Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Барышева Вера Ивановна

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 2 класса. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_id5475131.docx65.36 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Администрация Одинцовского городского округа МБОУ "Первая школа им. М.А. Пронина" г.

Звенигород

РАССМОТРЕНО

ШМО начальных классов


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

Директор

        Кротова Е.В.                Толстова О.В.                Шарина Н.В.

Протокол №1

от "29" августа2022 г.


Протокол №1

от "30" августа 2022 г.


Приказ №794

от "31" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3949812)

учебного предмета

«Русский язык»

для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Барышева Вера Ивановна учитель начальных классов

Звенигород 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
  • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

Фонетика и графика

Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.

Лексика

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).

Морфология

Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,

«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

Синтаксис

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица

языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.

Орфография и пунктуация

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.

Правила правописания и их применение:

  • разделительный мягкий знак;
  • сочетания чт, щн, нч;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными.

Развитие речи

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста.

Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).

Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
  • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
  • неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
  • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные

универсальные учебные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

  • осознавать язык как основное средство общения;
  • характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
  • определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
  • находить однокоренные слова;
  • выделять в слове корень (простые случаи);
  • выделять в слове окончание;
  • выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
  • распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,

«что?»;

  • распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
  • распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
  • применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
  • писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
  • формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1

—2 предложения);

  • составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
  • определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
  • составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
  • писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления).

1

0

0

Рассказ учителя на тему «Язык

— средство общения людей и явление культуры»;

Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и богатстве русского языка;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

1.2.

Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ

1

0

0

Рассказ учителя на тему «Язык

— средство общения людей и явление культуры»;

Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и богатстве русского языка;

Диалог о том, как мы изучаем язык;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

Итого по разделу:

2

Раздел 2. Фонетика и графика

2.1.

Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и].

1

0

0

Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

2.2.

Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные

звуки. Качественная характеристика звука: гласный

  • согласный; гласный ударный
  • безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий
  • глухой, парный — непарный.

2

0

0

Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6004/start/202302/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4226/start/129901/

2.3.

Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова;

разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.

3

1

1

Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков; Практическое задание: закрепление на письме способов обозначения мягкости согласных звуков; Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре);

Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/

2.4.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я

(в начале слова и после гласных).

2

0

0

Практическое задание: закрепление на письме способов обозначения мягкости согласных звуков; Учебный диалог о способах обозначения звука [й’]; Наблюдение за языковым материалом: объяснение различий в звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных);

Заполнение таблицы: группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв);

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

2.5.

Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).

2

0

0

Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ определения количества слогов в слове;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6424/start/177721/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3692/start/189158/

2.6.

Использование знания алфавита при работе со словарями.

1

0

1

Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке);

Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре);

Комментированное выполнение задания

«Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать правильность выполнения заданий);

Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

2.7.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного)

1

1

0

Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке);

Письменный контроль; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

Итого по разделу:

12

Раздел 3. Лексика

3.1.

Понимание слова как единства звучания и значения.

Лексическое значение слова (общее представление).

2

0

0

Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6423/conspect/180283

3.2.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

3

0

0.5

Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6248/conspect/285223/

3.3.

Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение)

2

0

0

Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а);

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6008/start/90930/

3.4.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов

7

1

0

Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение (антонимами).

Анализ лексического значения слов — антонимов;

Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4203/start/201637/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4204/start/201700/

Итого по разделу:

14

Раздел 4. Состав слова (морфемика)

4.1.

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах корня (простые случаи)

6

0

0.5

Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов; Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем;

Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных слов; Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями; Работа с записями на доске: сопоставление однокоренных слов и выявление различий между ними в значении и в буквенной записи (среди родственных слов есть несколько слов с суффиксами, например, это может быть ряд гора, горка, горочка, горный, гористый);

Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/start/179887/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4218/conspect/201795/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6216/start/201827/

4.2.

Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов

4

1

0

Работа с текстом, в котором встречаются формы одного и того же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой различаются формы слова (изменяемой части слова); Работа с понятием

«окончание»: анализ предложенного в учебнике определения;

Устный опрос; Контрольная работа; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5315/start/185685/

4.3.

Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение)

14

2

0.5

Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок;

Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение);

Контрольная работа; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5300/start/271975/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/start/271233/

Итого по разделу:

24

Раздел 5. Морфология

5.1.

Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,

«что?»), употребление в речи

12

1

0

Наблюдение за лексическим значением имён существительных;

Дифференцированное задание: выявление общего признака группы слов;

Практическая работа: различение (по значению и вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;

Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5338/start/202582/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6005/start/180768/

5.2.

Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи

6

1

0

Упражнение:распределение глаголов на две группы в зависимости от того на какой вопрос отвечают"что делать?" или "что сделать?".

Наблюдение за предложенным выбором слов: что обозначают; на какой вопрос отвечают; формулирование вывода; введение понятия "глагол".

Наблюдение за лексическим значением глаголов.Дифференцированное задание:группировка глаголов в зависимости от того называют ли они движение или чувства. Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы.;

Контрольная работа; Письменный контроль; устный опрос; тестирование.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5340/start/202803/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4241/start/220364/

5.3.

Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,

«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи

6

0

0

Работа в парах: распределение имен прилагательных на три группы в зависимости от того; на какой вопрос отвечают "какой?". "какая?";

"какое?". Наблюдение за лексическим значением имен прилагательных. Наблюдение за предложенным выбором слов: что обозначают;

на какой вопрос отвечают; формулирование вывода; введение понятия "имя прилагательное".

Дифференцированное задание: выявление общего признака имен прилагательных; практическая работа: выписывание из текста имен прилагательных.;

Письменный контроль; Тестирование; устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5341/start/220457/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4279/start/181105/

5.4.

Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

5

1

0

Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов. Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок. Учебный диалог "Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?" Творческая работа: составление предложений;

в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки.;

Письменный контроль; устный опрос; тестирование; контрольная работа.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242/start/220863/

Итого по разделу:

29

Раздел 6. Синтаксис

6.1.

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).

Предложение как единица языка.

2

0

0

Обсуждение проблемного вопроса "Чем различаются предложение и "не предложение"? Наблюдение за связью слов в предложении.;

Устный опрос; письменный контроль.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3616/start/289378/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5623/start/179793/

6.2.

Предложение и слово. Отличие предложения от слова.

Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)

4

0

0

Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт).

Работа в парах: составление предложений из набора слов.;

Устный опрос; письменный контроль.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3487/conspect/178280

6.3.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

4

0

0

Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения отличаются по цели высказывания; например:"Утро. Утро?

Утро!"); сравнение ситуаций; изображённых на рисунке; формулирование вывода о целях;

с которыми произносятся предложения. Учебный диалог "Как соотносятся знаки препинания в конце предложений с целевой установкой предложения?" Составление таблицы "Виды предложений по цели высказывания";

подбор примеров.;

Устный опрос; письменный контроль.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5326/start/221236

6.4.

Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения

4

1

0

Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по эмоциональной окраске; например: "Лето наступило. Лето наступило!);

сравнение ситуаций; изображённых на рисунках; наблюдение за интонационным оформлением предложений.Работа в парах: составление предложений; различающихся по эмоциональной окраске; произношение предложений с соответствующей интонацией.Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам.;

Устный опрос; письменный контроль; контрольная работа.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5327/start/123881/

Итого по разделу:

14

Раздел 7. Орфография и пунктуация

7.1.

Повторение правил право- писания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн.

3

0

0

Учебный диалог "Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?" Комментированное письмо: объяснение различия в звукобуквенном составе; записываемых слов.

Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи-ши;

ча-ща;

чу-щу. чк;

чн. Взаимопроверка.;

Устный опрос; письменный контроль.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4223/start/129970/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6006/start/220105/

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

10

1

0

Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в словах с орфограммой "Проверяемые безударные гласные в корне слова". объяснить способ проверки безударных гласных в корне слова;

исправлять пропущенные ошибки. Осуществления самоконтроля; использования правила.;

Устный опрос; письменный контроль; контрольная работа.;

https://урок.рф/libraryformirovanie_orfograficheskoj_zorkosti_ispolzovan_171106.html

7.3.

Понятие орфограммы.

1

0

0

Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы "Проверяемые безударные гласные в корне слова".

Наблюдение за языковым материалом ( слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости- глухости согласными на конце слова); знакомство с понятием "орфограмма";

Устный опрос; письменный контроль.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4280/conspect/221173/

7.4.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

8

1

0

Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяемых безударных гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах.;

Устный опрос; письменный контроль; контрольная работа.;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

7.5.

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.

2

0

0.5

Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы. Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами.

Комментированное письмо при записи слов под диктовку; выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм; обосновывать способ проверки орфограмм. Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы.;

Устный опрос; письменный контроль; практическая работа.;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

7.6.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных

и предложенных текстов.

2

1

0

Самоконтроль:проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов.;

Устный опрос; письменная работа; контрольная работа.;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

7.7.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • разделительный мягкий знак;
  • сочетания чт, щн, нч;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными

17

0

0

Учебный диалог "Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки". Совместная работа алгоритма применение орфограммы "Проверяемые безударные гласные в корне слова". Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы. Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких проверочных слов. ;

Устный опрос; письменный контроль.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3626/start/219981/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/start/220043/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3552/start/202208/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3965/start/180493/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/

Итого по разделу:

43

Раздел 8. Развитие речи

8.1.

Выбор языковых средств в соответствии с целями

и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи.

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного

и бытового общения.

2

0

0

Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации;

Обобще ние результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств;

Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;

Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.;

Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.;

Наблюдение за нормами речевого этикета;

Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений;

Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую культуру во время повседневного общения;

Устный опрос; письменный контроль.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/start/288075/

8.2.

Умение договариваться

и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы

2

0

0

Работа с репродукциями картин; рассматривание;

анализ собственного эмоционального отклика на картину;

ответы на поставленные вопросы.;

Устный опрос; письменный контроль.;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

8.3.

Составление устного рассказа по репродукции картины.

Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам

2

0

0

Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3601/start/220598/

8.4.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли.

2

1

0

Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия слова, предложения, текста; Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление признаков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли;

Устный опрос; письменный контроль; контрольная работа.;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6476/start/178250/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4184/start/219949/

8.5.

Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).

14

1

0

Наблюдение за способами связи предложений в тексте; высказывание предположений о способах связи предложений в тексте. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте.

Самостоятельная работа: восстановление деформированного текста - необходимо определить правильный порядок предложений в тексте.

Практическая работа: формулирование основной мысли предложенных текстов. Наблюдение за структурой текста;

знакомство с абзацем как структурным компонентом текста;

формулирование выводов о том;

что в абзаце содержится

микротема. Совместная

Устный опрос; письменный контроль; контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/start/288820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/start/115031/

работа: определение последовательности абзацев в тексте с нарушенным порядком следования абзацев. Индивидуальная работа: определение порядков следования абзацев.

Дифференцированное задание: выделение абзацев в тексте в котором абзацы не выделены. Обсуждение : как связана основная мысль текста с содержанием каждого абзаца. Практическая работа:формулирование основной мысли текста и основной мысли каждого абзаца;

преобразование основной мысли в предложение.

Комментированное выполнение задания: подбор заголовка к тексту с обязательной аргументацией. Работа в группе: подбор различных заголовков к одному тексту. Практическая работа: установление соответствия/несоответствия заголовка и текста; аргументация своей точки зрения. Творческая работа: составление текста по заданным характеристикам - названию;

количеству абзацев и микротемам каждого абзаца. Наблюдение за особенностями текста-описания; установления его особенностей;

нахождение в тексте средств создания описания.

