Пояснительная записка Методический семинар Опыт использования технологии проблемного- диалогического обучения в образовательном процессе в начальной школе
методическая разработка на тему

Заступова Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Методический семинар

Опыт использования технологии проблемного- диалогического  обучения                                                              в образовательном процессе в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Методический семинар

Опыт использования технологии проблемного- диалогического  обучения                                                              в образовательном процессе в начальной школе 

- Доброе утро, уважаемые члены жюри, коллеги. Я представляю Вам часть своего педагогического опыта по использованию технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе в начальной школе. (на слайде)

И сегодня на методическом семинаре я готова поделиться опытом, как используя технологию проблемно-диалогического обучения можно создать условия для формирования предметных , метапредметных и личностных УУД (универсальных учебных действий) на уроках в начальной школе.

Частый вопрос, который я задаю себе, звучит так:

- Что я хочу добиться от своих учеников, кого я хочу воспитать?

Образовательный стандарт нам четко рисует портрет выпускника начальной школы.

 (на слайде)

Я считаю важным качеством обучающегося должно быть умение самостоятельно добывать знания и уметь применять полученные знания в жизни. В решение данной проблемы мне на помощь пришла технология проблемного-диалогического обучения

В определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  1. Постановка учебной проблемы;
  2. Поиск её решения.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога

Цель моей работы учить детей с интересом, творчеством, подготовить их  к решению учебных и жизненных задач самостоятельно

Актуальность технологии проблемного диалога определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизацией познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

С введением образовательного стандарта второго поколения я выделила для себя несколько основных направлений:

– создать условия, в которых ребёнок сам добывает знания (т.е. научить его учиться);

– помочь ребёнку ориентироваться в различных ситуациях, т.е. научить преодолевать и решать трудности;

– для правильного восприятия ребёнком действительности необходимо расширить его воображение, т.е. развивать творчество.

Когда я говорю о роли учителя в учебном процессе, то вспоминаю притчу.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что этот  мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. “Мудрец подумал и ответил: “Всё в твоих руках”

В моих руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый школьник не просто усваивал бы поток информации, полученный от педагога, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах.

Работая по технологии проблемно- диалогического обучения многое, я почерпнула в работах Мельниковой Елены Леонидовны.

Мне бы хотелось сегодня конкретно поделиться своими методическими наработками.

С помощью технологии проблемно-диалогического обучения решаются многие педагогические задачи.(на слайде)

- Самостоятельному поиску учащимися новых понятий и способов действий.

- Последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем.

- Активное усвоение новых знаний.

-Мотивация к творчеству

-Формирование новых способов мышления.

-Включенность в деятельность всех обучающихся.

- Прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Проблемную ситуацию можно создать разными приемами 

Внедряя в свою практику технологию проблемного диалога, я активно использую приёмы «Столкновение мнений», «На ошибку», «Актуальность».

Приведу некоторые примеры:

На уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Правописание суффиксов –ик, -ек» я использовала приём «Столкновение мнений»

Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик

на доску

- Сравните, как Вы выполнили задание

- Что же вас удивило? (мы выполнили его по-разному)

-Сравните, как это задание выполнила я (на слайде)

- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

-У нас два мнения: либо –ик-, либо –ек-

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

- Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)

- Значит, какая будет тема урока?

- Правописание суффиксов -ик- и -ек- (формулировка темы урока)

Таким образом подвожу к теме урока. Дальше разворачивается второе творческое звено-поиск решения через побуждающий диалог.

______________________________________________________________________

Другой приём создания проблемной ситуации покажу на примере урока окружающего мира, при изучении темы «Пустыня» я использовала приём «На ошибку»

- «Как вы думаете, много ли растений в пустыне?»  ( Очень мало, почти нет)

- Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи

ПУСТЫНЯ В ЦВЕТУ

Кандидат биологических наук Е. ЛАПИНА.

Тот, кто никогда не бывал в пустыне, представляет ее в виде большого необитаемого пространства со скудной растительностью или вовсе без нее. Но такой пустыня бывает лишь летом или осенью, когда солнце сжигает все и на иссохшей твердой земле не заметно жизни. Совсем по-другому выглядит пустыня весной - во время короткого, но бурного цветения. Цветущая пустыня - явление удивительно красивое! Особенно красиво весной на юге Туркмении. Там, где скапливается вода, местами встречаются заросли цветущего тамарикса. Если не обращать внимания на засоленные пространства за ними, можно представить, что едешь по цветущему саду. Одно из основных растений, составляющих весенний зеленый покров песчаных пустынь, - миниатюрная осока илак.
 Но, к сожалению, так бывает не каждую весну, а только после влажной зимы, когда почва сохраняет накопленную влагу. 

