Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Тема: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Н в начале слова.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать;
-учить давать оценку своим действиям;
-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.
предметные:
- знать изученные буквы А, У, О, Н;
- переносить звук [н] в графическую систему – букву Н;
- уметь определять место звука [н] и буквы Н в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alt_kommunikatsiya.docx | 302.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация
Тема урока: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
Составитель: Антонова Кристина Викторовна
Класс: 2 «Б»
Дата: 14.10.2020г
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Н в начале слова.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать;
-учить давать оценку своим действиям;
-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.
предметные:
- знать изученные буквы А, У, О, Н;
- переносить звук [н] в графическую систему – букву Н;
- уметь определять место звука [н] и буквы Н в словах.
Оборудование: Презентация PowerPoint; пластмассовые буквы: А, У, О, Н; распечатанные карточки-слова «Определи место буквы в слове»; карточки-смайлики для оценивания своей работы.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Задания, которые приведут к результату | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивацион-ный Артикуляционная гимнастика | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу Подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука [н]: работа над подвижностью кончика языка вверх. | Организуют рабочее место. Здороваются с учителем Имитируют чистку зубов. Выполняют движения «влево-вправо» 8-10 раз под контролем учителя. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Упражнение «Чистим верхние зубки» -Улыбнитесь, откройте ротик. Кончиком языка с внутренней стороны чистим верхние зубки «влево-вправо» под мой счет. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку Создать позитивное настроение Формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки. Развивать артикуляционный аппарат: подвижность кончика языка «вверх». |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников | Отвечают на вопросы | -Какое сейчас время года? Месяц? Число? День недели? На столе у вас пластмассовые буквы. Я буду произносить звуки, а вы поднимайте нужные буквы, которыми обозначаются заданные звуки (А,У, О, Н). | Учить ориентироваться во временном пространстве. Актуализировать знания изученных букв А, У, О, Н. Развивать зрительный гнозис. Учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников | Дают ответы на вопросы. Определяют позицию звука в слове. | (Слайд 1) -Посмотрите, что изображено на слайде? Нос. -Послушайте внимательно и определите, где слышится звук [н] в начале или в конце: [ннннос]. - звук [н] находится в начале слова (выделяет позицию звука на схеме). | ||
Постановка учебной задачи | Готовит детей к формулированию темы и цели урока | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. | Демонстрация звука [н] на полоске-схеме в начале слова. Обозначение буквой Н. - Давайте вместе сформулируем тему урока. - Предположите, что узнаем, чему научимся на уроке? Что хотим узнать? -Сегодня мы будем определять место звука [н] и буквы Н в словах. | Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове. Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Проблемное объяснение нового материала | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. | Действие по плану, выполнение заданий. Определяют звуковую характеристику звука; определяют местонахождение звука в разных позициях. | -Возьмите карточку с напечатанным словом «нос», покажите где начало и где конец слова. - Где находится буква Н: в начале или в конце слова? -Возьмите букву Н из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву Н в слове. Скажем хором: буква Н - в начале слова. | Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова. Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв. |
Физминутка | Проговаривает текст и показывает, какие движения должны выполнять дети | Проговаривают текст и выполняют движения по подражанию учителя. | Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся, | Развивают общую моторику, координируют речь с движением |
Закрепление нового знания | Предлагает определить последовательность действий, чтобы правильно выполнить задание. | (Слайд 2) -Посмотрите, что изображено на слайде? Нож. -Послушайте внимательно и определите место звука [н]: [ннннош]. Где звук [н] в начале или в конце? Учитель раздает распечатанные карточки-слова «нож»: -Возьмите букву Н из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву Н в слове. Скажем хором: буква Н - в начале слова. | Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове. Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова. Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв. | |
Самостоятельная работа в тетради | Проводит индивидуальную работу с обучающимися | Дети находят обводят в круг все буквы Н из ряда других. | -Откройте тетради. Посмотрите на картинку и напечатанное слово ниже (ножницы). Определите место буквы в слове самостоятельно. -Обведите по точкам и раскрасьте картинку. | Развивать графо-моторные навыки. Переносить звука на знаковую систему – букву. Находят букву Н среди других букв. |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ. | Организация рефлексии | Ответы на вопросы. Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение | -С какой буквой мы сегодня познакомились? - Что понравилось больше всего? Оцените свою работу на уроке: поднимите смайлик. | Развивать критичность, умение оценивать себя и других, определять трудности |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация
Тема урока: «Рассматривание картинок, определение места буквы Ы в слове (середина слова)»
Составитель: Антонова Кристина Викторовна
Класс: 2 «Б»
Дата: 04.12.2020г
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Ы в середине слова.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать;
-учить давать оценку своим действиям;
-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.