Обсуждение различных текстов- описаний(художественных; научных описаний); выявление сходств и различий. Наблюдение за текстом повествованием и установление его особенностей.;

8.6.

Знакомство с жанром поздравления.

2

0

1

Обсуждение особенностей жанра;

поздравления в ходе анализа; предложенных примеров поздравлений;

анализ структуры текстов- поздравлений. Творческое задание: создание текста поздравительной открытки(выбор повода для поздравления определяется самими учащимися);

Устный опрос; практическая работа;

https://pandia.ru/text/83/122/45229.php

8.7.

Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

2

0

0

Устные ответы на поставленные к тексту вопросы. Устный пересказ текста с опорой на вопросы. Самопроверка с возможностью корректировки пересказа.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

8.8.

Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы

2

1

0

Коллективный анализ содержания текста; который представлен как основа для

изложения(повествовательный текст объёмом 30-45 слов).

Устный пересказ текста с опорой на вопросы.

Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы.;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/13/2 /

Итого по разделу:

28

Резервное время

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

16

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры

1

Устный опрос;

2.

Соблюдение правил речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

Многообразие языкового пространства России и мира.

1

Устный опрос;

3.

Диалог и монолог. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для решения коммуникативной задачи.

1

текущий;

4.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли.

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

5.

Тема текста.

1

Устный опрос;

6.

Главная (основная ) мысль текста.

1

Текущий опрос; речевая разминка;

7.

Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

1

Устный опрос;

8.

Заголовок текста.

1

Устный опрос;

9.

Подбор заголовков к предложенным текстам.

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

10.

Части текста (абзац)

1

Устный опрос;

11.

Абзац. Последовательность частей текста (абзацев)

1

Текущий словарный диктант;

12.

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

1

1

Письменный контроль;

13.

Списывание (без пропусков и искажений букв) текста (объёмом не более 30 слов)

1

1

Тематическое контрольное списывание;

14.

Предложение и слово.

1

Устный опрос;

15.

Предложение как единица речи.

1

Устный опрос; словарная работа;

16.

Виды предложений по цели высказывния: повествователтные, вопросительные, побудительные предложения.

1

Тестирование;

17.

Использование на письме небуквенных графических средств.

Знаки препинания в конце предложения (повторение)

1

1

Контрольная работа;

18.

Восклицательные и вопросительные предложения.

1

Устный опрос;

19.

Слова в предложении. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)

1

Устный опрос; блиц-опрос на актуализацию знаний;

20.

Связь слов в предложении.

1

Устный опрос;

21.

Главные члены предложения (основа предложения, ознакомление).

1

текущий опрос. орфографическая разминка;

22.

Главные и второстепенные члены предложения (ознакомление без терминологии)

1

Устный опрос;

23.

Подлежащее и сказуемое

- главные члены предложения.

1

Устный опрос; блиц -опрос на актуализацию знаний;

24.

Характеристика предложения по главным и второстепенным членам (распространённые и нераспространённые предложения)

1

Текущий опрос;

25.

Предложение. Связь слов в предложении

1

Устный опрос;

26.

Обобщение знаний о предложении.

1

Письменный контроль;

27.

Комплексная работа с текстом. Практическая работа.

1

1

Практическая работа;

28.

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление)

1

Устный опрос;

29.

Как сочетаются слова.

1

Письменный контроль;

30.

Определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря.

1

Устный опрос; блиц -опрос на актуализацию знаний;

31.

Слова однозначные и многозначные (простые случаи)

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

32.

Определение значения многозначного слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

1

Устный опрос;

33.

Синонимы.

1

Устный опрос;

34.

Сочетание синонимов с другими словами

1

Устный опрос;

35.

Использование синонимов. Синонимы в тексте.

1

Тестирование;

36.

Антонимы

1

Устный опрос;

37.

Сочетание антонимов с другими словами.

1

Устный опрос; словарный диктант;

38.

