Открытый урок по обучению грамоте «Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с,]»
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Целевые установки уроков.
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками [с], [с,] и отражением их на письме с помощью буквы С, с местом буквы С на «ленте букв», научится характеризовать звуки [с] и [с,] по предложенной в учебнике схеме; находить эти звуки в слого-звуковых схемах, читать слоги и слова с буквой С, писать строчную с и заглавную С по образцам в прописях; писать слоги, слова и предложения со знакомыми буквами; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе примеров слов, в процессе знакомства с уменьшительно-ласкательными суффиксами, при пересказе сказки и составлении рассказа.
Метапредметные результаты: учащийся вместе с учителем и одноклассниками формулирует, принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу урока, продолжает освоение базовых предметных понятий (звук [и] и буква Ии, функция буквы И в слоге-слиянии, знакомство с многозначностью), осваивает познавательные логические УУД анализа, аппозиции, синтеза при работе со смыслоразличительной ролью фонем; работает со знаково-символическими средствами представления информации, моделирует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; использует дополнительные средства поиска информации (словари), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obucheniyu_gramote_1_klass.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Софьинская СОШ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«Старый друг лучше новых двух.
Звуки [с], [с,]»
1 КЛАСС
Учитель начальных классов:
Раужина Анна Владимировна
2021 год
Темы уроков:
Чтение: Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с,]. Буква Сс (с.44-47).
Письмо: Письмо заглавной и строчной буквы Сс (с.16-17).
Целевые установки уроков.
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками [с], [с,] и отражением их на письме с помощью буквы С, с местом буквы С на «ленте букв», научится характеризовать звуки [с] и [с,] по предложенной в учебнике схеме; находить эти звуки в слого-звуковых схемах, читать слоги и слова с буквой С, писать строчную с и заглавную С по образцам в прописях; писать слоги, слова и предложения со знакомыми буквами; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе примеров слов, в процессе знакомства с уменьшительно-ласкательными суффиксами, при пересказе сказки и составлении рассказа.
Метапредметные результаты: учащийся вместе с учителем и одноклассниками формулирует, принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу урока, продолжает освоение базовых предметных понятий (звук [и] и буква Ии, функция буквы И в слоге-слиянии, знакомство с многозначностью), осваивает познавательные логические УУД анализа, аппозиции, синтеза при работе со смыслоразличительной ролью фонем; работает со знаково-символическими средствами представления информации, моделирует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; использует дополнительные средства поиска информации (словари), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» (из к/ф «По секрету всему свету») муз. В.Шаинского, сл. М.Танича, компьютер и мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.
Ход урока
Целеполагание: дети рассматривают вместе с учителем с.44-47 «Азбуки» и с.16-17 «Прописей» №2, читающие дети зачитывают заголовки, и все вместе формулируют учебную задачу: «Обсудить тему «Старый друг лучше новых двух», изучить звуки [с], [с,] и букву Сс (учитель дает алфавитное название буквы – «эс» и в дальнейшем добивается, чтобы дети правильно произносили эту букву); читать тексты с изученными буквами, изучить местоположение буквы Сс на «ленте букв», научиться писать букву Сс, слова и предложения с изученными буквами». При формировании учебной задачи учитель обращает особое внимание на то, что изучено будет всего две буквы для обозначения на письме согласных звуков, а количество слов, которые уже можно прочитать, сильно увеличилось.
Изучение материала урока.
Чтение: Обсуждение темы «Старый друг лучше новых двух» можно начать с актуализации имеющихся знаний: дети вспоминают, какие пословицы о дружбе и взаимопомощи они уже изучили (с.6, 12, 24, 28 «Азбуки»). Учитель выясняет, как дети понимают выражение «старый друг» и просит рассказать о своем друге, с которым подружился в детском саду или во дворе в дошкольном детстве: чем этот друг интересен, почему завязалась дружба, поддерживаются ли отношения в настоящее время, что совместно делается с друзьями. Затем учитель говорит, что в классе формируются новые дружеские отношения, и новых друзей тоже нужно беречь, потому что через много лет эти новые друзья станут старыми друзьями. Можно рассказать о выпускниках Итона, которые поддерживают дружеские отношения, сформировавшиеся в этой школе, всю свою жизнь. Даже если они не были дружны в школе, то опознают друг друга по характерным признакам и помогают друг другу.
Чтение: Изучение звуков [c] и [c,] и буквы Сс начинаем с актуализации имеющихся сведений. Вначале проводится беседа: «Какую букву, обозначающую согласный звук, мы уже изучили? Какие звуки она обозначает? Что является сигналом мягкости согласного звука? Как понять, твердый или мягкий звук обозначает эта буква в слоге-слиянии? Какие буквы, обозначающие гласные, сигнализируют нам, что буква Н читается твердо? А какая буква сигнализирует о мягкости предшествующего согласного?». Затем читается текст на с.44: «нечитающие» дети читают текст о девочках, а умеющие читать рассматривают рисунок, готовятся к рассказу.
