Урок в 4 классе по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Урок-путешествие по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева",помогает комбинировать знания учащихся по русскому языку и литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».

Урок-путешествие.

Цель: обобщение знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения.

Задачи:

Обучающие:

  1. Повторить алгоритм разбора по членам предложения и частям речи
  2. Уточнить и конкретизировать понятия «подлежащее», «сказуемое», «дополнение», «определение», «обстоятельство», «грамматическая основа предложения».
  3. Формировать у учащихся умения различать различные члены предложения

Воспитательные:

  1. воспитывать положительные нравственные качества (доброту, сопереживание, сочувствие, отзывчивость, справедливость, жалость).

  1. Формировать умения работать в группе, паре, слушать и слышать собеседника.

  1. Формировать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Развивающие:

  1.  Развивать внимание, память, мышление, речь.
  2. Развивать желание и умение учиться
  3. Формировать читательский интерес.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, иллюстрации.

Ход урока.


1. Организационный момент.
Дети занимают свои места.

 У меня в руках письмо от девочки Герды. Послушайте его.


- Здравствуйте, ребята! Я – Герда. Вы узнали меня? Тогда вы уже знаете, что пропал мой любимый друг – Кай. «Куда он девался? Никто не знал этого, никто не мог о нём ничего сообщить. Мальчики рассказали только, что видели, как он привязал свои санки к большим великолепным саням, которые потом свернули в переулок и выехали за городские ворота. Много было пролито о нём слёз. Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом. Долго тянулись мрачные зимние дни». Но вот настала весна, выглянуло солнышко, и солнечный свет. Ласточки за окном не поверили, что Кай умер. И я тоже не верю! Ребята, вы поможете мне найти Кая? (Да).

Тогда отправляемся в долгий путь.

2.Актуализация знаний. Подготовка к путешествию.

Вспомните, какие средства передвижения использовала Герда в поисках Кая? (Лодка, олень, карета). Чтобы их получить, нужно выполнить следующие задания.

 СЛАЙДЫ 1-7

  1. Попробуем получить лодку.

Задание1.  

  Что вы видите на доске? (…)

Перед вами графические обозначения членов предложения. Давайте вспомним, как они называются.( Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

На какие 2 группы их можно разделить? (Главные и второстепенные члены предложения).

Какова же будет тема нашего урока? (Мы будем повторять все, что знаем о главных и второстепенных членах предложения).

Назовите главные члены предложения. Что вы можете о них рассказать?

Назовите второстепенные члены предложения.

 Нет ли ошибок в делении на группы на экране? СЛАЙДЫ 4,5.

За выполнение этого задания мы получаем лодку для Герды.

Задание 2.

Для того, чтобы олень помог Герде, нужно вспомнить, что такое грамматическая основа предложения.

Задание 3.

Вспомним, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения. СЛАЙДЫ.8,9,10,11

Все вопросы перепутались, подумаем, как их можно разбить на 3 группы.(Предположения детей) Давайте заполним таблицу (работа в парах).

Обсудим, что у вас получилось (один ученик отвечает).

Затем проверяем ответы по эталону.

Молодцы, со всеми заданиями справились, теперь Герде и нм с вами  можно отправляться в путь.

3. Работа по теме урока. Путешествие.

1. В саду у старушки-колдуньи.

- Итак, в путь. Садимся в лодку. Куда же принесёт нас течение реки?
Совершенно верно. Мы оказались у старушки – колдуньи в её чудесном саду. Посмотрите, сколько здесь цветов! Иллюстрация с изображением сада -СЛАЙД 12

- Здесь нет Кая, но как же нам выбраться отсюда и продолжить путь? Составим с вами 2 предложения из слов, записанных на лепестках волшебного цветка. Это подскажет Герде, где искать Кая.


Какие предложения у вас получились? (Снежная королева поцеловала Кая. Он сразу забыл о Герде) СЛАЙДЫ 12,13

Запишем их в тетрадь.

А теперь разберем эти предложения по членам предложения и частям речи. А для этого вспомним алгоритм разбора простого предложения. (чтение по СЛАЙДУ 14)

 Дети выполняют задание самостоятельно, затем 2 ученика комментируют, что у них получилось.

2.Дворец принца и принцессы.

Продолжаем путь вместе с Гердой. Куда мы с вами попали? (Во дворец принца и принцессы).Там Кая тоже не было. Но здесь нам с вами дадут карету, чтобы продолжить путь, да вот беда – в карете сломано колесо. Давайте отремонтируем его. А для этого определим, какими частями речи могут быть выражены разные члены предложения. (задание на карточке).

-

Физминутка

Не боимся мы пороши –

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу!

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

3.В Лапландии. (Иллюстрация Лапландии – бескрайней снежной пустыни).

- Ребята, вы молодцы. Герда верит в то, что мы поможем ей найти Кая. Мы держим путь в Лапландию – бескрайнюю снежную пустыню. Тяжело идти вперед по ней. Чтобы стало легче, объединимся в группы.

Задания для групповой работы. СЛАЙДЫ 18-22

Ребята, как вы думаете, может ли в одном предложении  быть несколько одинаковых членов предложения? Поднимите руку, кто думает, что может, а кто думает, что нет. Чтобы доказать, что такие предложения существуют, достаточно привести пример таких предложений.

Прочитайте внимательно вопрос, какие предложения вам нужно будет искать. Спишите предложения. Сделайте разбор по членам предложения всех предложений. Посоветуйтесь в группе и запишите на альбомном листе только  то предложение, которое будет ответом на ваш вопрос.


 

После обсуждения в группах, происходит проверка

выполненных заданий.

4.Встреча с финкой.

- Финка предлагает вам прочитать то, что написано в свитке

У вас дана схема-ключ к разгадке и даны отдельные слова. Нужно каждому члену предложения поставить в соответствие одно слово, и расшифровать послание.(Фронтальное выполнение задания).

Какое предложение получилось? Запишем его в тетрадь.

(Слезы Герды растопят осколок в сердце Кая).

5. В чертогах Снежной королевы.

- Вот мы и добрались до чертогов Снежной королевы
(Иллюстрация Дворца Снежной королевы )

Прочитаем, какие качества личности помогли Герде найти своего друга. (Доброта, вера и любовь помогли мне найти Кая).

Теперь Герда знает, как помочь своему брату, слезы растопят его сердце. Не будем мешать встрече друзей.

Мы пока разберем данное предложение по членам предложения и частям речи (самостоятельная работа)

4.Итог урока

- Кай свободен! Они с Гердой могут возвращаться домой. Да и нам с вами пора. Но на прощанье давайте назовём волшебные слова – те качества человека, которые помогли милой Герде отыскать и спасти Кая (доброта, сочувствие, вера, самоотверженность, любовь и др.)

И конечкно,ваша помощь,ребята.

Оцените свою работу на уроке по лестнице успеха.

 Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные и второстепенные члены предложения Урок русского языка в 4 классе Учитель Гришкина Елена Михайловна

Слайд 2

Герда

Слайд 3

Лодка

Слайд 4

Графические обозначения членов предложения _ _ _ _ _ _ _ _ _._._._._._._._

Слайд 6

Что такое грамматическая основа предложения?

Слайд 7

Карета

Слайд 8

Игра «Вопросы перепутались». ГДЕ? КАКОЙ? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? КУДА? КАКИЕ? КАКОЕ? КОГДА? КОМУ?ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КАКАЯ? ПОЧЕМУ? КАК? КЕМ? ЧЕМ? КОГО? ЧЕГО? О КОМ? О ЧЕМ?

Слайд 9

Распредели вопросы в 3 группы Дополнение Определение Обстоятельство

Слайд 10

Дополнение Определение Обстоятельство КОГО? ЧЕГО? КАКОЙ? ГДЕ? КОМУ? ЧЕМУ? КАКАЯ? КУДА? КОГО? ЧТО? КАКОЕ? КОГДА? КЕМ? ЧЕМ? КАКИЕ? ОТКУДА? О КОМ? О ЧЕМ? ПОЧЕМУ? вопросы ЗАЧЕМ? косвенных падежей КАК?

Слайд 11

Волшебный сад

Слайд 12

Составь из слов 2 предложения поцеловала королева снежная о Герде забыл Кая он сразу

Слайд 13

Разбери предложение по членам предложения и частям речи. Снежная королева поцеловала Кая. Он сразу забыл о Герде.

Слайд 14

Алгоритм разбора простого предложения Определить грамматическую основу предложения и выделить её графически. Определить второстепенные члены предложения и выделить их графически. Определить часть речи, которой выражен каждый член предложения.

Слайд 15

Дворец принца и принцессы

Слайд 16

Какими частями речи могут быть выражены разные члены предложения? Члены предложения Части речи Подлежащее Существительное Сказуемое Прилагательное Определение Глагол Дополнение Местоимение Обстоятельство Наречие

Слайд 17

Лапландия – бескрайняя снежная пустыня.

Слайд 18

Работа в группах

Слайд 19

I группа Существуют ли предложения с несколькими подлежащими? 1. Злой тролль смастерил зеркало. 2. Однажды Кай и Герда рассматривали книжку с картинками. 3. Злой тролль надрывался от смеха.

Слайд 20

I I группа Существуют ли предложения с несколькими сказуемыми? 1. Розы поднялись и зацвели от слез Герды. 2. Буря выла и стонала. 3. Зеркало вырвалось из рук, полетело на землю и разбилось.

Слайд 21

I I I группа Существуют ли предложения с несколькими определениями? 1. Снежная королева поцеловала Кая. 2. Герда отдала реке новые красные башмачки. 3. Река не отдала Кая.

Слайд 22

IV группа Существуют ли предложения с несколькими обстоятельствами? 1. Осколки попадали людям в глаза. 2. Сердце превращалось в кусок льда. 3. Осколок попал в глаз и в сердце Каю.

Слайд 23

V группа. Существуют ли предложения с несколькими дополнениями? 1. Снег повалил большими хлопьями. 2. На дворе перепархивал снежок. 3. Она увидела розы, колокольчики, фиалки.

Слайд 24

Встреча с финкой.

Слайд 25

Разгадай, что написано в свитке. - - - - - - - - - - -.-.-.-. - - - - - растопят в сердце Герды осколок Кая слезы

Слайд 26

Дворец снежной королевы.

Слайд 27

Самостоятельная работа. Сделайте разбор по членам предложения и частям речи. Доброта, вера и любовь помогли мне найти Кая.

Слайд 28

Спасибо, вам, ребята.

Слайд 29

Лесенка знаний А Б В Ничего не понял Всё понятно, было интересно Хочу узнать больше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения"в 3 классе по УМК "Перспектива"

Конспект урока русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 3 классе по УМК "Песпектива" представлен в виде технологической карты, составленной по ФГОС....

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

Урок русского языка в 4 классе на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 4 классе на тему "Главные и второстепенные члены предложения"...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать;  закреплять умения находить в предложении второстепенные члены предложения; совершенствование ...

Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Урок по русскому языку в 3 классе . Урок ставит следующие цели: 1) развивать умение распознавать в предложениях главные и второстепенные члены, 2) учить устанавливать связь слов в предложении, распрос...

Разработка урока в 3 классе по теме: Главные и второстепенные члены предложения

Представлена разработка с презентацией и приложением к уроку....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Данный урок разработан для УМК "Школа России".   Цель урока "Главные и второстепенные члены предложения" -  создать условия для формирования умений находить и выделя...