Использование антонимов. Антонимы в тексте.

1

Устный опрос;

39.

Выявление слов,значение которых требует уточнения. Значение заимствованных слов.

1

Устный опрос; блиц-опрос;

40.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Устаревшие слова.

1

Устный опрос; блиц-опрос;

41.

Слово и его лексическое значение. Использование толкового словаря.

1

Тестирование;

42.

Письмо под диктовку (без пропусков и искажений букв) текстов (объёмом не более 35 слов) с учётом изученных правил

1

1

Диктант;

43.

Обозначение звуков речи на письме. Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков;обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё,ю,я.

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

44.

Звуки речи. Парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.

1

Текущий опрос; речевая разминка;

45.

Звуки речи и буквы.Характеристика звука.

1

1

Практическая работа;

46.

Установление соотношения звукового и буквенного состава словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных)

1

Устный опрос;

47.

Функции ь; показатель мягкости предшествующего согласного в конце и середине слова, разделительный.

1

Устный опрос; письменный контроль;

48.

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)

1

Письменный контроль;

49.

Правописание разделительного твердого знака (ъ)

1

Устный опрос; блиц-опрос;

50.

Различаем разделительные ь ъ. Использование на письме разделительных ъ и ь.

1

Тестирование;

51.

Правописание слов с разделительными ъ и ь.

1

1

Контрольная работа;

52.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги ( в том числе при стечении согласных)

1

Текущий опрос;

53.

Слоги ударные и безударные. Роль ударения

1

Устный опрос;

54.

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу (повторение)

1

Письменный контроль;

55.

Правописание прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (имена,фамилии, клички животных)

1

Письменный контроль;

56.

Повторяем фонетику и графику.

1

1

Контрольная работа;

57.

Окончание как изменяемая часть слова.

1

Устный опрос;

58.

Изменение формы слова с помощью окончания

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

59.

Различение изменяемых и неизменяемых слов.

1

Устный опрос; словарная работа;

60.

Нулевое окончание (ознакомление)

1

1

Устный опрос;

61.

Родственные (однокоренные) слова.

1

Устный опрос;

62.

Родственные (однокоренные ) слова и синонимы

1

Письменный контроль;

63.

Корень как часть слова

1

Устный опрос;

64.

Корень как общая часть родственных слов

1

Устный опрос;

65.

Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями

1

Устный опрос; письменный контроль;

66.

Правописание корня в однокоренных словах (проверяемые безударные гласные)

1

Устный опрос; письменный контроль;

67.

Правило обозначения буквой безударного гласного звука

1

Устный опрос; блиц -опрос на актуализацию знаний;

68.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

1

Устный опрос; письменный контроль;

69.

Отработка правописания слов с безударными гласными звуками в корне слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.

1

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

70.

Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

71.

Правописание словарных слов (непроверяемые гласные и согласные)

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

72.

Представление об орфограмме.

Проверяемые и непроверяемые орфограммы

1

Устный опрос; словарная работа;

73.

Правописание сочетаний чт, шн, нч

1

Устный опрос;

74.

Использование орфографического словаря учебника для определения(уточнения) написания слов.

1

0.5

Устный опрос; письменный контроль;

75.

Правописание букв согласных в корне слова (парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

1

Устный опрос; блиц =опрос;

76.

Корень слова с чередованием согласных

1

Устный опрос; письменный контроль;

77.

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

1

Устный опрос; письменный контроль;

78.

Формирование орфографичесой зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

1

Тестирование;

79.

Закрепление правописания букв гласных и согласных в корне слова.

1

1

Контрольная работа;

80.

Суффикс как часть слова.

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

81.

Значения суффиксов.

1

Устный опрос; тестирование;

82.

Правила написания суффиксов-онок, -ёнок-. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

1

Устный опрос;

83.

Правило написания суффиксов -ек, -ик-. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

1

Устный опрос; письменный контроль;

84.