__________________________________________________________________________________________

-Вспомните, как Вы ответили на мой вопрос? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

На уроке математики в 3 классе на семинаре директоров в 2016 году по теме «Доли. Образование и сравнение долей» я использовала приём подводящего к теме диалога:

 - Помогите решить такую проблему. Ко мне в гости пришёл Кирилл. У меня есть яблоко и я хочу его разделить для нас двоих. (беру яблоко)

- Я хозяйка, значит, отрежу себе по больше…(Разделить яблоко на неравные части).

 - Правильно я поступила? Почему? Как исправить ситуацию? Помогите мне!

Для создания мотивации к учебной деятельности на уроке Окружающего мира по теме «Зубы- это здоровье», в качестве приёма «Актуальность» я использовала фрагмент мультфильма «Птичка Тари».

- «Почему у крокодила заболели зубы?» Отвечая на вопрос, мы подошли к важной и актуальной теме о гигиене полости рта. После поиска и решения проблемы через групповую работу ребята создали буклет «Здоровые зубы-красивая улыбка»

Предлагаю вам посмотреть и послушать сказку Г. Александровой “Чужак ”, а после просмотра ответить на вопросы. Будьте внимательны.

          Собрались у воды родственники. Подводник

   с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал.

    И все старуху воду ждут.

    Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула

    на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

  • Кто же оказался чужаком среди родственников воды и почему?
  • Почему гости не сразу чужака приметили?
  • Назовите родственников воды.

___________________________________________________________________

- Я продемонстрировала Вам, как я создаю проблемные ситуации на разных уроках. Предлагаю посмотреть фрагмент урока, где дети с помощью диалога решают проблему и формулируют правила, т.е выполняют творческую работу.         

Критерием результативности и оценки качества деятельности учителя являются: достижения обучающихся более высоких показателей обучения, по сравнению с предыдущим периодом; результаты мониторингов; эффективность участия школьников в конкурсных мероприятиях – олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и викторинах предметной и метапредметной области

Результаты моей деятельности по данному направлению представлены в виде таблиц и диаграмм на слайде.

По результатам применения технологии проблемно-диалогического обучения могу достоверно утверждать, что она эффективна т.к.

- повышается уровень учебной мотивации (вы видите результаты диагностики

по Н.Г. Лускановой)

Такие методы диагностики помогают не только определять успешность процесса, но и уровень субъективной мотивации обучения, что на сегодняшний день является основным критерием формирования личности в современной школе.

-Увеличивается качество знаний. (на слайде)

-Снижается утомляемость, следовательно, сохраняется здоровье.

-данная технология эффективна и в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. На первых этапах обучения активно работали 24% учеников в классе, теперь – 68 %, и этот результат надеюсь улучшить;

- технология эффективна и в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);

Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что я на правильном пути. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.

Я думаю, что мой опыт по реализации технологии проблемно-диалогического обучения может заинтересовать других преподавателей. Отдельными идеями и приёмами по данной технологии я делилась в рамках различных мероприятий: выступление на седьмой Межрегиональной научно-методической  конференции в городе Саратове в 2017году, материалы конференции опубликованы в сборнике. В 2017 год на региональном семинаре «Системно – деятельный подход как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» я показала интегрированный урок математики и окружающего мира используя технологию проблемно-диалогического обучения, в 2015 году мастер-класс по окружающему миру на региональном учебном семинаре. Данный мастер-класс был опубликован в 47 сборнике методических разработок.

В моих планах в будущем создать свой сборник методических разработок с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

 В 2014 году впервые я дала мастер-класс используя технологию проблемно-диалогического обучения на базе второй школы, именно учителя этой школы способствовали тому, что я выбрала тему самообразования представленной технологии, которой я занимаюсь по настоящее время.

Не даром говорится «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться», т.е когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».

- Выберите, пожалуйста то яблоко, которое соответствует Вашему …настроению?.

-Если Вам знакома технология проблемно-диалогического обучения и Вы её практикуете, возьмите зелёное яблоко

- Если Вы считаете,то мой опыт работы пригодится Вам, возьмите красное яблоко.

-Надеюсь, что то семечко, которое Вы взяли от меня- вырастит в яблоню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

В статье говорится о том, что применение технологии проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы....

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

        В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

Урок с использованием проблемной ситуации оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, увлекает их, дети перестают бояться проблем, стремятся их разрешить, убеждаются в том, что к...

Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.

Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...