Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов» (УМК «Школа России» 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мещерякова Рахель Евгеньевна

Цель урока: формирование понятий об изменении глаголов по временам

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить распознавать глагол среди других частей речи по грамматическим признакам.
  2. Учить определять времена глаголов.

imageРазвивающие:

  1. Развивать устную монологическую речь.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учению.
  2. Воспитывать уважение к мнению других учащихся.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку как языку русского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Времена глаголов»40.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.

Дата: 26.04.22

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс:

Урок: 1

Время: 8.00-8.40

Кабинет: 224

                      Студент: Мещерякова Р.Е.

                      Группа: 36

                      Учитель: Васильева Н.А.

                      Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Времена глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятий об изменении глаголов по временам

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить распознавать глагол среди других частей речи по грамматическим признакам.
  2. Учить определять времена глаголов.

Развивающие:

  1. Развивать устную монологическую речь.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учению.
  2. Воспитывать уважение к мнению других учащихся.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку как языку русского народа.

Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 часть, 3 класс, УМК «Школа России», презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы,

методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

(ответы)

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Установление контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Рахель Евгеньевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Предметные:

Знать: слова приветствия; Уметь: приветствовать учителя;

Метапредметные: готовность слушать учителя.

Личностные:формированиеуважительного отношения к взрослым

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: опрос, беседа

  1. Повторение пройденного материала

-Как называется раздел над которым вы работали на прошлых уроках?

-Верно, откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

Найди лишнее слово и запиши его.

Птицы, приезд, домик, прилетел.

Рисунок, красота, прилетает, дождь.

Семья, прилетит, медведь, окно.

Почему эти слова лишние?

Что такое глагол?

-Посмотрим на слайд и скажем что такое глагол

- это ……… , которая обозначает ……….  и отвечает на вопросы ……? ……. ?, изменяется по …..

Измените число глаголов, которые выписали.

Прилетел-, прилетает-, прилетит-.

- Молодцы!

Итак, перед нами глаголы- Прилетел Прилетает

Прилетит

Как же меняется один и тот же глагол?

Чем  отличаются эти глаголы друг от друга?

На какой вопрос отвечает глагол –прилетел?

На какой вопрос отвечает глагол –прилетает?

На какой вопрос отвечает глагол – прилетит?

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

- «Глагол»

- прилетел, прилетает, прилетит

- это глаголы

- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по числам

Прилетел- прилетели,   

прилетает-прилетают,

прилетит- прилетят

- меняется значение слова

-Что сделал?

Что делает?

Что сделает?

Постановка учебной задачи
(4-5 мин
)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к теме и формулировка цели.

- Сформулируйте тему урока.

- Какова цель урока?

- Вы абсолютно правы!

- Давайте попробуем составить план нашего урока.

ПЛАН

1. узнать

2. выполнить

3. сделать

1. Формулируют тему урока

- Времена глаголов.

2. Формулируют цель урока

- Научится определять время глагола.

1) узнать о временах глагола;

2) выполнить самостоятельную работу  

3) сделать вывод

Предметные:

Уметь:формулировать тему цель и план урока.

Метапредметные: учитьсяформулировать учебную задачу,осуществлять целеполагание 

Личностные: принимать различные точки зрения.

Учебная презентация.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте предложения

Сегодня в классе дежурит Таня.

Вчера в классе дежурила Лена.

Завтра в классе будет дежурить Нина.

- Найдите в предложениях глаголы.  Почему вы считаете, что это глаголы?

-Запишите глаголы в тетрадь: дежурит, дежурила, будет дежурить

-Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия?

- Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. Поставьте вопрос к глаголу.

- Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

Записывается над глаголом – наст. вр.

- Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходили до момента речи.

 Какой вопрос можно задать?

Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

Записывается над глаголом – прош. вр.

-Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи?

- Как будет называться форма времени этого глагола?

Какие формы времени вы открыли?

- Как проверить наши предположения?

- Откройте стр. 112 учебники, найдите правило. Прочитаем правило.

1.Слушают рассказ учителя

- Обозначают действия и отвечают на вопросы что делает? Что делала? Что будет делать?

- Действие происходит в разное время

-дежурит

- что делает?

- настоящее время

-дежурила

-что делала?

- прошедшее время

- будет дежурить

-будущее время

Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов

- посмотреть в учебнике

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания по теме

Метапредметные:

активно участвовать в общей работе.

Личностные: учиться применять имеющиеся знания.

Учебная презентация.

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельно

Ф Практический :выполнение упр

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте, немного отдохнем.

Повторяют движения

Метапредметные:

умение менять вид деятельности, для поддержания рабочей атмосферы.

Учебная презентация: видео

Первичное закрепление
(4-5 мин
)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

Закрепление детьми полученных знаний на уроке.

- Выполним упражнение 196. Выпишите из упр. 195 три предложения: 1) с глаголом в настоящем времени, 2) с глаголом в прошедшем времени, 3) с глаголом в будущем времени. Укажите время глаголов так: наст, вр.; прош. вр.; буд. вр.