предметные:
- находить пройденные буквы из ряда не изученных;
- переносить звук [ы] в графическую систему – букву Ы;
- определять место заданного звука в словах;
- понимать обращённую речь.
Оборудование: Презентация PowerPoint; пластмассовые буквы: А, У, О, Н; распечатанные карточки-слова «Определи место буквы в слове»; карточки-смайлики для оценивания своей работы.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Задания, которые приведут к результату | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивацион-ный Артикуляционная гимнастика | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу Подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука [ы]. | Организуют рабочее место. Здороваются с учителем Выполняют артикуляционное упражнение: губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. | Быть должны всегда в порядке: Упражнение «Лягушка» -Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем. -Удерживаем улыбку под мой счет (до 10 сек). | Организовать детей. Проверить готовность к уроку Создать позитивное настроение Формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки. Развивать артикуляционный аппарат: круговые мышцы губ. |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников | Отвечают на вопросы | -Какое сейчас время года? Месяц? Число? День недели? - На столе у вас пластмассовые буквы. Я буду произносить звуки, а вы поднимайте нужные буквы, которыми обозначаются заданные звуки (А,У, О, М, Н). | Учить ориентироваться во временном пространстве. Актуализировать знания изученных букв А, У, О, М, Н. Развивать фонематический слух. Учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Развивать фонематический анализ (место звука [ы]). |
Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников. | Дают ответы на вопросы. | (Слайд 1) -Посмотрите, что изображено на слайде? Сыр. -Послушайте внимательно и определите, где слышится звук [ы] в начале, в середине или в конце: [сыыыр]. - звук [ы] находится в середине слова (выделяет позицию звука на схеме). | ||
Постановка учебной задачи | Готовит детей к формулированию темы и цели урока | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. | Демонстрация звука [ы] на полоске-схеме в середине слова. Обозначение звука буквой Ы. - Давайте вместе сформулируем тему урока. - Предположите, что узнаем, чему научимся на уроке? Что хотим узнать? -Сегодня мы будем определять место звука [ы] и буквы Ы в словах. | Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове. Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Проблемное объяснение нового материала | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. | Действие по плану, выполнение заданий. Определяют местонахождение буквы в напечатанном слове. | -Возьмите карточку с напечатанным словом «сыр». Покажите где начало, середина и где конец слова. - Где находится буква ы: в начале, в середине или в конце слова? -Возьмите букву Ы из кассы букв и наложите сверху в середину слова. Положите указательный палец на букву Ы в слове. Скажем хором: буква Ы - в середине слова. | Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в середине слова. Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв. |
Физминутка | Проговаривает текст и показывает, какие движения должны выполнять дети | Проговаривают текст и выполняют движения по подражанию учителя. | Мы читали, мы писали, Наши плечики устали. Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты) | Развивают общую моторику, координируют речь с движением |
Закрепление нового знания | Предлагает определить последовательность действий, чтобы правильно выполнить задание. | Размышляют. Отвечают на вопросы. Определяют местонахождение буквы в напечатанном слове. | (Слайд 2) -Посмотрите, что изображено на слайде? Мышь. -Послушайте внимательно и определите место звука [ы]: [мыыыш]. Где звук [ы] в начале, в середине или в конце? Учитель раздает распечатанные карточки-слова «мышь»: -Возьмите букву Ы из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву Ы в слове. Скажем хором: буква Ы - в середине слова. | Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове. Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова. Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв. |
Самостоятельная работа в тетради | Проводит индивидуальную работу с обучающимися | Самостоятельно определяют местонахождение буквы Ы в слове. Раскрашивают изображение. | -Откройте тетради. Посмотрите на картинку и напечатанное слово ниже. Определите место буквы в слове самостоятельно (мыло). Раскрасьте картинку. | Развивать графо-моторные навыки. Переносить звук в знаковую систему – букву. |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ. | Организация рефлексии | Ответы на вопросы. Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение | -С каким звуком и буквой мы сегодня работали? - Что понравилось больше всего? | Развивать критичность, умение оценивать себя и других, определять трудности |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация
Тема урока: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Составитель: Антонова Кристина Викторовна
Класс: 2 «Б»
Дата: 29.01.2021г
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы М в начале слова.
Прогнозируемые результаты
личностные:
-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки;
- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать;
-учить давать оценку своим действиям;
предметные:
учить:
- знать изученные буквы А, У, О, Н;
- переносить звук [м] в графическую систему – букву М;
- уметь определять место заданного звука в словах;
- понимать обращённую речь.
