Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя существительное?"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка построен с применением технологии критического мышления, включающий три фазы: стадию вызова, стадию осмысления, рефлексию. Для каждого ученика создана ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Урок направлен на достижение основного результата - развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._leonteva_i.n.docx | 46.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Казачинско-Ленского района Иркутской области
Предмет: русский язык
Тема. Что такое имя существительное?
Класс: 2
Ф.И.О. автора: Леонтьева Инесса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
п.Магистральный
2022г.
Тема урока. Что такое имя существительное?
Тип урока. Открытие нового знания.
Цель: формировать понятие об имени существительном, его значении.
Задачи:
- Учить различать предмет и слово как часть речи;
- Учить соотносить вопросы кто? и что?;
- Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- Развивать речь учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные:
- распознавать имена существительные, вопросы, на которые они отвечают;
- самостоятельно подбирать имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.
Личностные:
- развивать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: развивать умения принимать цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; прогнозировать предстоящую работу.
Познавательные УУД: развивать умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; извлекать информацию из текстов; на основе анализа объектов делать выводы; классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: развивать умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.
Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления)
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык» (автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство «Просвещение», 2012 г.), кроссворды, листы самооценки, карточки со словами для работы в паре, карточки с текстом, толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, листочки зелёного, жёлтого и красного цвета.
Сценарный план урока.
- Мотивирование к учебной деятельности. Стадия Вызов.
- Ребята, станьте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку, улыбнитесь друг другу. С таким хорошим настроением мы начинаем урок. Я желаю вам успехов!
- Сегодня я предлагаю вам стать на время урока ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ.
Кто сможет объяснить значение слова исследователь? (Ответы детей).
- Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.)
- Предположите, что мы будем исследовать? (Ответы детей)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
- Итак, начнём. У вас на партах карточки. Прочитайте внимательно слова, найдите лишнее и зачеркните его. (Работа в парах.)
В.рона, п.нал, с.бака, к.пуста, за.ц, л.пата, с.рока, яг.да, р.ботать, б.рёза, уч.ник.
- Какое слово лишнее? Почему слово РАБОТАТЬ лишнее? (Отвечает на вопрос что делать?)
- Запишите остальные слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Самопроверка выполненного задания .(На экране открываются слова, дети проверяют).
- Оцените свою работу. Возьмите на парте лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в лист самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса.
- Что объединяет слова, которые вы записали? (Словарные, с непроверяемыми безударными гласными. Отвечают на вопросы кто? что?)
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка цели деятельности.
Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
– Из чего состоят предложения? (Из слов)
- Все слова русского языка делятся на большие группы.
- Кто помнит, как они называются? (Части речи)
- Одна из частей речи потерялась.
На экране появляется запись:
- Что будем делать? (Искать)
- С чего начнём поиск? (Со сбора информации)
Какие возникли вопросы у исследователей?
1.Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
- Итак, цель поставлена. Я, надеюсь, что в конце урока мы найдём ответы на эти вопросы.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Стадия осмысления.
-Разгадайте кроссворд и вы узнаете, что обозначает потерявшаяся часть речи. (На партах карточки ).
Слова – по горизонтали.
Отгадка – по вертикали.
-Будьте внимательнее. Эти отгадки вокруг вас! Вписывайте слова-отгадки аккуратно, не ошибитесь в клеточках.
Я на сумочку похож,
Ручки ты в меня кладёшь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -... (пенал)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? — ... (тетрадь)
По чёрному белым
Пишут то и дело. (доска и мел)
Что любят дети больше всего в школе?
(перемена)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь... (линейка)
До чего же, скучно, братцы,
На чужой спине кататься
Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог!
(ранец, портфель)
п | е | н | а | л | ||||
т | е | т | р | а | д | ь | ||
м | е | л | ||||||
д | о | с | к | а | ||||
п | е | р | е | м | е | н | а | |
л | и | н | е | й | к | а | ||
п | о | р | т | ф | е | л | ь |
- Что же обозначает эта часть речи? (Предмет)
Самопроверка выполненного задания.
