Конспект урока обучение грамоте "Звук [ж]. Буква Жж" 1 кл. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку

Глушенкова Наталья Владимировна

Конспект урока  обучение грамоте "Буква Жж" 1 кл. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Тема: Звук [ж]. Буква Ж ж

Цели деятельности учителя:  формирование понятия звука [ж], буквы Ж ж, классификаций парных звонких и глухих согласных звуков, совершенствование навыков чтения,

Планируемые результаты

Предметные: Знать звук [ж].

Уметь классифицировать звуки [ж] и [ш], отличать букву Ж ж от звука [ж] , находить парные звонкие и глухие согласные звуки

Личностные: Проявлять интерес к учебной деятельности. Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения по теме. Иметь навыки сотрудничества со взрослыми.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: Учебник  «Школа России» «Азбука» 1 кл., 1 ч.,  В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Школьная пропись О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, Тренажер по чтению М. И. Самойлова, презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Наглядный: работа с учебником

На доске включается слайд со скороговоркой.

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

- Давайте попробуем с вами быстро прочитать скороговорку.

- Молодцы!

- В старину, когда не все могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать, и по- прежнему уделяем большое внимание формированию у вас правильной, четкой, плавной и красивой речи. Поэтому мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.

- На стр. 22 прочитаем скороговорки.

-Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» стр. 23 учебника.

- Почему проснулась тишина?

О чем спросила Тишина у Машины?

- Что ответила машина?

- А какие вы знаете еще спец.машины?

Смотрят. Читают.

Читают.

Читают.

- От Шума шин.

- Куда спешишь?

- В школу, везет ребятам молоко.

Отвечают, перечисляют

Л:самоопределение

Р: целеполагание

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: работа с презентацией

Включается второй слайд презентации со словами.

Ширина

Шипы

Вышивка

Карандаши

Широта

Груши

Ландыши

Малыши

Мыши

Камыши

Шалаши

Шиповник

Шишки

Машина

Шина

- Что общего в этих словах?

- А еще?

- А какое правило вы здесь увидели?

 - Молодцы!

Смотрят. Прочитываю хором.

- Буква Ш

- Звук [ш]

- ШИ пиши с буквой И

П: анализ, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой, точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: работа с презентацией; работа с учебником

Словесный: бесаеда

На доске появляется слайд с картинками шмеля и жука.

- Как жужжит шмель?

- А какой звук производит жук, когда летит?

- Кто догадался, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

- Да! Сегодня мы с вами поговорим о букве Ж и звуке [ж]

- Кого вы видите в красной рамке на стр. 25 учебника?

- Что делает мальчик?

- А почему он бежит с завязанными глазами?

- Как называется игра, когда один игрок ловит других игроков с завязанными глазами?

- Как вы думаете, от какого слова образовалось название игры «жмурки»?

- Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»?

- В каких случаях чаще всего мы с вами щуримся, жмуримся?

- Какой новый звук вы слышите в слове «жмурки»?

Смотрят на слайд, слушают вопросы учителя.

- Ж-ж-ж!

- Ж-ж-ж!

- О букве Ж

- Мальчика.

- Бежит.

- Играет.

- «жмурки»

- От слова «жмуриться»

- Прикрыть глаза

- Когда смотрим на солнце.

- Звук [ж]

П: анализ, сравнение, обобщение, аналогия

П: постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет разных мнений.

П6 подведение под понятие

IV. Открытие нового знания

Наглядный: демонстрация презентации

Словесный:беседа

Наглядный: демонстрация презентации

Практический: работа с прописями, тренажером

Наглядный: демонстрация видео

Практический: работа с тренажером

Наглядный: демонстрация презентации

Словесный: беседа, рассказ

Практический: работа с учебником, с тренажером

Словесный: беседа

Динамическая пауза

2 мин.

На доске появляется слайд с буквой Ж.

  Эта буква широка

  И похожа на жука.

  И при этом, точно жук,

  Издает жужжащий звук.

- Давай дадим характеристику этому звуку.