Правило написания суффиксов. формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

1

Устный опрос; письменный контроль;

85.

Правило написания суффикса -ость-.

1

Устный опрос; письменный контроль;

86.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

1

1

Контрольная работа;

87.

Образование слов с помощью суффиксов.

1

Устный опрос; тетирование;

88.

Употреблениев речи слов с суффиксами

1

Устный опрос; письменный контроль;

89.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: орфограммы корня.

1

Устный опрос; письменный контроль;

90.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: орфограммы суффиксов.

1

Устный опрос; письменный контроль;

91.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове:орфограммы корня и суффиксов.

1

0.5

Практическая работа;

92.

Приставка как часть слова.

1

Устный опрос; письменный контроль; орфографическая работа;

93.

Наблюдение за наиболее распространенными приставками.

1

Устный опрос; письменный контроль;

94.

Значение приставок.

1

Устный опрос; письменный контроль;

95.

Правописание приставок.

1

Устный опрос; тестирование;

96.

Различение приставок с буквами о, а

1

Устный опрос; письменный контроль;

97.

Правописание приставок с буквами о, а.

1

Устный опрос; письменный контроль;

98.

Образование слов с помощью приставок

1

Устный опрос; письменный контроль;

99.

Слова с двумя приставками (наблюдение)

1

Устный опрос; орфографическая работа;

100.

Основа слова

1

Устный опрос; письменный контроль;

101.

Нахождение в слове корня, окончания, приставки, суффикса.

1

102.

Правописание орфограмм частей слова (закрепление). Контроль и самоконтроль при проверке собствеенных и предложенных текстов.

1

1

Диктант;

103.

Письмо под диктовку (без пропусков и искажений букв) текстов ( объёмом не более 40 слов) с учётом изученных првил првописания.

1

1

Диктант;

104.

Части речи (ознакомление)

1

Устный опрос; письменный контроль;

105.

Самостоятельные и служебные части речи (ознакомление, без введения терминологии)

1

Устный опрос;

106.

Предлог как часть речи.

1

Устный опрос; письменный контроль;

107.

Наблюдение за наиболее употребительными предлогами: в, на, из,

без, над, до, у, о, об, и др.

1

Устный опрос; письменный контроль;

108.

Отличие предлогов от приставок.

1

Устный опрос; тестирование;

109.

Правописание предлогов с другими словами (пробел между словами). Формиование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

1

Устный опрос; письменный контроль;

110.

Правописание предлогов с другими словами (закрепление)

1

1

Контрольная работа;

111.

Употребление частей речи в тексте.

1

Устный опрос; тестирование;

112.

Фрмирование орфографической зоркости: осознание возникновения орфографической ошибки: учимся находить и проверять орфограммы в слове.

1

Устный опрос; орфографическая разминка;

113.

Имя существительное как часть речи (ознакомление)

1

Устный опрос; письменный контроль;

114.

Значение и употребление в речи имё существительных.

1

Устный опрос; письменный контроль;

115.

Группы имён сущестфительных в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: что? или кто?

1

Устный опрос; блиц-опрос;

116.

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Устный опрос; письменный контроль;

117.

Правописание собственных имё существительных.

1

Устный опрос; письменный контроль;

118.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограмм в слове: учимся находить и проверять изученные орфограммы.

1

Устный опрос; письменный контроль;

119.

Единственное и множественное число имён существительных.

1

Устный опрос;

120.

Изменение имён существительных по числам.

1

Тестирование;

121.

Имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе.

1

Устный опрос; письменный опрос;

122.

Число имён существительных.

1

Устный опрос; орфографическая работа;

123.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Правописание орфограмм корня.

1

Устный опрос; тестирование;

124.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

1

Устный опрос; письменный контроль;

125.

Роль имени существительного в предложении.

1

Устный опрос;

126.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

1

Устный опрос; письменный контроль;

127.

Обобщение изученных знаний об имени существительном.

1

1

Контрольная работа;

128.