Затем общее внимание обращается на наличие тире в тексте. Учитель сообщает, что в начале речи каждого участника разговора (диалога) ставится длинная черточка (тире), чтобы можно было понять, кто и что говорит. Затем дети рассказывают то, что они увидели на рисунках, и совместно называют слова в соответствии с заданием «Азбуки».
Аналитический этап. Изучение звуков [c] и [c,] начинаем с разбора чтения звука и буквы. Сначала дети читают звуки [c] и [с,], а учитель подчеркивает, что буква называется «эс». Затем дети характеризуют звуки [с] и [с,] по схеме под заголовком, «нечитающие» дети разбирают слого-звуковую схему под названием буквы Сс (учитель напоминает о том, что твердые согласные - синий цвет, мягкие – зелёный), и читают (2-3 ребенка) столбик слогов, а «читающие» - пословицы на с.44 (про себя). После этого работа идет совместно: «читающие» зачитывают пословицы, «нечитающие» - следят пальчиком и отмечают наличие буквы С. В заключение работы по с.44 коротко обсуждается значение пословиц, а также то, связаны ли они с основной темой.
По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка в написании буквы Сс в «Прописях» №2 на с.16 (верхние три строчки) – с использованием анимированных прописей в электронном приложении к «Азбуке». Учитель комментирует кинемы: «В рабочей строке выполняем полуовал, открытый вправо».
Чтение: Чтение слов и текстов с изученными буквами по с.45 также проводится дифференцированно. Дети, умеющие читать про себя или шепотом читают стихотворение И.Бунина, а обучающиеся грамоте – слова и предложения основного текста. Попутно повторяется написание тире в начале реплики. Затем один из читающих детей читает стихотворение, остальные следят пальчиком и находят букву С в этом тексте. В заключение этого этапа проводится сопоставление картины осенней природы у И.Бунина и изображения на сюжетной картинке на с.44 «Азбуки».
Письмо: Продолжение тренировки в написании слов и предложений проводится по с.16 «Прописей» (три нижние строчки). Предложение устно составляется и записывается ниже на свободной строке. Учитель напоминает, что в начале предложения и первая буква имени пишутся с заглавной буквы. Предложение должно соответствовать схеме внизу страницы, хотя возможен и другой вариант, учитель предлагает его составить.
По окончании этапа учащиеся делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Чтение: Продолжение тренировки в чтении вначале проводится в ходе двух игр на с.46 «Азбуки» совместно со всем классом, а затем дифференцированно: умеющие читать дети про себя или шепотом читают текст стихотворения В.Берестова на с.47, не умеющие читать – читают два текста и выполняют два задания на с.46. Затем «читающие» дети отвлекаются от текста, и проводится работа с толковым словарем (значение слова «ось»).
Письмо: Продолжение тренировки в написании буквы Сс, слов и предложений с изученными буквами проводится по с.17 «Прописей» №2: вначале записывается по половине строк с разлиновкой, затем проводится обводка букв на двух предпоследних страницах. Выясняется вопрос, почему в нижней строчке слова пишутся с заглавных букв и предложения записываются.
Чтение: Завершается этот этап занятия анализом местоположения буквы С на «ленте букв». Учитель говорит, что по мере заполнения синей части «ленты букв» станет понятно, почему буква С расположена вдали от буквы Н и на «нижнем этаже». Затем делается вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Остаток времени нужно посвятить развитию речи: пониманию роли уменьшительных суффиксов для образования слов со значением детенышей животных. Сначала умеющие читать дети читают стихотворение и задание под ним, потом коллективно подбираются соответствия не только к слову кот, но и к словам рысь, олень, лось и т.д.
Итоги урока.
- Какую тему мы сегодня обсуждали? С какими пословицами познакомились? Что нам говорит народная мудрость?
- Какие звуки мы изучили? Какая буква отражает эти звуки на письме? Что нам помогает понять, какой именно звук, твердый или мягкий, передан буквой С?
Этап рефлексии.
Физкультминутки лучше сделать активизирующими в связи с трудностью урока, проводить их можно под музыку «визитной карточки» темы урока.
Рекомендации по работе в семье: в своем альбоме с детскими фотографиями посмотреть вместе с ребенком фотографии своей детсадовской группы и класса начальной школы, рассказать о судьбе своих друзей (работе, семье, детях); тренировать в дописывании строк в «Прописях» №2 на с.16-17; поработать с электронным приложением к «Азбуке» (игра «Я – учитель»); проверить, уложены ли в ранец комплекты фломастеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....
Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.
Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш. Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...
Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...
Беседа-рассказ "Старый друг лучше новых двух"
Рассказ о том, как поступают настоящие друзья....
Литературное чтение 1 класс Тема: Старый друг, лучше новых двух
Литературное чтение 1 класс Тема: Старый друг, лучше новых двух...
Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса по теме "Старый друг лучше новых двух".
Конспект данного урока расчитан на работу по учебнику Кутейниковой Н.Е. "Литературное чтение на родном (русском) языке: учебник для 2 класса". Тема "Старый друг лучше новых двух" р...