- А теперь давайте назовем одинаковый звук в словах, записанных на слайде.

УЖИ, ЖУК, СТРИЖИ, ЖАБА. ЕЖИ, ЛЫЖИ, СНЕЖИНКА, ЖИРАФ.

- Откройте прописи. Сравните печатную и письменную строчную букву ж.

- Обведите элементы, строго следую за стрелками.

- Напишите теперь саму букву ж.

- Теперь потренируемся писать в тренажере на стр. 71.

Включает видео с последовательностью написания буквы ж.

- Это сложная для написания буква. Потренируемся писать ее в тренажере на стр.72.

- А теперь обведите по контуру печатную букву Ж.

- Прочитайте слоги с буквой ж, записанные на слайде.

Аж

Уж

Еж

Иж

Яж

Ыж

Ож

Жа

Жо

Жу

Же

Жи

- Какие буквы, обозначающие гласные звуки, стоят после ж?

- А каких букв вы не увидели после ж?

- Запомните: после буквы ж никогда не пишутся буквы ы, я.

- В учебнике на стр. 25 прочитайте слоги с буквой ж.

- Обведите эти слоги по контуру в тренажере на стр.71, 72.

- Прочитайте текст на стр. 25 учебника. Озаглавьте его.

- В какую игру играли дети?

- Кому завязали глаза?

- Куда разбежались дети и почему?

- Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?

- О чем его предупредили друзья?

- Можно ли сказать, что они поступили благородно?

Включается видео «Капитан краб»

Слушают, смотрят, осмысливают.

Отвечают, дают характеристику звуку

- Согласный, звонкий, твердый.

Читают хором.

Работают в прописях.

Работают в тренажере.

Пишут в тренажере.

- а, о, у, е, и

- ы, я.

Читают.

Работают в тренажере.

- «Жмурки»

- В жмурки

- Жене

- Разбежались в разные стороны, потому что играли в жмурки.

- У него завязаны глаза.

- Осторожно! Лужа!

- Да! Они его предупредили.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет разных мнений.

П: анализ, синтез, сравнение

П: структурирование знаний

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником.

- Выполните задание внизу стр.27 учебника. Кто где живет?

- Прочитайте и проговорите скороговорку.

- Почему в слове «живот» после буквы ж стоит буква и?

- Чем похожи звуки [ж] и [ш]?

- Чем они различаются?

- Какое правило вы знаете о правописании буквосочетаний?

Выполняют.

Читают.

- ЖИ пиши с буквой И

- Они согласные и твердые

- Звук [ж] – звонкий, а звук [ш] – глухой. Это парные по звонкости-глухости звуки.

- ЖИ, ШИ пиши с буквой И

П: анализ, синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств; выполнение действий по алгоритму

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Наглядный: работа с пособием

- Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на стр. 84. Отгадайте загадки в задании 8.

- Что общего у всех этих загадок?

Открываю пособие, отгадывают загадки.

- В каждой есть слово со звуком [ж].

П: анализ, сравнение, синтез, обобщение, аналогия.

VII. Включение в систему знаний

(его может и не быть)

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

- Понравился ли вам урок?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не очень доволен? Почему?

Отвечают.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Обучение грамоте "Заглавная буква М"

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока обучения грамоте "Заглавная буква К"

1. Организационный момент, повторение пройденного.Встали тихо, замолчали,Всё, что нужно, вы достали.Приготовились к уроку,В нём иначе нету проку.Здравствуйте, садитесь,Больше не вертитесь.Мы урок начн...

Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"

Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"...

Конспект урока обучения грамоте, тема: Буквы О,о.

Использованные инновационные технологии:технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология развития критического мышления технология создания проблемной ситуации. Современных те...

Конспект урока "Обучение письму строчной буквы т"

В конспекте урока обучении письму строчной буквы т представлен материал для 1 класса....

Конспект урока письма "Письмо строчной буквы Ж" (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Письмо строчной буквы [ж]»Цель деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ж] и букве [ж], её графическом облике, алгоритме написания и с...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...