- Оцените свою работу в листе самооценки.
- На какие вопросы отвечают слова, которые вы вписали в клеточки? (Что?)
- Предположите, на какой вопрос может отвечать ещё эта часть речи? (Кто?) - В каком случае? (Если обозначает животных или человека).
- Давайте вернёмся к словам, которые мы записывали в начале урока. На какой вопрос они отвечают? (Кто? что?). Подчерните: 1 вариант – слова, которые отвечают на вопрос кто?, 2 вариант – на вопрос что? (Взаимопроверка). В листе самооценки оцените свою работу. - Что обозначают эти слова? (предмет)
- Предположите, как они могут называться?
- Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие.
-Обратимся к словарю Владимира Даля:
СУЩИЙ - существительное имя, грамматическое слово, означающее предмет, т. е. лицо, вещь или отвлеченность.
5. Первичное закрепление.
- Итак, исследователи, что мы узнали о пропавшей части речи? (Имя существительное, отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
- Ну, вот мы и нашли потерявшуюся часть речи – имя существительное. Давайте отдохнём.
Физминутка.
(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
- Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зелёный, школа, рассказ, синий, играть, мама.
6. Реализация построенного проекта.
– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?
– Может быть, можно обойтись без неё?
– Давайте проверим ваше предположение.
– У вас на партах текст, в котором не хватает имён существительных. Прочитайте. (Карточки)
– Всё ли понятно?
Имя … – древнейшая и важнейшая … речи. Ещё первобытные …, познавая природу, называли окружающие … и явления. По количеству слов имя … - самая представительная … речи.
– Исправим текст. Запишем исправленный текст.( Некоторым ученикам выдаются карточки-помогайки.)
Проверка выполненной работы. Оцените свою работу в листе самооценки.
7. Самостоятельная работа.
- Исследователи из вас хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.
Стр. 44. Выполнение упражнения № 74
- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга, а в листе самооценки не забудьте поставить плюс, если у вас всё выполнено правильно. Подведите итог и поставьте себе оценку за урок.
8. Рефлексия учебной деятельности.
– Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
– Достигли мы заданной цели?
– Какую часть речи мы изучали?
А) Выстраивание кластера.
Б) Синквейн.
- А сейчас, ребята, давайте построим синквейн.
- Существительное.
- Одушевлённое, неодушевлённое.
- Называет, обозначает, употребляется.
- Речь невозможна без существительных.
- Предмет.
- А теперь давайте составим дерево успеха (на доске нарисовано дерево, ребята должны прикрепить листочки определённого цвета, которые у них лежат на партах).
Зелёный листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой
Жёлтый листок – допустил неточность
Красный листок – надо постараться и успех будет
9. Домашнее задание.
Всем: стр. 45 правило.
На выбор:
1. Придумать интересное задание для одноклассников по теме «Имя существительное» (кроссворд, ребус и т.д.).
2. Написать своё имя и на каждую букву своего имени придумать по 2 существительных, одно должно отвечать на вопрос кто?, другое – на вопрос что?
3. Выполнить упр. 75.
- Спасибо всем за урок!
Приложение
Лист самооценки | |||||
Фамилия, имя_______________________________________ | |||||
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Итого |
«+» - выполнены задания правильно «?» - при выполнении задания возникли трудности Моя оценка _______ Оценка учителя ________ |
Карточка 1. В..рона, п..нал, с..бака, к..пуста, за..ц, л..пата, с..рока, яг..да, р..ботать, б..рёза, уч..ник. |
Кроссворд
Карточка 2. Имя … – древнейшая и важнейшая … речи. Ещё первобытные …, познавая природу, называли окружающие … и явления. По количеству слов имя … - самая представительная … речи. |
Карточка-помогайка
Часть, существительное, люди, предметы, часть, существительное.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «обращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"
Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...
Разработка урока.Русский язык.4 класс.Канакина. Что такое текст.
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: " Что такое текст"...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...
Урок русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"
Тема: . Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение о...