Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Тема: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Н в начале слова.

Прогнозируемые результаты

личностные:

- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать;

-учить давать оценку своим действиям; 

-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

предметные:

- знать изученные буквы А, У, О, Н;

- переносить звук [н] в графическую систему – букву Н;

- уметь определять место звука [н] и буквы Н в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alt_kommunikatsiya.docx302.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Тема урока: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Составитель: Антонова Кристина Викторовна

Класс: 2 «Б»

Дата: 14.10.2020г

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Н в начале слова.

Прогнозируемые результаты

личностные:

- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать; 

-учить давать оценку своим действиям;

-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

предметные:

- знать изученные буквы А, У, О, Н;

- переносить звук [н] в графическую систему – букву Н;

- уметь определять место звука [н] и буквы Н в словах.

Оборудование: Презентация PowerPoint; пластмассовые буквы: А, У, О, Н; распечатанные карточки-слова «Определи место буквы в слове»; карточки-смайлики для оценивания своей работы.

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Задания, которые приведут к результату

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивацион-ный

Артикуляционная гимнастика

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука [н]: работа над подвижностью кончика языка вверх.

Организуют рабочее место.

Здороваются с учителем

Имитируют чистку зубов. Выполняют движения «влево-вправо» 8-10 раз под контролем учителя.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Упражнение «Чистим верхние зубки»

-Улыбнитесь, откройте ротик. Кончиком языка с внутренней стороны чистим верхние зубки «влево-вправо» под мой счет.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку

Создать позитивное настроение

Формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

Развивать артикуляционный аппарат: подвижность кончика языка «вверх».

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Отвечают на вопросы

-Какое сейчас время года? Месяц? Число? День недели?

На столе у вас пластмассовые буквы. Я буду произносить звуки, а вы поднимайте нужные буквы, которыми обозначаются заданные звуки (А,У, О, Н).

Учить ориентироваться во временном пространстве.

Актуализировать знания изученных букв А, У, О, Н. Развивать зрительный гнозис.

Учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Дают ответы на вопросы.

Определяют позицию звука в слове.

(Слайд 1)

-Посмотрите, что изображено на слайде? Нос.

-Послушайте внимательно и определите, где слышится звук [н] в начале или в конце: [ннннос].

- звук [н] находится в начале слова (выделяет позицию звука на схеме).

Постановка учебной задачи

Готовит детей к формулированию темы и цели урока

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

 Демонстрация звука [н] на полоске-схеме в начале слова. Обозначение буквой Н.

- Давайте вместе сформулируем тему урока.

- Предположите, что узнаем, чему научимся на уроке? Что хотим узнать?

-Сегодня мы будем определять место звука [н] и буквы Н в словах.

Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Проблемное объяснение нового материала

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания.

Действие по плану, выполнение заданий.

Определяют звуковую характеристику звука; определяют местонахождение звука в разных позициях.

-Возьмите карточку с напечатанным словом «нос», покажите где начало и где конец слова.

- Где находится буква Н: в начале или в конце слова?

-Возьмите букву Н из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву Н в слове. Скажем хором: буква Н - в начале слова.

Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова.

Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв.

Физминутка

Проговаривает текст и показывает, какие движения должны выполнять дети

Проговаривают текст и выполняют движения по подражанию учителя.

Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл - ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!

Развивают общую моторику, координируют речь с движением

Закрепление нового знания

Предлагает определить последовательность действий, чтобы правильно выполнить задание.

(Слайд 2)

-Посмотрите, что изображено на слайде? Нож.

-Послушайте внимательно и определите место звука [н]: [ннннош]. Где звук [н] в начале или в конце?

Учитель раздает распечатанные карточки-слова «нож»:

-Возьмите букву Н из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву Н в слове. Скажем хором: буква Н - в начале слова.

Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове.

Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова.

Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв.

Самостоятельная работа в тетради

Проводит индивидуальную работу с обучающимися

Дети находят  обводят в круг все буквы Н из ряда других.

-Откройте тетради. Посмотрите на картинку и напечатанное слово ниже (ножницы). Определите место буквы в слове самостоятельно.

-Обведите по точкам и раскрасьте картинку.

Развивать графо-моторные навыки.

Переносить звука на знаковую систему – букву.

Находят букву Н среди других букв.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ.

Организация рефлексии

Ответы на вопросы.

Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение

 -С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Что понравилось больше всего?

Оцените свою работу на уроке: поднимите смайлик.

Развивать критичность, умение оценивать себя и других, определять трудности


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Тема урока: «Рассматривание картинок, определение места буквы Ы в слове (середина слова)»

Составитель: Антонова Кристина Викторовна

Класс: 2 «Б»

Дата: 04.12.2020г

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Ы в середине слова.

Прогнозируемые результаты

личностные:

- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать;

-учить давать оценку своим действиям;

-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

предметные:

- находить пройденные буквы из ряда не изученных;

- переносить звук [ы] в графическую систему – букву Ы;

- определять место заданного звука в словах;

- понимать обращённую речь.

Оборудование: Презентация PowerPoint; пластмассовые буквы: А, У, О, Н; распечатанные карточки-слова «Определи место буквы в слове»; карточки-смайлики для оценивания своей работы.

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Задания, которые приведут к результату

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивацион-ный

Артикуляционная гимнастика

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука [ы].

Организуют рабочее место.

Здороваются с учителем

Выполняют артикуляционное упражнение: губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

Упражнение «Лягушка»

-Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

-Удерживаем улыбку под мой счет (до 10 сек).

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку

Создать позитивное настроение

Формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

Развивать артикуляционный аппарат: круговые мышцы губ.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Отвечают на вопросы

-Какое сейчас время года? Месяц? Число? День недели?

- На столе у вас пластмассовые буквы. Я буду произносить звуки, а вы поднимайте нужные буквы, которыми обозначаются заданные звуки (А,У, О, М, Н).

Учить ориентироваться во временном пространстве.

Актуализировать знания изученных букв А, У, О, М, Н. Развивать фонематический слух.

Учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Развивать фонематический анализ (место звука [ы]).

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников.

Дают ответы на вопросы.

(Слайд 1)

-Посмотрите, что изображено на слайде? Сыр.

-Послушайте внимательно и определите, где слышится звук [ы] в начале, в середине или в конце: [сыыыр].

- звук [ы] находится в середине слова (выделяет позицию звука на схеме).

Постановка учебной задачи

Готовит детей к формулированию темы и цели урока

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

 Демонстрация звука [ы] на полоске-схеме в середине слова. Обозначение звука буквой Ы.

- Давайте вместе сформулируем тему урока.

- Предположите, что узнаем, чему научимся на уроке? Что хотим узнать?

-Сегодня мы будем определять место звука [ы] и буквы Ы в словах.

Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Проблемное объяснение нового материала

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания.

Действие по плану, выполнение заданий.

Определяют местонахождение буквы в  напечатанном слове.

-Возьмите карточку с напечатанным словом «сыр». Покажите где начало, середина и где конец слова.

- Где находится буква ы: в начале, в середине или в конце слова?

-Возьмите букву Ы из кассы букв и наложите сверху в середину слова. Положите указательный палец на букву Ы в слове. Скажем хором: буква Ы - в середине слова.

Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в середине слова.

Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв.

Физминутка

Проговаривает текст и показывает, какие движения должны выполнять дети

Проговаривают текст и выполняют движения по подражанию учителя.

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты)

Развивают общую моторику, координируют речь с движением

Закрепление нового знания

Предлагает определить последовательность действий, чтобы правильно выполнить задание.

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Определяют местонахождение буквы в  напечатанном слове.

(Слайд 2)

-Посмотрите, что изображено на слайде? Мышь.

-Послушайте внимательно и определите место звука [ы]: [мыыыш]. Где звук [ы] в начале, в середине или в конце?

Учитель раздает распечатанные карточки-слова «мышь»:

-Возьмите букву Ы из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву Ы в слове. Скажем хором: буква Ы - в середине слова.

Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове.

Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова.

Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв.

Самостоятельная работа в тетради

Проводит индивидуальную работу с обучающимися

Самостоятельно определяют местонахождение буквы Ы в слове.

Раскрашивают изображение.

-Откройте тетради. Посмотрите на картинку и напечатанное слово ниже. Определите место буквы в слове самостоятельно (мыло). Раскрасьте картинку.

Развивать графо-моторные навыки.

Переносить звук в знаковую систему – букву.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ.

Организация рефлексии

Ответы на вопросы.

Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение

 -С каким звуком и буквой мы сегодня работали?

- Что понравилось больше всего?

Развивать критичность, умение оценивать себя и других, определять трудности


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Тема урока: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Составитель: Антонова Кристина Викторовна

Класс: 2 «Б»

Дата: 29.01.2021г

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы М в начале слова.

Прогнозируемые результаты

личностные:

-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки;

- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать;

-учить давать оценку своим действиям;

предметные:

учить:

- знать изученные буквы А, У, О, Н;

- переносить звук [м] в графическую систему – букву М;

- уметь определять место заданного звука в словах;

- понимать обращённую речь.

Оборудование: Презентация PowerPoint; пластмассовые буквы: А, У, О, Н, М; распечатанные карточки-слова «Определи место буквы в слове»; карточки-смайлики для оценивания своей работы.

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Задания, которые приведут к результату

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивацион-ный

Артикуляционная гимнастика

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука [м].

Организуют рабочее место.

Здороваются с учителем

Имитируют улыбку под контролем учителя. Удерживают данное положение губ до 8-10 сек.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Упражнение «Улыбка»

-Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам (демонстрирует).

