся составлять тексты рассуждения

1

Описание.

знакомятся со структурой текста описания;

учатся составлять тексты описания

1

Стили речи: разговорный и книжный  

(художественный и научный). 

учатся определять стилистическую принадлежность текстов,

составлять текст в заданном стиле

1

Культура общения. 

уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

1

Итоговый тест

выполняют итоговую работу

1

 

4 класс

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4ч.)

Путешествие в прошлое

распознают слова и понимают значение устаревших слов

 по указанной тематике; 

используют словарные статьи для определения лексического

 значения слова; 

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок,

связанных с изученными темами 

1

Русский богатырь

1

Чем мерили в старину?

1

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. 

создают книжку с пословицами с устаревшими словами

 в картинках.

1

Раздел 2. Язык в действии (6ч.)

Омонимы, омофоны, омоформы,

знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять.

упражняются в различении многозначного слова от омонима.

1

Как правильно произносить слова. 

работают со словарем ударений.

1

Фразеологизмы.

работают с фразеологизмами; заменяют  слова фразеологизмами;

объясняют смысл фразеологизма; используют в речи.

1

Диалектизмы.

читают тексты, в которых использованы диалектизмы.

1

Пословицы и поговорки. Афоризмы

учатся  уместно употреблять  пословицы в речи; знакомятся

 с афоризмами

1

Сочинение по пословице

учатся составлять текст по заданной пословице.

1

Раздел 3. Секреты речи и текста (6ч.)

Художественный стиль.

анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности

художественного стиля; пробуют самостоятельно составить

небольшой рассказ в художественном стиле.

1

Композиция текста. Основные элементы композиции.

знакомятся с основными элементами композиции текста;

 учатся их находить в тексте

1

Композиция. Работа с деформированным текстом.

упражняются в определении элементов композиции в

деформированном тексте; восстанавливают и записывают текст

1

Творческая работа. Написать рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать»

продумывают содержание рассказа и его композицию;

составляют план рассказа; записывают опорные слова;

 составляют черновой вариант текста; редактируют;

записывают чистовой вариант текста.

1

Газетно-публицистический стиль.

знакомятся  с жанрами газетного стиля; упражняются в

 определении газетного жанра

1

Я пишу письмо

знакомятся с особенностями эпистолярного жанра;

пробуют самостоятельно написать письмо другу,

 в котором бы просматривались такие части:

 обращение к адресату, рассказ о событиях, изложение

своих мыслей, добрые пожелания адресату.

1

Итоговый тест

выполняют итоговую работу

1

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Классная доска

Экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»3Содержание учебного предмета3-4Тематическое планирование4-6...

Рабочая программа по "Родному русскому языку" "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс...

Рабочая программа по родному русскому языку для учащихся 4 класса "Школа России"

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета2 Содержание учебного предмета  «Родной русский язык»3. Тематическое планирование...