Урок русского языка в 4 классе на тему "Главные и второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Азангулова Расима Забировна

Урок русского языка в 4 классе на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 4в классе.

Учитель: Азангулова Р.З.

Дата: 09.10.17г.

Тема урока «Главные и второстепенные члены предложения»

Цель урока: создать условия для обобщение и систематизации ранее изученного (распространённые и нераспространённые предложения) и ознакомления с новым материалом(синтаксис, синтаксический разбор предложения).

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи:

Образовательная:

  • ознакомление с терминами «синтаксис» и «синтаксический разбор предложения»;
  • обобщение ранее изученного (распространённые и нераспространённые предложения)

Развивающая:

  • совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления
  • развитие умения аргументировать свое мнение
  • развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти
  • развитие умения давать самооценку своей деятельности

Воспитательная:

  • воспитывать творческую личность, стремящуюся к самореализации на всех этапах урока.
  • воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
  • воспитание у детей интереса к совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:  ознакомятся с ролью главных членов предложения, их названиями, со словосочетанием как строительным материалом предложений.

Метапредметные:

Познавательные: наблюдать за строением предложений.

Регулятивные: анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке.

Коммуникативные: работать в парах: выдвигать собственные гипотезы(прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, слушать мнение собеседника.

 Личностные: формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Ресурсы : учебник «Русский язык» Л.Я.Желтовская (часть1) «Планета знаний», мультимедийный проектор, презентация               электронный учебник.

        

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности обучающихся

I. Актуализация опорных знаний.

.

 Создаю положительный эмоциональный настрой на урок.

- Чтобы быть успешным на уроке, создадим формулу успеха: …+…+…= УСПЕХ

_Добавьте нужные слова: старание, несамостоятельность, внимание, лень, сообразительность, раздражительность, неуверенность.

СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ,

Мозговой штурм

- Что называется предложением?

- Как на письме одно предложение отделяется от другого?

-Какие предложения бывают по цели высказывания?

- Какие предложения называются повествовательными?

-Какие предложения называются вопросительными?

- Какие предложения называются побудительными?

-Какие предложения бывают по интонации?

-Что является грамматической основой предложения?

- Что обозначает подлежащее?

-Что раскрывает сказуемое?

- Как называют остальные слова в предложении?

- Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?

     Девиз урока:

«Мы пришли сюда учиться

    Не лениться, а трудиться,

    Только тот, кто-  много знает

    В жизни что-то достигает».

Выделять существенную информацию из текста задачи.

Выполнять вычисления.

Сопоставлять схемы и условия текстовых задач.

II. Постановка учебной задачи. Фронтальная работа

Организую фронтальную работу

- Составьте из слов предложение.

На доске: В, по, слова, смыслу, связаны, предложении.

- Запишите полученное предложение.

- Я буду читать предложение, пропуская слово. Назовите пропущенное слово, подходящее по смыслу.

Осенью дни становятся …

 Деревья  сбрасывают…

Птицы улетают в тёплые …

- Определите, какими членами предложения являются слова.

-Следующее задание: я читаю предложения, а вы записываете только главные члены:

Белеет парус одинокий

На опушке леса расцвела черёмуха

Вчера прошёл первый дождь

Гимнастика для глаз «Метёлки»

Участвуют во фронтальной работе.

-Слова в предложении связаны по смыслу.

короче

листву

края

- Слова являются второстепенными членами предложения.

- Белеет парус.

-Расцвела черёмуха

-Прошёл дождь

Наблюдают за строением предложений

Определение целей урока

- Назовите тему урока

- Сформулируйте цели урока. Дополните фразы:

  1. Вспомнить …
  2. Повторить правило…
  3. Развивать умение находить…

-«Главные и второстепенные члены предложения»

Формулируют цели урока

-строение предложений и словосочетаний

-нахождения грамматической основы

- второстепенные члены предложения

III.Изучение нового материала.