Сочиняем начало текста. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

1

Устный опрос; письменный контроль;

129.

Учимся составлять текст. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

1

Устный опрос; письменный контроль;

130.

Знакомство с жанром поздравления.

1

1

Практическая работа;

131.

План текста.

1

Устный опрос; письменный контроль;

132.

Учимся составлять план текста.

1

Устный опрос; письменный контроль;

133.

Учимся писать письма по плану. Составления устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1

Устный опрос; письменный контроль;

134.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

1

Устный опрос; орфографическая работа;

135.

Текст - описание. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.

1

Устный опрос; письменный контроль;

136.

Особенности текста- описания.

1

Устный опрос; письменный контроль;

137.

Составление устного рассказа (текста- описания) по репродукции картины.

1

Устный опрос;

138.

Составление текста- описания. Использование синонимов и антонимов в речи.

1

Устный опрос; орфографическая работа;

139.

Глагол как часть речи (ознакомление).

1

Устный опрос; письменный контроль;

140.

Значение глагола в речи.

1

Устный опрос; письменный контроль;

141.

Группы глаголов в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: что делать? или что сделать?

1

Устный опрос; письменный контроль;

142.

Признаки глагола.

1

Устный опрос; орфографическая работа;

143.

Единственное и множественное число глаголов.

1

Устный опрос; письменный контроль;

144.

Изменение глаголов по числам.

1

Устный опрос; письменный контроль;

145.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Правописание частицы не с глаголами.

1

Устный опрос; письменный контроль;

146.

Обобщение изученных знаний о глаголе.

1

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

147.

Письмо под диктовку текстов с учётом изученных правил.

1

1

Диктант;

148.

Текст - повествование.

1

Устный опрос; письменный контроль;

149.

Особенности текста- повествования.

1

Устный опрос; письменный контроль;

150.

Составление текста- повествования на заданную тему.

Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1

Устный опрос; письменный контроль;

151.

Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Подробное изложение с опорой на вопросы.

1

Устный опрос; письменный контроль;

152.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление)

1

Устный опрос; орфографическая работа;

153.

Значение имени прилагательного в речи.

1

Устный опрос; письменный контроль;

154.

Группы имён прилагательных в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: какой? какая? какое? какие?

1

Устный опрос; письменный контроль;

155.

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

Устный опрос; письменный контроль;

156.

Изменение имени прилагательного по числам.

1

Устный опрос; письменный контроль;

157.

Обобщение изученных знаний о прилагательном.

1

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

158.

Списывание (без пропусков и искажений букв) текста (объёмом не более 50 слов).

1

1

Контрольная работа;

159.

Составление текста- описания. Составление устного рассказа по репродукции картины.

1

Устный опрос; письменный контроль;

160.

Местоимение как часть речи (ознакомление)

1

Устный опрос; орфографическая работа;

161.

Составление по рисункам текста-диалога.

Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1

Устный опрос; письменный контроль;

162.

Речевой этикет: использование слов "ты","вы" при общении. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

1

Устный опрос; письменный контроль;

163.

Текст-рассуждение

1

Устный опрос; орфографическая работа;

164.

Особенности текста- рассуждения.

1

Устный опрос; письменный контроль;

165.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

1

;

Устный опрос; письменный контроль;

166.

Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Устный опрос; письменный контроль;

167.

Обобщение изученных правил правописания. Проектная работа.

1

1

Практическая работа;

168.

Комплексное повторение изученных знаний во 2 классе.

1

1

Контрольная работа;

169.

Закрепление правописания орфограмм, изученных во 2 классе

1

Устный опрос; письменный контроль;

170.

Итоговая работа за 2 класс

1

Устный опрос; письменный контроль;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

16

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество

«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс Автор(ы): Климанова Л. Ф.

Линия УМК: УМК "Перспектива" Л. Ф. Климанова, 2 кл.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аудиовизуальные средства; наглядная информация: таблицы, картины, лента букв и звуков; справочная литература, словари

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...