Оборудование: Презентация PowerPoint; пластмассовые буквы: А, У, О, Н, М; распечатанные карточки-слова «Определи место буквы в слове»; карточки-смайлики для оценивания своей работы.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Задания, которые приведут к результату | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивацион-ный Артикуляционная гимнастика | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу Подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука [м]. | Организуют рабочее место. Здороваются с учителем Имитируют улыбку под контролем учителя. Удерживают данное положение губ до 8-10 сек. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Упражнение «Улыбка» -Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам (демонстрирует). - Сомкните губы, улыбнитесь, зубы не показываем. Удерживаем губы в этом положении. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку Создать позитивное настроение Формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки. Развивать артикуляционный аппарат: круговые мышцы губ, смыкание губ. |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников | Отвечают на вопросы с помощью учителя. | -Какое сейчас время года? Месяц? Число? День недели? (Слайд 1) -Найдите на рисунке корову с бидоном. Она несет детям молоко и мычит: Му-у-у, молока кому? -Скажем вместе эти слова длительно и четко, выделяя первый звук в слове. Какой первый звук в слове? Какой он гласный или согласный? Каким звуковым кружочком мы его выделим красным или синим? | Учить ориентироваться во временном пространстве. Актуализировать знания о звуковой характеристике звука [м]: учить определять гласный или согласный звук. Учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников | Дают ответы на вопросы. Произносят длительно и четко первый звук в слове подражая учителю. | (Слайд 2) -Посмотрите, что изображено на слайде? Мост. -Послушайте внимательно и определите, где слышится звук [м] в начале или в конце: [мммост]. - звук [м] находится в начале слова (выделяет позицию звука на схеме). | ||
Постановка учебной задачи | Готовит детей к формулированию темы и цели урока | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. | Демонстрация звука [м] на полоске-схеме в начале слова. Обозначение буквой М. - Давайте вместе сформулируем тему урока. - Предположите, что узнаем, чему научимся на уроке? Что хотим узнать? -Сегодня мы будем определять место звука [н] и буквы Н в словах. | Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове. Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Проблемное объяснение нового материала | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. | Действие по плану, выполнение заданий. Определяют местонахождение буквы в начале слова. | -Возьмите карточку с напечатанным словом «мост», покажите где начало и где конец слова. - Где находится буква М: в начале или в конце слова? -Возьмите букву М из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву М в слове. Скажем хором: буква М - в начале слова. | Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова. Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв. |
Физминутка | Проговаривает текст и показывает, какие движения должны выполнять дети | Проговаривают текст и выполняют движения по подражанию учителя. | Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся, | Развивают общую моторику, координируют речь с движением |
Закрепление нового знания | Предлагает определить последовательность действий, чтобы правильно выполнить задание. | Действие по плану, выполнение заданий. Определяют местонахождение буквы в начале слова. | (Слайд 3) -Посмотрите, что изображено на слайде? Мак. -Послушайте внимательно и определите место звука [н]: [мммак]. Где звук [м] в начале или в конце? Учитель раздает распечатанные карточки-слова «мак»: -Возьмите букву М из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву М в слове. Скажем хором: буква М - в начале слова. | Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове. Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова. Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв. |
Самостоятельная работа в тетради | Проводит индивидуальную работу с обучающимися | Дети находят обводят в круг все буквы Н из ряда других. | -Откройте тетради. Посмотрите на картинку и напечатанное слова ниже (муха, мышка). Определите место буквы в слове самостоятельно. -Раскрасьте картинки. | Формировать фонематический анализ слова. Развивать графо-моторные навыки. |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности | Организация рефлексии | Ответы на вопросы. Самооценка учебной деятельности.
| -С какой буквой мы сегодня познакомились? - Что понравилось больше всего? | Развивать критичность, умение оценивать себя и других, определять трудности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...
Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".Тема: «Изучение буквы «О», конструирование буквы «О»»
Цель: формирование знаний о букве «О»;Прогнозируемые результаты: Предметные: - Познакомить детей со звуком [о], буквами О о;- Формировать умение узнавать ...
Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".Тема: «Изучение буквы «О», конструирование буквы «О»»
Цель: формирование знаний о букве «О»;Прогнозируемые результаты: Предметные: - Познакомить детей со звуком [о], буквами О о;- Формировать умение узнавать ...
Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Тема: «Выкладывание пройденных букв А,О,У из отдельных элементов»
Цель: закрепление знаний о буквах А,О,У.Прогнозируемые результаты: Предметные: - Закреплять знания детей о звуке [а] [о] [у], буквах А а, О о, У у;- Формировать умение узнав...
Технологическая карт по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Тема: «слушание сказки «Репка», определение последовательности сюжета»
Цель: знакомство со сказкой.Прогнозируемые результаты: Предметные: - развивать у детей способность понимать содержание сказки;- учить внимательно слушать сказку; - вызывать интерес...
Технологическая карта по предмету "Окружающий природный мир". Тема: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Н в начале слова.Прогнозируемые результатыличностные:- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивле...