"Имя существительное" 2 класс УМК Школа России конспект урока
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Данный урок проводится во 2 классе. Открытие новых знаний о части речи осуществляется учащимися в интересной игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл имя существительное 2 класс32.93 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Усть-Таркская СОШ

Открытый урок по русскому языку

                              учитель: Соловьева Елена Владимировна

Тема: «Имя существительное»

Цели: - формирование общего понятия об имени существительном

- знакомство с именем существительным как частью речи;

Задачи:

  • учить различать предмет и слово как часть речи;
  • учить соотносить вопросы кто? и что?;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость, наблюдательность, умение работать в сотрудничестве с другими;
  • способствовать воспитанию коллективизма.

Планируемые УУД

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.

 Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные:  учиться распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

1. Адаптационный этап.

1) Орг. момент

2)минутка чистописания

Всем, всем - добрый день!

Ну, ребята, чур, молчок!

 Начинается урок.

- Посмотрите, сколько много гостей у нас сегодня на уроке. Поэтому

                            Отвечать будем активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

Для начала откройте тетрадочки и запишите число.

- У нас сегодня будет необычный урок. И вы не будете учениками. А вот в кого вы превратитесь, узнаете после того, как посмотрите отрывок из м/ф «Лунтик»

-Кем хотел стать Кузя?

- А кто такой сыщик?

- Вот и я вам предлагаю побыть сыщиками на этом уроке. Согласны?  

- И наш класс сегодня превращается в детективное агентство.

- Чтобы вас зачислили в наше агентство, вы должны сдать экзамен. И вот задание:

Прочитайте скороговорку и повторите её:

Проворонила ворона воронёнка.

- Для чего нужны скороговорки?

- Какой звук произносится звонче других? (р)

- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)

- Вы, конечно, поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)

(показываю написание с проговариванием)

- Ребята, в этой скороговорке спряталось еще одно слово. Попробуйте его найти.

Давайте выделим его во всех словах дугой.

-Как называется общая часть в словах?

-Какой вывод можем сделать?

-Запишите по памяти эту скороговорку.

Проверяют по образцу.

-Кто записал без ошибок, покажите зеленый сигнал. У кого пока не получилось – красный.

Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.

нет

приветствуют

записывают

смотрят

Сыщиком

минутка чистописания

Читают со слайда

Для того чтобы речь была правильной, выговаривать буквы.

минутка чистописания

ВОРОН

Выделяют корень

Слова однокоренные

записывают

Значит потеряла

самооценивание

3) Постановка проблемы

3. Работа по теме урока.

Применение новых знаний

Рефлексия. 

Итог урока

-Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:

потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)

  • Какие у вас возникли вопросы?

Это и есть цель нашей деятельности.

Мы:

  1. познакомимся с новой частью речи;
  2. узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;
  3. а также научимся распознавать ее среди других слов.

По ходу своей работы, мы будем составлять фоторобот (табличка на доске), по которому найдем потерявшуюся часть речи.

 Задание:

- Отгадай загадки:

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
Радуга

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Снег

Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам. 
Град

Рукой махнул,
Дерево погнул. 
Ветер

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что все они обозначают?

- Ну что ж, юные сыщики, я поздравляю вас с первой уликой! А что означает это слово. (Под фотороботом появляются таблички  ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ)

 Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».

Дети по команде учителя изображают животных:

  • Зайчики! (Скачут.)
  • Раки! (Отходят назад.)
  • Лошадки! (Топают ногами.)
  • Птицы! (Машут руками.)
  • Цапли! (Стоят на одной ноге.)
  • Мальчики (садятся мальчики)
  • Девочки (садятся девочки)

-Давайте запишем словами кого мы изображали.

-На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают?

-Мы отыскали вторую улику!

На доску вывешиваются таблички

КТО? ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ

Чтобы найти следующую улику предлагаю объединиться в группы.

Раздаю карточки:

. Работа в группах по инструкции.

- Прочитайте слова на карточках. Найдите похожие

- Разделите их на группы. И дайте названия каждой группе.

- 1,2,3,4

(Страх   молоток   доктор огурец

Радость ножницы летчик  земляника

Грусть   грабли    плотник  дерево

Веселье кисть  повар           ромашка

Любовь топор учитель        фикус)

- Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Всё это тоже можно считать предметами.

- Итак, юные сыщики, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?

На доске к этому времени выстроилась схема

ЧАСТЬ РЕЧИ

ЧТО? КТО?

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ

ЧУВСТВА ЛЮДИ

ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОФЕССИИ

РАСТЕНИЯ

ПРЕДМЕТЫ

-Сейчас вы скажете мне на ушко, какую же часть речи мы искали?

- Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?

-Почему же именно так называется эта часть речи?

Давайте узнаем из учебника на с. 47

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

- Итак, наше расследование закончилось. Мы  отыскали  существительное!

Но в наше агентство еще обратился клиент – Миша. Он просит помочь братьям Лосям.

-Молодцы, ребята! А давайте придумаем и запишем по одному предложению к каждой группе.

-Ребята, и у нашего Ивана Ивановича Самоварова случилась беда! В одном из его заданий потерялись точки…. И он просит вас, как уже опытных сыщиков, провести свое расследование. (включаю задание, читаю со слайда).

- Поменяйтесь листочками. (1 у доски, остальные проверяют)

Ну, что ж, юные сыщики, подведем итог работы нашего детективного агентства.

-Мы ответили на свои вопросы, которые ставили перед расследованием?

Работа с фотороботом. Давайте скажем, что же такое имя существительное?

- У каждого сыщика есть фотоаппарат (достаю). Сейчас я сфотографирую наш фоторобот (имитирую) А вот и фото готово! Возьмите себе по одной, чтобы не забыть, как выглядит наша часть речи.

Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

- И в завершении давайте продолжим любую фразу:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я научился…
  7. у меня получилось …
  8. я попробую…

-Спасибо всем за работу, вы настоящие сыщики!

Д/З: с.47 №79

Значит потеряла

Как называется?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

.

Записывают в тетрадь

На вопрос что?

Явления природы

1 ученик у доски.

На вопрос кто? Обозначают животные и люди

Делятся на 4 группы

1-я группа-« Чувства», 2- я группа « Инструменты»,

3- я группа- « Профессии», 4-я группа-«Растения»

И все вместе это ( вывешивается табличка ПРЕДМЕТЫ)

«помощники»

Хором существительное

Читает 1 ученик

Работа на инт-ой доске (диск. Лоси 1)

По одному выполняют

По рядам

Выполняют самостоятельно.

Формулируют понятие

Разбирают по 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Прямой угол.

План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа России»).Тема урока: Прямой угол (урок-путешествие).На уроке учащиеся знакомятся с прямым углом, закрепляют вычислительные навыки, разви...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Антонимы»

В данном  урок используются игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технология проблемного обучения....

Виктор Драгунский "Главные реки", 4 класс УМК "Школа России"-конспект урока

Данный конспект урока можно использовать для объяснения нового материала в 4-3 классе на уроке литературного чтения при изучении произведений В.Драгунского....