Использование технологии проблемно-диалогического обучения для развития коммуникативных УУД в начальной школе.
статья по русскому языку (3 класс)

яюс татьяна юрьевна

   Материал представляет  работу по использованию технологии проблемно - диалогического обучения для

развития коммуникативных УУД в начальной школе на примере использования авторских карточек " Наша речь"  на уроках русского языка и

литературного чтения  на пятиминутке грамотности и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Использование технологии проблемно-диалогического обучения для развития коммуникативных УУД  в начальной школе. Обобщение опыта работы учителя начальных классов Яюс Т.Ю.

     Формирование коммуникативных УУД у младших школьников актуально. Коммуникативные универсальные действия имеют многогранный характер. Рассмотрим общение  как взаимодействие и сотрудничество на уроке русского языка. При этом очень важно учитывать позицию собеседника или партнера по деятельности. Вот почему на каждом уроке мы уходим от фронтальной работы. 

       Активно применяю технологию проблемно – диалогического обучения . Мои уроки построены таким образом, что ученики самостоятельно принимают участие в поиске решения новых для них познавательных и практических задач.  Постоянно стимулирую их самостоятельность и творчество в познании нового, не преподношу материал в «готовом виде». Все проблемы, которые стоят перед моими учениками, они пытаются решить сами, при помощи «домысливания», «достраивания» и т.п . Так например, у учеников  нового набора было очень серьезное недоразвитие речи ( во всех её аспектах).В 1  классе много делала для того ,чтобы решить эту проблему. Но чаще всего это были индивидуальные занятия и не систематические приёмы на уроках русского языка и литературного чтения. А во 2  классе  предложила подумать и решить эту проблему  самим ребятам.  Они стали искать варианты, при помощи каких приёмов это можно решить. К моему большому удивлению, большинство детей предложили на каждом уроке литературного чтения  читать скороговорки, чистоговорки, заклички, загадки и т. п. Ребята принесли мне большое количество скороговорок , чистоговорок. Пришла идея расположить их в алфавитном порядке и читать на каждом уроке. Ну, а я уже доработала их материалом для правильного произношения слов( что особенно страдает у детей сельской местности) и материалом из орфографического словаря ( для развития  зрительной памяти).Решили, что сделаем их в форме карточек-тренажёров (какие у нас были в 1 классе-пальчиковая гимнастика).Когда дети сами предлагают решение проблем, нет никаких затруднений в их реализации.

  Ввела в структуру каждого урока пятиминутку грамотности и культуры речи, которая представляет собой карточку размера А5, в  которой содержится материал: чистоговорка, слова с правильным ударением, слова с правильным произношением.

 Карточки « Наша речь» - это результат творческой работы учащихся 2 класса и  моего  многолетнего опыта по развитию речи в начальной школе. Это  интеграция русского языка  и литературы. Материал, который  использовала при составлении карточек, полностью соответствует программе начальной школы 2-3класса. Это словарные слова ,чистоговорка, произношение — всё объединено и привязано к одной букве русского алфавита. Пятиминутка грамотности и культуры речи очень нравится детям, так как это новый вид деятельности — работа с карточками и интересная форма работы — обучение своего соседа по парте.

Карточки « Наша речь» представляют собой : одна сторона — это скороговорки и чистоговорки на определённую букву алфавита, например на букву — С. Цель : развитие произношения.

Су-су-су – в лесу нашли лису.


Са-са-са – вот бежит лиса.


Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы.


Со-со-со – катилось колесо

Сок-сок-сок, сок-сок-сок –
Носок, висок и волосок.
Сок-сок-сок, сок-сок-сок –
Бросок, басок и голосок.

С

Серый зайка, зубки спрячь:
Не капуста это, мяч.

У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани

У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

 А вторая сторона — слова на эту букву из орфоэпического словаря и словарные слова из орфографического словаря. Цель: запоминание правильного ударения при произношении слов, запоминание словарных слов; работа с орфоэпическим и орфографическими словарями.

сантиметр, сантиметры

свёкла

сзади

скворечник [шн]

 скучный   [шн]

случай

стакан, стаканы

статуя

столяр, столяры

строчная (буква)

самолёт

сапоги

сахар

север

сентябрь

сирень

собака

Опишу как использовать карточки " Наша речь» на уроке. Для этого можно использовать  методику «Доводящих карточек». Эта методика взята из технологии взаимообучения, одной из задач,  которой является формирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими знаниями  с другими. И это очень важно, потому что по данным исследований американских психологов эффективность усвоения знаний достигает высокого уровня только тогда, когда человек обучает других,  тому чему научился сам или применяет свои знания на практике. Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий учащимися учебного текста. Её цель - концентрировать внимание ученика на определённом учебном материале. Но эту методику использую при работе с данными карточками .

    Работа проводится в парах, используем методику «обмен заданиями» После того, как дети прочитают свою карточку, по команде учителя они начинают задавать по очереди вопрос «Что ты нового узнал из карточки?»Эта простая работа подготавливает детей в 2-3 классе  к работе парами, к работе в группах. Можно меняться местами, меняться заданиями - широкий спектр действий. Развивая коммуникативные качества каждого,  подготавливаю детей к участию в работе группы, что очень важно в свете деятельностного обучения. В итоге ученик сначала воспринимает материал на слух, контролирует правильность воспринимаемого материала, а потом его воспроизводит. Такое обсуждение информации обеспечивает более прочное запоминание  материала.Студентка, проходившая практику в моём классе , исследовала, как использование таких карточек-тренажёров влияет на развитие речи, на развитие коммуникативных УУД,таких как :

1)  слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

Исследования показали, что даже за небольшой промежуток времени использования карточек-тренажёров у учащихся 2 класса  с октября по апрель  показатели коммуникативных УУД (слушание,говорение,понимание) возросли.

       Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Мероприятия, которые  провожу по формированию коммуникативных качеств, убеждают  меня  в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников.

Использованная литература:

1.   Г.А. Данюшевская, Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №8.

  1. Н.А. Новак, Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе «Школа 2100» / Н.А. Новак // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №8

             3.    Мкртчян М.А. Методика доводящих карточек // Коллективный способ обучения. - №3 – 1996.    Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе".

Презентация к выступлению на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогческого обучения в начальной школе"....

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Пояснительная записка Методический семинар Опыт использования технологии проблемного- диалогического обучения в образовательном процессе в начальной школе

Пояснительная запискаМетодический семинарОпыт использования технологии проблемного- диалогического  обучения...

Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе

Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто ...