Русский язык.4 класс. Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку.4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.pravopisanie_glagolov.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока   русского языка по теме «Правописание глаголов» для 4 класса. Предмет: русский  язык  УМК «Школа XXI века» Авторы программы: С.В.Иванов и др. под руководством Н.Ф.Виноградовой  

Класс: 4

Учитель : Лаврентьева Е.Н.

 

Тема урока: «Правописание глаголов».

 

Цель урока: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.

 

Задачи:  - повторить теоретический материал о глаголе;

  • формировать умение видеть и находить орфограммы в глаголах;  
  • отрабатывать умение ставить безударное личное окончание глагола;
  • развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;
  • развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои знания;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка;

Предполагаемый результат:  

Предметные УД: к концу урока ребята будут знать орфограммы глаголов, возможные правила их написания; уметь находить ошибки, объяснять их, писать глаголы без ошибок.

Метапредметные УУД:  

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную и наоборот).  

Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.  

Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. 

Личностные УУД - жизненное самоопределение.

Тип урока: урок-закрепление, обобщение знаний.

Используемые         методы:         проблемный,         частично-поисковый,         объяснительно-иллюстративный.

Ход урока.

1. Организационный момент.  Настрой на работу на уроке. 

  • Прочитайте эпиграф нашего урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»   Марсель Ашар

  • Вы согласны с Марселем Ашаром? Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение. Прием «жизненное самоопределение» – Личностные УУД.

 

2. Словарная работа. Игра «Охотники и зайцы» 

У доски 3 ученика –  «зайцы», все ребята, сидящие за партами – «охотники». «Охотники» «стреляют» в зайцев словарными словами. 10 слов записывается на доске и в тетрадях. Если допустили 1 ошибку – «заяц» «ранен», 2 ошибки – «смертельно ранен», 3 ошибки – «убит».

Соответственные оценки (4,3,2) выставляются в журнал. Если «заяц» убежал невредимый, то ставится оценка «5»

Прием «ролевая игра»

Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. 

 

3. Актуализация знаний. 

А) Минутка чистописания: спр вр накл сов несов инф мр жр ср ед мн

  • Что можете сказать о буквах, которые мы прописали на минутке чистописания? (это морфологические категории глагола) -Что мы знаем о глаголе?
  • От чего зависит написание окончаний глагола?
  • Какие еще ошибки можно допустить при написании глаголов?

 

Приемы «аналогия, ключевые слова, опора»

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

 

Б) Составление кластера «Орфограммы глаголов» 

 

Прием «Кластер» - моделирование, конструирование, ключевые слова, опора

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

 

4. Работа над темой урока. 

 

А) Работа в группах сменного состава. Отработка четырех орфограмм глаголов. В классе 5 групп по 4 человека. Члены групп имеют номера (1,2,3,4). «Номера» получают задания с соответственным номером, собираются по номерам и договариваются, как выполнять задание. Затем возвращаются в свою группу и объясняют членам своей группы, как выполнить задание, выполняют задания всех номеров. Проверка и подведение итогов фронтально.

 

Задание 1. Раскрой скобки. Напиши слова в два столбика.

(Не)навидеть, (не)бывает, (не)хочу, (не)годовать, (не)сберегли, (не)выучил, (не)останется, (не)доумевать, (не)взлюбить, (не)плакать. Задание 2. Напиши глаголы в форме ед.ч., 3 лица. Объясни правописание окончаний: Клеить, лаять, стелить, гнать, держать, знать,  зависеть, брить, дышать, жарить, помнить, видеть.

Задание 3. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание гласных.

Солнце зашл…, увид..л картину, слыш..л звуки, девочка ненавид..л.. ночь, обид..ла щенка, завис..ли от урока, засе..ли они поле. Задание 4. Найди и спиши слова, в которых допущены ошибки.

Умница, увидица, нездоровица, красавица, курица, останеца, участница, девица, дивица, одеваеца.  

 

Приемы – «Зигзаг», моделирование, конструирование, алгоритм, аудирование, конструктивный диалог, проблемная ситуация, группировка. УУД:

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

 

Б) Проверка работы групп. Оценивание.

Основной критерий оценивания – правильно выполненное задание в группах по номерам. Проверка проходит фронтально. Отвечает любой желающий из группы, кроме самого номера, который выполнял данное задание. Оценивается коллективно.  

 

Прием прогнозирование, целеполагание, оценка деятельности, причинно-следственные связи. УУД:

Регулятивные – контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод письменной речи в устную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. 

 

ФИЗМИНУТКА  

Цель: не допустить переутомления учащихся через мышечное расслабление.

-Читайте слова на слайде. Если допущена ошибка – поднимите руки вверх, а если слово написано правильно – похлопайте в ладоши.

 

Не годовать, несберегли, слышит, видит, солнце зашли, останеца, курица.  

 

Личностные УУД - жизненное самоопределение.

Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. 

 

В) Работа по учебнику. (упр. 2) Отработка пятой орфограммы «Ь после шипящих»

Распредели слова по группам в зависимости от правил написания

1. Глаголы (надо Ь)     2. Сущ. м.р, (нет Ь)   3. Сущ, ж.р., (надо Ь)   4.Краткие прилагат. (нет Ь)  5 группа формулирует правило написания Ь после шипящих.

-Почему мы вынесли орфограмму «Ь после шипящих» отдельно? (не только глагольная орфограмма)  

 

Прием группировка, доказательство, аудирование, диалог, аналогия, опора, исследование.

УУД:

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

 

5. Итог урока.  Рефлексия. Что вспомнили на уроке?

Что понравилось?

Вернемся к нашему девизу урока:  

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»   Марсель Ашар.

А мы можем продолжить: И к тем, кто весь день проводит в хорошем настроении. СПАСИБО ЗА УРОК.

 

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

 

6. Домашнее задание. 

 упр.5. – Объясни написание всех пропущенных орфограмм.

 

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов" - УМК "Начальная школа XXI века"

Урок проведен с использованием различных методов обучения: проблемного, группового, деятельностного, наглядного. Учащиеся работают с дополнительной учебной литературой и словарями. Задания группам под...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов. Новогодние сюрпризы".

Урок русского языка в 4 классе. Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык»....

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени

Дата: 07.05.20ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Кабине...