 - Сомкните губы, улыбнитесь, зубы не показываем. Удерживаем губы в этом положении.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку

Создать позитивное настроение

Формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

Развивать артикуляционный аппарат: круговые мышцы губ, смыкание губ.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Отвечают на вопросы с помощью учителя.

-Какое сейчас время года? Месяц? Число? День недели?

(Слайд 1)

-Найдите на рисунке корову с бидоном. Она несет детям молоко и мычит: Му-у-у, молока кому?

-Скажем вместе эти слова длительно и четко, выделяя первый звук в слове. Какой первый звук в слове? Какой он гласный или согласный? Каким звуковым кружочком мы его выделим красным или синим?

Учить ориентироваться во временном пространстве.

Актуализировать знания о звуковой характеристике звука [м]: учить определять гласный или согласный звук.

Учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Дают ответы на вопросы.

Произносят длительно и четко первый звук в слове подражая учителю.

(Слайд 2)

-Посмотрите, что изображено на слайде? Мост.

-Послушайте внимательно и определите, где слышится звук [м] в начале или в конце: [мммост].

- звук [м] находится в начале слова (выделяет позицию звука на схеме).

Постановка учебной задачи

Готовит детей к формулированию темы и цели урока

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

 Демонстрация звука [м] на полоске-схеме в начале слова. Обозначение буквой М.

- Давайте вместе сформулируем тему урока.

- Предположите, что узнаем, чему научимся на уроке? Что хотим узнать?

-Сегодня мы будем определять место звука [н] и буквы Н в словах.

Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Проблемное объяснение нового материала

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания.

Действие по плану, выполнение заданий.

Определяют местонахождение буквы в начале слова.

-Возьмите карточку с напечатанным словом «мост», покажите где начало и где конец слова.

- Где находится буква М: в начале или в конце слова?

-Возьмите букву М из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву М в слове. Скажем хором: буква М - в начале слова.

Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова.

Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв.

Физминутка

Проговаривает текст и показывает, какие движения должны выполнять дети

Проговаривают текст и выполняют движения по подражанию учителя.

Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл - ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!

Развивают общую моторику, координируют речь с движением

Закрепление нового знания

Предлагает определить последовательность действий, чтобы правильно выполнить задание.

Действие по плану, выполнение заданий.

Определяют местонахождение буквы в начале слова.

(Слайд 3)

-Посмотрите, что изображено на слайде? Мак.

-Послушайте внимательно и определите место звука [н]: [мммак]. Где звук [м] в начале или в конце?

Учитель раздает распечатанные карточки-слова «мак»:

-Возьмите букву М из кассы букв и наложите сверху в начало слова. Положите указательный палец на букву М в слове. Скажем хором: буква М - в начале слова.

Формировать фонематический анализ слова: учить определять место звука в слове.

Учить определять местоположение буквы на напечатанном слове зрительно в начале слова.

Учить сличать заданные буквы: работать с кассой букв.

Самостоятельная работа в тетради

Проводит индивидуальную работу с обучающимися

Дети находят  обводят в круг все буквы Н из ряда других.

-Откройте тетради. Посмотрите на картинку и напечатанное слова ниже (муха, мышка). Определите место буквы в слове самостоятельно.

-Раскрасьте картинки.

Формировать фонематический анализ слова.

Развивать графо-моторные навыки.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности

Организация рефлексии

Ответы на вопросы.

Самооценка учебной деятельности.

 

 -С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Что понравилось больше всего?

Развивать критичность, умение оценивать себя и других, определять трудности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".Тема: «Изучение буквы «О», конструирование буквы «О»»

Цель: формирование знаний о букве «О»;Прогнозируемые результаты: Предметные: - Познакомить детей со  звуком  [о],   буквами О о;- Формировать умение узнавать ...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".Тема: «Изучение буквы «О», конструирование буквы «О»»

Цель: формирование знаний о букве «О»;Прогнозируемые результаты: Предметные: - Познакомить детей со  звуком  [о],   буквами О о;- Формировать умение узнавать ...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Тема: «Выкладывание пройденных букв А,О,У из отдельных элементов»

Цель: закрепление знаний о буквах А,О,У.Прогнозируемые результаты: Предметные: - Закреплять знания детей о звуке [а] [о] [у],   буквах А а, О о, У у;- Формировать умение узнав...

Технологическая карт по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Тема: «слушание сказки «Репка», определение последовательности сюжета»

Цель: знакомство со сказкой.Прогнозируемые результаты: Предметные: - развивать у детей способность понимать содержание сказки;- учить внимательно слушать сказку; - вызывать интерес...

Технологическая карта по предмету "Окружающий природный мир". Тема: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Н в начале слова.Прогнозируемые результатыличностные:- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивле...