Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя существительное?"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Леонтьева Инесса Николаевна

Урок русского языка построен с применением технологии критического мышления, включающий три фазы: стадию вызова, стадию осмысления, рефлексию. Для каждого ученика создана ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Урок направлен на достижение основного результата - развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._leonteva_i.n.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

         

     «Магистральнинская  средняя  общеобразовательная  школа  № 2»

                                             Казачинско-Ленского  района  Иркутской  области

Предмет: русский язык

Тема. Что такое имя существительное?

Класс: 2

Ф.И.О. автора:  Леонтьева Инесса Николаевна

Должность: учитель начальных классов

п.Магистральный

2022г.


Тема урока. Что такое имя существительное?

Тип урока. Открытие нового знания.

Цель: формировать понятие об имени существительном, его значении.

Задачи:

  • Учить различать предмет и слово как часть речи;
  • Учить соотносить вопросы кто? и что?;
  • Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • Развивать речь учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные:

- распознавать имена существительные, вопросы, на которые они отвечают;

- самостоятельно подбирать имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Личностные:

развивать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: развивать умения принимать цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; прогнозировать предстоящую работу.

Познавательные УУД: развивать умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; извлекать информацию из текстов; на основе анализа объектов делать выводы; классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: развивать умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.

Технология: ТРКМ (технология  развития критического мышления)

Методы обучения:  частично-поисковый,  репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения.                                                                                                          

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование: презентация,  компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык» (автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство «Просвещение», 2012 г.), кроссворды, листы самооценки, карточки со словами для работы в паре, карточки с текстом, толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, листочки зелёного, жёлтого и красного цвета.

 Сценарный  план  урока.

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Стадия Вызов.

- Ребята, станьте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку, улыбнитесь друг другу. С таким хорошим настроением мы начинаем урок. Я желаю вам успехов!

- Сегодня я предлагаю вам стать на время урока ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ.
Кто сможет объяснить значение слова  исследователь? (Ответы детей).

- Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.)

- Предположите, что мы будем исследовать? (Ответы детей)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

- Итак, начнём. У вас на партах карточки. Прочитайте внимательно слова, найдите лишнее и зачеркните его. (Работа в парах.)

В.рона, п.нал, с.бака, к.пуста, за.ц, л.пата, с.рока, яг.да, р.ботать, б.рёза, уч.ник.

- Какое слово лишнее? Почему слово РАБОТАТЬ лишнее? (Отвечает на вопрос что делать?)

- Запишите остальные слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Самопроверка выполненного задания .(На экране открываются слова, дети проверяют).

- Оцените свою работу. Возьмите на парте лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в лист самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса.

- Что объединяет слова, которые вы записали? (Словарные, с непроверяемыми безударными гласными. Отвечают на вопросы  кто? что?)

3. Выявление места и причины затруднения.  Постановка цели деятельности.

Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

– Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Все слова русского языка делятся на большие группы.

 - Кто помнит, как они называются? (Части речи)

- Одна из частей речи потерялась.

На экране  появляется запись:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663916/img1.gif

- Что будем делать? (Искать)

- С чего начнём поиск? (Со сбора информации)

 Какие возникли вопросы у исследователей?

1.Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?

- Итак, цель поставлена. Я, надеюсь, что в конце урока мы найдём ответы на эти вопросы.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Стадия осмысления.

-Разгадайте кроссворд и вы узнаете, что обозначает потерявшаяся часть речи. (На партах карточки ).
Слова – по горизонтали.

Отгадка – по вертикали.

-Будьте внимательнее. Эти отгадки вокруг вас! Вписывайте слова-отгадки аккуратно, не ошибитесь в клеточках.

Я на сумочку  похож,

Ручки ты в меня кладёшь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -...  (пенал)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? — ...  (тетрадь)

По чёрному белым

Пишут то и дело.   (доска и мел)

Что любят дети больше всего в школе?

(перемена)

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь... (линейка)

До чего же, скучно, братцы,
На чужой спине кататься

Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог!

(ранец, портфель)

п

е

н

а

л

т

е

т

р

а

д

ь

м

е

л

д

о

с

к

а

п

е

р

е

м

е

н

а

л

и

н

е

й

к

а

п

о

р

т

ф

е

л

ь

- Что же обозначает эта часть речи?  (Предмет)

Самопроверка выполненного задания.    

- Оцените свою работу в листе самооценки.

- На  какие вопросы отвечают  слова, которые вы вписали в клеточки?  (Что?)

- Предположите, на какой вопрос может отвечать ещё эта часть речи? (Кто?)                                               - В каком случае? (Если обозначает животных или человека).

- Давайте вернёмся к словам, которые мы записывали в начале урока. На какой вопрос они отвечают? (Кто? что?).  Подчерните: 1 вариант – слова, которые отвечают на вопрос кто?, 2 вариант – на вопрос  что?  (Взаимопроверка). В листе самооценки оцените свою работу.                                                                                                                              - Что обозначают эти слова? (предмет)                                                                                    

-  Предположите, как они могут называться?

- Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие.

-Обратимся к словарю Владимира Даля:

СУЩИЙ - существительное имя, грамматическое слово, означающее предмет, т. е. лицо, вещь или отвлеченность.

5. Первичное закрепление.

- Итак, исследователи, что мы узнали о пропавшей части речи? (Имя существительное, отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

- Ну, вот мы и нашли потерявшуюся часть речи – имя существительное. Давайте отдохнём.

Физминутка.

 (Дети читают вслух стихотворение и маршируют)

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!

- Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх.                                                                                                                            Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зелёный, школа, рассказ, синий, играть, мама.

6. Реализация построенного проекта.

– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?

– Может быть, можно обойтись без неё?

– Давайте проверим ваше предположение.

– У вас на партах текст, в котором не хватает  имён существительных. Прочитайте. (Карточки)

– Всё ли понятно?

Имя … – древнейшая и важнейшая … речи.  Ещё первобытные …, познавая природу, называли окружающие … и явления. По количеству слов имя … -  самая представительная …  речи.

– Исправим текст. Запишем исправленный текст.( Некоторым ученикам выдаются карточки-помогайки.)  

Проверка выполненной работы. Оцените свою работу в листе самооценки.

7. Самостоятельная работа.

- Исследователи  из вас хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.

Стр. 44. Выполнение упражнения № 74

 - Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга, а в листе самооценки не забудьте поставить плюс, если у вас всё выполнено правильно. Подведите итог и поставьте себе оценку за урок.

8.  Рефлексия учебной деятельности.

– Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

А) Выстраивание кластера.

                   http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663916/img1.gif

Б) Синквейн.

- А сейчас, ребята, давайте построим синквейн.

  1. Существительное.
  2. Одушевлённое, неодушевлённое.
  3. Называет, обозначает, употребляется.
  4. Речь невозможна без существительных.
  5. Предмет.

- А теперь давайте составим дерево успеха (на доске нарисовано дерево, ребята должны прикрепить листочки определённого цвета, которые у них лежат на партах).

Зелёный листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой

Жёлтый листок – допустил неточность

Красный листок – надо постараться и успех будет

9. Домашнее задание.

Всем: стр. 45 правило.

На выбор:

1. Придумать интересное задание для одноклассников по теме «Имя существительное» (кроссворд, ребус и т.д.).

2. Написать своё имя и на каждую букву своего имени придумать по 2 существительных, одно должно отвечать на вопрос кто?, другое –  на вопрос что?

3. Выполнить упр. 75.

- Спасибо всем за урок!

Приложение

Лист самооценки

Фамилия, имя_______________________________________

Задание          № 1

Задание          № 2

Задание          № 3

Задание          № 4

Задание          № 5

Итого

«+» - выполнены задания правильно

«?» - при выполнении задания возникли трудности

Моя оценка _______

Оценка учителя ________

Карточка 1.

В..рона, п..нал, с..бака, к..пуста, за..ц, л..пата, с..рока, яг..да, р..ботать, б..рёза, уч..ник.

Кроссворд

        

Карточка 2.

     Имя … – древнейшая и важнейшая … речи.  Ещё первобытные …, познавая природу, называли окружающие … и явления. По количеству слов имя … -  самая представительная …  речи.

Карточка-помогайка

 

Часть, существительное, люди, предметы, часть, существительное.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Разработка урока.Русский язык.4 класс.Канакина. Что такое текст.

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: " Что такое текст"...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Урок русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Тема: . Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение о...