Работа с учебником (стр.48 упр.88, упр.90)

Организую  работу с учебником.

- Где можно найти ответ на вопрос о синтаксисе?

- Прочитайте статью в этимологическом словарике на стр.133.

-Что изучает синтаксис?

- Почему этот раздел называется синтаксисом?

- Сегодня на уроке мы вспомним строение предложений и словосочетаний.

Выполните упр.90 (записать отрывки из стихотворений М . Исаковского по рядам, выполнить задания)

Гимнастика для глаз «Метёлки»

Выполняют задания.

- В словаре в конце учебника

- раздел грамматики о строении и назначении предложений.

- В переводе с греческого языка это слово обозначает «устройство, построение».

Списывают предложения, выделяют главные члены предложений, вставляют пропущенные буквы; указывают – распространённое или нераспространённое предложение; выписывают словосочетания и определяют связь главного и зависимого слов.

Наблюдать за строение предложений. Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке.

Работать в парах:выдвигать собственные гипотезы(прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

Работа с учебником (стр.49 упр.91)

- Прочитайте задание в учебнике.

- Выполните синтаксический разбор предложения, используя памятку №9 на стр.140 (самостоятельная работа)

Выполняют задание: списывают текст, подчёркивают главные члены предложения, производят синтаксический анализ предложений в парах.

Синтаксический разбор предложения

Обсудите разбор предложений в парах

Физминутка.

Осенью мы ходили на прогулку в лес. (Повеств.,невоскл., распр.)

Подул ветерок . .(Повеств.,невоскл.,нераспр.)

Листья закружились в хороводе. (Повеств., невоскл., распр.)

Картины чудные!

(Повеств., воскл., нераспр.)

Ребята любовались красотой осеннего леса.(Повеств., невоскл., распр.)

Работа с учебником (Стр.49 упр.92)

- Прочитайте отрывок из стихотворения «Снегирь» А. Барто

-Какие сказуемые использует автор в предложении для описания поведения и состояния героя?

- Прочитайте сообщение ключика.

Какие состояния может обозначать сказуемое? На какой вопрос отвечает? Какие частицы могут входить в состав сказуемого?

-Вставьте пропущенные буквы, объясните написание букв.

-Как пишутся частицы с глаголом?

Выпишите предложения, в которых конкретизируется основная мысль отрывка.

Читают стихотворение

-Не спорил, не вертелся, говорил, благодарил, старался, не дрался, терпел.

Формулируют ответы на вопросы.

- Частицы же, ли, не пишутся с глаголом раздельно.

Списывают предложения.

IV.Домашнее задание.(стр.49 упр.93)

Организую обсуждение домашнего задания.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

V. Итог урока .Рефлексия.

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организую подведение итогов урока обучающимися. Беседа по вопросам: 

-_Над какой темой работали на уроке?

- Чему научились?

- Продолжите предложения:

Я знаю …

Я научился…

Отвечают на вопросы, формулируют выводы, проводят рефлексию.

Я знаю:

- почему раздел, в котором изучаются предложения и словосочетания, называется синтаксисом;

- что сказуемое может обозначать состояние субъекта;

-что в состав сказуемого могут входить частицы.

Я научился:

-производить синтаксический разбор предложения;

Осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Отслеживать цель учебной деятельности.

II

VI. Домашнее задание

Стр.58 №1, №3(решение примеров столбиком)-по выбору, стр.59№6(решить примеры удобным способом).

-показывать связь главного и зависимого слов в словосочетании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка по системе "Гармония" "Как слова становятся членами предложения"

Этот урок по теме "Как слова становятся членами предложения"" содержит конспект урока и презентацию к нему....

Русский язык. 2 класс. «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»

Технологическая карта к уроку по теме «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения» (Русский язык. 2 класс)...

УПК "Перспектива" конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «члены предложения»; формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.Планируемые результ...

Урок русского языка на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....