- Объясните, как поняли упражнение.

- Разберем 1 предложение вместе. Первым нам нужно выписать предложение с глаголом в настоящем времени, какое предложение выберем?  

Времена глаголов принято писать над словом (показ у доски)

- Кто хочет поработать у доски?

- Проверим ребят. У всех так?

-Садитесь, ребята.

- Какие времена бывают у глагола? На какие вопросы отвечает каждое время?

- Молодцы!

Выполняют упр. у доски и в тетрадях.

Высказывают свое мнение.

2  ученика выходят и решают у доски

- Настоящее (что делает?), прошедшее (что делал? Что сделал?), будущее (что будет делать? Что сделает?)

Предметные:

уметь определять время глаголов;

знать на какие вопросы отвечают глаголы.

Метапредметные: умение работать у доски.

Личностные: развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи

- Теперь поработаем самостоятельно. У вас на столе лежат карточки в них тест. .

-Подпишите карточки в верхнем правом углу. У вас есть 5 минут.

Тест:

 1.Укажите время выделенного глагола:

ВЫВЕЛА медведица своих медвежат в лес.

2.Укажите время выделенного глагола:

В лесной темноте хорошо ВИДЯТ рысьи глаза.

3. Укажите время выделенного глагола:

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками ПОКРОЮТСЯ лесные полянки.

4.Укажите время выделенного глагола:

СПРЯТАЛСЯ в норе под корягой быстрый хорёк.

5.Укажите время выделенного глагола:

У освещённой солнцем старой сосны РЕЗВЯТСЯ весёлые проказницы-белки. 

- Время вышло, обменяйтесь карточками, посмотрите на слайд.

Нет ошибок - 5

1-2 ошибки - 4

3 ошибки – 3

- Передайте листочки с последних парт на первую.

1.Прош. вр.

2.Наст. вр.

3.Буд. вр

4.Прош. вр.

5.Наст. вр.

Предметные: знать времена глаголов

Уметь определять и указывать времена глаголов

Метапредметные:

знать признаки глаголов,

уметь определять время глаголов

Личностные: умение принимать мнение одноклассников

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Обобщение пройденного материала.

Работа в парах.

-поработаем в парах. Упр. 198 стр.113.

Прочитаем стихотворения.

Назовите тему этих стихотворений.

Найдите глаголы. Определите время.

- Совещаемся с соседом, но работает каждый у себя в тетради.

-Время на выполнение 4 минуты. Приступайте.

- Давайте проверим. Прочитайте глаголы, которые выписали, назовите их время и вопросы, на которые они отвечают.

-Молодцы!

Выполняют задание учителя.

-Весна

Предметные:

уметь определять времена глаголов; знать на какие вопросы отвечает глагол.

Метапредметные:

уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

-Подведем итоги урока:

1) какие формы времени глагола вы открыли?

2) на какие вопросы они отвечают?

- Проверим хорошо ли мы справились с целью нашего урока, перед вами слова, вам необходимо подобрать к ним время.

Пришли, задует, живём, чихнул, оказывает, вырастут, смеюсь, проснулся, погуляешь, плаваете, задул

3) как вы думаете, добились мы успеха на нашем уроке?

- Откройте дневник и запишите домашнее задание:  стр 112, упр 197.

Объясняет домашнее задание.

- Вам нужно будет списать текст, вставить пропущенные слова и указать время глаголов.

 -Итак ребята, прошу вас оценить свою деятельность на уроке, если вы довольны своей работой, поднимите ручку зеленого цвета, если не довольны - красного

- Молодцы! Урок окончен! Спасибо.

Записывают домашнее задание.

- Настоящее -что делает?прошедшее - что делал? Что сделал?  Будущее - что будет делать? Что сделает?

Пришли(наст.вр) , задует(буд.вр) , живём(наст.вр) , чихнул(прош.вр) оказывает(наст.вр), вырастут(буд.вр), смеюсь(наст.вр), проснулся(прош.вр),погуляешь(буд.вр) , плаваете (наст.вр), задул(прош.вр)

Предметные:

уметь оценивать свои достижения на уроке. Метапредметные: формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: Времена глаголов (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку:  Времена глаголов (УМК "Школа России) 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятии временных форм глагола; способствовать формированию умения распознавать время глагола, умений изменять глаголы по числам.Задачи урокаДида...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс, Канакина)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урока Дидактические:познакомить с тремя временными формами г...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения определять время глаголов. Задачи урокаДидактические:Знать понятие «время глагола».Уметь опре...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов. 2-ое лицо» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов. 2-ое лицо.» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов.»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знания о изменениях глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагол...

Технологическая карта урока по русскому языку «Имя числительное» (УМК «Школа России» 3 класс)

Цель урока: формирование понятия об имени числительном как части речи;Планируемые результаты:Предметные:1)    учиться определять разряды числительного2)    учиться определять ...